Перейти к основному содержанию


33560 просмотров

Казахстанские производители молочной продукции вводят в заблуждение потребителей

Производители не указывают точную информацию на упаковках

Фото: Shutterstock

Отечественные производители молочной продукции вводят в заблуждение потребителей, но при этом активно пользуются мерами государственной поддержки, финансируемой за счет налогоплательщиков, считает председатель национального общества по защите прав потребителей «Сапа» Алиакпар Матишев.

«В таком случае надо писать, где 6 дней (срок хранения молока), что это настоящее молоко. А где 6-9 месяцев, что это молочный напиток, молочный продукт. Потребитель сам разберется, и, естественно, цена у него должна быть разная», – сказал он «Курсиву» 13 августа.

Матишев отметил, что производители должны указывать всю информацию на упаковках.

Контролирующими органами в данной сфере являются, в частности, комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения и комитет ветеринарного контроля и надзора министерства сельского хозяйства.

По мнению председателя, данные органы работают больше по импортной продовольственной продукции, фактически закрывая глаза на отечественную продукцию.

«По импорту понятно – наши работают. А по отечественным производителям выявлять такие факты наши государственные органы не заинтересованы, потому что невыявление несоответствия казахстанской продукции – это скрытое лоббирование и поддержка отечественных производителей в ущерб потребителю», – сказал он.

«То есть в таком случае уже ставятся под вопрос меры государственной поддержки отечественных производителей, потому что государство за счет средств налогоплательщиков поддерживает многих производителей, и выявлять и говорить, что они еще обманывают потребителей за счет денег потребителей, налогоплательщиков, наверное, всплывут и будут названы имена многих больших отечественных производителей, которые получают меры господдержки. А если  господдержку получают, то вопрос: а почему мы поддерживаем производителей, которые нас обманывают?» – задается вопросом Матишев.

В связи с этим он предлагает лишать господдержки те предприятия, которые вводят в заблуждение собственных потребителей.

«Мы полагаем, что любой производитель, который уже обманывает потребителя и производит небезопасную продукцию, должен лишаться всех мер господдержки. Ее должен получать только добросовестный, честный производитель», – сказал он.

В ходе пресс-конференции Матишев сообщил, что в Казахстане много фальсификата на молочном рынке.

«Очень много фальсификата на рынке Казахстана и практически нет молока со сроком хранения 6-9 дней – у нас полугодовые (сроки хранения молока)», – сказал он на пресс-конференции.

В результате проведенных экспертиз было выявлено, что у потребителей имеются большие претензии к молочной продукции, которая продается на территории Республики Казахстан, и, к сожалению, по его словам, больше всего претензий имелось к отечественным производителям.

По его мнению, косвенным показателем неконкурентоспособности казахстанской молочной продукции является и практически его отсутствие на рынке соседних стран Таможенного союза. 

В свою очередь директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников объяснил, какое именно импортное молоко поступает в Казахстан.

«Импортного молока не так много, потому что везти нормальное молоко – 72 часа хранения, его никто не повезет даже из Омской области. Да, много импортного молока, которое хранится 6-9 месяцев. Такое есть, но сегодня и нашего молока достаточно на рынке», – сказал он.

По его мнению, Казахстан должен обеспечить импортозамещение.

«Что касается экспорта. Это мое мнение – с ним можно соглашаться или не соглашаться. Я, например, считаю, что в Казахстане нужно обеспечить продовольственную безопасность, то есть полностью обеспечить своим молочным продуктом население. Но мы не Швейцария и даже не Беларусь, и конкурировать с ними, с их климатическими условиями, историей и традициями молочного животноводства, очень сложно», – резюмировал Кожевников.


567 просмотров

Рынок печатной периферии находится в депрессии

Рассказываем, почему так происходит

Фото: Shutterstock

Рынок печатных устройств – это небольшая, но важная составляющая часть рынка IT. И было бы удивительно, если бы этот небольшой рынок жил своей отдельной жизнью. Он подвержен общим тенденциям, характерным для большого рынка IT. 

Общий тренд

Казахстанский IT-рынок уже несколько лет не может компенсировать потери, которые стали итогом девальвации 2014-го. Тогда он упал на 8%. В 2015 году, «отработав» негатив по девальвации, рынок упал еще на 30%. В 2016 году по инерции – еще на 8% (все приведенные данные – оценка аналитической компании IDC). В 2017 году наметилось робкое восстановление – по оценкам участников рынка (данные IDC по итогам 2017–2018 годов недоступны), рост составил до 10%. Это означает, что его емкость достигла примерно $1,4 млрд. Опираясь на ту же экспертную оценку, можно утверждать, что темпы роста IT-рынка Казахстана в 2018-м также вряд ли превысили 10%, несмотря на неплохую конъюнктуру. Таким образом, емкость рынка составила примерно $1,6 млрд (в 2013 году, на пике «славы», его емкость составляла около $2,2 млрд). 

Говоря о неплохой конъюнк­туре, следует понимать, что на внутреннем рынке все оказалось не так однозначно – тенге продолжил обесцениваться по отношению к доллару (2018 год начали на отметке 327 тенге за доллар, а закончили на отметке 372). 

Здесь следует пояснить, что структура IT-рынка в Казахстане имеет ощутимый «железный» акцент. То есть на аппаратное обеспечение приходится почти 80%, а на программное обеспечение и IT-услуги – плюс-минус по 10%. Этот дисбаланс является очень болезненной темой. По сути, низкая доля IT-услуг в структуре рынка – это признак его незрелости с точки зрения наличия массы компетенций. Еще один вывод из вышесказанного – высокий уровень импортозависимости (почти 90%). Иными словами, любой валютный шок – это большая проблема для IT-рынка. Понятно, эта стартовая позиция для рынка печатной периферии была изначально невыгодной.

Вывод бумаги

Даже в крайне негативных для отрасли 2014–2015 годах печатная периферия смогла «выделиться». По данным IDC, емкость рынка «печатки» в Казахстане в 2014 году составила $53 млн. В 2015 году рухнула сильнее рынка – до $30 млн, а в 2017-м – до $27 млн. В этой ситуации единственный способ не сорвать большие проекты – уходить в сторону бюджетных конфигураций. Об этом в свое время говорил и региональный директор IDC в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане Андрей Беклемишев: с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – появился целый ряд проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл.

Иван Гончаров, директор департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, комментируя «принтерные» итоги 2018 года, отмечает рост продаж, а вот с объемом не все так просто – в штучном выражении рынок многофункциональных устройств (МФУ) несколько снизился. В то же время монофункциональные принтеры существенно подросли – на 61%. К этим цифрам следует относиться с осторожностью: несмотря на то что рынок фрагментирован и фактически контролируется несколькими игроками, рост продаж у одного крупного игрока не может быть причиной, чтобы повысить общий градус оптимизма по отношению к печатной периферии. Впрочем, здесь, пожалуй, наиболее интересно даже не это, а наблюдения эксперта в части структуры рынка.

«Из достаточно свежих трендов рынка назвал бы желание крупных игроков на рынке развить аутсорсинг печати. С другой стороны, хотя новые продукты есть на рынке и появляются ресурсы для управления таким бизнесом, сдвиги незначительные. Запущены проекты исключительно только для компаний с иностранным участием. В госсекторе и квазигоссекторе такие проекты не работают ввиду законодательных ограничений (контракты заключаются на период не более чем один год). Здесь же еще одна зона риска – валютные риски», – комментирует он.

Следует отметить еще одну тенденцию – струйная печать имеет серьезные виды на офис: по ряду эксплуатационных параметров она опережает лазерную печать. Исход битвы уже сейчас видится предрешенным: эволюция лазерной печати почти остановилась, чего не скажешь о «струе» – она оказалась не только быстрее и энергоэффективнее, но и экологичнее и дешевле.

Наконец, электронный документооборот. Здесь риски для печатной периферии также очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. 

Встречный ветер

В противовес оптимизму, который прозвучал от директора департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, – новости из России. По итогам II квартала 2019 года на российский рынок было поставлено на 9,3% меньше (к аналогичному периоду прошлого года) устройств печати, включая принтеры, копиры и многофункциональные устройства. В IDC, которая анонсировала эти данные, оценивают рынок печатной периферии России по итогам 2018 года в $190 млн. Причем наиболее тревожная динамика наблюдается именно в потребительском сегменте: принтеры в домашнем интерьере – это уже лишнее.

Не исключено, что эти тренды, как было уже не раз, мигрируют и в Казахстан. Если этого уже не произошло.

Хотя в целом тренды для печатной периферии видятся в негативном ключе, есть сегменты, где спрос, как ожидается, будет расти. Например, это большие, «тяжелые» решения, ориентированные в том числе и на проекты в области аутсорсинга печати. Сюда же можно отнести упомянутое смещение спроса в сторону струйной печати, причем этот тренд замечен уже даже в наиболее консервативном сегменте – корпоративном.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций