Перейти к основному содержанию
5222 просмотра

Как изменится рынок пассажирских перевозок в Семее

Перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке

Фото: Автора

В Семее 29 августа подведут итоги конкурса по пассажирским перевозкам общественного транспорта. Он определит работу рынка на ближайшие пять лет. Главным условием участия в конкурсе городской акимат поставил обновление подвижного состава автобусами малого, среднего и большого класса. Из восьми автобусных парков и транспортных предприятий лишь пять компаний решили участвовать в конкурсе.

Накануне тендера

В настоящее время в Семее насчитывается 47 маршрутов общественного транспорта. Для их обслуживания на линии ежедневно выходит 399 различных автобусов. По данным НИИ транспорта и коммуникаций, в день в городе перевозится, в среднем, 212 тыс. человек, из них 47,3 тыс. пассажиров, пользующихся  льготами.

По информации отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея (далее - отдел ПТ и АД), на текущий момент в городе работают восемь перевозчиков: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Азия Combi», ТОО «Автомигди», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семдортехника-2», ТОО «Семей көлігі TRAST», ТОО «Автобусный парк «Семей» и ИП «Мусапиров».

ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Сombi» считаются самыми крупными автопарками города, которые обслуживают более 30 городских маршрутов автобусами практически всех классов - от особо малого до особо большого. Их автопарк насчитывает около 200 единиц техники.

Еще одно предприятие – ТОО «Таксомоторный парк» - обслуживает 14 городских маршрутов, имея на балансе около ста автобусов малого и особо малого классов. 

Пять остальных автопарков города работают на 3-4 маршрутах, где для пассажиров предоставляются, в основном, ГАЗели или небольшие двухдверные автобусы китайского или отечественного производства. Их подвижной состав насчитывает до 30-40 единиц. Исключением можно назвать ТОО «Semey Bus», вышедший на рынок в конце 2017 года. Транспортное предприятие приобрело 35 новых автобусов среднего и большого класса, которые работают по трем маршрутам.

По данным, предоставленным отделом ПТ и АД Семея, в конкурсе на право обслуживания маршрутов регулярных внутригородских автомобильных перевозок пассажиров насчитывается 12 лотов. Они охватывают 38 маршрутов, на обслуживание которых потребуется 277 автобусов различной вместимости. 

По условиям конкурса, перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке, которая была разработана с учетом рекомендаций НИИ транспорта и коммуникаций. Так, количество городских маршрутов будет сокращено до 42, а автобусов, ежедневно выходящих на линии, до 321 единицы. Были упразднены такие маршруты, как: 10, 17,  19, 23, 31, 32, 37, 38, 40, 45, 50, 53 и  57.  

Классность автобусов и их техническое состояние стали главным условием для участия в конкурсе. Так, полностью исключается использование «гармошек» (автобусов особо большого класса). Количество автобусов большой вместимости сокращается с 97 до 45 единиц. А вот средний класс, наоборот, увеличивается с 28 до 97 единиц. Сокращение автобусов малой вместимости совсем незначительное – 169 против 178. Микроавтобусы почти совсем исчезнут с дорог Семея. Из 127 ГАЗелей оставляют всего лишь одну машину.

Классификация автобусов
 

  • особо малые — от 4,5 до 6 метров
  • малые — от 7 до 7,5 метров
  • средние — от 8 до 9,5 метров
  • большие — от 10 до 11 метров
  • особо большие — от 12 до 17 метров.

В борьбу вступили не все

По информации, предоставленной нашему корреспонденту руководителем сектора отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Назым Жанболатовой, полный пакет конкурсной документации подали пять из восьми транспортных предприятий города: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Автобусный парк «Семей», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семей Көлігі TRAST» и ИП «Мусапиров».

Как рассказал Kursiv.kz директор ТОО «Семдортехника-2» Геннадий Пьянов, его транспортное предприятие не сможет принять участие в конкурсе и будет вынуждено закрыться, поскольку подвижной состав его автобусного парка вообще не подходит к новым условиям конкурса.

Компания подала судебный иск в Восточно-Казахстанский специализированный межрайонный экономический суд на отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея о несоблюдении заключенного в 2015 году меморандума.

Как пояснил Геннадий Пьянов, несколько лет назад его предприятие заключило соглашение с городским и областным акиматами о продлении договора по пассажирским перевозкам сроком до 10 лет при условии обновления подвижного состава.

«С 2017 года наше предприятие стало активно приобретать в лизинг новые автобусы особо малого класса. Поскольку мы специализировались именно на обслуживании тех маршрутов, где всегда использовались ГАЗели. Мы затратили 7 млн тенге. Для нашего предприятия это очень серьезная сумма. Однако в условиях нового конкурса понятие автобусов особо малого класса вообще исключили. И теперь ТОО «Семдортехника-2» даже не может участвовать в тендере», - откровенно признался Геннадий Пьянов.

По его словам, поскольку кредит за большинство приобретенных машин предприятие еще не погасило, а работать ГАЗели уже не будут, то автобусный парк будет вынужден просто вернуть лизинговой компании все купленные автомобили. Остальной же парк будут либо списывать на утилизацию, либо продавать на рынке подержанных автомобилей. По итогам тендера 2013 года, ТОО «Семдортехника» обслуживала три городских маршрута - №21, 30 и 31. 

Не подал заявки на участие в конкурсе и один из крупнейших автобусных парков Семея – ТОО «Азия Combi». От комментариев корреспонденту Kursiv.kz, которые бы прояснили позицию предприятия, его директор Евгений Филичкин воздержался. Известно только, что уже 20 августа автобусный парк не стал реализовывать проездные билеты для пассажиров.

Городской акимат Семея неоднократно предупреждал перевозчиков, что в условиях конкурса будет четко прописано обновлением подвижного состава. Некоторые автопарки в 2019 году приобрели новые автобусы для работы на маршрутах. 

К примеру, ТОО «Таксомоторный парк» с начала текущего года закупил 80 автобусов малой вместимости семейского производства на сумму около 820 млн тенге. 30% подвижного состава парка составляют ГАЗели. Эти машины подлежат списанию или реализации на рынке подержанных автомобилей.

Самый крупный игрок

Занять доминирующую позицию на рынке пассажирских перевозок в Семее может ТОО «Автобусный парк «Семей». Предприятие было организовано в 2018 году на основе государственно-частного партнерства. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», а 49% – государству. 

В 2019 году через АО «БРК-Лизинг» ТОО «Автобусный парк «Семей» приобрел 170 новых автобусов большого, среднего и малого классов на общую сумму свыше 4,1 млрд тенге.

«С учетом приобретения подвижного состава несколькими автобусными парками города, после проведения нового конкурса обновление составит не менее 86% от общего количества автобусов. Ежедневно на линии в городе будет выходить 321 автобус», - считает аким Семея Ермак Салимов

Позиция местной власти

Почему городской акимат разработал именно такие жесткие требования к участникам конкурса, пояснил в ходе пресс-конференции Ермак Салимов.

«Мы готовы к судебным разбирательствам, если перевозчики намерены решать вопрос в правовом поле. Однако новая маршрутная сеть была разработана на основе анализа пассажиропотока всех маршрутов, который был сделан по дням и даже по часам, с учетом будних, выходных и праздничных дней. Поэтому мы требуем, чтобы автобусы работали ежедневно с 6 утра до 22 вечера вне зависимости от сезона и дня недели. Это поможет окупить все затраты перевозчиков, которые они понесли, приобретая новые автобусы», - озвучил позиция местной исполнительной власти Ермак Салимов.

Новая маршрутная сеть в Семее заработает уже с 10 сентября.

Также, по мнению градоначальника, новый конкурс с более жесткими и четкими требованиями поможет повысить качество обслуживания пассажиров со стороны перевозчиков. 

«Несмотря на то, что администрация города занимается решением проблем пассажирского транспорта уже более трех лет, жалобы от населения на обслуживание продолжают поступать. Это ранние сходы автобусов с маршрутов, грубость кондукторов и водителей, грязь в салонах, хронические неисправности самых автобусов и многое другое. И многие из этих жалоб вполне обоснованны», - сообщил глава города.

По его словам, по данным Центра управления пассажирскими перевозками Семея, регулярность движения самых крупных автобусных парков города – ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Combi» - за последний месяц упала до показателей 33-37% в месяц. Для сравнения, регулярность движения ТОО «Автобусный парк «Семей» в этот же период составляла 93%. 

«Это говорит о том, что, работая на старых, изношенных автобусах, просто невозможно оказывать пассажирам качественные услуги. Потому что машины постоянно сходят с линии из-за многочисленных поломок. Новые же автомашины позволяют соблюдать график движения», - пояснил Ермак Салимов.

С 2016 года в Семее мониторинг работы общественного транспорта осуществляется с помощью программы «Bus Report». За это время  диспетчерами Центра управления пассажирскими перевозками было составлено более 1750 актов нарушений правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах. Среди них: грязный салон, самовольный сход с маршрута, нарушение санитарных норм, графика движения и многое другое.

При этом у городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог нет никаких законных рычагов воздействия на нарушителей. Как пояснил Ермак Салимов, в договоре образца 2013 года просто не были прописаны штрафные санкции, налагаемые на перевозчиков за допускаемые ими нарушения в ходе обслуживания городских маршрутов.

Впрочем, даже при таких условиях акимату удалось в суде доказать несостоятельность подрядчиков и передать обслуживание четырех маршрутов другим предприятиям.

«Чтобы урегулировать ситуацию, в новом договоре будет четко прописана система штрафов. Так, в случае снижения регулярности движения меньше 80% в месяц, отдел будет вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с подрядчиком. Также за регулярные нарушения предприятие будет лишаться субсидирования со стороны государства», - разъяснил новые правила пассажирских перевозок Ермак Салимов.

По мнению главы города, чтобы четко соблюдать взятые на себя договорные обязательства и избежать штрафов, перевозчики будут вынуждены приобретать новые автобусы.

Субсидии: когда они будут?

Вопрос субсидирования проезда некоторых категорий пассажиров и социально-значимых маршрутов из местного бюджета для Семея - один из самых актуальных. По словам перевозчиков, за годы независимости Казахстана местная исполнительная власть никогда не выплачивала их предприятиям субсидии из средств местного бюджета. И этот факт нередко становился главным аргументом, когда вставал вопрос очередного повышения тарифа за проезд в общественном транспорте.

«Вопрос субсидирования маршрутов прописан в казахстанском законодательстве. Однако городской бюджет не может выделять средства, когда никто не знает, какие именно суммы зарабатывает тот или иной перевозчик, обслуживая именно эти маршруты. Несмотря на наши неоднократные требования, перевозчики упорно отказываются предоставлять городским властям финансовую отчетность», - прокомментировал ситуацию Ермак Салимов.

По его мнению, говорить о возможности субсидирования можно будет только после внедрения системы электронного билетирования во всех автобусах Семея. Уже на днях на одном из городских маршрутов будут установлены 10 переносных и стационарных валидаторов. Они будут работать в тестовом режиме.

Как рассказал Ермак Салимов, специалисты отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея изучили опыт работы электронного билетирования Минска, Атырау, Бийска, Барнаула, Кокшетау, Алматы и Нур-Султана. В городской акимат поступали предложения от различных компаний, предлагающих организовать цифровизацию пассажирского транспорта на суммы от 110 млн до 1,5 млрд тенге. 

Сейчас идет работа по организации всей необходимой инфраструктуры, которая бы обеспечивала бесперебойную работу системы электронного билетирования. Ведутся переговоры с банками, производителями транспортных карт, предприятиями, специализирующимися на оказании электронных финансовых услуг по приему платежей.

При этом никто в Семее не берется определить четкие сроки внедрения системы электронного билетирования в общественном транспорте.

Итоги конкурса по пассажирским перевозкам в Семее станут известны 29 августа.

banner_wsj.gif

58 просмотров

Күл жинауға қатысты дауға нүкте қойылды

Күлді рұқсатсыз жинап сатқандардың ісі заңдастырылатын болды

Фото: ашық дереккөздерден

Бұған дейін Павлодар облысында күл үшін текетірес болып, тәртіп сақшысының қызметтен шеттетілгенін жазған едік. Бұл мәселе осы уақытқа дейін егжей-тегжей сараланып, билік пен бұқара бір байламға келді. 

Күл жинау оңай ма?

Көктем келе Ақсу қаласына қарасты Береке ауылының тіршілігі қызады. Тұрғындар Екібастұз қаласындағы ГРЭС-1, ГРЭС-2 зауыттарынан шыққан күлді көлдің бетінен қалқып алып, микросфера шығару үшін жинайды. Күні-түні бел жазбай жинаған күлді тапсырып, күнделікті нәпақасын содан табады.  

Десе де, тұрғындар күлді күнде жинамайды. Бұл - қысқа уақыттық олжа ғана. Яғни, тек қар кетіп, көлдегі мұз еріген тұста зауыттан шыққан күлді қалқып алуға болады. Бұл іске жергілікті тұрғындар тыңғылықты дайындалады. 

Мамықтай жеңіл күлді қолмен жинап алу әсте мүмкін емес. Ол үшін басы темірден төртбұрыш болып жасалған, ағаш сабы бар құрал керек. Оның басына арнайы материалдан тігілген қапты байлайды. Тұрғындардың барлығы дерлік күл жинайтын бұл құралды өздері тігіп, дайындап алады. Әйтпегенде, әрқайсысын 6 мың теңгеге сатып алулары керек. Бұл бағаны кез келген ауылдықтың қалтасы көтере бермейді. 

 

 

 

Сол құралды асынып, қаптарын дайындап, ауылдан бірнеше шақырым жерде жатқан көлге қарай бет алады. Күнкөріс қамымен бұл іске жас та, жасамыс та, ер де, әйел де барады. Қапты толтыру үшін су өткізбейтін киімдерін киіп, белуарға дейін көлге кіреді. Бір адам күніне 70-100 қап жинауы мүмкін. Желді, жаңбырлы күндері табыс табамын деу - әурешілік. Себебі көлдің бетіне күл жиналмай, тұрғындар бос қайтады. 

Ал қаптарын толтырып алса, сол жерде ресми түрде күл жинауға рұқсат қағазы бар бірнеше компанияға тапсырады. Жергілікті жұртшылықтың айтуынша, сатып алушылар бір қапты 250-500 теңгеге бағалап, оны микросфера дайындайтын отандық және шетелдік кәсіпорындарға келісін 50-60, тіпті 100 теңгеге сатады. Сонда бір қап күлді 5 мың теңгеге дейін өткізуге болады. Енді алыпсатарлардың бір қаптан табатын табысын есептей беріңіз. Бұл жайт күні-түні көл басында еңбек еткендердің наразылығын тудырмай қоймады. 

«Күл жинау оңай іс емес. Аз да болса ақша табайық деп қиындығына қарамастан жинаймыз. Бірақ, бізден бір қапты 250 теңгеге алып, оны 10, тіпті одан да көп есеге сату – халықты қанау әрі еңбегін бағаламау деп білеміз. Сондықтан қояр талабымыз – бір қапты 250 теңгеден жоғары бағаға сатып алсын», – дейді Еркебұлан есімді азамат. 

Даудың басы...

Жеке компаниялардың бағаларына келіспеген кейбір жұмысшылар көл басынан 7-8 қап күлді алып шығып, жақын орналасқан ауылдардағы қабылдау пунктеріне келісін 50 теңгеден өткізетін көрінеді. Микросфера өндірісіне қажет шикізаттан айырылып қалған кәсіпорындар тұрғындардың мұндай әрекетін құп көрмейді. Жалпы, микросфера – алюмосиликатты ұсақ түйіршіктер. Ол - мұнай өндірісі мен құрылыста таптырмас бөлшек. Көлемі небары 500 микрон болатын бұл шар тәріздес өнім ұңғымалар қазуда, цемент қоспаларына араластырып, оның беріктігін нығайтуда кеңінен қолданылады. Сәйкесінше, сұраныс та жоғары. 

Оны шығаратын кәсіпорындар тұрғындардың өз еркімен, еш рұқсатсыз көлдің бетінен күл жинап, жеке пунктерге тапсыруын дұрыс емес деп санайды. Соның салдарынан екі тарап арасында түсініспеушіліктер жиі туындайды. Тіпті, өткен жылы компаниялар жалдаған күзет фирмасының өкілдері көлдің аумағына кіріп, қап-қап күл шығармақшы болған тұрғындарға оқ атқаны бар. Тұрғындардың өздері мұндай әрекетке еріккеннен емес, ресми жұмыс болмағандықтан барып отырғандарын айтады. 

Ал Достық ауылдық округінің әкімі Жамбыл Қайырхановтың айтуынша, еңбек етемін деген адамға жұмыс табылады. 

«Біздің округте, жақын жатқан Қалқаман кенті мен Ақжол ауылында бос жұмыс орындары бар. Шаруа қожалықтарының өздері 10-ға жуық жұмыс орнын ұсынып отыр. Бірақ, 70-80 мың теңге айлыққа ешкімнің жұмыс істегісі келмейді. Кейбіреулері биржа арқылы ұсынған жұмыстардан да «жалақы аз» деп бас тартады. Сондықтан табысы анағұрлым көп күл жинау ісіне кіріседі», – дейді ауыл әкімі. 

Еңбектері лайықты түрде бағаланбағанына ашынған тұрғындармен Ақсу қаласының әкімі Балғабай Жұмағұлов та бірнеше рет кездесіп, көпшілікпен ортақ мәмілеге келудің амалын қарастырды. Сөйтіп, жергілікті билік пен тұрғындар бір байламға келді. Бұдан былай тұрғындардан күл бірдей бағамен қабылданатын болды. Тек ол үшін күл жинайтын азаматтар жеке кәсіпкерлік ашып, сол жерден күл алуға рұқсат берілген компаниямен өзара келісімшарт жасап, іс-әрекеттерін заңдастыруы тиіс. Талайдан бері келе жатқан дауға нүкте қойып, заңды түрде табыс табудың жалғыз жолы - осы. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png