Перейти к основному содержанию

4515 просмотров

Как изменится рынок пассажирских перевозок в Семее

Перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке

Фото: Автора

В Семее 29 августа подведут итоги конкурса по пассажирским перевозкам общественного транспорта. Он определит работу рынка на ближайшие пять лет. Главным условием участия в конкурсе городской акимат поставил обновление подвижного состава автобусами малого, среднего и большого класса. Из восьми автобусных парков и транспортных предприятий лишь пять компаний решили участвовать в конкурсе.

Накануне тендера

В настоящее время в Семее насчитывается 47 маршрутов общественного транспорта. Для их обслуживания на линии ежедневно выходит 399 различных автобусов. По данным НИИ транспорта и коммуникаций, в день в городе перевозится, в среднем, 212 тыс. человек, из них 47,3 тыс. пассажиров, пользующихся  льготами.

По информации отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея (далее - отдел ПТ и АД), на текущий момент в городе работают восемь перевозчиков: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Азия Combi», ТОО «Автомигди», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семдортехника-2», ТОО «Семей көлігі TRAST», ТОО «Автобусный парк «Семей» и ИП «Мусапиров».

ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Сombi» считаются самыми крупными автопарками города, которые обслуживают более 30 городских маршрутов автобусами практически всех классов - от особо малого до особо большого. Их автопарк насчитывает около 200 единиц техники.

Еще одно предприятие – ТОО «Таксомоторный парк» - обслуживает 14 городских маршрутов, имея на балансе около ста автобусов малого и особо малого классов. 

Пять остальных автопарков города работают на 3-4 маршрутах, где для пассажиров предоставляются, в основном, ГАЗели или небольшие двухдверные автобусы китайского или отечественного производства. Их подвижной состав насчитывает до 30-40 единиц. Исключением можно назвать ТОО «Semey Bus», вышедший на рынок в конце 2017 года. Транспортное предприятие приобрело 35 новых автобусов среднего и большого класса, которые работают по трем маршрутам.

По данным, предоставленным отделом ПТ и АД Семея, в конкурсе на право обслуживания маршрутов регулярных внутригородских автомобильных перевозок пассажиров насчитывается 12 лотов. Они охватывают 38 маршрутов, на обслуживание которых потребуется 277 автобусов различной вместимости. 

По условиям конкурса, перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке, которая была разработана с учетом рекомендаций НИИ транспорта и коммуникаций. Так, количество городских маршрутов будет сокращено до 42, а автобусов, ежедневно выходящих на линии, до 321 единицы. Были упразднены такие маршруты, как: 10, 17,  19, 23, 31, 32, 37, 38, 40, 45, 50, 53 и  57.  

Классность автобусов и их техническое состояние стали главным условием для участия в конкурсе. Так, полностью исключается использование «гармошек» (автобусов особо большого класса). Количество автобусов большой вместимости сокращается с 97 до 45 единиц. А вот средний класс, наоборот, увеличивается с 28 до 97 единиц. Сокращение автобусов малой вместимости совсем незначительное – 169 против 178. Микроавтобусы почти совсем исчезнут с дорог Семея. Из 127 ГАЗелей оставляют всего лишь одну машину.

Классификация автобусов
 

  • особо малые — от 4,5 до 6 метров
  • малые — от 7 до 7,5 метров
  • средние — от 8 до 9,5 метров
  • большие — от 10 до 11 метров
  • особо большие — от 12 до 17 метров.

В борьбу вступили не все

По информации, предоставленной нашему корреспонденту руководителем сектора отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Назым Жанболатовой, полный пакет конкурсной документации подали пять из восьми транспортных предприятий города: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Автобусный парк «Семей», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семей Көлігі TRAST» и ИП «Мусапиров».

Как рассказал Kursiv.kz директор ТОО «Семдортехника-2» Геннадий Пьянов, его транспортное предприятие не сможет принять участие в конкурсе и будет вынуждено закрыться, поскольку подвижной состав его автобусного парка вообще не подходит к новым условиям конкурса.

Компания подала судебный иск в Восточно-Казахстанский специализированный межрайонный экономический суд на отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея о несоблюдении заключенного в 2015 году меморандума.

Как пояснил Геннадий Пьянов, несколько лет назад его предприятие заключило соглашение с городским и областным акиматами о продлении договора по пассажирским перевозкам сроком до 10 лет при условии обновления подвижного состава.

«С 2017 года наше предприятие стало активно приобретать в лизинг новые автобусы особо малого класса. Поскольку мы специализировались именно на обслуживании тех маршрутов, где всегда использовались ГАЗели. Мы затратили 7 млн тенге. Для нашего предприятия это очень серьезная сумма. Однако в условиях нового конкурса понятие автобусов особо малого класса вообще исключили. И теперь ТОО «Семдортехника-2» даже не может участвовать в тендере», - откровенно признался Геннадий Пьянов.

По его словам, поскольку кредит за большинство приобретенных машин предприятие еще не погасило, а работать ГАЗели уже не будут, то автобусный парк будет вынужден просто вернуть лизинговой компании все купленные автомобили. Остальной же парк будут либо списывать на утилизацию, либо продавать на рынке подержанных автомобилей. По итогам тендера 2013 года, ТОО «Семдортехника» обслуживала три городских маршрута - №21, 30 и 31. 

Не подал заявки на участие в конкурсе и один из крупнейших автобусных парков Семея – ТОО «Азия Combi». От комментариев корреспонденту Kursiv.kz, которые бы прояснили позицию предприятия, его директор Евгений Филичкин воздержался. Известно только, что уже 20 августа автобусный парк не стал реализовывать проездные билеты для пассажиров.

Городской акимат Семея неоднократно предупреждал перевозчиков, что в условиях конкурса будет четко прописано обновлением подвижного состава. Некоторые автопарки в 2019 году приобрели новые автобусы для работы на маршрутах. 

К примеру, ТОО «Таксомоторный парк» с начала текущего года закупил 80 автобусов малой вместимости семейского производства на сумму около 820 млн тенге. 30% подвижного состава парка составляют ГАЗели. Эти машины подлежат списанию или реализации на рынке подержанных автомобилей.

Самый крупный игрок

Занять доминирующую позицию на рынке пассажирских перевозок в Семее может ТОО «Автобусный парк «Семей». Предприятие было организовано в 2018 году на основе государственно-частного партнерства. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», а 49% – государству. 

В 2019 году через АО «БРК-Лизинг» ТОО «Автобусный парк «Семей» приобрел 170 новых автобусов большого, среднего и малого классов на общую сумму свыше 4,1 млрд тенге.

«С учетом приобретения подвижного состава несколькими автобусными парками города, после проведения нового конкурса обновление составит не менее 86% от общего количества автобусов. Ежедневно на линии в городе будет выходить 321 автобус», - считает аким Семея Ермак Салимов

Позиция местной власти

Почему городской акимат разработал именно такие жесткие требования к участникам конкурса, пояснил в ходе пресс-конференции Ермак Салимов.

«Мы готовы к судебным разбирательствам, если перевозчики намерены решать вопрос в правовом поле. Однако новая маршрутная сеть была разработана на основе анализа пассажиропотока всех маршрутов, который был сделан по дням и даже по часам, с учетом будних, выходных и праздничных дней. Поэтому мы требуем, чтобы автобусы работали ежедневно с 6 утра до 22 вечера вне зависимости от сезона и дня недели. Это поможет окупить все затраты перевозчиков, которые они понесли, приобретая новые автобусы», - озвучил позиция местной исполнительной власти Ермак Салимов.

Новая маршрутная сеть в Семее заработает уже с 10 сентября.

Также, по мнению градоначальника, новый конкурс с более жесткими и четкими требованиями поможет повысить качество обслуживания пассажиров со стороны перевозчиков. 

«Несмотря на то, что администрация города занимается решением проблем пассажирского транспорта уже более трех лет, жалобы от населения на обслуживание продолжают поступать. Это ранние сходы автобусов с маршрутов, грубость кондукторов и водителей, грязь в салонах, хронические неисправности самых автобусов и многое другое. И многие из этих жалоб вполне обоснованны», - сообщил глава города.

По его словам, по данным Центра управления пассажирскими перевозками Семея, регулярность движения самых крупных автобусных парков города – ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Combi» - за последний месяц упала до показателей 33-37% в месяц. Для сравнения, регулярность движения ТОО «Автобусный парк «Семей» в этот же период составляла 93%. 

«Это говорит о том, что, работая на старых, изношенных автобусах, просто невозможно оказывать пассажирам качественные услуги. Потому что машины постоянно сходят с линии из-за многочисленных поломок. Новые же автомашины позволяют соблюдать график движения», - пояснил Ермак Салимов.

С 2016 года в Семее мониторинг работы общественного транспорта осуществляется с помощью программы «Bus Report». За это время  диспетчерами Центра управления пассажирскими перевозками было составлено более 1750 актов нарушений правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах. Среди них: грязный салон, самовольный сход с маршрута, нарушение санитарных норм, графика движения и многое другое.

При этом у городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог нет никаких законных рычагов воздействия на нарушителей. Как пояснил Ермак Салимов, в договоре образца 2013 года просто не были прописаны штрафные санкции, налагаемые на перевозчиков за допускаемые ими нарушения в ходе обслуживания городских маршрутов.

Впрочем, даже при таких условиях акимату удалось в суде доказать несостоятельность подрядчиков и передать обслуживание четырех маршрутов другим предприятиям.

«Чтобы урегулировать ситуацию, в новом договоре будет четко прописана система штрафов. Так, в случае снижения регулярности движения меньше 80% в месяц, отдел будет вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с подрядчиком. Также за регулярные нарушения предприятие будет лишаться субсидирования со стороны государства», - разъяснил новые правила пассажирских перевозок Ермак Салимов.

По мнению главы города, чтобы четко соблюдать взятые на себя договорные обязательства и избежать штрафов, перевозчики будут вынуждены приобретать новые автобусы.

Субсидии: когда они будут?

Вопрос субсидирования проезда некоторых категорий пассажиров и социально-значимых маршрутов из местного бюджета для Семея - один из самых актуальных. По словам перевозчиков, за годы независимости Казахстана местная исполнительная власть никогда не выплачивала их предприятиям субсидии из средств местного бюджета. И этот факт нередко становился главным аргументом, когда вставал вопрос очередного повышения тарифа за проезд в общественном транспорте.

«Вопрос субсидирования маршрутов прописан в казахстанском законодательстве. Однако городской бюджет не может выделять средства, когда никто не знает, какие именно суммы зарабатывает тот или иной перевозчик, обслуживая именно эти маршруты. Несмотря на наши неоднократные требования, перевозчики упорно отказываются предоставлять городским властям финансовую отчетность», - прокомментировал ситуацию Ермак Салимов.

По его мнению, говорить о возможности субсидирования можно будет только после внедрения системы электронного билетирования во всех автобусах Семея. Уже на днях на одном из городских маршрутов будут установлены 10 переносных и стационарных валидаторов. Они будут работать в тестовом режиме.

Как рассказал Ермак Салимов, специалисты отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея изучили опыт работы электронного билетирования Минска, Атырау, Бийска, Барнаула, Кокшетау, Алматы и Нур-Султана. В городской акимат поступали предложения от различных компаний, предлагающих организовать цифровизацию пассажирского транспорта на суммы от 110 млн до 1,5 млрд тенге. 

Сейчас идет работа по организации всей необходимой инфраструктуры, которая бы обеспечивала бесперебойную работу системы электронного билетирования. Ведутся переговоры с банками, производителями транспортных карт, предприятиями, специализирующимися на оказании электронных финансовых услуг по приему платежей.

При этом никто в Семее не берется определить четкие сроки внедрения системы электронного билетирования в общественном транспорте.

Итоги конкурса по пассажирским перевозкам в Семее станут известны 29 августа.

940 просмотров

Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее

Рассказывает директор по развитию Accenture, Казахстан и Средняя Азия

Коллаж: Вадим Квятковский

Мы привыкли к тому, что ключевым фокусом и параметром, по которому оценивается качество работы службы закупок, было и остается снижение покупной цены. Вне зависимости от категории товара или услуги основной инструмент – это тот или иной вид конкурентной процедуры. Зачастую, несмотря на регулярное потребление товара, каждая новая партия покупается по конкурсу, особенно если речь идет о крупной компании с регламентированными процессами. Для поставщиков постоянные конкурсы – это элемент непредсказуемости: они не могут эффективно планировать свои ресурсы, инвестиции и новые разработки. Покупатель, в свою очередь, получает чехарду поставщиков, очень условные гарантии сроков и качества, а также ощутимые административные издержки.

На постсоветском пространстве такая практика закупок сформировалась в 90-х годах прошлого века, когда многие международные некоммерческие организации активно консультировали по вопросам организации госзакупок и ставили во главу угла обеспечение прозрачности, равных возможностей поставщиков и усиление конкурентности закупки. Это было во многом оправданно на раннем этапе становления рыночных закупок, в ситуации пока еще не развитого рынка поставщиков.

Проблемой это стало, когда частные компании скопировали подходы госзакупок и с тех пор их практически не поменяли. Конкуренция важна, и мы не ставим под сомнение конкуренцию как основной драйвер развития бизнеса, гарантию сдерживания цен и улучшения продукта. Но конкурс, тем более редукцион, – это конкуренция в моменте. Она не имеет никакого отношения к развитию поставщика или его продукта и направлена только на «выжимание» у поставщика самых выгодных коммерческих условий, часто под серьезным психологическим прессингом. В ситуации непредсказуемости поставщик может давать условия, позволяющие ему едва сводить концы с концами, не говоря уже про новые разработки и развитие. Если это поставщик ширпотреба, большой проблемы для покупателя это не составляет. Но если речь идет о сложных товарах и услугах, то ценовое давление может повлечь деградацию продукта и риск ухода поставщика с рынка. А это уже по-настоящему снижает конкуренцию и создает риски стабильности для бизнеса покупателя. Кроме того, сможете ли вы обсуждать с поставщиком потенциальные улучшения, требующие от него инвестиций, если поставщик не уверен в завтрашнем дне? А таких улучшений много – от простой оптимизации логистики, изменения характеристик продукта «под вас» до интеграции процессов и систем.

В мире за последние 20 лет все большее распространение получает альтернативный подход к закупкам, предполагающий долгосрочные партнерские отношения с поставщиками. Компании-покупатели не только добиваются снижения совокупных затрат, но и серьезно выигрывают за счет оптимизации цепи поставок, совместного планирования, совместных инноваций и финансирования проектов. Этот подход основан на сегментации поставщиков по степени влияния на бизнес покупателя, уровню рисков, потенциалу совместных будущих выгод и предполагает индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым сегментом или отдельными поставщиками. Стратегии варьируются от привычных открытых тендеров до стратегических партнерств с совместными разработками и инвестициями.

Изменение фокуса и подходов к работе с поставщиками является следствием эволюции роли закупок в современных организациях. Из чисто сервисной роли бизнес-процесс закупки переходит в разряд стратегического архитектора бизнеса: закупщики участвуют в разработке новых продуктов и решений, включаются на самой ранней стадии в проработку инвестиционных проектов.

Среди крупных российских и казахстанских компаний вектор движения в этом направлении становится все более очевидным. Успех зависит от того, насколько компании смогут поменять культуру и внутренние процессы, создать новые компетенции и инструменты работы с поставщиками.

Для того чтобы закупки смогли работать в соответствии с ведущими мировыми практиками, зачастую требуется достаточно глубокая трансформация как самой функции закупок, так и некоторых смежных функций. Важнейшим шагом в повышении эффективности функции закупок является разделение стратегических, операционных и транзакционных процессов на фронт-, мидл- и бэк-офис. Под стратегическими процессами мы понимаем:

  • формулировку стратегии функции и ее добавочной стоимости,
  • разработку и реализацию категорийных стратегий,
  • заключение долгосрочных договоров,
  • управление взаимоотношениями с поставщиками.

Операционные процессы включают непосредственно обработку текущей потребности бизнеса, определение источника поставки, проведение разовых закупок, не покрытых долгосрочными договорами, поддержку фронт-офиса в конкурентных процедурах.

Транзакционные процессы связаны с договорным документооборотом, обработкой первичных документов, мониторингом поставки, отчетностью.

Такое разделение позволяет существенно ускорить закупочный процесс: в результате выполнения стратегических процессов к моменту возникновения потребности бизнеса компания уже будет иметь проработанную стратегию, пул поставщиков и действующие контракты. Кроме того, развитые стратегические процессы позволят реализовать преимущества, связанные с управлением взаимоотношениями с поставщиками: партнерства, интеграцию процессов планирования и пополнения, совместную оптимизацию затрат и т. п.

Почему мы говорим про разделение процессов? Представьте традиционного закупщика, который выполняет весь цикл работ: взаимодействие с бизнесом, исследование рынка, определение стратегии закупок, переговоры с поставщиками, подготовку тендера, согласование договора, переписку по оперативным вопросам поставки. Он же ведет претензионную работу, обрабатывает первичные документы, планирует платежи и даже заказывает пропуска. Можно ли ждать от такого закупщика глубокого профессионализма во всем? Сможет ли человек, пунктуально работающий с юридическими документами, эффективно вести переговоры или анализировать рыночные тренды? Наш опыт подсказывает, что скорее нет, чем да. В передовых компаниях эти три блока процессов управляются абсолютно по-разному – у них разные требования к компетенциям персонала, разные показатели эффективности, разная мотивация, карьерные треки, разные инструменты автоматизации, разная внутренняя организация.

Конечно, разделение процессов и изменение организационной модели – это не единственный элемент трансформации функции закупок. Важно также оптимизировать сами процессы, пересмотреть подходы к закупке в зависимости от категории, уровня риска, критичности для бизнеса, разработать и внедрить процессы категорийного управления, управления взаимоотношениями с поставщиками, внести изменения в IТ-системы и т. д.

При кажущейся простоте принципов многие компании сталкиваются со сложностями в их реализации. Главным препятствием, на наш взгляд, является фактор сложившейся корпоративной культуры. Это прежде всего высокий уровень бюрократии, слабое горизонтальное взаимодействие, недоверие и тотальный контроль. Сдерживающее влияние оказывают и смежные функции – бизнес-планирование, бюджетирование, контрольные процедуры.

Однако, несмотря на все сложности трансформации, игра стоит свеч. Компании, трансформирующие закупки, добиваются экономии затрат на 10–25% и двух-трехкратного сокращения сроков закупки уже в первый год реализации программы. Значительно улучшается восприятие функции закупок со стороны бизнеса. Успех таких программ зависит прежде всего от решимости высшего руководства проводить изменения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance