Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2740 просмотров

Как изменится рынок пассажирских перевозок в Семее

Перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке

Фото: Автора

В Семее 29 августа подведут итоги конкурса по пассажирским перевозкам общественного транспорта. Он определит работу рынка на ближайшие пять лет. Главным условием участия в конкурсе городской акимат поставил обновление подвижного состава автобусами малого, среднего и большого класса. Из восьми автобусных парков и транспортных предприятий лишь пять компаний решили участвовать в конкурсе.

Накануне тендера

В настоящее время в Семее насчитывается 47 маршрутов общественного транспорта. Для их обслуживания на линии ежедневно выходит 399 различных автобусов. По данным НИИ транспорта и коммуникаций, в день в городе перевозится, в среднем, 212 тыс. человек, из них 47,3 тыс. пассажиров, пользующихся  льготами.

По информации отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея (далее - отдел ПТ и АД), на текущий момент в городе работают восемь перевозчиков: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Азия Combi», ТОО «Автомигди», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семдортехника-2», ТОО «Семей көлігі TRAST», ТОО «Автобусный парк «Семей» и ИП «Мусапиров».

ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Сombi» считаются самыми крупными автопарками города, которые обслуживают более 30 городских маршрутов автобусами практически всех классов - от особо малого до особо большого. Их автопарк насчитывает около 200 единиц техники.

Еще одно предприятие – ТОО «Таксомоторный парк» - обслуживает 14 городских маршрутов, имея на балансе около ста автобусов малого и особо малого классов. 

Пять остальных автопарков города работают на 3-4 маршрутах, где для пассажиров предоставляются, в основном, ГАЗели или небольшие двухдверные автобусы китайского или отечественного производства. Их подвижной состав насчитывает до 30-40 единиц. Исключением можно назвать ТОО «Semey Bus», вышедший на рынок в конце 2017 года. Транспортное предприятие приобрело 35 новых автобусов среднего и большого класса, которые работают по трем маршрутам.

По данным, предоставленным отделом ПТ и АД Семея, в конкурсе на право обслуживания маршрутов регулярных внутригородских автомобильных перевозок пассажиров насчитывается 12 лотов. Они охватывают 38 маршрутов, на обслуживание которых потребуется 277 автобусов различной вместимости. 

По условиям конкурса, перевозчикам предстоит работать по новой маршрутной сетке, которая была разработана с учетом рекомендаций НИИ транспорта и коммуникаций. Так, количество городских маршрутов будет сокращено до 42, а автобусов, ежедневно выходящих на линии, до 321 единицы. Были упразднены такие маршруты, как: 10, 17,  19, 23, 31, 32, 37, 38, 40, 45, 50, 53 и  57.  

Классность автобусов и их техническое состояние стали главным условием для участия в конкурсе. Так, полностью исключается использование «гармошек» (автобусов особо большого класса). Количество автобусов большой вместимости сокращается с 97 до 45 единиц. А вот средний класс, наоборот, увеличивается с 28 до 97 единиц. Сокращение автобусов малой вместимости совсем незначительное – 169 против 178. Микроавтобусы почти совсем исчезнут с дорог Семея. Из 127 ГАЗелей оставляют всего лишь одну машину.

Классификация автобусов
 

  • особо малые — от 4,5 до 6 метров
  • малые — от 7 до 7,5 метров
  • средние — от 8 до 9,5 метров
  • большие — от 10 до 11 метров
  • особо большие — от 12 до 17 метров.

В борьбу вступили не все

По информации, предоставленной нашему корреспонденту руководителем сектора отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Назым Жанболатовой, полный пакет конкурсной документации подали пять из восьми транспортных предприятий города: ТОО «Семавтопарк», ТОО «Автобусный парк «Семей», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семей Көлігі TRAST» и ИП «Мусапиров».

Как рассказал Kursiv.kz директор ТОО «Семдортехника-2» Геннадий Пьянов, его транспортное предприятие не сможет принять участие в конкурсе и будет вынуждено закрыться, поскольку подвижной состав его автобусного парка вообще не подходит к новым условиям конкурса.

Компания подала судебный иск в Восточно-Казахстанский специализированный межрайонный экономический суд на отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея о несоблюдении заключенного в 2015 году меморандума.

Как пояснил Геннадий Пьянов, несколько лет назад его предприятие заключило соглашение с городским и областным акиматами о продлении договора по пассажирским перевозкам сроком до 10 лет при условии обновления подвижного состава.

«С 2017 года наше предприятие стало активно приобретать в лизинг новые автобусы особо малого класса. Поскольку мы специализировались именно на обслуживании тех маршрутов, где всегда использовались ГАЗели. Мы затратили 7 млн тенге. Для нашего предприятия это очень серьезная сумма. Однако в условиях нового конкурса понятие автобусов особо малого класса вообще исключили. И теперь ТОО «Семдортехника-2» даже не может участвовать в тендере», - откровенно признался Геннадий Пьянов.

По его словам, поскольку кредит за большинство приобретенных машин предприятие еще не погасило, а работать ГАЗели уже не будут, то автобусный парк будет вынужден просто вернуть лизинговой компании все купленные автомобили. Остальной же парк будут либо списывать на утилизацию, либо продавать на рынке подержанных автомобилей. По итогам тендера 2013 года, ТОО «Семдортехника» обслуживала три городских маршрута - №21, 30 и 31. 

Не подал заявки на участие в конкурсе и один из крупнейших автобусных парков Семея – ТОО «Азия Combi». От комментариев корреспонденту Kursiv.kz, которые бы прояснили позицию предприятия, его директор Евгений Филичкин воздержался. Известно только, что уже 20 августа автобусный парк не стал реализовывать проездные билеты для пассажиров.

Городской акимат Семея неоднократно предупреждал перевозчиков, что в условиях конкурса будет четко прописано обновлением подвижного состава. Некоторые автопарки в 2019 году приобрели новые автобусы для работы на маршрутах. 

К примеру, ТОО «Таксомоторный парк» с начала текущего года закупил 80 автобусов малой вместимости семейского производства на сумму около 820 млн тенге. 30% подвижного состава парка составляют ГАЗели. Эти машины подлежат списанию или реализации на рынке подержанных автомобилей.

Самый крупный игрок

Занять доминирующую позицию на рынке пассажирских перевозок в Семее может ТОО «Автобусный парк «Семей». Предприятие было организовано в 2018 году на основе государственно-частного партнерства. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», а 49% – государству. 

В 2019 году через АО «БРК-Лизинг» ТОО «Автобусный парк «Семей» приобрел 170 новых автобусов большого, среднего и малого классов на общую сумму свыше 4,1 млрд тенге.

«С учетом приобретения подвижного состава несколькими автобусными парками города, после проведения нового конкурса обновление составит не менее 86% от общего количества автобусов. Ежедневно на линии в городе будет выходить 321 автобус», - считает аким Семея Ермак Салимов

Позиция местной власти

Почему городской акимат разработал именно такие жесткие требования к участникам конкурса, пояснил в ходе пресс-конференции Ермак Салимов.

«Мы готовы к судебным разбирательствам, если перевозчики намерены решать вопрос в правовом поле. Однако новая маршрутная сеть была разработана на основе анализа пассажиропотока всех маршрутов, который был сделан по дням и даже по часам, с учетом будних, выходных и праздничных дней. Поэтому мы требуем, чтобы автобусы работали ежедневно с 6 утра до 22 вечера вне зависимости от сезона и дня недели. Это поможет окупить все затраты перевозчиков, которые они понесли, приобретая новые автобусы», - озвучил позиция местной исполнительной власти Ермак Салимов.

Новая маршрутная сеть в Семее заработает уже с 10 сентября.

Также, по мнению градоначальника, новый конкурс с более жесткими и четкими требованиями поможет повысить качество обслуживания пассажиров со стороны перевозчиков. 

«Несмотря на то, что администрация города занимается решением проблем пассажирского транспорта уже более трех лет, жалобы от населения на обслуживание продолжают поступать. Это ранние сходы автобусов с маршрутов, грубость кондукторов и водителей, грязь в салонах, хронические неисправности самых автобусов и многое другое. И многие из этих жалоб вполне обоснованны», - сообщил глава города.

По его словам, по данным Центра управления пассажирскими перевозками Семея, регулярность движения самых крупных автобусных парков города – ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Combi» - за последний месяц упала до показателей 33-37% в месяц. Для сравнения, регулярность движения ТОО «Автобусный парк «Семей» в этот же период составляла 93%. 

«Это говорит о том, что, работая на старых, изношенных автобусах, просто невозможно оказывать пассажирам качественные услуги. Потому что машины постоянно сходят с линии из-за многочисленных поломок. Новые же автомашины позволяют соблюдать график движения», - пояснил Ермак Салимов.

С 2016 года в Семее мониторинг работы общественного транспорта осуществляется с помощью программы «Bus Report». За это время  диспетчерами Центра управления пассажирскими перевозками было составлено более 1750 актов нарушений правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах. Среди них: грязный салон, самовольный сход с маршрута, нарушение санитарных норм, графика движения и многое другое.

При этом у городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог нет никаких законных рычагов воздействия на нарушителей. Как пояснил Ермак Салимов, в договоре образца 2013 года просто не были прописаны штрафные санкции, налагаемые на перевозчиков за допускаемые ими нарушения в ходе обслуживания городских маршрутов.

Впрочем, даже при таких условиях акимату удалось в суде доказать несостоятельность подрядчиков и передать обслуживание четырех маршрутов другим предприятиям.

«Чтобы урегулировать ситуацию, в новом договоре будет четко прописана система штрафов. Так, в случае снижения регулярности движения меньше 80% в месяц, отдел будет вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с подрядчиком. Также за регулярные нарушения предприятие будет лишаться субсидирования со стороны государства», - разъяснил новые правила пассажирских перевозок Ермак Салимов.

По мнению главы города, чтобы четко соблюдать взятые на себя договорные обязательства и избежать штрафов, перевозчики будут вынуждены приобретать новые автобусы.

Субсидии: когда они будут?

Вопрос субсидирования проезда некоторых категорий пассажиров и социально-значимых маршрутов из местного бюджета для Семея - один из самых актуальных. По словам перевозчиков, за годы независимости Казахстана местная исполнительная власть никогда не выплачивала их предприятиям субсидии из средств местного бюджета. И этот факт нередко становился главным аргументом, когда вставал вопрос очередного повышения тарифа за проезд в общественном транспорте.

«Вопрос субсидирования маршрутов прописан в казахстанском законодательстве. Однако городской бюджет не может выделять средства, когда никто не знает, какие именно суммы зарабатывает тот или иной перевозчик, обслуживая именно эти маршруты. Несмотря на наши неоднократные требования, перевозчики упорно отказываются предоставлять городским властям финансовую отчетность», - прокомментировал ситуацию Ермак Салимов.

По его мнению, говорить о возможности субсидирования можно будет только после внедрения системы электронного билетирования во всех автобусах Семея. Уже на днях на одном из городских маршрутов будут установлены 10 переносных и стационарных валидаторов. Они будут работать в тестовом режиме.

Как рассказал Ермак Салимов, специалисты отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея изучили опыт работы электронного билетирования Минска, Атырау, Бийска, Барнаула, Кокшетау, Алматы и Нур-Султана. В городской акимат поступали предложения от различных компаний, предлагающих организовать цифровизацию пассажирского транспорта на суммы от 110 млн до 1,5 млрд тенге. 

Сейчас идет работа по организации всей необходимой инфраструктуры, которая бы обеспечивала бесперебойную работу системы электронного билетирования. Ведутся переговоры с банками, производителями транспортных карт, предприятиями, специализирующимися на оказании электронных финансовых услуг по приему платежей.

При этом никто в Семее не берется определить четкие сроки внедрения системы электронного билетирования в общественном транспорте.

Итоги конкурса по пассажирским перевозкам в Семее станут известны 29 августа.


1246 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций