Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Инвесторы в люксовые товары получили тревожный сигнал из Китая

Высокоценные акции европейских дизайнерских брендов только начали ощущать на себе опасения за самый важный рынок отрасли

Фото: Shutterstock

Ослабление китайского юаня недвусмысленно угрожает надеждам на рост топовых люксовых брендов Европы. Оно вынудит инвесторов более серьезно отнестись к чрезмерной зависимости данного сектора от Китая.

Акции европейских люксовых товаров упали на 7,5% с утра пятницы, согласно индексу 10 люксовых брендов, который составили в Heard on the Street, аналитической колонке The Wall Street Journal. При этом более общий индекс Stoxx Europe снизился всего лишь на 4%. Но до этих падений предметы роскоши демонстрировали выдающуюся стойкость: индекс люкса от Heard on the Street в целом вырос на 24% с начала года, несмотря на напряжение между США и Китаем.

В понедельник валюта Китая ослабела в отношении доллара на 7 юаней – впервые с 2008 года Центральный банк Китайской Народной Республики позволил юаню упасть до этого уровня. Решение не поддерживать курс нацвалюты было принято спустя всего несколько дней после того, как президент США Дональд Трамп объявил о введении новых 10%-ных торговых пошлин на китайские товары на сумму $300 млрд. В то же время Китай рассматривает вопрос о том, как ответить на бурные протесты в Гонконге, одном из самых важных городов мира для рынка люксовых товаров.

До сих пор инвесторам не составляло труда игнорировать ухудшающиеся отношения между США и Китаем. Большинство дизайнерских брендов Европы осуществляют производство в своем же регионе. Это защищает их от прямых тарифов, которые ударили по автопроизводителям, таким как BMW. Экспорт сумочек в Китай также не несет тех угроз национальной безопасности, которые повредили полупроводниковой промышленности США. Да и сами компании – производители люкса в прошлом месяце постарались успокоить инвесторов, отчитавшись о высоком спросе у китайских потребителей по итогам квартала.

Но слабеющий юань – это совсем иное дело. Он напрямую бьет по покупательной способности китайских потребителей, которые несут треть мировых расходов на товары класса люкс и отвечают за огромную долю роста в данном сегменте. Туристы из Китая будут меньше тратить за рубежом, а брендам, вероятно, придется решать, повышать ли цены в материковом Китае. Когда юань ослаб в 2015 году, рост индустрии замер.
Беспорядки в Гонконге также не способствуют бизнесу компаний, которые платят за аренду местных площадей бешеные деньги. Особенно уязвимы ценные бумаги производителей часов Richemont и Swatch, учитывая, что Гонконг был крупнейшим мировым рынком для швейцарских часов в первой половине 2019 года.

Так называемые безопасные активы сектора люкс оказались не такими стойкими, как считали инвесторы – возможно, именно потому, что до этого они показывали такие хорошие результаты. Группа компаний LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, в которую входят бренды Christian Dior и Celine, а также одноименные бренды Mоёt Hennessy и Louis Vuitton, оказалась одними из самых крупных неудачников, когда в понедельник обвалился индекс Euro Stoxx 50. Акции Hermѐs, производителя роскошных сумочек Birkin, упали сильнее, чем акции итальянского лейбла Salvatore Ferragamo.

Даже после недавнего обвала рынков европейские люксовые бренды в среднем имеют 26-кратную прогнозируемую прибыль, что значительно выше их усредненного пятилетнего показателя (22-кратная прибыль). Инвесторам необходимо особенно пристально следить за юанем.

Учитывая, насколько высоко ценятся бумаги люксового сегмента, эти компании выглядят уязвимыми к потрясениям.

Безымянный_52.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


567 просмотров

Рынок печатной периферии находится в депрессии

Рассказываем, почему так происходит

Фото: Shutterstock

Рынок печатных устройств – это небольшая, но важная составляющая часть рынка IT. И было бы удивительно, если бы этот небольшой рынок жил своей отдельной жизнью. Он подвержен общим тенденциям, характерным для большого рынка IT. 

Общий тренд

Казахстанский IT-рынок уже несколько лет не может компенсировать потери, которые стали итогом девальвации 2014-го. Тогда он упал на 8%. В 2015 году, «отработав» негатив по девальвации, рынок упал еще на 30%. В 2016 году по инерции – еще на 8% (все приведенные данные – оценка аналитической компании IDC). В 2017 году наметилось робкое восстановление – по оценкам участников рынка (данные IDC по итогам 2017–2018 годов недоступны), рост составил до 10%. Это означает, что его емкость достигла примерно $1,4 млрд. Опираясь на ту же экспертную оценку, можно утверждать, что темпы роста IT-рынка Казахстана в 2018-м также вряд ли превысили 10%, несмотря на неплохую конъюнктуру. Таким образом, емкость рынка составила примерно $1,6 млрд (в 2013 году, на пике «славы», его емкость составляла около $2,2 млрд). 

Говоря о неплохой конъюнк­туре, следует понимать, что на внутреннем рынке все оказалось не так однозначно – тенге продолжил обесцениваться по отношению к доллару (2018 год начали на отметке 327 тенге за доллар, а закончили на отметке 372). 

Здесь следует пояснить, что структура IT-рынка в Казахстане имеет ощутимый «железный» акцент. То есть на аппаратное обеспечение приходится почти 80%, а на программное обеспечение и IT-услуги – плюс-минус по 10%. Этот дисбаланс является очень болезненной темой. По сути, низкая доля IT-услуг в структуре рынка – это признак его незрелости с точки зрения наличия массы компетенций. Еще один вывод из вышесказанного – высокий уровень импортозависимости (почти 90%). Иными словами, любой валютный шок – это большая проблема для IT-рынка. Понятно, эта стартовая позиция для рынка печатной периферии была изначально невыгодной.

Вывод бумаги

Даже в крайне негативных для отрасли 2014–2015 годах печатная периферия смогла «выделиться». По данным IDC, емкость рынка «печатки» в Казахстане в 2014 году составила $53 млн. В 2015 году рухнула сильнее рынка – до $30 млн, а в 2017-м – до $27 млн. В этой ситуации единственный способ не сорвать большие проекты – уходить в сторону бюджетных конфигураций. Об этом в свое время говорил и региональный директор IDC в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане Андрей Беклемишев: с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – появился целый ряд проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл.

Иван Гончаров, директор департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, комментируя «принтерные» итоги 2018 года, отмечает рост продаж, а вот с объемом не все так просто – в штучном выражении рынок многофункциональных устройств (МФУ) несколько снизился. В то же время монофункциональные принтеры существенно подросли – на 61%. К этим цифрам следует относиться с осторожностью: несмотря на то что рынок фрагментирован и фактически контролируется несколькими игроками, рост продаж у одного крупного игрока не может быть причиной, чтобы повысить общий градус оптимизма по отношению к печатной периферии. Впрочем, здесь, пожалуй, наиболее интересно даже не это, а наблюдения эксперта в части структуры рынка.

«Из достаточно свежих трендов рынка назвал бы желание крупных игроков на рынке развить аутсорсинг печати. С другой стороны, хотя новые продукты есть на рынке и появляются ресурсы для управления таким бизнесом, сдвиги незначительные. Запущены проекты исключительно только для компаний с иностранным участием. В госсекторе и квазигоссекторе такие проекты не работают ввиду законодательных ограничений (контракты заключаются на период не более чем один год). Здесь же еще одна зона риска – валютные риски», – комментирует он.

Следует отметить еще одну тенденцию – струйная печать имеет серьезные виды на офис: по ряду эксплуатационных параметров она опережает лазерную печать. Исход битвы уже сейчас видится предрешенным: эволюция лазерной печати почти остановилась, чего не скажешь о «струе» – она оказалась не только быстрее и энергоэффективнее, но и экологичнее и дешевле.

Наконец, электронный документооборот. Здесь риски для печатной периферии также очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. 

Встречный ветер

В противовес оптимизму, который прозвучал от директора департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, – новости из России. По итогам II квартала 2019 года на российский рынок было поставлено на 9,3% меньше (к аналогичному периоду прошлого года) устройств печати, включая принтеры, копиры и многофункциональные устройства. В IDC, которая анонсировала эти данные, оценивают рынок печатной периферии России по итогам 2018 года в $190 млн. Причем наиболее тревожная динамика наблюдается именно в потребительском сегменте: принтеры в домашнем интерьере – это уже лишнее.

Не исключено, что эти тренды, как было уже не раз, мигрируют и в Казахстан. Если этого уже не произошло.

Хотя в целом тренды для печатной периферии видятся в негативном ключе, есть сегменты, где спрос, как ожидается, будет расти. Например, это большие, «тяжелые» решения, ориентированные в том числе и на проекты в области аутсорсинга печати. Сюда же можно отнести упомянутое смещение спроса в сторону струйной печати, причем этот тренд замечен уже даже в наиболее консервативном сегменте – корпоративном.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций