Перейти к основному содержанию
3586 просмотров

Что происходит на рынке аренды коммерческой недвижимости Атырау

«Курсив» подготовил краткий обзор

Фото: Shutterstock

Спрос на аренду коммерческих помещений в Атырау превышает предложение, что сказывается на стоимости и качестве сдаваемых квадратных метров. Что кроется за нюансами рынка аренды нефтяной столицы Казахстана, выяснял «Курсив».

Как отмечают предприниматели, цена на недвижимость в Атырау так высока, что не только начинающие, но и довольно крепко стоящие на ногах бизнесмены не могут себе позволить накопить или изъять из оборота нужную для покупки собственного помещения сумму. Поэтому вопрос аренды коммерческих помещений для МСБ весьма актуален. 

Когда спрос не рождает предложение

Общие критерии, по которым предприниматели выбирают помещение, – это расположение в деловом центре города, удобный подъездной путь, парковка, адекватная цена. 

По мнению директора риелторского агентства Regul Atyrau Алины Маккензи, для одних приоритетом является безопасность, другие смотрят на цену. Если бюджет позволяет, то предприниматели чаще выбирают европейскую часть города, где сегодня располагается большая часть офисов. МСБ в Атырау, по мнению г-жи Маккензи, сложно найти офис, поскольку в областном центре много больших помещений, которые строятся специально для последующей сдачи в аренду крупным компаниям. Иметь и сдавать небольшие по площади офисы не так выгодно. 

Впрочем, альтернатива есть всегда – многие офисы сдаются небольшими кабинетами. Но за небольшую сумму в престижном районе их не найти, уверена руководитель риелторского агентства.

С точки зрения директора риелторского агентства «Экспресс-Атырау» Андрея Бурова, подобная ситуация обусловлена тем, что предложений на рынке аренды коммерческих помещений меньше, чем того требует постоянно растущий спрос. А стремление арендодателей сдать все здание целиком или хотя бы целый этаж одному клиенту и вовсе сводит шансы малого бизнеса арендовать кабинет в престижном месте к нулю. 
Компании, конечно же, выгодно сдавать всю площадь целиком одному арендатору, так как это избавляет от проблем со сбором оплаты от разных лиц. Поэтому они отказывают мелким арендаторам – ждут крупного клиента.

«Ждать могут годами. По их мнению, пустующее здание держать более выгодно, чем делать ремонт после череды мелких клиентов», – делится своими наблюдениями с «Курсивом» Андрей Буров.

Стоимость аренды помещения под бизнес площадью 100 кв. м на первом этаже в жилых домах, расположенных в деловом районе Атырау, колеблется от 250 тыс. до 400 тыс. тенге в месяц. 

Цена диктует условия

Офисы класса «А», построенные и оборудованные в соответствии с международными стандартами, которые отличает выгодное расположение, наличие системы кондиционирования, автоматизированных систем жизнеобеспечения, нескольких высокоскоростных лифтов, собственной службы охраны, системы контроля доступа в здание и просторная парковка, в Атырау редкость. Они пользуются повышенным спросом у крупных компаний, несмотря на высокую стоимость аренды. В среднем 1 кв. м в бизнес-центрах такого класса обходится арендаторам в 8–10 тыс. тенге и дороже. В некоторых случаях к стоимости аренды помещения добавляется коэффициент за пользование общим коридором, коферумом.

Несмотря на высокую стоимость, там никогда не бывает свободных площадей. Клиентов привлекает входная группа здания с автоматизированной пропускной системой и ресепшен, в обязанности которого входит встреча гостей и клиентов, надежная охрана зданий.
Если подобная цена не устраивает клиента, но ему, тем не менее, хотелось бы иметь представительный офис, риелторы могут предложить офисные помещения в бизнес-центрах класса «Б». По многим характеристикам они близки к помещениям класса «А», но обычно не настолько престижны, не так удачно расположены, и спектр предлагаемых услуг скромнее. Аренда офиса класса «B» в среднем обходится в пределах 4–6 тыс. тенге за квадратный метр. В эту стоимость входят НДС, эксплуатационные и коммунальные расходы, хороший ремонт, видеонаблюдение, парковка, круглосуточная охрана. 

Подводные камни договоров

Андрей Буров настоятельно рекомендует арендаторам внимательно читать договор аренды перед подписанием.

«Владельцы помещений в стандартный договор часто включают условие, что арендатор должен проплатить им вперед за первый и последний месяцы аренды. Вторая сумма идет в качестве залога на тот случай, если вдруг в процессе аренды клиенты испортят какое-то имущество арендодателя. И, как правило, арендодатели благополучно забывают вернуть ее», – делится своими наблюдениями руководитель риелторского агентства.

По его словам, бывают случаи, когда арендаторы могут при выезде захватить с собой не принадлежащую им офисную технику. Во избежание таких проблем риелторы досконально фиксируют и описывают все имущество до и после окончания аренды. 

Также в договоре может быть хитрый пункт, согласно которому если хозяин помещения просит арендатора покинуть помещение, то последний месяц аренды не оплачивается. В случае расторжения договора по инициа­тиве арендатора он должен оплатить арендодателю плату за месяц, следующий после его выезда. 

В практике одного из риелторских агентств был случай, когда арендатор снял помещение, открыл в нем детский сад, бизнес развивался весьма успешно. Через некоторое время хозяин помещения расторг договор и сам продолжил заниматься детским садом, переманив к себе всех клиентов арендатора.

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png