Перейти к основному содержанию


818 просмотров

Что происходит на рынке аренды коммерческой недвижимости Атырау

«Курсив» подготовил краткий обзор

Фото: Shutterstock

Спрос на аренду коммерческих помещений в Атырау превышает предложение, что сказывается на стоимости и качестве сдаваемых квадратных метров. Что кроется за нюансами рынка аренды нефтяной столицы Казахстана, выяснял «Курсив».

Как отмечают предприниматели, цена на недвижимость в Атырау так высока, что не только начинающие, но и довольно крепко стоящие на ногах бизнесмены не могут себе позволить накопить или изъять из оборота нужную для покупки собственного помещения сумму. Поэтому вопрос аренды коммерческих помещений для МСБ весьма актуален. 

Когда спрос не рождает предложение

Общие критерии, по которым предприниматели выбирают помещение, – это расположение в деловом центре города, удобный подъездной путь, парковка, адекватная цена. 

По мнению директора риелторского агентства Regul Atyrau Алины Маккензи, для одних приоритетом является безопасность, другие смотрят на цену. Если бюджет позволяет, то предприниматели чаще выбирают европейскую часть города, где сегодня располагается большая часть офисов. МСБ в Атырау, по мнению г-жи Маккензи, сложно найти офис, поскольку в областном центре много больших помещений, которые строятся специально для последующей сдачи в аренду крупным компаниям. Иметь и сдавать небольшие по площади офисы не так выгодно. 

Впрочем, альтернатива есть всегда – многие офисы сдаются небольшими кабинетами. Но за небольшую сумму в престижном районе их не найти, уверена руководитель риелторского агентства.

С точки зрения директора риелторского агентства «Экспресс-Атырау» Андрея Бурова, подобная ситуация обусловлена тем, что предложений на рынке аренды коммерческих помещений меньше, чем того требует постоянно растущий спрос. А стремление арендодателей сдать все здание целиком или хотя бы целый этаж одному клиенту и вовсе сводит шансы малого бизнеса арендовать кабинет в престижном месте к нулю. 
Компании, конечно же, выгодно сдавать всю площадь целиком одному арендатору, так как это избавляет от проблем со сбором оплаты от разных лиц. Поэтому они отказывают мелким арендаторам – ждут крупного клиента.

«Ждать могут годами. По их мнению, пустующее здание держать более выгодно, чем делать ремонт после череды мелких клиентов», – делится своими наблюдениями с «Курсивом» Андрей Буров.

Стоимость аренды помещения под бизнес площадью 100 кв. м на первом этаже в жилых домах, расположенных в деловом районе Атырау, колеблется от 250 тыс. до 400 тыс. тенге в месяц. 

Цена диктует условия

Офисы класса «А», построенные и оборудованные в соответствии с международными стандартами, которые отличает выгодное расположение, наличие системы кондиционирования, автоматизированных систем жизнеобеспечения, нескольких высокоскоростных лифтов, собственной службы охраны, системы контроля доступа в здание и просторная парковка, в Атырау редкость. Они пользуются повышенным спросом у крупных компаний, несмотря на высокую стоимость аренды. В среднем 1 кв. м в бизнес-центрах такого класса обходится арендаторам в 8–10 тыс. тенге и дороже. В некоторых случаях к стоимости аренды помещения добавляется коэффициент за пользование общим коридором, коферумом.

Несмотря на высокую стоимость, там никогда не бывает свободных площадей. Клиентов привлекает входная группа здания с автоматизированной пропускной системой и ресепшен, в обязанности которого входит встреча гостей и клиентов, надежная охрана зданий.
Если подобная цена не устраивает клиента, но ему, тем не менее, хотелось бы иметь представительный офис, риелторы могут предложить офисные помещения в бизнес-центрах класса «Б». По многим характеристикам они близки к помещениям класса «А», но обычно не настолько престижны, не так удачно расположены, и спектр предлагаемых услуг скромнее. Аренда офиса класса «B» в среднем обходится в пределах 4–6 тыс. тенге за квадратный метр. В эту стоимость входят НДС, эксплуатационные и коммунальные расходы, хороший ремонт, видеонаблюдение, парковка, круглосуточная охрана. 

Подводные камни договоров

Андрей Буров настоятельно рекомендует арендаторам внимательно читать договор аренды перед подписанием.

«Владельцы помещений в стандартный договор часто включают условие, что арендатор должен проплатить им вперед за первый и последний месяцы аренды. Вторая сумма идет в качестве залога на тот случай, если вдруг в процессе аренды клиенты испортят какое-то имущество арендодателя. И, как правило, арендодатели благополучно забывают вернуть ее», – делится своими наблюдениями руководитель риелторского агентства.

По его словам, бывают случаи, когда арендаторы могут при выезде захватить с собой не принадлежащую им офисную технику. Во избежание таких проблем риелторы досконально фиксируют и описывают все имущество до и после окончания аренды. 

Также в договоре может быть хитрый пункт, согласно которому если хозяин помещения просит арендатора покинуть помещение, то последний месяц аренды не оплачивается. В случае расторжения договора по инициа­тиве арендатора он должен оплатить арендодателю плату за месяц, следующий после его выезда. 

В практике одного из риелторских агентств был случай, когда арендатор снял помещение, открыл в нем детский сад, бизнес развивался весьма успешно. Через некоторое время хозяин помещения расторг договор и сам продолжил заниматься детским садом, переманив к себе всех клиентов арендатора.


1 просмотр

Рынок печатной периферии находится в депрессии

Рассказываем, почему так происходит

Фото: Shutterstock

Рынок печатных устройств – это небольшая, но важная составляющая часть рынка IT. И было бы удивительно, если бы этот небольшой рынок жил своей отдельной жизнью. Он подвержен общим тенденциям, характерным для большого рынка IT. 

Общий тренд

Казахстанский IT-рынок уже несколько лет не может компенсировать потери, которые стали итогом девальвации 2014-го. Тогда он упал на 8%. В 2015 году, «отработав» негатив по девальвации, рынок упал еще на 30%. В 2016 году по инерции – еще на 8% (все приведенные данные – оценка аналитической компании IDC). В 2017 году наметилось робкое восстановление – по оценкам участников рынка (данные IDC по итогам 2017–2018 годов недоступны), рост составил до 10%. Это означает, что его емкость достигла примерно $1,4 млрд. Опираясь на ту же экспертную оценку, можно утверждать, что темпы роста IT-рынка Казахстана в 2018-м также вряд ли превысили 10%, несмотря на неплохую конъюнктуру. Таким образом, емкость рынка составила примерно $1,6 млрд (в 2013 году, на пике «славы», его емкость составляла около $2,2 млрд). 

Говоря о неплохой конъюнк­туре, следует понимать, что на внутреннем рынке все оказалось не так однозначно – тенге продолжил обесцениваться по отношению к доллару (2018 год начали на отметке 327 тенге за доллар, а закончили на отметке 372). 

Здесь следует пояснить, что структура IT-рынка в Казахстане имеет ощутимый «железный» акцент. То есть на аппаратное обеспечение приходится почти 80%, а на программное обеспечение и IT-услуги – плюс-минус по 10%. Этот дисбаланс является очень болезненной темой. По сути, низкая доля IT-услуг в структуре рынка – это признак его незрелости с точки зрения наличия массы компетенций. Еще один вывод из вышесказанного – высокий уровень импортозависимости (почти 90%). Иными словами, любой валютный шок – это большая проблема для IT-рынка. Понятно, эта стартовая позиция для рынка печатной периферии была изначально невыгодной.

Вывод бумаги

Даже в крайне негативных для отрасли 2014–2015 годах печатная периферия смогла «выделиться». По данным IDC, емкость рынка «печатки» в Казахстане в 2014 году составила $53 млн. В 2015 году рухнула сильнее рынка – до $30 млн, а в 2017-м – до $27 млн. В этой ситуации единственный способ не сорвать большие проекты – уходить в сторону бюджетных конфигураций. Об этом в свое время говорил и региональный директор IDC в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане Андрей Беклемишев: с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – появился целый ряд проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл.

Иван Гончаров, директор департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, комментируя «принтерные» итоги 2018 года, отмечает рост продаж, а вот с объемом не все так просто – в штучном выражении рынок многофункциональных устройств (МФУ) несколько снизился. В то же время монофункциональные принтеры существенно подросли – на 61%. К этим цифрам следует относиться с осторожностью: несмотря на то что рынок фрагментирован и фактически контролируется несколькими игроками, рост продаж у одного крупного игрока не может быть причиной, чтобы повысить общий градус оптимизма по отношению к печатной периферии. Впрочем, здесь, пожалуй, наиболее интересно даже не это, а наблюдения эксперта в части структуры рынка.

«Из достаточно свежих трендов рынка назвал бы желание крупных игроков на рынке развить аутсорсинг печати. С другой стороны, хотя новые продукты есть на рынке и появляются ресурсы для управления таким бизнесом, сдвиги незначительные. Запущены проекты исключительно только для компаний с иностранным участием. В госсекторе и квазигоссекторе такие проекты не работают ввиду законодательных ограничений (контракты заключаются на период не более чем один год). Здесь же еще одна зона риска – валютные риски», – комментирует он.

Следует отметить еще одну тенденцию – струйная печать имеет серьезные виды на офис: по ряду эксплуатационных параметров она опережает лазерную печать. Исход битвы уже сейчас видится предрешенным: эволюция лазерной печати почти остановилась, чего не скажешь о «струе» – она оказалась не только быстрее и энергоэффективнее, но и экологичнее и дешевле.

Наконец, электронный документооборот. Здесь риски для печатной периферии также очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. 

Встречный ветер

В противовес оптимизму, который прозвучал от директора департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, – новости из России. По итогам II квартала 2019 года на российский рынок было поставлено на 9,3% меньше (к аналогичному периоду прошлого года) устройств печати, включая принтеры, копиры и многофункциональные устройства. В IDC, которая анонсировала эти данные, оценивают рынок печатной периферии России по итогам 2018 года в $190 млн. Причем наиболее тревожная динамика наблюдается именно в потребительском сегменте: принтеры в домашнем интерьере – это уже лишнее.

Не исключено, что эти тренды, как было уже не раз, мигрируют и в Казахстан. Если этого уже не произошло.

Хотя в целом тренды для печатной периферии видятся в негативном ключе, есть сегменты, где спрос, как ожидается, будет расти. Например, это большие, «тяжелые» решения, ориентированные в том числе и на проекты в области аутсорсинга печати. Сюда же можно отнести упомянутое смещение спроса в сторону струйной печати, причем этот тренд замечен уже даже в наиболее консервативном сегменте – корпоративном.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций