Перейти к основному содержанию
4529 просмотров

В Шымкенте начал выпускать продукцию завод по производству высоковольтных трансформаторов

Завод способен закрыть 90% потребности Казахстана в трансформаторах большой мощности

фото: автора

Шымкентский трансформаторный завод до конца 2019 года выпустит продукции на 7 млрд тенге. Уже сейчас производство имеет заказ на сумму около 4 млрд тенге. Завод входит в состав ведущего казахстанского производителя электротехнического оборудования «AlageumElectric».

Первые 14 трансформаторов мощностью 500 кВ, изготовленные на шымкентском заводе по оффтейк-договору, сразу после испытаний отправятся к заказчику – компании КЕГОК.

Миллиардные сделки

Генеральный директор ТОО «AsiaTrafo» Сергазы Кунтуаров рассказал, что на данном этапе завод может выпускать до 40 трансформаторов высокой мощности. Всего же завод способен выпускать до 120 трансформаторов в год.

«Таких заводов в мире строится один за 3 года. Мощность нашего завода 12 тысяч МВА в год, это примерно 40 больших трансформаторов. Сейчас в производстве находится 14 трансформаторов.Первые 6 из них имеют мощность 500 кВ. Сейчас 2 уже проходят испытания в лаборатории. Долгосрочный оффтейк договор, который был инициирован АО «Самрук-Казына» и НПП «Атамекен», мы заключили с АО «КЕГОК» на сумму более 4 млрд тенге», - рассказывает Сергазы Кунтуаров. 

Заказчиками ТОО «AsiaTrafo» являются национальные компании Казахстана, среди которых много нефтяных компаний. Сейчас намечается заключение договоров на изготовление трансформаторов с АО КТЖ. По словам Сергазы Кунтуарова 4 трансформатора из первой партии будут установлены в Туркестане.

«Такие мощные трансформаторы ставятся в больших городах, так как они - самые первые в линейке трансформаторов, снижающих высокое напряжение. На данный момент наше предприятие способно обеспечить 90% потребности Казахстана в трансформаторах», - отмечает директор ТОО «AsiaTrafo».

Нужна проволока без проволочек

Стоимость каждого трансформатора начинается от 200 млн тенге и зависит от нескольких составляющих. Первое – доля отечественного содержания при изготовлении каждого трансформатора составляет не более 70%.

«Себестоимость трансформаторов на 35% составляют медные провода. Тонна медного провода стоит около $10 тыс. У нас в Казахстане добывается и выплавляется достаточно меди высокого качества, в том числе и катодную медь, и медную катанку. Однако провода у нас не изготавливают, мы вынуждены завозить их из Китая, где стоит один из заводов крупнейшей бельгийской фирмы по производству медных проводов.Таким образом мы каждый год теряем только на логистике около $1 млн», - отмечает Сергазы Кунтуаров. 

Для того, чтобы исключить столь крупные потери, было принято решение о строительстве завода по производству медного провода. Технологически сложное предприятие расположится в сводной экономической зоне между городами Туркестан и Кентау. Его стоимость составит примерно 10 млн евро.

Без помощи государства не получилось бы

Строительство завода началось в 2017 году в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития (ФИИР). Общая стоимость проекта по словам управляющего директора БРК Адиля Исмагамбетова составила 18,9 млрд тенге.

«Из них БРК профинансировал порядка 8,7 млрд тенге и наша дочерняя организация БРК-Лизинг также профинансировала на 5,9 млрд тенге», - рассказал «Курсиву» Адиль Исмагамбетов.

Эти средства пошли на приобретение высокотехнологичного европейского оборудования и строительно-монтажные работы.

«Изначально, когда утверждали финансирование, проектная мощность завода предполагалась несколько ниже -от 110 до 220 кВ. Но с учетом требований рынка заказчик захотел внести изменения: производство более мощных трансформаторов. Поэтому проект был скорректирован и на оборудование были выделены дополнительные средства», - уточняет Адиль Исмагамбетов.

К примеру, по словам оператора станка поперечной резки Фурката Идрисова, его станок стоит более 1 млн евро. Как подтвердил директор завода Сергазы Кунтуаров, стоимость всех технологически сложных линий на заводе колеблется от 1 до 1,5 млн евро.

По словам Адиля Исмагамбетова, только на оборудование предприятия было выделено более 7 млрд тенге.

«Этот проект финансируется в рамках госпрограммы ФИИР. В рамках этой программы выделяются специальные бюджетные средства, которые микшируюся с рыночными, - пояснил Адиль Исмагамбетов низкую ставку вознаграждения, которая составила 9,6%.  

Он уточнил, что сегодня на рынке таких ставок нет.

«Так как БВУ предоставить такие ставки не могут по той причине, что базовая ставка 9,25%, а с учетом фондирования, получения марджи и так далее, ставки начинаются от 12%. Этой компании было предоставлено финансирование в размере 18,9 млрд тенге сроком до 12 лет. Средства заводу были предоставлены в конце 2017 года, а первые выплаты будут сделаны лишь в конце 2019 года», - поясняет Адиль Исмагамбетов.

По словам Сергазы Кунтуарова, завод должен окупить себя в течение 5-6 лет. При выходе проекта на плановую мощность, от предприятия ожидается порядка 2 млрд тенге налоговых поступлений в экономику региона и страны.

banner_wsj.gif

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png