Перейти к основному содержанию

1525 просмотров

Сколько денег потратили казахстанцы в магазинах и на базарах за полгода

Наибольшая доля в объеме розничной торговли приходится на Алматы

Фото: Shutterstock

Объём розничной торговли за январь–июнь 2019 года достиг 4,9 трлн тенге, реальный рост за год составил 5,4%. За аналогичный период прошлого года розничная торговля составила 4,4 трлн тг (ИФО — 105,6%), передает Finprom.kz.

Объём розничной торговли продовольственными товарами составил 1,6 трлн тг, на её долю пришлось 32,5% в общем объёме ритейла. Доля непродовольственных товаров, в свою очередь, составила 67,5%, или 3,3 трлн тг. Объём реализации продовольственных товаров увеличился по сравнению с январём–июнем 2018 года на 5,8%, а непродовольственных — на 5,3%.

1_45.png

Наибольшая доля в общем объёме официальной розничной торговли республики в январе–июне 2019 года приходится на Алматы: 31,5%, сумма составила 1,6 трлн тг (годом ранее — 1,3 трлн тг).

Также в тройку лидеров вошли Нур-Султан (593,2 млрд тг, или 12%, ИФО — 104,2%,) и Восточно-Казахстанская область (448 млрд тг, или 9,1%, ИФО — 105%). Замыкают топ-5 Карагандинская и Актюбинская области: 447,3 млрд и 275,9 млрд тг соответственно.

Наибольший реальный годовой рост розничной торговли наблюдается в Алматы (9,9%), Карагандинской области (5,9%) и Шымкенте (5,9%).

2_48.png

По размерности предприятий наибольший удельный вес в розничной торговле наблюдается у индивидуальных предпринимателей: 44,2%, объём торговли составил 2,2 трлн тг (годом ранее — 1,9 трлн тг).

Розничная торговля малыми предприятиями составила 1,4 трлн тг (годом ранее — 1,3 трлн тг), доля от общей суммы — 29%.

В свою очередь, объём розничной торговли крупными и средними предприятиями составил 959,3 млрд и 421,7 млрд тг соответственно.

3_33.png

1513 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance