Перейти к основному содержанию

2143 просмотра

Очередная госпрограмма льготного кредитования бизнеса не приживается

В Павлодарской области стабильные компании не торопятся занять очередь за кредитами «Экономикиа простых вещей»

фото: uralskweek.kz / Петр Своик

В Павлодарской области крепко стоящие на ногах компании не торопятся занять очередь за кредитами по направлению «Экономика простых вещей». Слабым предприятиям такая помощь недоступна.

Воспользоваться программой не спешат

В Павлодарской области одобрено семь проектов на сумму 802 млн тенге в рамках разрекламированной и направленной на развитие «экономики простых вещей» государственной программы. Еще пять находятся на рассмотрении в БВУ. Об этом в ходе совещания в областном акимате сообщил руководитель управления предпринимательства и торговли Жайык Хасанов.

В акимате подсчитали, что около 4 тыс. предприятий бизнеса области соответствуют заявленным требованиям и могли бы использовать шанс, чтобы расширить производство или освоить новые направления деятельности. Но бизнесмены не торопятся подавать заявки на получение льготного кредита. Например, в Экибастузе одобрен один проект, в Павлодаре – два, а в Аксу – ни одного. При этом проявившие инициативу предлагают проекты в основном в сфере сельского хозяйства. Речь идет о развитии молочного скотоводства и выращивании овощей.

Такая ситуация наблюдается практически во всех районах области. Например, в Актогайском местное ТОО «Агро-Терра» планирует взять по программе 100 млн тенге на складские помещения.

«Вот он возьмет эти деньги, построит себе очередной склад. Ни одного рабочего места не создаст. Будет просто хранить овощи. Это разве проект?», – задался вопросом аким области Булат Бакауов.

Другие хозяйства хотят заняться приобретением скота в то время, как в стране действуют программы, разработанные специально под развитие животноводства. «У нас же есть ресурсы по программе «Сыбага», чтобы выдавать займы на приобретение поголовья скота на 15 лет, тогда как по

«Экономике простых вещей» максимальный срок займа – 7 лет. Пересмотрите все проекты агропромышленного комплекса отдельно, и, если нужно, направим предпринимателей по наилучшему для них пути», – дал указание глава региона подчиненным в районах.

Удачей считается, если деньги на развитие по госпрограмме «Экономика простых вещей» желает получить крупное, солидное предприятие, кредит которому не прочь предложить любой банк.

Возникают и перекосы. Например, районные и сельские власти включают в список участников и тех, кто стремится получить 1 млн тенге в рамках льготного кредитования. На такую сумму можно открыть разве что мини швейный цех или торговую точку.

В акимате ожидают, что в результате ревизии будут исключены проекты, приписанные для галочки, и появятся те, которые региону действительно нужны. По словам Булата Бакауова, нет, например, заявок по развитию придорожного бизнеса. Ни в привлекательном для туристов Баянаульском районе, ни в Железинском, расположенном вдоль трансграничной трассы.

Кому «удочку»?

По мнению экономиста Алмаса Чукина, помощь бизнесу со стороны государства присутствует и в развитых европейских странах. Но там есть конкретика.

«Либо это стартапы, то есть средства направляются на новые идеи, разработки и прочее. Или кредиты предназначаются тем, кто добился определенного успеха, но нуждается в резком росте для выхода на новые рынки, и для этого необходимы средства. При этом поддержка малого и среднего бизнеса организуется потому, что именно они кормилицы экономики. Например, один средний ресторан дает больше рабочих мест, чем средний завод», – отметил в комментариях «Курсиву» Алмас Чукин.

По его словам, так как в Казахстане 70% всех доходов бюджета составляют нефтедоходы, возникает перекос.

«Вроде деньги есть, и они куда-то поступили, но их нельзя просто раздать населению. Как поделиться с населением этим? Да, есть различные социальные выплаты, поддержка здравоохранения и прочее. А вот как помочь бизнесу? Отсюда и появляется бесконечное число программ, – говорит собеседник. – Те сильные предприниматели, которых я знаю, говорят, если взять этот кредит, проверками замучают: как использованы деньги, что на них сделано. Те, кто послабее, им или не дают эти кредиты, либо они их не возвращают».

За стеклом

Под «экономикой простых вещей» подразумевается развитие производства продуктов питания и промышленных товаров ежедневного использования. Цель программы – создание продукции для обеспечения нужд населения и импортозамещение. В текущем году в Казахстане на это выделено 600 млрд тенге. Определены 365 товарных позиций из 65 видов экономической деятельности. По кредитам в сфере переработки сельхозпродукции и обрабатывающей промышленности ставка финансирования составляет не более 15% годовых, из которых 6% годовых оплачивает предприниматель, а разницу субсидирует государство через фонд «Даму».

Одним из участников программы «Экономика простых вещей» надеется стать павлодарская компания «Стекломир», занимающаяся изготовлением стеклопакетов. По словам ее руководителя Владимира Высоцкого, сумму займа планируется направить на создание архитектурного кластера стеклопакетов. Уже сегодня в новую площадку вложено порядка 5 млн евро – осуществлен закуп оборудования. При этом он заметил, что его проект банками должен быть поддержан, так как у него хорошая кредитная история.

«У нас открытые контракты со всеми крупными мировыми производителями стекла. Многие из европейских компаний построили свои заводы в РФ, мы сотрудничаем и с ними», – отметил предприниматель.

Спикер пояснил необходимость создания кластера.

«Если раньше наша стратегия состояла в том, чтобы в каждом из своих филиалов поставить производство, теперь иначе. Причина в дорогах. Прежде возить по ним нашу хрупкую продукцию было накладно. Сегодня ситуация изменилась. А держать производство и специалистов в одном месте практичнее», – считает Владимир Высоцкий.

Мнение эксперта

Петр Своик, экономист:

– Для развития «экономики простых вещей», которая является неотъемлемой частью внутренней экономики, необходим комплексный план.

Он должен учитывать межотраслевые балансы, ставить реальные задачи по созданию полноценной инфраструктуры, обеспечению трудовой занятости населения. Сейчас этого нет.

Но я считаю, что в стране сделан правильный вывод о необходимости заниматься внутренней экономикой. Но ее развитие противоречит внешней модели.

Чтобы она развивалась, необходимые соответствующие институты и процедуры. Это было сделано только наполовину. В результате серьезных успехов нет, хотя печатаются красивые отчеты и разрезаются ленточки.

1449 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance