Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1790 просмотров

Очередная госпрограмма льготного кредитования бизнеса не приживается

В Павлодарской области стабильные компании не торопятся занять очередь за кредитами «Экономикиа простых вещей»

фото: uralskweek.kz / Петр Своик

В Павлодарской области крепко стоящие на ногах компании не торопятся занять очередь за кредитами по направлению «Экономика простых вещей». Слабым предприятиям такая помощь недоступна.

Воспользоваться программой не спешат

В Павлодарской области одобрено семь проектов на сумму 802 млн тенге в рамках разрекламированной и направленной на развитие «экономики простых вещей» государственной программы. Еще пять находятся на рассмотрении в БВУ. Об этом в ходе совещания в областном акимате сообщил руководитель управления предпринимательства и торговли Жайык Хасанов.

В акимате подсчитали, что около 4 тыс. предприятий бизнеса области соответствуют заявленным требованиям и могли бы использовать шанс, чтобы расширить производство или освоить новые направления деятельности. Но бизнесмены не торопятся подавать заявки на получение льготного кредита. Например, в Экибастузе одобрен один проект, в Павлодаре – два, а в Аксу – ни одного. При этом проявившие инициативу предлагают проекты в основном в сфере сельского хозяйства. Речь идет о развитии молочного скотоводства и выращивании овощей.

Такая ситуация наблюдается практически во всех районах области. Например, в Актогайском местное ТОО «Агро-Терра» планирует взять по программе 100 млн тенге на складские помещения.

«Вот он возьмет эти деньги, построит себе очередной склад. Ни одного рабочего места не создаст. Будет просто хранить овощи. Это разве проект?», – задался вопросом аким области Булат Бакауов.

Другие хозяйства хотят заняться приобретением скота в то время, как в стране действуют программы, разработанные специально под развитие животноводства. «У нас же есть ресурсы по программе «Сыбага», чтобы выдавать займы на приобретение поголовья скота на 15 лет, тогда как по

«Экономике простых вещей» максимальный срок займа – 7 лет. Пересмотрите все проекты агропромышленного комплекса отдельно, и, если нужно, направим предпринимателей по наилучшему для них пути», – дал указание глава региона подчиненным в районах.

Удачей считается, если деньги на развитие по госпрограмме «Экономика простых вещей» желает получить крупное, солидное предприятие, кредит которому не прочь предложить любой банк.

Возникают и перекосы. Например, районные и сельские власти включают в список участников и тех, кто стремится получить 1 млн тенге в рамках льготного кредитования. На такую сумму можно открыть разве что мини швейный цех или торговую точку.

В акимате ожидают, что в результате ревизии будут исключены проекты, приписанные для галочки, и появятся те, которые региону действительно нужны. По словам Булата Бакауова, нет, например, заявок по развитию придорожного бизнеса. Ни в привлекательном для туристов Баянаульском районе, ни в Железинском, расположенном вдоль трансграничной трассы.

Кому «удочку»?

По мнению экономиста Алмаса Чукина, помощь бизнесу со стороны государства присутствует и в развитых европейских странах. Но там есть конкретика.

«Либо это стартапы, то есть средства направляются на новые идеи, разработки и прочее. Или кредиты предназначаются тем, кто добился определенного успеха, но нуждается в резком росте для выхода на новые рынки, и для этого необходимы средства. При этом поддержка малого и среднего бизнеса организуется потому, что именно они кормилицы экономики. Например, один средний ресторан дает больше рабочих мест, чем средний завод», – отметил в комментариях «Курсиву» Алмас Чукин.

По его словам, так как в Казахстане 70% всех доходов бюджета составляют нефтедоходы, возникает перекос.

«Вроде деньги есть, и они куда-то поступили, но их нельзя просто раздать населению. Как поделиться с населением этим? Да, есть различные социальные выплаты, поддержка здравоохранения и прочее. А вот как помочь бизнесу? Отсюда и появляется бесконечное число программ, – говорит собеседник. – Те сильные предприниматели, которых я знаю, говорят, если взять этот кредит, проверками замучают: как использованы деньги, что на них сделано. Те, кто послабее, им или не дают эти кредиты, либо они их не возвращают».

За стеклом

Под «экономикой простых вещей» подразумевается развитие производства продуктов питания и промышленных товаров ежедневного использования. Цель программы – создание продукции для обеспечения нужд населения и импортозамещение. В текущем году в Казахстане на это выделено 600 млрд тенге. Определены 365 товарных позиций из 65 видов экономической деятельности. По кредитам в сфере переработки сельхозпродукции и обрабатывающей промышленности ставка финансирования составляет не более 15% годовых, из которых 6% годовых оплачивает предприниматель, а разницу субсидирует государство через фонд «Даму».

Одним из участников программы «Экономика простых вещей» надеется стать павлодарская компания «Стекломир», занимающаяся изготовлением стеклопакетов. По словам ее руководителя Владимира Высоцкого, сумму займа планируется направить на создание архитектурного кластера стеклопакетов. Уже сегодня в новую площадку вложено порядка 5 млн евро – осуществлен закуп оборудования. При этом он заметил, что его проект банками должен быть поддержан, так как у него хорошая кредитная история.

«У нас открытые контракты со всеми крупными мировыми производителями стекла. Многие из европейских компаний построили свои заводы в РФ, мы сотрудничаем и с ними», – отметил предприниматель.

Спикер пояснил необходимость создания кластера.

«Если раньше наша стратегия состояла в том, чтобы в каждом из своих филиалов поставить производство, теперь иначе. Причина в дорогах. Прежде возить по ним нашу хрупкую продукцию было накладно. Сегодня ситуация изменилась. А держать производство и специалистов в одном месте практичнее», – считает Владимир Высоцкий.

Мнение эксперта

Петр Своик, экономист:

– Для развития «экономики простых вещей», которая является неотъемлемой частью внутренней экономики, необходим комплексный план.

Он должен учитывать межотраслевые балансы, ставить реальные задачи по созданию полноценной инфраструктуры, обеспечению трудовой занятости населения. Сейчас этого нет.

Но я считаю, что в стране сделан правильный вывод о необходимости заниматься внутренней экономикой. Но ее развитие противоречит внешней модели.

Чтобы она развивалась, необходимые соответствующие институты и процедуры. Это было сделано только наполовину. В результате серьезных успехов нет, хотя печатаются красивые отчеты и разрезаются ленточки.


200 просмотров

Қазақстанда ІТ алыптары неге шықпады?

Жағдайды өзгерту үшін не істеу керек?

Фото: Shutterstock.com

Жалпы, ақпараттық технологиялар нарығы үш сегментке бөлінеді: аппараттық жабдықтау, («темір»), бағдарламалық қамтамасыз ету және ІТ-қызметтер. 

IDC мәліметтеріне сүйенсек, Қазақстанда аппараттық жабдықтау бүкіл нарықтың 78% құрайды. Бағдарламалық қамтамасыз ету  және IT-қызметтерінің үлесі –10 және 12%. Яғни, қазақстандық нарықтың сыйымдылығы $1,6 млрд болса, IT-қызметтердің табатын пайдасы 200 миллион доллардан да аз. 

Десе де, ресми статистика Қазақстандағы бағдарламалық қамтамасыз ету нарығының мүмкіндігін оптимистік тұрғыда бағалайды. Мәселен, Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің мәліметтері бойынша, 2017 жылы ол шамамен 7% өсім көрсетіп, 105 млрд теңгені (271 млн доллардан астам) құраған.

Салыстыру үшін айтсақ, Ресей IT нарығының құрылымында «темірдің» үлесі – 61,5%, бағдарламалық қамтамасыз ету – 14,6%, ал IT-қызметтер 23,9% құрайды.  IDC дерегі бойынша,  Ресей IT нарығының сыйымдылығы 2018 жылы 22,6 млрд долларға жеткен.

Егер Forrester Research деректеріне сүйене отырып,  әлемдік нарық тұрғысынан қарасақ, консалтинг және әртүрлі интеграциялық қызметтердің үлесі –19%, жабдықтауға – 23,3%, бағдарламалық қамтамасыз етуге 21% тиесілі (қалғаны телекоммуникациялық қызметтер, телекоммуникациялық жабдықтар). 

Бұл бағыттардың нарықтағы үлесіне қарап, қаншалықты пісіп-жетілгенін бағамдауға болады. Осы көрсеткіш бүкіл нарықтағы салмағы мен қолдан келетін шаруаға сұраныс қандай екенін айқындайды. 

Басқаша айтсақ, ірі жобаларға деген сұраныс пен оларды жүзеге асыру құзіретінің арасында  өзара байланыс бар деп тұжырымдауға болады. Қазақстанда бұндай жобалар жоқ деуге болмас. Бар, әрине, бірақ бірді-екілі ғана. Яғни, осындай жобаларды жүзеге асыру үшін жергілікті компаниялардың мүмкіндіктері мен құзыретін арттыру экономикалық тұрғыда тиімсіз тірлік, бұндай бірді-екілі сұраныс импорт есебінен-ақ қанағаттандырылады. 

Не істеу керек?

ІТ-қызметтердің ірі тапсырыс берушілері –мемлекеттік органдарда  севистік қызмет көрсетуді енгізу жағдайды өзгертерді деп күтілген-тұғын. Бұндай жағдайда мемлекеттік органдар аса қымбат ІТ-жүйелерін өздері құруды қойып, сервис-провайдерлер ұсынатын қызметті тұтынушыға айналуы тиіс. 

Сервистік үлгіні қолдану қазіргі кезде ең қажетті дүниенің пайда болуына, яғни осы қызметті ұсынатын компаниялардың көптеп құрылуына ықпал етуі керек еді. Ең бастысы – бәсеке пайда болуы тиіс. Мемлекеттік органдарды автоматтандыруда сервистік қызметті енгізудің тағы бір мақсаты – мемлекеттің экономикаға шамадан тыс араласуын азайту еді. Оның үстіне ол осы жүйелерді қолдауға кететін шығынды жабу мәселесін де шешуі тиіс.

Осындай оптимистердің қатарына Нұр-Сұлтан қаласының жанынан дата-орталық салған Intarget Solution компаниясының бас директоры Серікжан Құнанбаевты жатқызуға болады. Бұл дата-орталық былтыр K-Tech Technology форумында 2017 жылдың үздік IT-жобасы деп танылған. Серікжан Құнанбаев «Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы Қазақстанның IT нарығындағы сапалы өзгерістердің драйвері болуы керек деп пайымдайды. Ал жеке дата-орталықтардың сөресін өз серверлерімен толтыратындардың қатарында мемлекеттік органдар да табылмақ.
 
Анықтама үшін айта кетсек, Цифрлы Қазақстан бағдарламасы авторлары бағдарламаны жүзеге асырудан туындайтын жиынтық әсер 2025 жылға қарай 1,7 ден 2,2 трлн теңгеге дейін көтерілуі тиіс деп болжам жасайды. Ал салынатын инвестиция көлемі – 310 миллиард теңге.

Әділдігін айтар болсақ, біз аппараттық жабдықтауда да, софтта да бәсекеге түсе алмаймыз. Сондықтан отандық ІТ нарықтың болашағы шарықтау мен шаттықсыз, бірқалыпты болмақ. Бәлкім мұның да өз мәні бар шығар, өйткені, бекерге үміттенуді қойып, шындыққа, нақты өмірге жақындай түсеміз.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций