Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1924 просмотра

Очередная госпрограмма льготного кредитования бизнеса не приживается

В Павлодарской области стабильные компании не торопятся занять очередь за кредитами «Экономикиа простых вещей»

фото: uralskweek.kz / Петр Своик

В Павлодарской области крепко стоящие на ногах компании не торопятся занять очередь за кредитами по направлению «Экономика простых вещей». Слабым предприятиям такая помощь недоступна.

Воспользоваться программой не спешат

В Павлодарской области одобрено семь проектов на сумму 802 млн тенге в рамках разрекламированной и направленной на развитие «экономики простых вещей» государственной программы. Еще пять находятся на рассмотрении в БВУ. Об этом в ходе совещания в областном акимате сообщил руководитель управления предпринимательства и торговли Жайык Хасанов.

В акимате подсчитали, что около 4 тыс. предприятий бизнеса области соответствуют заявленным требованиям и могли бы использовать шанс, чтобы расширить производство или освоить новые направления деятельности. Но бизнесмены не торопятся подавать заявки на получение льготного кредита. Например, в Экибастузе одобрен один проект, в Павлодаре – два, а в Аксу – ни одного. При этом проявившие инициативу предлагают проекты в основном в сфере сельского хозяйства. Речь идет о развитии молочного скотоводства и выращивании овощей.

Такая ситуация наблюдается практически во всех районах области. Например, в Актогайском местное ТОО «Агро-Терра» планирует взять по программе 100 млн тенге на складские помещения.

«Вот он возьмет эти деньги, построит себе очередной склад. Ни одного рабочего места не создаст. Будет просто хранить овощи. Это разве проект?», – задался вопросом аким области Булат Бакауов.

Другие хозяйства хотят заняться приобретением скота в то время, как в стране действуют программы, разработанные специально под развитие животноводства. «У нас же есть ресурсы по программе «Сыбага», чтобы выдавать займы на приобретение поголовья скота на 15 лет, тогда как по

«Экономике простых вещей» максимальный срок займа – 7 лет. Пересмотрите все проекты агропромышленного комплекса отдельно, и, если нужно, направим предпринимателей по наилучшему для них пути», – дал указание глава региона подчиненным в районах.

Удачей считается, если деньги на развитие по госпрограмме «Экономика простых вещей» желает получить крупное, солидное предприятие, кредит которому не прочь предложить любой банк.

Возникают и перекосы. Например, районные и сельские власти включают в список участников и тех, кто стремится получить 1 млн тенге в рамках льготного кредитования. На такую сумму можно открыть разве что мини швейный цех или торговую точку.

В акимате ожидают, что в результате ревизии будут исключены проекты, приписанные для галочки, и появятся те, которые региону действительно нужны. По словам Булата Бакауова, нет, например, заявок по развитию придорожного бизнеса. Ни в привлекательном для туристов Баянаульском районе, ни в Железинском, расположенном вдоль трансграничной трассы.

Кому «удочку»?

По мнению экономиста Алмаса Чукина, помощь бизнесу со стороны государства присутствует и в развитых европейских странах. Но там есть конкретика.

«Либо это стартапы, то есть средства направляются на новые идеи, разработки и прочее. Или кредиты предназначаются тем, кто добился определенного успеха, но нуждается в резком росте для выхода на новые рынки, и для этого необходимы средства. При этом поддержка малого и среднего бизнеса организуется потому, что именно они кормилицы экономики. Например, один средний ресторан дает больше рабочих мест, чем средний завод», – отметил в комментариях «Курсиву» Алмас Чукин.

По его словам, так как в Казахстане 70% всех доходов бюджета составляют нефтедоходы, возникает перекос.

«Вроде деньги есть, и они куда-то поступили, но их нельзя просто раздать населению. Как поделиться с населением этим? Да, есть различные социальные выплаты, поддержка здравоохранения и прочее. А вот как помочь бизнесу? Отсюда и появляется бесконечное число программ, – говорит собеседник. – Те сильные предприниматели, которых я знаю, говорят, если взять этот кредит, проверками замучают: как использованы деньги, что на них сделано. Те, кто послабее, им или не дают эти кредиты, либо они их не возвращают».

За стеклом

Под «экономикой простых вещей» подразумевается развитие производства продуктов питания и промышленных товаров ежедневного использования. Цель программы – создание продукции для обеспечения нужд населения и импортозамещение. В текущем году в Казахстане на это выделено 600 млрд тенге. Определены 365 товарных позиций из 65 видов экономической деятельности. По кредитам в сфере переработки сельхозпродукции и обрабатывающей промышленности ставка финансирования составляет не более 15% годовых, из которых 6% годовых оплачивает предприниматель, а разницу субсидирует государство через фонд «Даму».

Одним из участников программы «Экономика простых вещей» надеется стать павлодарская компания «Стекломир», занимающаяся изготовлением стеклопакетов. По словам ее руководителя Владимира Высоцкого, сумму займа планируется направить на создание архитектурного кластера стеклопакетов. Уже сегодня в новую площадку вложено порядка 5 млн евро – осуществлен закуп оборудования. При этом он заметил, что его проект банками должен быть поддержан, так как у него хорошая кредитная история.

«У нас открытые контракты со всеми крупными мировыми производителями стекла. Многие из европейских компаний построили свои заводы в РФ, мы сотрудничаем и с ними», – отметил предприниматель.

Спикер пояснил необходимость создания кластера.

«Если раньше наша стратегия состояла в том, чтобы в каждом из своих филиалов поставить производство, теперь иначе. Причина в дорогах. Прежде возить по ним нашу хрупкую продукцию было накладно. Сегодня ситуация изменилась. А держать производство и специалистов в одном месте практичнее», – считает Владимир Высоцкий.

Мнение эксперта

Петр Своик, экономист:

– Для развития «экономики простых вещей», которая является неотъемлемой частью внутренней экономики, необходим комплексный план.

Он должен учитывать межотраслевые балансы, ставить реальные задачи по созданию полноценной инфраструктуры, обеспечению трудовой занятости населения. Сейчас этого нет.

Но я считаю, что в стране сделан правильный вывод о необходимости заниматься внутренней экономикой. Но ее развитие противоречит внешней модели.

Чтобы она развивалась, необходимые соответствующие институты и процедуры. Это было сделано только наполовину. В результате серьезных успехов нет, хотя печатаются красивые отчеты и разрезаются ленточки.


653 просмотра

Kraft Heinz начал приходить «в форму»

Сдавший ранее свои позиции гигант пищевой индустрии под управлением нового топ-менедж­мента разрабатывает обновленную стратегию бизнеса

Фото: Richard B. Levine/Zuma Press

Наблюдая за признаками стабилизации ситуации в Kraft Heinz, а также за новым видением, которое демонстрирует обновленный топ-менеджмент компании, инвесторы не скрывают своей радости. Впрочем, учитывая, как долго Kraft Heinz управляли неправильно, до полного восстановления ей очень далеко.

В прошлый четверг компания объявила о том, что органические продажи (то есть без учета колебаний курсов валют и изменений в портфеле) в III квартале 2019 года упали на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению со снижением продаж на 1,5% в первом полугодии это стало небольшим улучшением ситуации.

Скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA), аналитический показатель, которому в компании традиционно отдают предпочтение, снизилась на 7,8% по сравнению с годом ранее. В первом полугодии падение составило 19,3%.

Тогда же, в четверг, акции компании выросли в цене на 13%. Однако они по-прежнему на 33% ниже февральских показателей, когда компания объявила о катастрофических результатах, включая списание убытков по брендам, в том числе Kraft, на сумму $15 млрд. В итоге это привело к тому, что летом были назначены новый генеральный директор компании Мигель Патрисио и финансовый директор Пауло Базилио.

Новое руководство было напрямую назначено владельцами из бразильской инвестиционной компании 3G Capital и, похоже, знает, почему все пошло не так. Свою новую стратегию бизнеса они планируют представить в начале следующего года, однако уже во время конференц-звонка в разговоре с аналитиками в прошлый четверг топ-менеджеры поделились своими предварительными оценками.

WSJ_kraft-heinz-starts_0.png

В частности, Мигель Патрисио заявил о необходимости «ментальных изменений» в компании. Так, он намерен сместить акцент с краткосрочного сокращения расходов и роста за счет приобретений на долгосрочный органический рост.

Однако отказываться от политики экономии средств компания не будет. Более того, Патрисио отстоял принятую в 3G Capital практику «бюджетирования с нуля» как меру, необходимую для высвобождения ресурсов для инвестирования. Он также подчеркнул необходимость очистить портфель Kraft Heinz от убыточных и малорентабельных продуктов.

«Инновации – это та область, которую мы должны развивать, то направление, где нам предстоит огромная работа», – заявил он аналитикам после того, как те попросили его поделиться своими взглядами на необходимость исследований и разработок, которым предшествующий менеджмент большого внимания не уделял.

Тем не менее, по словам Патрисио, расходы на R&D будут главным образом сосредоточены на нескольких ключевых направлениях и не станут широкомасштабными. То есть, по сути, сохранится та же позиция, которой придерживался прежний гендиректор компании Бернардо Хис.

Акцент на экономии средств – это не столько выбор, сколько необходимость. Кредитное плечо компании остается повышенным, а чистый долг за последние четыре квартала превышает скорректированный показатель EBITDA в 4,5 раза. Во время конференц-звонка в прошлый четверг Пауло Базилио особо подчеркнул, что новая стратегия будет включать в себя шаги по уменьшению кредитного плеча и поддержанию кредитного рейтинга компании. Однако комментировать вопрос о том, будут ли уменьшены дивиденды после того, как они уже были сокращены в феврале, он отказался.

Так или иначе, но инвесторам пока лучше воздержаться от каких-либо выводов. Все-таки просто знать направление, куда нужно идти, – это одно. А быть способным добраться туда – это совсем другое.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций