Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2176 просмотров

Тренды рынка франшиз общественного питания

Почему кофейня – креативный бизнес, а франшиза ресторана – дорогое удовольствие?

Фото: Shutterstock

Франшиза кофейни, пекарни или ресторана – популярный запрос как от опытных предпринимателей, так и от начинающих. 

Тем, кто заинтересован в покупке франшизы общепита, нужно быть готовым к тому, что места для инициативы после покупки франшизы останется немного. Чтобы обеспечить единообразие в ресторанах в разных концах страны, а то и мира, франчайзер выдает покупателю толстый свод правил, которые нельзя изменить. 

Требования к потенциальным покупателям франшизы

Наличие капитала. В среднем инвестиции в открытие ресторана по франшизе в СНГ стартуют от $100 тыс. И это не предел: американская сеть сладких пончиков Dunkin ‘Donuts требует, чтобы потенциальные франчайзи имели собственный капитал в размере $1,5 млн. Российский бренд итальянских ресторанов «IL Патио» продает франшизы за $340 тыс.

Дороговизна франшиз объясняется тем, что они готовы к работе под ключ, а дизайн ресторана, рецептура блюд и даже дизайн фирменных пакетов – часть вашей покупки. 

Наличие опыта в индустрии. Многие франчайзеры требуют от собственника иметь опыт работы или управления рестораном или другим бизнесом, прежде чем продать франшизу. Если опыта нет, продавцы предлагают помощь в подборе и обучении персонала.

Открытие нескольких точек. Компания-франчайзер заинтересована в расширении сети. Американская сеть франшиз Pizza Hut продает право на открытие сразу трех ресторанов, а уже знакомый нам Dunkin ‘Donuts продает пакет из пяти точек. Эти требования должны заставить задуматься потенциальных франчайзи и оценить прежде всего не финансовые ресурсы, а возможность распределить время между всеми заведениями. 

964816489.jpg

Особенности популярных форматов франшиз общепита

Кофейня. Этот бизнес показывает стабильный рост по количеству точек как в Казахстане, так и во всем мире. Опыт стран первой двадцатки подтверждает: о заполняемости рынка можно говорить, когда в каждом городе-миллионнике в шаговой доступности будет две-три хорошие кофейни.

Формат кофейни удовлетворяет разным запросам посетителей: выпить кофе в уютном месте, взять стаканчик на вынос, перекусить или купить домой понравившийся кофе.

Стоимость входа в бизнес зависит от формата заведения – остров в торговом центре, точка в малой архитектурной форме или полноценное кафе с посадочными местами обойдутся в разные суммы.

Цена на франшизу небольшой точки с кофе на вынос начинается от $10 тыс. Напитки и еда в кофейнях продаются в соотношении 70 на 30. Больше всего зарабатывают на капучино, эспрессо и чае, маржинальность доходит до 40%. 

Какие сложности возникают в работе кофейни по франшизе? Сложными оказываются типичные для всех заведений общественного питания проблемы: скорость обслуживания клиента, количество и контроль персонала. Распространенная история, когда бармены меняют кофе на более дешевый вариант, а клиенты уходят к конкурентам.

Кофейня – небольшой, но креативный бизнес. Не обязательно при покупке франшизы ориентироваться на игроков из столичных городов, удачная модель может появиться и в регионах. Пример из Украины в доказательство: первую кофейню современного формата Sharikava запустили в одном из областных центров – в Житомире. Фишки заведения: атмосфера посиделок, постоянных посетителей встречают вопросом «Вам как всегда?», хороший кофе за умеренную цену и полезные десерты, например овсяная каша или гранола в стаканчике, которую удобно брать на вынос. За короткий срок собственники открыли более 10 заведений, и сегодня они позиционируют себя как сеть энерджи-баров, недавно стартовали в Киеве и начали продавать франшизу по всей стране. 

Успешные заведения подобного формата запускаются в людных местах, но не обязательно в центре – например, хороша локация около вузов. Активно используют бартерную рекламу, продвигаются в соцсетях.

Пекарни – один из самых трендовых бизнесов на территории СНГ. Для пекарни важнее всего свежесть и качество продукта, поэтому нужна локация с хорошей проходимостью – так будет меньше остатков. Франшиза пекарни стоит от $20 тыс., а рентабельность этого бизнеса начинается от 20%. На окупаемость можно выйти за период от 8 месяцев до 2 лет.

Требования к размещению пекарни: помещение площадью от 15 до 100 кв. м, стабильная мощность электросети в нем должна быть от 15 кВт, обязательно наличие воды, канализации и вентиляции. 

Франшизу пекарни предлагают в нескольких форматах. Первый: материнская компания делает заготовки и поставляет их в замороженном виде. На месте хлеб, булки, пирожки и круассаны только выпекаются. При втором варианте франчайзи получает полную рецептуру и сам готовит весь цикл. Еще один вариант – доставка готовой продукции от поставщика или самого франчайзи. Трендом пекарен последних лет является продажа хлеба, приготовленного на живых заквасках – виноградной или хмелевой, а также продажа горячих напитков – кофе и чая.

Рестораны. Чтобы ресторан, открытый по франшизе, был успешным, важно не только работать в нужной нише, понимать своего гостя, но и думать о перспективе.

Еще десять лет назад ресторанная франшиза в СНГ обходилась покупателю в $10–15 тыс. Сегодня цены выросли: за право работать под своей торговой маркой известные бренды просят от $50 тыс. до 2 млн. 

Роялти составляет от 2 до 5% в месяц от оборота или определенную фиксированную сумму. Часто франчайзи выставляют требование маркетингового платежа – в таком случае при покупке франшизы вопросы национального и локального маркетинга будет решать компания-франчайзер. 

Период окупаемости ресторана по франшизе – от 1,5 до 3 лет.

Открыть ресторан по франшизе сложнее, чем кофейню или пекарню: сумма вложений и количество рисков больше, а возможности поднимать цены ограничены. Так, эксперты оценивают средний чек в казахстанском ресторане в 7 тыс. тенге с посетителя.

Кроме типичных сложностей с персоналом, локацией, недобросовестностью персонала, на успешности ресторана сказывается фактор трендовости. Привычным пицце и роллам в наши дни приходится конкурировать с ресторанами здоровой пищи и «веганскими» заведениями.

Собственники ресторанов, которые успешно работали лет по десять, сейчас удивляются, почему от них уходят клиенты. Они не думают, что типичное меню ресторана занимает пять листов. Им сложно понять, что их кухня приелась, да и не может один повар на высоком уровне приготовить 50 блюд.

Есть смысл присмотреться к франшизам ресторанов с монопродуктами: с бургерами, мясом гриль, лапшой, яйцами и модным сейчас авокадо. Монорестораны имеют хорошие шансы на полную посадку.

Почему стоит выбрать франшизу? Более 30% ресторанов и кафе в Казахстане и СНГ закрываются в первые 2 года. Эти показатели «выживаемости» доказывают, что предприниматели ошибочно оценивают цену входа и поддержания бизнеса. В то же время 80% компаний, которые работают по франшизе, доживают до 5 лет.


1096 просмотров

Внутренний рынок Казахстана не обеспечивается электроэнергией равномерно

В чем причина

Фото: Shutterstock

Пока в Павлодарской области имеется профицит мощностей в 1 тыс. МВт, нехватку в них испытывают другие регионы. В ряде областей проблему решило строительство высоковольтной линии 500 кВ «Север – Восток – Юг». 

Более 40% всей казахстанской выработки электроэнергии приходится на долю Павлодарской области. Здесь тепловой электростанцией национального значения ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 им. Булата Нуржанова» в 2018 году выработано 19,1 млрд кВт*ч, то есть почти на 30% больше, чем годом ранее. Доля АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» с двумя работающими энергоблоками на рынке скромнее – по словам председателя правления Ануара Берлибаева, в прошлом году было выработано 5,4 млн кВт*ч. 

Генеральный директор ТОО «ЭГРЭС-1» Мади Абишев ранее информировал «Курсив» об увеличении объема производства электрической энергии ГРЭС-1 и коммерческого спроса потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

«Потребление выросло на 5,5% по сравнению с 2017 годом, особенно в северной, западной и южной зонах. В самой Павлодарской области потребление электроэнергии выросло на 779 млн кВт*ч. Экспортные поставки осуществляются в Российскую Федерацию», – ответил г-н Абишев на запрос издания. 

По его словам, в этом году ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» планирует выработать 18,9 млрд кВт*ч электроэнергии. 

Руководитель управления энергетики Павлодарской области Ержан Иманзаипов уточнил, что основной причиной роста объемов производства явилось увеличение потребления электроэнергии южными областями: Жамбылской – на 286,9%, Туркестанской – на 215,3%, Алматинской – на 131,4% и Кызылординской – на 134,6%. В самой Павлодарской области зафиксировано увеличение потребления на 4,6%, что обусловлено ростом производства на таких предприятиях области, как ТОО «KAZ Minerals Bozshakol», ТОО «Богатырь Комир», а также вводом новых объектов – производства колесных пар на ТОО «Проммашкомплект», увеличением производственных площадей теплиц для выращивания томатов и роз в ТОО «Greenhоuse-Qaztomat».

Впрочем, планы ГРЭС-1 на 2019 год были связаны не только с экспортом электроэнергии в Российскую Федерацию, но и с созданием в Экибастузе индустриальной зоны с ориентировочным объемом потребления электроэнергии 1100 МВт. Тогда Мади Абишев предполагал, что будет введен в эксплуатацию завод технического кремния ТОО «Ansa Silicon» c ориентировочным объемом потребления электроэнергии более 200 МВт. Но пока этого не случилось. А вот надежды энергетиков на рост поставок после завершения строительства линии «Север – Восток – Юг» небезосновательны. В 2018 году KEGOC завершил реализацию крупнейшего в отрасли инфраструктурного проекта. Ввод линий электропередачи увеличил транзит электроэнергии от электростанций северного региона Казахстана в южных регионы республики с 1450 до 2100 МВт, сообщает системный оператор.

Напомним, на сегодня в Казахстане общая установленная мощность электростанций составляет почти 22 тыс. МВт, располагаемая – на 4 тыс. МВт меньше. В том числе в Павлодарской области, где имеется семь станций, по данным областного акимата, существует профицит в пределах 1 тыс. МВт. Такой резерв недорогой мощности – гарантия инвестиционной привлекательности региона. И в первую очередь Экибастуза, где должна появиться та самая индустриальная зона. Ставка делается, конечно же, на ГРЭС-1, располагающую этим резервом и, главное, дешевой электроэнергией – по 5,76 тенге за киловатт-час. 

Новые производства должны появиться и вокруг города Аксу. Запланировано строительство сахарного и крахмального заводов с помощью китайских инвесторов, в самом Павлодаре грядет строительство третьей очереди Казахстанского электролизного завода. Таким образом, мощности будут востребованы не только южными и западными регионами Казахстана, но и самой Павлодарской областью. 

В то же время, по данным управляющего директора по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Серика Тютебаева, согласно утвержденному Министерством энергетики РК семилетнему прогнозному балансу на 2019–2025 годы, сохранение профицита мощностей ожидается до 2025 года. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций