Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3073 просмотра

Тренды рынка франшиз общественного питания

Почему кофейня – креативный бизнес, а франшиза ресторана – дорогое удовольствие?

Фото: Shutterstock

Франшиза кофейни, пекарни или ресторана – популярный запрос как от опытных предпринимателей, так и от начинающих. 

Тем, кто заинтересован в покупке франшизы общепита, нужно быть готовым к тому, что места для инициативы после покупки франшизы останется немного. Чтобы обеспечить единообразие в ресторанах в разных концах страны, а то и мира, франчайзер выдает покупателю толстый свод правил, которые нельзя изменить. 

Требования к потенциальным покупателям франшизы

Наличие капитала. В среднем инвестиции в открытие ресторана по франшизе в СНГ стартуют от $100 тыс. И это не предел: американская сеть сладких пончиков Dunkin ‘Donuts требует, чтобы потенциальные франчайзи имели собственный капитал в размере $1,5 млн. Российский бренд итальянских ресторанов «IL Патио» продает франшизы за $340 тыс.

Дороговизна франшиз объясняется тем, что они готовы к работе под ключ, а дизайн ресторана, рецептура блюд и даже дизайн фирменных пакетов – часть вашей покупки. 

Наличие опыта в индустрии. Многие франчайзеры требуют от собственника иметь опыт работы или управления рестораном или другим бизнесом, прежде чем продать франшизу. Если опыта нет, продавцы предлагают помощь в подборе и обучении персонала.

Открытие нескольких точек. Компания-франчайзер заинтересована в расширении сети. Американская сеть франшиз Pizza Hut продает право на открытие сразу трех ресторанов, а уже знакомый нам Dunkin ‘Donuts продает пакет из пяти точек. Эти требования должны заставить задуматься потенциальных франчайзи и оценить прежде всего не финансовые ресурсы, а возможность распределить время между всеми заведениями. 

964816489.jpg

Особенности популярных форматов франшиз общепита

Кофейня. Этот бизнес показывает стабильный рост по количеству точек как в Казахстане, так и во всем мире. Опыт стран первой двадцатки подтверждает: о заполняемости рынка можно говорить, когда в каждом городе-миллионнике в шаговой доступности будет две-три хорошие кофейни.

Формат кофейни удовлетворяет разным запросам посетителей: выпить кофе в уютном месте, взять стаканчик на вынос, перекусить или купить домой понравившийся кофе.

Стоимость входа в бизнес зависит от формата заведения – остров в торговом центре, точка в малой архитектурной форме или полноценное кафе с посадочными местами обойдутся в разные суммы.

Цена на франшизу небольшой точки с кофе на вынос начинается от $10 тыс. Напитки и еда в кофейнях продаются в соотношении 70 на 30. Больше всего зарабатывают на капучино, эспрессо и чае, маржинальность доходит до 40%. 

Какие сложности возникают в работе кофейни по франшизе? Сложными оказываются типичные для всех заведений общественного питания проблемы: скорость обслуживания клиента, количество и контроль персонала. Распространенная история, когда бармены меняют кофе на более дешевый вариант, а клиенты уходят к конкурентам.

Кофейня – небольшой, но креативный бизнес. Не обязательно при покупке франшизы ориентироваться на игроков из столичных городов, удачная модель может появиться и в регионах. Пример из Украины в доказательство: первую кофейню современного формата Sharikava запустили в одном из областных центров – в Житомире. Фишки заведения: атмосфера посиделок, постоянных посетителей встречают вопросом «Вам как всегда?», хороший кофе за умеренную цену и полезные десерты, например овсяная каша или гранола в стаканчике, которую удобно брать на вынос. За короткий срок собственники открыли более 10 заведений, и сегодня они позиционируют себя как сеть энерджи-баров, недавно стартовали в Киеве и начали продавать франшизу по всей стране. 

Успешные заведения подобного формата запускаются в людных местах, но не обязательно в центре – например, хороша локация около вузов. Активно используют бартерную рекламу, продвигаются в соцсетях.

Пекарни – один из самых трендовых бизнесов на территории СНГ. Для пекарни важнее всего свежесть и качество продукта, поэтому нужна локация с хорошей проходимостью – так будет меньше остатков. Франшиза пекарни стоит от $20 тыс., а рентабельность этого бизнеса начинается от 20%. На окупаемость можно выйти за период от 8 месяцев до 2 лет.

Требования к размещению пекарни: помещение площадью от 15 до 100 кв. м, стабильная мощность электросети в нем должна быть от 15 кВт, обязательно наличие воды, канализации и вентиляции. 

Франшизу пекарни предлагают в нескольких форматах. Первый: материнская компания делает заготовки и поставляет их в замороженном виде. На месте хлеб, булки, пирожки и круассаны только выпекаются. При втором варианте франчайзи получает полную рецептуру и сам готовит весь цикл. Еще один вариант – доставка готовой продукции от поставщика или самого франчайзи. Трендом пекарен последних лет является продажа хлеба, приготовленного на живых заквасках – виноградной или хмелевой, а также продажа горячих напитков – кофе и чая.

Рестораны. Чтобы ресторан, открытый по франшизе, был успешным, важно не только работать в нужной нише, понимать своего гостя, но и думать о перспективе.

Еще десять лет назад ресторанная франшиза в СНГ обходилась покупателю в $10–15 тыс. Сегодня цены выросли: за право работать под своей торговой маркой известные бренды просят от $50 тыс. до 2 млн. 

Роялти составляет от 2 до 5% в месяц от оборота или определенную фиксированную сумму. Часто франчайзи выставляют требование маркетингового платежа – в таком случае при покупке франшизы вопросы национального и локального маркетинга будет решать компания-франчайзер. 

Период окупаемости ресторана по франшизе – от 1,5 до 3 лет.

Открыть ресторан по франшизе сложнее, чем кофейню или пекарню: сумма вложений и количество рисков больше, а возможности поднимать цены ограничены. Так, эксперты оценивают средний чек в казахстанском ресторане в 7 тыс. тенге с посетителя.

Кроме типичных сложностей с персоналом, локацией, недобросовестностью персонала, на успешности ресторана сказывается фактор трендовости. Привычным пицце и роллам в наши дни приходится конкурировать с ресторанами здоровой пищи и «веганскими» заведениями.

Собственники ресторанов, которые успешно работали лет по десять, сейчас удивляются, почему от них уходят клиенты. Они не думают, что типичное меню ресторана занимает пять листов. Им сложно понять, что их кухня приелась, да и не может один повар на высоком уровне приготовить 50 блюд.

Есть смысл присмотреться к франшизам ресторанов с монопродуктами: с бургерами, мясом гриль, лапшой, яйцами и модным сейчас авокадо. Монорестораны имеют хорошие шансы на полную посадку.

Почему стоит выбрать франшизу? Более 30% ресторанов и кафе в Казахстане и СНГ закрываются в первые 2 года. Эти показатели «выживаемости» доказывают, что предприниматели ошибочно оценивают цену входа и поддержания бизнеса. В то же время 80% компаний, которые работают по франшизе, доживают до 5 лет.


5413 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций