Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1426 просмотров

Тренды рынка франшиз общественного питания

Почему кофейня – креативный бизнес, а франшиза ресторана – дорогое удовольствие?

Фото: Shutterstock

Франшиза кофейни, пекарни или ресторана – популярный запрос как от опытных предпринимателей, так и от начинающих. 

Тем, кто заинтересован в покупке франшизы общепита, нужно быть готовым к тому, что места для инициативы после покупки франшизы останется немного. Чтобы обеспечить единообразие в ресторанах в разных концах страны, а то и мира, франчайзер выдает покупателю толстый свод правил, которые нельзя изменить. 

Требования к потенциальным покупателям франшизы

Наличие капитала. В среднем инвестиции в открытие ресторана по франшизе в СНГ стартуют от $100 тыс. И это не предел: американская сеть сладких пончиков Dunkin ‘Donuts требует, чтобы потенциальные франчайзи имели собственный капитал в размере $1,5 млн. Российский бренд итальянских ресторанов «IL Патио» продает франшизы за $340 тыс.

Дороговизна франшиз объясняется тем, что они готовы к работе под ключ, а дизайн ресторана, рецептура блюд и даже дизайн фирменных пакетов – часть вашей покупки. 

Наличие опыта в индустрии. Многие франчайзеры требуют от собственника иметь опыт работы или управления рестораном или другим бизнесом, прежде чем продать франшизу. Если опыта нет, продавцы предлагают помощь в подборе и обучении персонала.

Открытие нескольких точек. Компания-франчайзер заинтересована в расширении сети. Американская сеть франшиз Pizza Hut продает право на открытие сразу трех ресторанов, а уже знакомый нам Dunkin ‘Donuts продает пакет из пяти точек. Эти требования должны заставить задуматься потенциальных франчайзи и оценить прежде всего не финансовые ресурсы, а возможность распределить время между всеми заведениями. 

964816489.jpg

Особенности популярных форматов франшиз общепита

Кофейня. Этот бизнес показывает стабильный рост по количеству точек как в Казахстане, так и во всем мире. Опыт стран первой двадцатки подтверждает: о заполняемости рынка можно говорить, когда в каждом городе-миллионнике в шаговой доступности будет две-три хорошие кофейни.

Формат кофейни удовлетворяет разным запросам посетителей: выпить кофе в уютном месте, взять стаканчик на вынос, перекусить или купить домой понравившийся кофе.

Стоимость входа в бизнес зависит от формата заведения – остров в торговом центре, точка в малой архитектурной форме или полноценное кафе с посадочными местами обойдутся в разные суммы.

Цена на франшизу небольшой точки с кофе на вынос начинается от $10 тыс. Напитки и еда в кофейнях продаются в соотношении 70 на 30. Больше всего зарабатывают на капучино, эспрессо и чае, маржинальность доходит до 40%. 

Какие сложности возникают в работе кофейни по франшизе? Сложными оказываются типичные для всех заведений общественного питания проблемы: скорость обслуживания клиента, количество и контроль персонала. Распространенная история, когда бармены меняют кофе на более дешевый вариант, а клиенты уходят к конкурентам.

Кофейня – небольшой, но креативный бизнес. Не обязательно при покупке франшизы ориентироваться на игроков из столичных городов, удачная модель может появиться и в регионах. Пример из Украины в доказательство: первую кофейню современного формата Sharikava запустили в одном из областных центров – в Житомире. Фишки заведения: атмосфера посиделок, постоянных посетителей встречают вопросом «Вам как всегда?», хороший кофе за умеренную цену и полезные десерты, например овсяная каша или гранола в стаканчике, которую удобно брать на вынос. За короткий срок собственники открыли более 10 заведений, и сегодня они позиционируют себя как сеть энерджи-баров, недавно стартовали в Киеве и начали продавать франшизу по всей стране. 

Успешные заведения подобного формата запускаются в людных местах, но не обязательно в центре – например, хороша локация около вузов. Активно используют бартерную рекламу, продвигаются в соцсетях.

Пекарни – один из самых трендовых бизнесов на территории СНГ. Для пекарни важнее всего свежесть и качество продукта, поэтому нужна локация с хорошей проходимостью – так будет меньше остатков. Франшиза пекарни стоит от $20 тыс., а рентабельность этого бизнеса начинается от 20%. На окупаемость можно выйти за период от 8 месяцев до 2 лет.

Требования к размещению пекарни: помещение площадью от 15 до 100 кв. м, стабильная мощность электросети в нем должна быть от 15 кВт, обязательно наличие воды, канализации и вентиляции. 

Франшизу пекарни предлагают в нескольких форматах. Первый: материнская компания делает заготовки и поставляет их в замороженном виде. На месте хлеб, булки, пирожки и круассаны только выпекаются. При втором варианте франчайзи получает полную рецептуру и сам готовит весь цикл. Еще один вариант – доставка готовой продукции от поставщика или самого франчайзи. Трендом пекарен последних лет является продажа хлеба, приготовленного на живых заквасках – виноградной или хмелевой, а также продажа горячих напитков – кофе и чая.

Рестораны. Чтобы ресторан, открытый по франшизе, был успешным, важно не только работать в нужной нише, понимать своего гостя, но и думать о перспективе.

Еще десять лет назад ресторанная франшиза в СНГ обходилась покупателю в $10–15 тыс. Сегодня цены выросли: за право работать под своей торговой маркой известные бренды просят от $50 тыс. до 2 млн. 

Роялти составляет от 2 до 5% в месяц от оборота или определенную фиксированную сумму. Часто франчайзи выставляют требование маркетингового платежа – в таком случае при покупке франшизы вопросы национального и локального маркетинга будет решать компания-франчайзер. 

Период окупаемости ресторана по франшизе – от 1,5 до 3 лет.

Открыть ресторан по франшизе сложнее, чем кофейню или пекарню: сумма вложений и количество рисков больше, а возможности поднимать цены ограничены. Так, эксперты оценивают средний чек в казахстанском ресторане в 7 тыс. тенге с посетителя.

Кроме типичных сложностей с персоналом, локацией, недобросовестностью персонала, на успешности ресторана сказывается фактор трендовости. Привычным пицце и роллам в наши дни приходится конкурировать с ресторанами здоровой пищи и «веганскими» заведениями.

Собственники ресторанов, которые успешно работали лет по десять, сейчас удивляются, почему от них уходят клиенты. Они не думают, что типичное меню ресторана занимает пять листов. Им сложно понять, что их кухня приелась, да и не может один повар на высоком уровне приготовить 50 блюд.

Есть смысл присмотреться к франшизам ресторанов с монопродуктами: с бургерами, мясом гриль, лапшой, яйцами и модным сейчас авокадо. Монорестораны имеют хорошие шансы на полную посадку.

Почему стоит выбрать франшизу? Более 30% ресторанов и кафе в Казахстане и СНГ закрываются в первые 2 года. Эти показатели «выживаемости» доказывают, что предприниматели ошибочно оценивают цену входа и поддержания бизнеса. В то же время 80% компаний, которые работают по франшизе, доживают до 5 лет.


3199 просмотров

На новую Toyota Camry среднему казахстанцу нужно копить пять лет

А японцу меньше десяти месяцев

Фото:shutterstock

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса Toyota Camry, по итогам апреля, остается самой востребованной в стране автомобильной маркой. За один месяц их было продано 500 единиц. Следом по популярности идут российские Lada Granta (394 штуки) и Lada 4x4 (352 штуки).  Замыкает пятерку лидеров корейский бренд Hyundai с городскими кроссоверами Creta и Tucson. Дилерам удалось реализовать по 321 и 271 таких автомобилей соответственно. 

Если представить себе гипотетическую ситуацию, когда каждый из двух взрослых членов семьи в Казахстане имеет средний доход 170 тыс. тенге (по данным на 1 апреля Комитета по статистике МНЭ РК), при этом одну из зарплат кто-то из них откладывает на покупку нового авто, можно посчитать, спустя какой промежуток времени им удастся приобрести одну из самых популярных в стране машин. Это если не пользоваться кредитами.

Так, при минимальной цене Toyota Camry в 9,96 млн тенге, на сбор необходимой суммы уйдет почти пять лет. На российские «Лады» – примерно полтора года (базовые комплектации Grant’ы и «Нивы» стоят 3,09 млн и 3,52 млн тенге соответственно). На Hyundai Creta придется откладывать приблизительно 3,5 года, а на Hyundai Tucson – четыре. 

Примечательно, что жителям стран, откуда родом самые продаваемые в Казахстане марки автомобилей, при среднем доходе накопить на них получится гораздо быстрее. Так, получая среднюю зарплату в Японии 340 тыс. иен, житель Страны восходящего солнца накопит на новую Camry (3,32 млн йен) примерно за 9,5 месяцев. Россиянам при зарплате в 46 тыс. рублей (по данным Федеральной службы статистики) придется копить на Lada Granta (от 379 тыс. рублей) и Lada 4x4 (от 440 тыс. рублей) в минимальных комплектациях восемь и 9,5 месяцев соответственно. 

Hyundai Creta для южнокорейского рынка не производится, в отличие от Hyundai Tucson. При средней заработной плате почти в четыре млн южнокорейских вон и минимальной стоимости нового Tucson 24,3 млн вон, среднестатистический кореец будет откладывать на покупку нового «паркетника» всего полгода.  
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций