Трагедия в масштабе Adidas

Знаменитые три полосы посчитали недостаточным основанием для регистрации товарного знака

Shutterstock/Автор: Daniel Fung

Такое решение суда может затруднить борьбу производителя спортивной одежды с конкурентами, использующими на своих продуктах схожие мотивы.

Являются ли три полосы торговым знаком?

Adidas считает, что да, однако c этим не согласился второй по величине суд Европы – он вынес в прошлую среду решение о том, что визитная карточка немецкого производителя спортивной одежды не может являться торговым знаком. По мнению суда, Adidas не предоставил достаточных доказательств того, что параллельные полосы являются какой-то отличительной характеристикой и нуждаются в защите.

Однако в истории брендинга компании эти три полоски – наиболее узнаваемое обозначение продукции фирмы, оно фигурирует как на различных спортивных костюмах производителя, так и на оригинальных белых кроссовках в виде полос по бокам.

По данным осведомленного источника, решение Европейского суда общей юрисдикции (его можно оспорить в течение следующих двух месяцев) способно затруднить борьбу Adidas со своими конкурентами, также использующими рисунки с тремя полосами.

Суд посчитал, что рассматриваемые три полосы, по сути, являются лишь базовым элементом дизайна и не могут считаться товарным знаком.

«Учитывая крайнюю простоту рассматриваемого знака, даже небольшое его изменение может привести к значительному изменению характеристик зарегистрированного товарного знака», – говорится в постановлении суда.

В противовес доводам суда еще в самом начале дела компания Adidas предоставила ряд свидетельств в пользу своей позиции. В частности, они включали изображения, демонстрирующие продукцию фирмы, обозначенную тремя полосами, а также результаты маркетинговых исследований, проведенных в различных странах Европы с целью показать осведомленность потребителей о полосах Adidas. Тем не менее суд решил, что эти доказательства не имеют прямого отношения к обсуждаемому конкретному применению этого товарного знака.

По словам Клаудии Ланге (Claudia Lange), официального представителя Adidas, компания регистрировала свой трехполосный знак множество раз. Правда, Ланге отказалась назвать точное количество товарных знаков, которыми владеет фирма. Клаудиа Ланге подчеркнула, что решение Европейского суда не помешает бренду по-прежнему использовать три полоски на продукции Adidas, кроме того, компания продолжит защищать свои существующие товарные знаки. На запрос о том, когда Adidas планирует подать апелляцию, официальный представитель компании пока не ответила.

Решение суда стало ответом на иск Adidas против решения Европейской службы по защите прав интеллектуальной собственности (European Union Intellectual Property Office), которая аннулировала в 2016 году торговый знак с тремя полосами по требованию бельгийской компании Shoe Branding Europe BVBA. В своем постановлении Европейский суд общей юрисдикции это аннулирование поддержал.

Споры об интеллектуальной собственности в индустрии спортивной одежды особенно распространены, и еще в прошлом году Adidas активно боролся со своим американским конкурентом Skechers USA Inc., защищая свой логотип с тремя полосами.

Примечательно, что этому разбирательству в Европейском суде общей юрисдикции предшествовали и другие громкие дела о товарных знаках в мире моды, в том числе победа в суде в 2012 году французского производителя обуви класса люкс Christian Louboutin SA, закрепившего за собой эксклюзивное право использовать красный цвет на подошвах туфель другого цвета.

По данным профессиональных юристов, учитывая аналогичные судебные процессы в Европейском союзе в прошлом, принятое решение по делу Adidas не было неожиданностью.

«Мы видим, что европейское ведомство по защите интеллектуальной собственности гораздо больше внимания уделяет надлежащей регистрации товарных знаков, чтобы общественность могла легко видеть их границы», – говорит Ширин Пирмохамед, партнер отдела по вопросам интеллектуальной собственности лондонской юридической фирмы Harbottle & Lewis.

«Если владелец бренда не может доказать, что его товарный знак используется на всей территории ЕС, то такой знак впоследствии может быть аннулирован или, как в данном случае, просто не будет зарегистрирован изначально», – отмечает она.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Как Узбекистан готовится стать крупнейшим поставщиком украшений в Центральной Азии

В республике запускается производство с объемом выпуска в шесть тонн в год к 2023 году

Фото: Артур Коновалов

В ноябре 2020 года в Узбекистане на заводе ювелирных изделий Gold Moon Tashkent запланирован старт производства с целевым объемом выпуска украшений в 6 тонн в год к 2023 г. Об этом «Курсиву» сообщил директор предприятия Жасур Рузаев. Стоимость проекта – $21 млн. Предприятие со 100% долей госучастия, со слов его руководителя, станет самым крупным в Центральной Азии по мощности производства. Несмотря на заявленные цели, за шесть месяцев этого года в РУз все местные ювелиры официально выпустили только 35,1 кг продукции. Способен ли Узбекистан совершить такой рывок? Сможет ли страна обеспечить внутренний спрос и достойно представить свою продукцию на международном ювелирном рынке, выяснял «Курсив». 

Без лидера 

Главный экспортный продукт Узбекистана – золото. По итогам шести месяцев его продали за рубеж на $2,1 млрд. Это треть всего экспорта республики, однако ювелирные украшения занимают лишь малую часть в доле проданных за рубеж товаров. За полгода 59 кг изделий продали только в Арабские Эмираты на $2,6 млн. В другие страны поставки не осуществлялись.

Снимок экрана 2020-08-06 в 14.53.40_1.png

На фото директор завода Gold Moon Tashkent Жасур Рузаев

В беседе с «Курсивом» зампредседателя Ассоциации ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноат» Нодир Мирахмедов сообщил, что в Ташкенте 60-70% реализуемых украшений привезены из-за границы, остальное выпустили местные ювелиры. В регионах соотношение противоположное: 30-40% – это импорт, а другая часть произведена отечественными ювелирами. В республику завозят изделия из Турции, Индии, России и других стран. Что-то попадает легально, а что-то нет.  

По словам Мирахмедова, потенциал роста для производителей Узбекистана большой, так как, по подсчетам специалистов Ассоциации, годовой объем рынка ювелирных изделий в стране может достигать четырех тонн. Однако сейчас в РУз нет отечественного лидера отрасли. За весь прошлый год, по официальным данным, в республике произвели всего 335,1 кг продукции. 

Законный барьер

Постановлением президента от 2017 года были определены прогнозные параметры производства золотых и серебряных украшений. В 2019 году республика должна была выпустить 1,4 тонны на $34 млн. По словам Нодира Мирахмедова, эти прогнозы не исполнены. Причина – несовершенство законодательства.

фото 1 (1)_0.jpg

На фото Нодир Мирахмедов

Ювелиры в РУз не имели права самостоятельно проставлять пробы на изделиях и продавать свои украшения без посредников, в данном случае магазинов. Отсутствовал доступ к сырью, и они были обязаны учитывать расход драгметаллов на каждом этапе производства и отчитываться за это.

Иностранцы, которые хотели вывезти украшения стоимостью от $5 тыс., сталкивались с бюрократическими барьерами. Для этого, помимо оплаты сбора, надо было заполнять грузовую таможенную декларацию, что занимало от одного до двух дней. По мнению зампредседателя Ассоциации, все это было сдерживающими факторами на пути развития отрасли.   

Поворотный этап  

В мае 2019 года президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о реформах в ювелирной промышленности, который, по словам Нодира Мирахмедова, либерализовал всю индустрию и рынок. Производители получили право самостоятельно проставлять пробы на изделиях. Исключены процедуры учета драгметаллов на каждом этапе производства украшений.

Ювелиры теперь могут продавать свою продукцию не через магазины, а самостоятельно. До 1 июля 2022 года местные производители освобождены от НДС и уплаты акциза, и для них открылись новые рынки сырья. Теперь они могут его приобретать в коммерческих банках, на бирже, у старателей и напрямую – у аффинажных компаний. Обязанность заполнять грузовую таможенную декларацию при вывозе украшений от $5 тыс. также исключена. 

Вышли из тени

«Раньше ювелиры занимались производством изделий на «давальческой» основе. Клиент приходил, приносил с собой 10 г золота и просил изготовить серьги или кольцо. Это то, что они могли делать официально. В реальности ювелиры скупали на черном рынке золото ломом, производили из этого украшения и продавали на рынках», – сказал зампредседателя Ассоциации. 

Вместе с либерализацией законодательства участники отрасли Узбекистана стали выходить из тени. 

По данным «Узбекзаргарсаноат», в 2018 году в Узбекистане было 13 юрлиц и 80 частных предпринимателей, которые имели разрешение на изготовление ювелирных изделий. Сейчас в отрасли работают 34 и 126 официальных производителей соответственно. Оптовой и розничной торговлей в 2018 году занимались 114 организаций, а в этом году их число выросло до 449.  

«Нашим потенциальным рынком, скорее всего, станут Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Россия», – сказал Нодир Мирахмедов.

Объем рынка также известен. По подсчетам специалистов Ассоциации, только в Центральной Азии он составляет около 35 тонн.  

Лом важнее золота 

Основатель ювелирного бренда Holmuradov Design Улугбек Холмурадов согласен с тем, что в Узбекистане стало легче вести бизнес в последние два года.

«Чтобы организовать свой ювелирный магазин, раньше нужно было пройти департамент торговли, получить разрешение на право продажи и ежемесячно за это платить. Сейчас всего этого нет. Как следствие, на рынке стало больше торговых точек, и они пытаются продавать что-то интересное», – сказал предприниматель. 

Покупать драгметаллы на бирже и в банках Улугбек Холмурадов пока не пробовал. Он считает, что по-прежнему самый простой способом приобрести сырье – это скупка у населения. Так делают и большинство других ювелиров. 

По данным «Курсива», сейчас золото 585-й пробы у населения скупают по 290 тыс. сумов ($28) за грамм. На бирже этот металл продают только 999-й пробы, и он обойдется ювелиру в $58. Из этого сырья можно произвести изделие любой пробы. Цена драгметалла может меняться в зависимости от стоимости тройской унции на Лондонской бирже. 

Чужие модели 

Говоря о качестве ювелирных украшений в Узбекистане, Улугбек Холмурадов отметил, что местную продукцию нельзя назвать конкурентоспособной.

«Знаком со многими ювелирами, и в большинстве случаев они не знают, что нового предложить потребителю. У них нет художественного образования, нет философии бренда и продаж. Для успешной конкуренции на этом рынке нужно разбираться в дизайне, понимать, что это такое, продумывать его на несколько лет вперед, но у них этого нет. В итоге они просто копируют чужие модели», – отметил предприниматель. 

Учение – свет 

По данным «Узбекзаргарсаноат», сегодня в РУз около 2 тыс. человек имеют квалификацию ювелиров. Это те, кто закончил колледжи или учились у мастеров. 

«Мы проработали с турецкой стороной вопрос обучения наших молодых специалистов на грантовой основе в высших учебных заведениях Турции. Это четырехгодичная программа. Сейчас рассматривается вопрос приема 3-4 кандидатов. Также в эту страну планируют отправить 20–30 ювелиров для повышения квалификации», – сказал зампредседателя Ассоциации. 

По словам Нодира Мирахмедова, это станет новым этапом развития отрасли, которая долгое время находилась в тени. В результате местные ювелиры не получали необходимых знаний, технологий и оборудования. Ассоциация намерена восполнить этот пробел с помощью образовательных программ и выставок.  

Фотографии предоставлены Ассоциацией ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноат».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg