Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1958 просмотров

Какие сотовые телефоны покупают в Жамбылской области

«Курсив» изучил местный рынок

Фото: Shutterstock

В Таразе с населением чуть больше 300 тыс. человек мобильный телефон есть у каждого взрослого горожанина. Диапазон цен в магазинах широкий – от 5–7 тыс. тенге за простые телефоны до 455 тыс. тенге за модели премиум-класса. Цены на подержанные телефоны сбивает нелегальный рынок продаж ворованных мобильников.

Цена устройства

В Таразе купить сотовый телефон труда не составляет – салоны сотовой связи можно увидеть в городе на каждом углу. И цены на мобильники, смартфоны и айфоны различных марок в них вполне доступны. Что касается качества, то здесь будущий владелец должен быть предельно внимательным. Отдельные продавцы особо и не скрывают, что их товар преимущественно имеет китайское происхождение. 

К примеру, в бутиках центрального гастронома покупателям предлагают приобрести смартфоны популярных марок Samsung, Xiaomi Redmi, Huawei, Nokia. Цены вполне доступны: новые смартфоны – от 35 до 115 тыс. тенге, бывшие в употреблении – от 20 до 50 тыс. тенге. Простые мобильные телефоны жители города могут здесь приобрести за 5–7 тыс. тенге. Эта категория товара популярна у государственных служащих, сотрудников ведомственных организаций и силовых структур. 

На вопрос, есть ли у смартфонов, бывших в употреблении, документы, продавцы сотовых телефонов отвечают положительно, утверждая, что все подержанные устройства имеют необходимую документацию и что реализаторы получают ее от фирмы Sulpak.

Что касается мобильных устройств премиум-класса, то в магазинах торговых сетей Sulpak, «Эврика» и «Технодом» их цена мало отличается. К примеру, смартфон Samsung Galaxy S9 во всех трех магазинах стоит 250 тыс. тенге. Разумеется, мало кто из покупателей готов сразу выложить такую сумму. Равно как и за смартфон марки Huawei P20 Pro, стоимость которого составляет 395 тыс. тенге. А лидером по цене пока является айфон марки AppleX – 455 тыс. тенге. 

Узнать объем продаж в магазинах оказалось невозможным, так как коммерческую тайну никто не решился выдать. Но, по данным сайта Комитета по статистике МНЭ РК, с января по март текущего года из стран ЕАЭС в Казахстан было завезено 736,8 т товаров по пункту «аппараты телефонные, включая аппараты для сотовых сетей и других беспроводных сетей связи». Общая сумма товара – $9,2 млн. В марте в страну ввезли 55,5 т телефонов на сумму $3,1 млн. А за весь прошлый год в Казахстан ввезли 134,1 т телефонов на сумму $9,6 млн. Причем львиная их доля поступает в республику из Российской Федерации. В Жамбылской области объем реализации товара по статье «непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения» составил 32 млрд тенге. 

Сколько в этой сумме средств, полученных за счет продаж смартфонов и мобильных устройств, сказать сложно. Но спрос на мобильные устройства растет, следовательно, снижается и их стоимость.  

Жизнь или телефон

При этом нередко жителю области, желающему приобрести смартфон престижной модели, приходится вставать перед выбором: либо взять кредит на покупку гаджета, либо пойти в салон сотовой связи и выбрать смартфон, бывший в употреблении. В первом случае придется в течение года выплачивать деньги, во втором – есть риск нарваться на ворованный телефон. 

Кстати, кражи смартфонов и мобильных телефонов стали одними из самых частых преступлений в Жамбылской области. Об этом не устают говорить полицейские – фотографии карманных воров размещены практически во всех автобусах на городских маршрутах общественного транспорта. Впрочем, это не мешает тем же воришкам орудовать в переполненных салонах. Одного из таких карманных воров на прошлой неделе лично задержал сотрудник спецгруппы управления криминальной полиции департамента полиции Жамбылской области Бауыржан Аубакиров.

«Я ехал на работу в автобусе, стоял на передней площадке. Вдруг на задней площадке салона раздался женский голос: «У меня сотку украли, водитель, не открывайте двери сзади!» В салоне началась суматоха. Я решил узнать, в чем там дело. Девушка, у которой из сумки пропал смартфон, указывала на молодого мужчину. Тот, разумеется, отказывался. И, что самое интересное, в этот самый момент телефон нашелся на полу. А я присмотрелся к мужчине и узнал в нем вора, которого уже несколько раз к нам приводили за подобные правонарушения», – рассказал полицейский. 

По мобильному телефону он сразу вызвал своих коллег, которые догнали автобус на линии и приняли правонарушителя. Девушку тоже допросили в отделе дознания. Она рассказала, что ее зовут Шолпан, работает поваром в одном из кафе в центре города.

«Я этот телефон несколько дней назад в кредит купила. Если бы в салоне автобуса не оказалось полицейского, то не знаю, что было бы», – признается Шолпан. 

По словам полицейских, профессиональные воры, завладев чужим телефоном, сразу вынимают из него батарейку и сим-карту. После гаджет переправляется за границу. Как подчеркнул Бауыржан Аубакиров, раскрыть все секреты расследования они не могут. При этом он признал: конечно, находят не все телефоны.

Сколько воруют и сколько кредитуют, неизвестно

Собеседник также не смог сказать, сколько с начала года к ним поступило заявлений по поводу краж телефонов в общественных местах.

«Много. Граждане лишаются гаджетов в общественном транспорте, студенты друг у друга мобильные устройства воруют. Бывает, человек оставляет телефон в кафе или в такси и тоже к нам обращается. Мы принимаем заявления, проводим по ним работу», – сказал Бауыржан Аубакиров. 

На какую сумму выдали жамбылцам кредиты на покупку телефонов, тоже неизвестно. По информации жамбылского областного филиала Нацбанка РК, в первом квартале 2019 года объем выданных кредитов составил 50,6 млрд тенге. Основная часть из них выдана физическим лицам – 34,8 млрд тенге. Однако назвать сумму кредитования именно на приобретение смартфонов и других гаджетов специалист облфилиала Нацбанка Султанали Уашев не смог, пояснив, что этой графы в отчете нет. 

К слову, согласно исследованию популярности смартфонов в мире аналитической компании Pew Research Centerо, владельцами смартфонов мире являются 59% опрошенных взрослых, около 31% пользуются обычными мобильными телефонами, в 8% населения планеты не имеют ни смартфонов, ни мобильников. На первом месте по использованию смартфонов оказалась Южная Корея, где эти гаджеты есть у 94% населения. Казахстан по количеству мобильных телефонов занял 50-ю позицию в мировом масштабе – 25,4 млн мобильных устройств.
 


1299 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций