На новую Toyota Camry среднему казахстанцу нужно копить пять лет

А японцу меньше десяти месяцев

Фото:shutterstock

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса Toyota Camry, по итогам апреля, остается самой востребованной в стране автомобильной маркой. За один месяц их было продано 500 единиц. Следом по популярности идут российские Lada Granta (394 штуки) и Lada 4x4 (352 штуки).  Замыкает пятерку лидеров корейский бренд Hyundai с городскими кроссоверами Creta и Tucson. Дилерам удалось реализовать по 321 и 271 таких автомобилей соответственно. 

Если представить себе гипотетическую ситуацию, когда каждый из двух взрослых членов семьи в Казахстане имеет средний доход 170 тыс. тенге (по данным на 1 апреля Комитета по статистике МНЭ РК), при этом одну из зарплат кто-то из них откладывает на покупку нового авто, можно посчитать, спустя какой промежуток времени им удастся приобрести одну из самых популярных в стране машин. Это если не пользоваться кредитами.

Так, при минимальной цене Toyota Camry в 9,96 млн тенге, на сбор необходимой суммы уйдет почти пять лет. На российские «Лады» – примерно полтора года (базовые комплектации Grant’ы и «Нивы» стоят 3,09 млн и 3,52 млн тенге соответственно). На Hyundai Creta придется откладывать приблизительно 3,5 года, а на Hyundai Tucson – четыре. 

Примечательно, что жителям стран, откуда родом самые продаваемые в Казахстане марки автомобилей, при среднем доходе накопить на них получится гораздо быстрее. Так, получая среднюю зарплату в Японии 340 тыс. иен, житель Страны восходящего солнца накопит на новую Camry (3,32 млн йен) примерно за 9,5 месяцев. Россиянам при зарплате в 46 тыс. рублей (по данным Федеральной службы статистики) придется копить на Lada Granta (от 379 тыс. рублей) и Lada 4x4 (от 440 тыс. рублей) в минимальных комплектациях восемь и 9,5 месяцев соответственно. 

Hyundai Creta для южнокорейского рынка не производится, в отличие от Hyundai Tucson. При средней заработной плате почти в четыре млн южнокорейских вон и минимальной стоимости нового Tucson 24,3 млн вон, среднестатистический кореец будет откладывать на покупку нового «паркетника» всего полгода.  
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Россия снова открыла Казахстану окно в Европу

С 15 июля снят запрет на транзит санкционных товаров

Фото: Depositphotos / Lina_mo

Транзит товаров с Запада в Казахстан через РФ стал возможным благодаря запуску российской системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Оператором пломбирования в России определена компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Пломбы с российским программным обеспечением будут ставиться на въезде в РФ и сниматься на выезде из нее. Происходить это будет на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу России. Электронные пломбы помогут отследить, что санкционные товары были действительно доставлены в Казахстан, а не выгружены на территории РФ.

Как было до

Эмбарго на ввоз продуктов из ряда западных стран действует в РФ с 7 августа 2014 года (автоматически под санкции попал и транзит через территорию России). Запрет распространялся на поставки мясо-молочной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, которые ввели антироссийские санкции из-за проведенного в Крыму в марте 2014 года референдума и последовавших за этим событий. Позднее под российское эмбарго попала продукция из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины.
 
Эффект санкций можно увидеть на примере Украины, которая была крупным экспортером продуктов в Казахстан. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба на казахстанско-украинском бизнес-форуме в Нур-Султане в сентябре 2019 года сообщил, что с 2014 года в результате российских ограничений на транзит украинской продукции двусторонний товарооборот упал более чем в 4,5 раза – до $1 млрд в 2018 году.

Альтернативным маршрутом для украинских и европейских товаров стал закавказский маршрут через Грузию и Азербайджан. Однако он длиннее и сложнее – грузы нужно перегружать с морского транспорта на сухопутный и затем обратно на морской и сухопутный. Все это существенно влияет на стоимость и время транспортировки товаров до Казахстана и, соответственно, на их конкурентоспособность на местном рынке. 

Как стало после

После 15 июля этого года для того, чтобы доставить санкционные товары через РФ в Казахстан, перевозчик должен зарегистрироваться в системе ЦРЦП и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита) и транспортном средстве. Оплатить услугу может не только перевозчик, но и грузоотправитель или грузополучатель. После активации пломбы водителю должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельное снятие пломбы будет распознано системой как несанкционированный доступ и попытка выгрузить запрещенный товар на российской территории. Такой товар могут конфисковать и уничтожить. 

Навигационная пломба в режиме реального времени передает информацию о местонахождении груза в систему, доступ в которую имеют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная таможенная служба РФ, а также через личный кабинет перевозчика и грузоотправителя. 

По мнению собеседника «Курсива» из Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, новая схема транзита товаров через Россию в Казахстан может привести к удорожанию западного импорта. «Потому что за пломбу должен заплатить перевозчик», – объяснил он.

Сколько стоит пломба

Использование навигационных пломб платное: услуга навешивания устройства стоит 1 224 рубля (официальный курс Нацбанка на 29 июля составляет 5,74 тенге за один рубль), снятия – 996 рублей, а аренда пломбы – 2500 рублей в сутки. Кстати, пломба способна отработать на одной зарядке 45 суток. В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» оценили совокупную стоимость использования одной российской пломбы на всем маршруте по РФ в 10–12 тыс. рублей.

«Для казахстанских автомобильных перевозчиков выгодней осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по иным обходным маршрутам», – сообщил заместитель председателя НПП Евгений Больгерт.

Теоретически западные товары, если они вновь будут проходить через Россию, могут подешеветь с учетом сокращения стоимости и времени транспортировки. Однако Больгерт считает, что изменение цен на санкционные товары будет зависеть от российской практики применения навигационных пломб.

«Перевозчики информируют, что, несмотря на введение в РФ данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами не прекращаются. Есть случаи, когда транспортное средство около 3-4 суток простаивает в ожидании досмотра. Соответственно, нарушаются сроки доставки груза и в конечном итоге увеличивается цена товара», – сказал он. 

По его мнению, навешивание пломб стало дополнительной мерой контроля и увеличило финансовые издержки перевозчиков.
Вместе с тем в Министерстве транспорта РФ со ссылкой на расчеты международных автомобильных перевозчиков сообщают, что каждый рейс в обход России стоит более чем на $5 тыс. (официальный курс Нацбанка на 29 июля составил 414,54 тенге за $1) дороже, чем по традиционному маршруту через РФ. И эта выгода способна нивелировать стоимость пломб. 

Вице-министр транспорта России Алексей Семенов считает, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через РФ и возможностью для российских логистических компаний получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе в период пандемии коронавируса. С запуском механизма навигационных пломб Минтранс РФ прогнозирует объем транзита санкционных товаров через Россию в размере около 82 тыс. перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg