Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2679 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.


1245 просмотров

Почему западный масс-маркет терпит неудачу на рынке Китая

Уже несколько лет ритейлеры сталкиваются со значительным снижением покупательского интереса

Фото: Giulia March for The Wall Street

Громадный китайский рынок привлекает западных fashion-ритейлеров, но не всем из них удается прочно обосноваться на этом рынке.

Китай является крупнейшим торговым парт­нером для 124 стран мира, но ситуация, когда топовый западный ритейлер из категории масс-маркета терпит неудачу на рынке КНР и вынужден если не закрывать полностью, то, по крайней мере, сокращать количество своих магазинов, в стране повторялась уже не раз. В 2019 году этот тренд поддержал H&M. По данным компании, в III квартале 2019 года было закрыто девять магазинов в Китае, хотя в целом по миру чистые продажи бренда выросли на 12%.

Особенности спроса

Уже несколько лет ритейлеры среднего ценового сегмента сталкиваются со значительным снижением покупательского интереса в Китае. Наиболее крупную неудачу потерпел британский Marks & Spencer – в 2016 году ритейлер был вынужден покинуть китайский рынок. «Одна из причин неудачи в том, что известные западные сети предлагают китайцам одежду, которая им неинтересна и ориентирована на европейский средний класс. Бренды также не учитывают особенности азиатского телосложения и используют при пошиве стандартные лекала», – объясняет Шон Рейн, основатель и управляющий консалтинговой компании China Market Research Group, автор книги «Война за кошелек Китая».

В том же 2016 году из Китая ушел ASOS – крупный интернет-ритейлер, успешно работающий на территории Европы и США. Глава компании Ник Бейтон заявил, что это решение позволит им сфокусироваться на Британии, Европе и США и получить более высокую прибыль. Уже упомянутый Шон Рейн уверен: настоящая причина в том, что сеть просто не выдержала конкуренции и уступила позиции платформам электронной коммерции Taobao и Alibaba. «ASOS продавала недорогую одежду, но с неограниченным количеством продуктов, доступных на китайском рынке, она просто не могла конкурировать».

Особенности конкуренции

Дон Чжао, исполнительный директор Azoya (эта компания занимается исследованиями рынка электронной коммерции в Китае), считает неудачу ASOS следствием незаинтересованности населения в цене. На западе этот популярный интернет-магазин нацелен на поколение миллениалов среднего класса, тогда как в Китае одежда данного ценового сегмента относится к бюджетной и стоит менее $40. Рейн согласен: «Категории товаров без выраженных функциональных особенностей, которым много альтернатив среди местных производителей и цены на которые необоснованно высоки, безусловно, будут оспариваться китайскими конкурентами».

Важно также учитывать, как в Китае воспринимают ценность продукта. Поведение потребителей определяется как CMR Hour Glass Shopping Model, и означает, что они охотно делают покупки как в верхней, так и в нижней части шкалы расходов.

«Китайцы готовы платить высокую цену за вещи, которые придают им статус, престиж. Все остальное, по их мнению, должно быть очень дешево. Именно в этом причина того, что западным брендам, ориентированным на средний класс, так сложно удержаться в Китае», – говорит руководитель China Market Research Group.

Мода на спорт

Безусловно, есть и удачные примеры присутствия западных ритейлеров на рынке КНР, среди них – Nike и Adidas. Оба бренда считают китайский рынок определяющим с точки зрения продаж. В последние несколько лет прибыль у этих компаний в Китае стабильно растет. Продажи Nike в 2019 году уже составили $5 млрд, это на 18% больше, чем два года назад. Конечно, во многом такой успех связан с модой на спортивную одежду в стране. Но и стремление понять ожидания потребителей играет значительную роль.

Глава Nike Марк Паркер отмечает, что они продолжают делать акцент на прямом общении бренда с потенциальным покупателем. Компания ведет совместный проект с Министерством образования Китая и поощряет занятия любыми видами спорта – привозит в школы лучших тренеров со всего мира. Подобной позиции придерживается и Adidas, бренд помогает 20 млн школьников, приобретая для них планы футбольных тренировок и экипировку, а также предоставляя обучение для 50 тыс. тренеров.

Потребители люкса

Еще более радужная ситуация в Китае вырисовывается в сегменте люксовых товаров.

Согласно исследованию консалтинговой компании Bain&Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma, мировой рынок люксовой обуви, одежды и аксессуаров в ближайший год вырастет на 4–6%, до 271–276 млрд евро, а к 2025 году составит 320–365 млрд евро. Наиболее растущими категориями в этом году станут обувь, сумки и ювелирные изделия, продажи одежды останутся примерно на том же уровне.

Bain & Co отмечает ряд трендов, которые будут регулировать потребление роскоши в мире в ближайшие несколько лет. На первом месте – влияние китайского поколение Z и миллениалов, способных на импульсные покупки в интернете. На их долю придется более 55% трат в люксовом сегменте по всему миру к 2025 году. Именно спросу китайских потребителей рынок обязан стабильными показателями роста. Ожидаемый результат в Китае в 2019 году – увеличение продаж на 18–20%.

Активное развитие цифровых технологий приведет к тому, что более четверти рынка люкса придется на интернет-торговлю. Опять-таки китайские потребители все чаще приобретают товары онлайн. Рост продаж в КНР фиксируют такие компании, как Compagnie Financiѐre Richemont S. A., Burberry Group Plc, LVMH Moёt Hennessy – Louis Vuitton.

Подобная активность также связана с налогом на зарубежные офлайн-покупки, который ввело китайское правительство, с падением курса юаня и всплеском террористической активности в Европе, что удерживает китайцев от путешествий. Таким образом, изменение покупательских привычек в Китае открывает для брендов люксового сегмента еще более широкие возможности на рынке Поднебесной.

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций