Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1108 просмотров

Какие продукты подорожали в Темиртау

И почему это произошло

Фото: Shutterstock

Как отмечает Комитет по статистике МНЭ РК, еще в марте текущего года в стране начали дорожать некоторые продовольственные товары, повышение цены составило 1%. Заметили это и жители Темиртау, рост цен зафиксирован на овощи и фрукты, но специалисты связывают это с сезонностью. 

Соседи виноваты

Рост стоимости плодовоовощной продукции в Темиртау отмечают как рядовые жители города, так и чиновники, анализирующие ситуацию и отвечающие за сдерживание цен. 

«В последнее время у нас отмечается повышение цен на плодоовощную продукцию, в первую очередь это коснулось капусты белокочанной. На лук репчатый цена увеличилась на 23%. За март по отношению к прошлому месяцу капуста белокочанная подорожала на 28,5%, по данным статистики, лук репчатый – на23,2%, морковь – на 6%», – отметила в комментариях «Курсиву» руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Темиртау Айганым Исенова. 

По ее словам, в наблюдающемся сегодня повышении цен нет ничего необычного, это связано прежде всего с сезонностью и уменьшением запасов старого урожая.

Так, стоимость лука репчатого сегодня в Караганде составляет 92 тенге за килограмм, в Темиртау он дороже – чуть больше 118 тенге за 1 кг. Цена капусты в Темиртау составляет 284 тенге за килограмм, хотя еще в конце прошлого года ее можно было купить за 200 тенге за килограмм. 

«Дело в том, что и капуста, и лук у нас поставляются из южных регионов республики, а также из Кыргызстана и Узбекистана. Поставщики подняли цену, соответственно, это отразилось и на нас», – говорит Айганым Исенова. 

Специалисты также отмечают, что повышение цен на капусту связано еще и с тем, что основной поставщик – Киргизская республика – поднял оптовую цену на продукцию в связи с большим оттоком товара в другие регионы. 

«Мы, конечно, почувствовали эту разницу, но цена на капусту поднялась не только для Темиртау или Карагандинской области, это была такая волна скачков цен республиканского характера», – говорит руководитель отдела предпринимательства. 

Дорогая пшеница

В I квартале этого года в Темиртау отмечают и рост цен на муку пшеничную первого сорта, как следствие, изменения коснулись цен на хлеб пшеничный из муки первого сорта и всех других изготавливаемых из нее продуктов. 

«Цена на пшеницу в этом году изменилась с 50 тыс. до 70 тыс. тенге за тонну, это повлияло на цену муки первого сорта, она у нас увеличилась приблизительно на 14%. С апреля текущего года подорожал хлеб торговой марки «Орион» на 10 тенге, что тоже связано с повышением цены на муку первого сорта», – говорят в отделе предпринимательства.

Стоит отметить, что повышение стоимости на пшеницу повлияло сразу на несколько продовольственных товаров, подскочила цена на муку, рожки, а также все хлебобулочные изделия. 

Мука первого сорта в Темиртау стоит сегодня почти 113 тенге за кг. Чтобы удержать цены на хлеб на прежнем уровне, в акимат пригласили представителей одного из самых крупных в регионе производителей хлебобулочных изделий. Он активно занял рынок в городе металлургов после того, как встал местный хлебозавод. Чиновники попытались убедить бизнесменов в том, чтобы те не поднимали цены на хлеб. 

«У нас предприятие «Сарыарка Нан» представляет сегодня приблизительно 55% общего потребления по хлебу. То есть в ближайшее время повышение цены у них не запланировано», – уверяет Айганым Исенова.  

Реагирование рынка на изменение оптовых цен

В целом, согласно статданным, цены на продовольственные товары в апреле 2018 года по сравнению с апрелем 2017 года в регионе выросли на 5,5%. В этом году в Темиртау поднялись в цене алкогольные напитки, подорожала молочная продукция. Цена на рыбу и морепродукты осталась на уровне последнего квартала прошлого года. 

Как отмечают в темиртауском акимате, для сдерживания цен в городе металлургов проводят социальные ярмарки.

«Население уже привыкло к этому, еженедельно в субботу выходят на ярмарку и закупают социально значимые продукты, цены ниже рыночных на 20%. Мы приглашаем на ярмарки местных товаропроизводителей, в основном это крестьянские хозяйства близлежащих районов. Это является самой действенной мерой при изменениях и колебаниях цен», – поясняет Айганым Исенова.

В целях сдерживания инфляционных процессов, говорят в акимате, специалисты отдела предпринимательства проводят мониторинг цен по 19 наименованиям социально значимых продуктов питания. Делается срез цен в девяти объектах торговли – это рынок, супермаркеты, социальные павильоны, а также обычные магазины.

Затем все данные заносятся в единую республиканскую информационную систему «Мониторинг цен», а после сведения экспортируются далее в единую диспетчерскую службу. 

«Мы любые изменения, касающиеся цен на социально значимые продукты питания, в департамент агентства по регулированию естественных монополий направляем в обязательном порядке; если замечаем факты какого-то резкого скачка в ценах, тоже принимаем меры, но подобного не было, в последнее время слышим от предпринимателей аргументированные ответы, так как продавцы реагируют на повышение цен оптовиками. Но резких колебаний цен и необоснованных повышений замечено не было. То есть это просто идет реагирование рынка на изменение оптовых цен», – резюмировала г-жа Исенова. 


1692 просмотра

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций