Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2317 просмотров

Как казахстанские компании усиливают собственное производство на локальном ИТ-рынке

Обзор от «Курсив»

Фото: Shutterstock

По оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация открывает огромные возможности для бизнеса и общества и может принести дополнительно более $30 триллионов доходов для мировой экономики в течение ближайших 10 лет. Также, по прогнозам международной исследовательской компании IDC, 40% ведущих компаний могут быть вытеснены с рынка новичками, которые с самого начала встали на цифровой путь. Об этом говорится в «Отчете по развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан-2019» АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».

Согласно данным Комитета по статистике Миннацэкономики РК, объем ИТ-рынка в отрасли за январь-сентябрь 2018 года составил почти 422 млрд тенге. Из них около 180 млрд тенге приходится на сектор ИТ-оборудования, 35 млрд – на сектор лицензионного ПО, и 207 млрд тенге – объем сектора ИТ-услуг.

Укрепление частного сектора идет на фоне строительства государственной инфраструктуры ИТ-отрасли. По данным Министерства информации и коммуникаций РК (упразднено в феврале 2019 года), на которые ссылается Profit.kz, за 12 месяцев 2018 года на развитие ИТ-сферы РК было выделено 118,3 млрд тенге. На развитие электронного правительства, инфокоммуникационной инфраструктуры и информационной безопасности потрачено 62,6 млрд тенге; на проведение государственной информационной политики – 46,6 млрд тенге, на прочее – 9 млрд тенге. При этом неосвоенные средства составили 100 млн тенге, что на 148,8 млн тенге меньше, чем годом ранее. Прямые иностранные инвестиции в ИТ и другие информационные услуги по итогам девяти месяцев 2018 года достигли $28,4 млн – на $1,7 млн больше, чем годом ранее. Годовой рост составил 6,4%.

В Казахстане сильно присутствие иностранных вендоров, интеграторов и прочих ИТ-компаний. Тем не менее год от года у местных производителей растет собственное производство, причем по всем основным направлениям, как показал обзор «Курсива».

Защита информации

Компания Ak Kamal Security – серьезный игрок отечественного криптографического рынка, специализирующийся на разработке, поставках, внедрении и сопровождении средств криптографической защиты информации. Ключевые собственные продукты компании: Ak Kamal e-Security Suite (программный комплекс, который позволяет организовать защищенное взаимодействие между клиентом и сервером приложений, либо между клиентом и web-сервисом и т. д., полностью соответствует требованиям законов РК и правилам Национального банка РК); aKey – решение для строгой аутентификации пользователей (смарт-карта aKey предназначена для использования в качестве безопасного хранилища для электронных ключей и сертификатов и персонального средства электронной подписи с аппаратной поддержкой криптографии); ViPNet KZ – программно-аппаратный комплекс защиты информации, объединяющий в себе технологии VPN и PKI (сертифицирован в Казахстане по третьему уровню безопасности); MySign – решение, предназначенное для внедрения поддержки ЭЦП в любую информационную систему без вмешательства в интерфейсы ее приложений.

По словам Дмитрия Петрова, менеджера по связям с общественностью Ak Kamal Security, основной клиент компании – представители финансового сектора.

«Сегодня мы, помимо разработки и внедрения, активно идем в популярные и востребованные услуги в Казахстане – аудит информационной безопасности, а также пентесты (тесты на преодоление защиты – Курсив»)», – добавляет он.

Логика в «железе»

АО «Логиком», согласно исследованию РА «Эксперт Казахстан» (список ведущих ИТ-компаний Казахстана по итогам 2016 года – наиболее актуальный рэнкинг на сегодня) – крупнейшая ИТ-компания республики. Достаточно привести тот факт, что она сгенерировала 34,4 млрд тенге выручки в 2016 году. А все остальные компании вместе взятые – лишь 1,6 млрд тенге (всего в рэнкинге 2016-го участвовало пять компаний). Кроме того, «Логиком» является одной из старейших ИТ-компаний Казахстана – она основана в 1992 году. Наконец, это крупнейший производитель персональных компьютеров в РК с потенциальными возможностями выпуска до 600 тыс. единиц в год. Как утверждается, доля локализации – от 25%. Сегодня в «Логикоме» концентрируются на пяти направлениях.

Первое – упомянутое производство техники под брендом Logycom (кроме персональных компьютеров в этот список входят одноименные серверы и жидкокристаллические мониторы). Второе – разработка и внедрение ERP-системы Logycom Astrum. Третье – интегратор. Четвертое – сервисное обслуживание во всех регионах Казахстана. Наконец, пятое – это электронная коммерция (в 2016 году компания полностью закрыла свою розничную сеть, сконцентрировавшись исключительно на e-commerce).

По итогам трех кварталов 2018 года (это самые актуальные данные на KASE), компания демонстрирует снижение выручки – до 10,44 млрд тенге (к аналогичному периоду 2017 года – это меньше на 3,4%, снижение же выручки к аналогичному периоду 2016-го составило почти 44%) и некоторое увеличение прибыли до налогообложения – до 101 млн тенге против 74,6 млн годом ранее. На показатели компании сильно влияет возросшая нагрузка по финансированию, которая за девять месяцев 2018 года достигла 1,57 млрд тенге против 1,14 млрд тенге годом ранее. 

Когнитивная экспертиза

Казахстанская компания Prime Source – это центр разработки программного обеспечения, внедрения технологичных решений, управленческого и ИТ-консалтинга. По ее собственным данным, за 10 лет Prime Source завершила 200 проектов в Казахстане, России и США. Компания давно вышла на международный рынок и имеет несколько центров разработки, самые крупные из них: в Казахстане – Prime Source, в Москве – «Консалтика», в Сан-Франциско и Минске – Cognive. Эти компании занимаются созданием хранилищ данных, клиентской аналитикой, рисками, автоматизацией операционных процессов, антифродом. Собственная разработка ведется в направлениях больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта и блокчейна. 

Разработки Prime Source уже получили международное признание. Во-первых, Prime Source – это единственная казахстанская компания со статусом IBM Platinum Business Partner. Во-вторых, они первыми из Казахстана прошли акселерацию в Plug and Play, выиграв конкурс среди 100 крупнейших финансовых институтов и 6 тыс. мировых компаний. В-третьих, по версии CIO Review, разработка компании Prime Source – Cognive – входит в топ-10 рейтинга промышленных блокчейн-решений Capital Markets CIO Outlook 2018. В казахстанском офисе Prime Source работает 200 человек. Клиентами разработчика являются казахстанские, российские и американские банки, а также Минфин РК, «КазАгро», технологические компании и многие другие.

Системная интеграция

Corporate Business Systems – один из старейших отечественных интеграторов и сервис-оператор, холдинг, в который входят компании Corporate Business Systems Engineering и Abitech (разработка и внедрение систем по автоматизации бизнес-процессов предприятий на базе RFID технологий). Имеет представительства в России и Украине. Материнская компания холдинга основана в 1996 году как поставщик и сервис-оператор банковского оборудования. На сегодня Corporate Business Systems обслуживает около 3 тыс. банкоматов (сервисный аутсорсинг), 300 терминалов, 550 тыс. POS-терминалов, а также автоматические депозитные машины.

Штат инженерного отдела по поддержке банковского оборудования – это более 120 специалистов, проходящих ежегодную переаттестацию и обучение в собственном учебном центре – CBS-Academy. У компании 21 региональный центр сервисного обслуживания с локальными складами запчастей, причем утверждается, что контроль заказов и доставки комплектующих, а также наличия остатков на складах осуществляется с помощью автоматизированной программы оборота запчастей, которая всегда поддерживает необходимое количество комплектующих на всех складах.

Компетенции компании распространяются, помимо этого, на услуги по внедрению и поддержке программного обеспечения, а также на услуги по поставке оборудования (серверное оборудование, системы хранения данных и персональные компьютеры).
 


1255 просмотров

Почему западный масс-маркет терпит неудачу на рынке Китая

Уже несколько лет ритейлеры сталкиваются со значительным снижением покупательского интереса

Фото: Giulia March for The Wall Street

Громадный китайский рынок привлекает западных fashion-ритейлеров, но не всем из них удается прочно обосноваться на этом рынке.

Китай является крупнейшим торговым парт­нером для 124 стран мира, но ситуация, когда топовый западный ритейлер из категории масс-маркета терпит неудачу на рынке КНР и вынужден если не закрывать полностью, то, по крайней мере, сокращать количество своих магазинов, в стране повторялась уже не раз. В 2019 году этот тренд поддержал H&M. По данным компании, в III квартале 2019 года было закрыто девять магазинов в Китае, хотя в целом по миру чистые продажи бренда выросли на 12%.

Особенности спроса

Уже несколько лет ритейлеры среднего ценового сегмента сталкиваются со значительным снижением покупательского интереса в Китае. Наиболее крупную неудачу потерпел британский Marks & Spencer – в 2016 году ритейлер был вынужден покинуть китайский рынок. «Одна из причин неудачи в том, что известные западные сети предлагают китайцам одежду, которая им неинтересна и ориентирована на европейский средний класс. Бренды также не учитывают особенности азиатского телосложения и используют при пошиве стандартные лекала», – объясняет Шон Рейн, основатель и управляющий консалтинговой компании China Market Research Group, автор книги «Война за кошелек Китая».

В том же 2016 году из Китая ушел ASOS – крупный интернет-ритейлер, успешно работающий на территории Европы и США. Глава компании Ник Бейтон заявил, что это решение позволит им сфокусироваться на Британии, Европе и США и получить более высокую прибыль. Уже упомянутый Шон Рейн уверен: настоящая причина в том, что сеть просто не выдержала конкуренции и уступила позиции платформам электронной коммерции Taobao и Alibaba. «ASOS продавала недорогую одежду, но с неограниченным количеством продуктов, доступных на китайском рынке, она просто не могла конкурировать».

Особенности конкуренции

Дон Чжао, исполнительный директор Azoya (эта компания занимается исследованиями рынка электронной коммерции в Китае), считает неудачу ASOS следствием незаинтересованности населения в цене. На западе этот популярный интернет-магазин нацелен на поколение миллениалов среднего класса, тогда как в Китае одежда данного ценового сегмента относится к бюджетной и стоит менее $40. Рейн согласен: «Категории товаров без выраженных функциональных особенностей, которым много альтернатив среди местных производителей и цены на которые необоснованно высоки, безусловно, будут оспариваться китайскими конкурентами».

Важно также учитывать, как в Китае воспринимают ценность продукта. Поведение потребителей определяется как CMR Hour Glass Shopping Model, и означает, что они охотно делают покупки как в верхней, так и в нижней части шкалы расходов.

«Китайцы готовы платить высокую цену за вещи, которые придают им статус, престиж. Все остальное, по их мнению, должно быть очень дешево. Именно в этом причина того, что западным брендам, ориентированным на средний класс, так сложно удержаться в Китае», – говорит руководитель China Market Research Group.

Мода на спорт

Безусловно, есть и удачные примеры присутствия западных ритейлеров на рынке КНР, среди них – Nike и Adidas. Оба бренда считают китайский рынок определяющим с точки зрения продаж. В последние несколько лет прибыль у этих компаний в Китае стабильно растет. Продажи Nike в 2019 году уже составили $5 млрд, это на 18% больше, чем два года назад. Конечно, во многом такой успех связан с модой на спортивную одежду в стране. Но и стремление понять ожидания потребителей играет значительную роль.

Глава Nike Марк Паркер отмечает, что они продолжают делать акцент на прямом общении бренда с потенциальным покупателем. Компания ведет совместный проект с Министерством образования Китая и поощряет занятия любыми видами спорта – привозит в школы лучших тренеров со всего мира. Подобной позиции придерживается и Adidas, бренд помогает 20 млн школьников, приобретая для них планы футбольных тренировок и экипировку, а также предоставляя обучение для 50 тыс. тренеров.

Потребители люкса

Еще более радужная ситуация в Китае вырисовывается в сегменте люксовых товаров.

Согласно исследованию консалтинговой компании Bain&Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma, мировой рынок люксовой обуви, одежды и аксессуаров в ближайший год вырастет на 4–6%, до 271–276 млрд евро, а к 2025 году составит 320–365 млрд евро. Наиболее растущими категориями в этом году станут обувь, сумки и ювелирные изделия, продажи одежды останутся примерно на том же уровне.

Bain & Co отмечает ряд трендов, которые будут регулировать потребление роскоши в мире в ближайшие несколько лет. На первом месте – влияние китайского поколение Z и миллениалов, способных на импульсные покупки в интернете. На их долю придется более 55% трат в люксовом сегменте по всему миру к 2025 году. Именно спросу китайских потребителей рынок обязан стабильными показателями роста. Ожидаемый результат в Китае в 2019 году – увеличение продаж на 18–20%.

Активное развитие цифровых технологий приведет к тому, что более четверти рынка люкса придется на интернет-торговлю. Опять-таки китайские потребители все чаще приобретают товары онлайн. Рост продаж в КНР фиксируют такие компании, как Compagnie Financiѐre Richemont S. A., Burberry Group Plc, LVMH Moёt Hennessy – Louis Vuitton.

Подобная активность также связана с налогом на зарубежные офлайн-покупки, который ввело китайское правительство, с падением курса юаня и всплеском террористической активности в Европе, что удерживает китайцев от путешествий. Таким образом, изменение покупательских привычек в Китае открывает для брендов люксового сегмента еще более широкие возможности на рынке Поднебесной.

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций