Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1456 просмотров

Как искусственный интеллект проникает на рынок ритейла Казахстана

Какие мировые тренды цифровизации находят применение в стране, выяснил «Курсив»

Фото: Shutterstock

Большие торговые сети во всем мире превращаются в центры научного анализа и технологических разработок. Ради покупателя, падкого на мельчайшие нюансы комфорта, в ход идут и психологические приемы, превращающие трату денег в удовольствие, и технологические решения, гарантирующие неизменность качества товара и оптимизирующие общение клиента и магазина.

Искусственный интеллект: мы вас видим

Одна из самых актуальных задач, стоящих перед IT-индустрией, – построение работающей модели распознавания лиц. Обладать такой технологией хотят не только госструктуры, но и банки, торговые сети и отдельные магазины. Все они хотят получить расклад, при котором клиент едва переступает порог, а персонал уже с высокой степенью достоверности знает, каким именно запросом вызван его визит и сколько он готов оставить денег.

Ежегодно в решение этой задачи вкладывают миллиарды долларов. При этом однозначного лидера выбранного направления во всем мире нет. Выстрелить может каждый: и крупный разработчик, и маленький стартап. 

К примеру, в прошлом году один из игроков казахстанского рынка телекома объявил конкурс на разработку технологии распознавания лиц. Несмотря на представительность конкурсантов, контракт получил маленький алматинский стартап Verigram. По мнению Уахата Бастимиева, CEO проекта, главная причина в цене решения: предложенное им было в 70 раз дешевле конкурирующих при качественно сопоставимых решениях.

Сам Бастимиев считает, что наиболее интересная задача для рынка страны сейчас предложена Нацбанком. Регулятор планирует запустить новый сервис для банков второго уровня, который позволил бы их клиентам управлять своими деньгами по визуальной идентификации. Проблема визуальной идентификации, продолжает эксперт, интересна тем, что не имеет универсального решения. Огромная экспертиза в этой области накоплена в Китае, но она неприменима в других частях света, и наоборот. Это открывает возможности для разработчиков разного уровня, которые создают успешные решения в рамках каких-то условий: тип используемой камеры, уровень освещенности и так далее.
 
И еще один пример из казахстанской практики: с начала года сеть банкоматов банка Kaspi пополнилась на тысячу аппаратов, оснащенных технологией визуальной идентификации клиента. Пока это лишь дополнительный инструмент распознания личности, от пользователя по-прежнему требуются традиционные способы доступа к счету. Но параллельно с этим идет наработка компьютерных алгоритмов, которые по мере совершенствования смогут самостоятельно справляться с задачей верификации клиента на основе визуальной оценки.

Оптимизация процессов: плюс 20% на кассу

Оптимизация бизнес-процессов даже в условиях сильно конкурентного рынка способна увеличить маржу на 20%, утверждают участники ритейл-рынка и активно используют для оптимизации технологии. Есть данные, что серьезную внутреннюю реформу проводит Sulpak. Подробности отсутствуют, но известно, что торговая сеть – продавец бытовой техники и электроники, фактически ограниченная ценовыми требованиями вендоров и рынка, надеется в результате реформы серьезно повысить рентабельность. 

Инструмент оптимизации торговли, построенный на основе ИИ и визуальной оценки, применяет Raimbek Group при дистрибуции напитков своего производства. Не секрет, что большую роль в продажах играет мерчандайзинг в целом и расположение товаров на полках в частности. Контролем качества раскладки товаров в торговых точках только в Алматы занимаются около 600 менеджеров. Схема проверки работы этих сотрудников следующая: каждый менеджер обязан фотографировать полки с напитками, а изображение пересылать в центральный офис для анализа. Каково же было удивление управленцев, когда однажды выяснилось, что некоторые менеджеры регулярно высылают старые кадры, а в некоторых случаях обнаружилась корректировка изображения в фотошопе. Теперь, по словам Алексея Жиленко, IT-директора Raimbek Group, качество и аутентичность фотографий оценивает специальная программа. Благодаря ее использованию удалось наладить быструю реакцию центрального офиса компании в случаях неправильной выкладки товара, что положительно отразилось на продажах.

Другой случай – из практики торговой сети Magnum, крупнейшей торговой сети страны. Одна из ее приоритетных задач – стабильный уровень качества товаров, что довольно трудновыполнимо в отношении фруктов. Артур Тополян, зампредседателя правления ТОО «Magnum Cash & Carry», рассказывает, что для оценки качества партии каждого отдельного фрукта и даже его сорта необходимо иметь в штате специального эксперта. 

Если учесть, что сеть включает в себя 50 супермаркетов, то качество оценки сильно зависит от квалификации специалистов, которых еще нужно найти. Процесс оптимизирован следующим образом: на складе делается фотография высокого разрешения пробной партии каждого отдельного фрукта. Далее она автоматически отсылается в экспертный центр, где анализируется специалистом, который дает заключение о пригодности продукта.

Магазин без касс и очередей

Из-за очередей на кассах в час пик в магазинах больших городов отменяется каждая пятая покупка – люди не хотят ждать и просто уходят. Ожидание в очереди на кассе также дает время клиенту подумать, все ли он взял, что надо, и не положил ли в корзину лишнего. Один из трендов ритейла – дать возможность клиенту оплатить все сразу, то есть фактически взять его «тепленьким». Основатель казахстанско-российского стартапа Pay-Z Григорий Оттен рассказал о разработке, которая пока уместна больше в дорогих магазинах, чей персонал способен создать у клиента особый настрой на покупку. Консультант сопровождает покупателя, описывает качества выбранного товара и в случае решения о покупке тут же принимает оплату с помощью специального приложения.

Другое решение Pay-Z позволяет магазинам любого уровня исключить из сценария оплаты кассу и связанные с ней очереди. Для покупки клиенту достаточно отсканировать штрихкод товара и оплатить его либо через специальное приложение на смартфоне, либо у специальной стойки в магазине.

Возможность оплачивать покупки без кассы в традиционных магазинах появится у казахстанцев уже в следующем году. В Magnum обещают в ближайшее время закончить IT-разработку, а затем протестировать и внедрить продукт во всех торговых центрах сети. Пока же в магазинах сети к борьбе с очередями подключен искусственный интеллект. Он анализирует данные камер наблюдения и в случае наплыва посетителей дает команду на открытие дополнительных касс.


214 просмотров

Қазақстанда ІТ алыптары неге шықпады?

Жағдайды өзгерту үшін не істеу керек?

Фото: Shutterstock.com

Жалпы, ақпараттық технологиялар нарығы үш сегментке бөлінеді: аппараттық жабдықтау, («темір»), бағдарламалық қамтамасыз ету және ІТ-қызметтер. 

IDC мәліметтеріне сүйенсек, Қазақстанда аппараттық жабдықтау бүкіл нарықтың 78% құрайды. Бағдарламалық қамтамасыз ету  және IT-қызметтерінің үлесі –10 және 12%. Яғни, қазақстандық нарықтың сыйымдылығы $1,6 млрд болса, IT-қызметтердің табатын пайдасы 200 миллион доллардан да аз. 

Десе де, ресми статистика Қазақстандағы бағдарламалық қамтамасыз ету нарығының мүмкіндігін оптимистік тұрғыда бағалайды. Мәселен, Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің мәліметтері бойынша, 2017 жылы ол шамамен 7% өсім көрсетіп, 105 млрд теңгені (271 млн доллардан астам) құраған.

Салыстыру үшін айтсақ, Ресей IT нарығының құрылымында «темірдің» үлесі – 61,5%, бағдарламалық қамтамасыз ету – 14,6%, ал IT-қызметтер 23,9% құрайды.  IDC дерегі бойынша,  Ресей IT нарығының сыйымдылығы 2018 жылы 22,6 млрд долларға жеткен.

Егер Forrester Research деректеріне сүйене отырып,  әлемдік нарық тұрғысынан қарасақ, консалтинг және әртүрлі интеграциялық қызметтердің үлесі –19%, жабдықтауға – 23,3%, бағдарламалық қамтамасыз етуге 21% тиесілі (қалғаны телекоммуникациялық қызметтер, телекоммуникациялық жабдықтар). 

Бұл бағыттардың нарықтағы үлесіне қарап, қаншалықты пісіп-жетілгенін бағамдауға болады. Осы көрсеткіш бүкіл нарықтағы салмағы мен қолдан келетін шаруаға сұраныс қандай екенін айқындайды. 

Басқаша айтсақ, ірі жобаларға деген сұраныс пен оларды жүзеге асыру құзіретінің арасында  өзара байланыс бар деп тұжырымдауға болады. Қазақстанда бұндай жобалар жоқ деуге болмас. Бар, әрине, бірақ бірді-екілі ғана. Яғни, осындай жобаларды жүзеге асыру үшін жергілікті компаниялардың мүмкіндіктері мен құзыретін арттыру экономикалық тұрғыда тиімсіз тірлік, бұндай бірді-екілі сұраныс импорт есебінен-ақ қанағаттандырылады. 

Не істеу керек?

ІТ-қызметтердің ірі тапсырыс берушілері –мемлекеттік органдарда  севистік қызмет көрсетуді енгізу жағдайды өзгертерді деп күтілген-тұғын. Бұндай жағдайда мемлекеттік органдар аса қымбат ІТ-жүйелерін өздері құруды қойып, сервис-провайдерлер ұсынатын қызметті тұтынушыға айналуы тиіс. 

Сервистік үлгіні қолдану қазіргі кезде ең қажетті дүниенің пайда болуына, яғни осы қызметті ұсынатын компаниялардың көптеп құрылуына ықпал етуі керек еді. Ең бастысы – бәсеке пайда болуы тиіс. Мемлекеттік органдарды автоматтандыруда сервистік қызметті енгізудің тағы бір мақсаты – мемлекеттің экономикаға шамадан тыс араласуын азайту еді. Оның үстіне ол осы жүйелерді қолдауға кететін шығынды жабу мәселесін де шешуі тиіс.

Осындай оптимистердің қатарына Нұр-Сұлтан қаласының жанынан дата-орталық салған Intarget Solution компаниясының бас директоры Серікжан Құнанбаевты жатқызуға болады. Бұл дата-орталық былтыр K-Tech Technology форумында 2017 жылдың үздік IT-жобасы деп танылған. Серікжан Құнанбаев «Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы Қазақстанның IT нарығындағы сапалы өзгерістердің драйвері болуы керек деп пайымдайды. Ал жеке дата-орталықтардың сөресін өз серверлерімен толтыратындардың қатарында мемлекеттік органдар да табылмақ.
 
Анықтама үшін айта кетсек, Цифрлы Қазақстан бағдарламасы авторлары бағдарламаны жүзеге асырудан туындайтын жиынтық әсер 2025 жылға қарай 1,7 ден 2,2 трлн теңгеге дейін көтерілуі тиіс деп болжам жасайды. Ал салынатын инвестиция көлемі – 310 миллиард теңге.

Әділдігін айтар болсақ, біз аппараттық жабдықтауда да, софтта да бәсекеге түсе алмаймыз. Сондықтан отандық ІТ нарықтың болашағы шарықтау мен шаттықсыз, бірқалыпты болмақ. Бәлкім мұның да өз мәні бар шығар, өйткені, бекерге үміттенуді қойып, шындыққа, нақты өмірге жақындай түсеміз.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций