Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2676 просмотров

Эксперт: «Выход "Кар-Тел" из сделки по строительству сетей LTE вряд ли ударит по планам «Казахтелекома»

В самом «Казахтелекоме» также подчеркивают, что давно готовились к выходу «Кар-Тела» из сделки

Старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI Group) Олжас Худайбергенов считает, что выход казахстанского Beeline из сделки о совместном строительстве и использовании сетей 4G не повлечет за собой каких-либо серьезных последствий для крупнейшего оператора связи «Казахтелекома» и не станет препятствием для разворачивания в стране сетей стандарта LTE пятого поколения.

Отвечая на вопросы корреспондента «Курсив», известный экономист заметил, что сделка «Казахтелекома» по покупке 75% акций сотового оператора KCell, из-за которой «Кар-Тел» вышел из сделки по совместному строительству и использованию сетей стандарта LTE четвертого поколения, являлась ожидаемым и естественным процессом на рынке.

«В целом, укрупнение бизнеса – это сегодняшний тренд в любой отрасли, но в телекоммуникационном сегменте этот процесс вызван ускоренным внедрением новых стандартов связи – например, 5G, который намеревается развернуть в Казахстане «Казхтелеком», – считает Худайбергенов.

По его мнению, построение сетей нового стандарта – это крайне затратный процесс, тем более – в условиях Казахстана, и укрупнение позволяет телеком-оператору гибко решать «возникающие побочные вопросы» на базе приобретаемой компании.

«В первую очередь, это даст компании сокращение себестоимости проекта за счет синергии с мобильным оператором», – отметил старший партнер CSI Group.

В прошлом году было заявлено о разворачивании проекта по пилотному тестированию технологии мобильной связи 5G в Казахстане в 2019 году. Худайбергенов заметил, что «Казахтелеком» наверняка готовился к выходу «Кар-Тела» из проекта по совместному использованию сетей четвертого поколения достаточно давно – возможно, еще до декабря 2018 года, когда состоялась сделка по приобретению Kcell. В связи с чем у «Казахтелекома» наверняка должен быть план по замещению выходящих из сделки партнеров.

В самой компании «Казахтелеком» также подчеркивают, что давно готовились к выходу «Кар-Тела» из сделки.

«При планировании сделки по приобретению контрольного пакета акций Kcell вариант расторжения договора с «Кар-Тел» предполагался как основной, никаких рисков, связанных с данным, отмечу, обоюдным, решением, мы, как основной акционер Kcell, не усматриваем, – заявил главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Асхат Узбеков. – Что касается незначительного снижения стоимости акций нашей компании, то я не связываю его с расторжением договора с «Кар-Тел»: временный спад, на наш взгляд, не имеет фундаментальных причин и обусловлен общей волатильностью на фондовом рынке», – добавил он.

На вопрос о том, может ли какая-нибудь другая компания в стране, кроме «Казахтелекома», позволить себе построить сеть LTE нового поколения в одиночку, Худайбергенов выразил большие сомнения.

«"Beeline" может, но только за счет средств материнской структуры. Но и для этой компании это будет очень дорого, а других игроков, собственно, на этом рынке и нет», – констатировал эксперт.

Напомним, что 16 апреля стало известно о том, что соглашение о совместном строительстве сетей четвертого поколения сотовой связи (4G, стандарт LTE) между казахстанским Beeline (казахстанская «дочка» группы Veon «Кар-Тел») и сотовым оператором Kcell, заключенное в августе 2016 года, было разорвано по инициативе «Кар-Тел». Одновременно с этим событием на фондовом рынке произошло некоторое снижение стоимости акций АО «Казахтелеком»: ряд СМИ связал эти события между собой.

Причиной инициативы по разрыву соглашения стала сделка по приобретению АО «Казахтелеком» у шведской компании Telia контрольного пакета акций сотового оператора Kcell в размере 75% в декабре прошлого года. Оператор «Кар-Тел» ссылается на то, что одним из условий соглашения по совместному строительству и использованию сетей 4G (в рамках проекта одна из сторон сделки развернула сети LTE в 7 регионах страны, вторая – в оставшихся 7 регионах, при этом сети во всех регионах использовались совместно) являлось сохранение текущего состава контролирующих акционеров у обеих сторон сделки.

О своих намерениях разорвать сделку «Кар-Тел» сообщил фактически сразу после приобретения пакета акций сотового оператора в декабре прошлого года. Отметим, что еще до сделки по приобретению 75-процентного пакета акций Kcell АО «Казахтелеком» имело совместное предприятие в Казахстане со шведским сотовым оператором Tele2 – «Мобайл телеком сервис» (МТС).

Сделка по приобретению пакета акций Kcell АО «Казахтелеком» была разрешена Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Казахстана при соблюдении покупателем ряда условий, среди которых, помимо сохранения бренда и тарифов Kcell, значатся требования по развитию новых услуг, по покрытию сетями 4G населенных пунктов с числом жителей от 4 тыс. человек и по запуску в стране сети пятого поколения сотовой связи 5G.


1349 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций