Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5268 просмотров

Рынок мобильной связи: будущее – за крупными игроками

В настоящее время рынок телекоммуникаций развивается настолько быстрыми темпами, что позволить себе гонку за технологиями может либо крупная компания, либо альянс компаний

Приобретение «Казахтелекомом» 75-процентного голосующего пакета акций АО «KCell» стало главным событием на казахстанском рынке мобильной связи и вызвало множество споров о дальнейшем развитии телекоммуникационного сегмента экономики республики. Противники сделки много говорили о том, что она ведет к монополии, а концентрация значительной части рынка в одних руках может обернуться технологическим застоем и повышением тарифов. Однако есть и противоположное мнение, основывающееся на неоспоримой тенденции: в настоящее время рынок телекоммуникаций развивается настолько быстрыми темпами, что позволить себе гонку за технологиями может либо крупная компания, обладающая значительными финансовыми ресурсами, либо альянс компаний, способный сгенерировать этот самое финансовое «топливо» для технологической гонки. 

Факт состоит в том, что телекоммуникационных альянсов на казахстанском рынке пока не наблюдается. В мае прошлого года, на встрече Expert Update, где обсуждалась на тот момент еще будущая сделка по нашумевшему приобретению, генеральный директор дивизиона по розничному бизнесу филиала АО «Казахтелеком» Каспарс Кукелис заметил, что попытки TeliaSonera продать Kcell в течение уже нескольких лет показывают: желающих приобрести означенный пакет ни в одиночку, ни всем миром не находится. Причем не находится ни внутри страны, ни вне ее. 

«Ни Vodafone, ни T-mobile, ни AT&T в очередь за Kcell не выстраиваются, - не без иронии заметил тогда представитель национального оператора на рынке телекоммуникаций. – «Казахтелеком» – крайне рациональный игрок, который очень долго на рынке, мало занимается фантазиями и хайпом, строит фундаментальные, качественные сети в «оптике», 4G и транспортирует по ним абсолютно доминирующее количество трафика. Если мы рассматриваем какие-то потенциальные приобретения, то исключительно из крайне рациональных соображений», - добавил он. 

Следом за потребителем 

Для того, чтобы понять, какими именно крайне рациональными соображениями руководствовался «Казахтелеком» при приобретении пакета в Kcell, надо четко представлять тенденции современного телекоммуникационного рынка, которые окажут неизбежное влияние на его дальнейшее развитие. Собственно, это даже не тенденции, а одна основная глобальная тенденция, которая заключается в уходе телефонии из сферы передачи «голоса» в сферу передачи данных. И все остальные изменения – это лишь следствия данной уже необратимой тенденции. 

Основные факторы и мировые тренды в отрасли до 2020 года общеизвестны, их четко сформулировали ведущие аналитики телекоммуникационного рынка США и Европы: это дальнейший быстрый рост мобильных телекоммуникационных услуг, повышение требований к интеллектуальным услугам, повышение требований к их безопасности, резкое увеличение доли мобильных платежей, максимальное взаимопроникновение традиционных телекоммуникационных услуг и IT-сервисов, а также многократное увеличение трафика мобильного и фиксированного интернет за счет необратимых изменений в программном обеспечении всех ИКТ устройств и бытовой техники. 

Соответственно, тот игрок рынка, который намерен задержаться на нем всерьез и надолго, должен учитывать все эти факторы и соответствовать всем этим требованиям. По данным все того же «Казахтелекома», если в 2010 году в Казахстане услугами фиксированной телефонии пользовались 4,2 млн домохозяйств, то сегодня таковых осталось 3,2 млн – и этот процесс продолжится: по расчетам председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, скорость этого перетока составляет в среднем 500 тыс. домохозяйств в год. Но коль скоро потребитель с головой (и с платежами) уходит в мобильник, то оператору связи ничего другого не остается, как следовать за ним. 

И если учесть, что база KCell по состоянию на 1 квартал 2018 года составляла 9 млн 855 тыс. абонентов, то рациональность приобретения с точки зрения интересов компании сомнений не вызывает. Она приобрела обширную платформу для своего дальнейшего становления в качестве инфраструктурного и интегрированного оператора, который способен предоставить услуги фиксированной и мобильной связи, доступ к широкополосному интернету и телевидению одновременно. Это попытка объединить максимально возможное предложение в один пакет – вполне рыночная тенденция, свойственная не только сфере телекоммуникаций. И KCell в данном случае выступает не инструментом доминирования национального оператора на рынке, а подходящей для него по масштабам дверью на относительно новый рынок. Которую ему все равно искать пришлось бы – вследствие ухода на этот новый рынок потребителя. 

Щука в реке на то, чтобы карась не дремал 

При этом многие эксперты, в том числе - директор департамента аналитики ИК «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов, считают, что основные тренды рынка. Среди которых - вопросы по внедрению сети пятого поколения, и рост сегмента «интернета вещей», диктуются, прежде всего, интересами потребителя. И именно к интересам потребителя апеллируют противники сделки, говоря о технологическом застое и росте тарифов в случае доминирования на рынке того или иного игрока. Как сложится ситуация с тарифами в дальнейшей перспективе, сказать сложно, но на ближайшие три года антимонопольщики «связали» «Казахтелеком» обязательством как минимум сохранить (не увеличить) действующие тарифные планы. 

Что касается «технологического застоя», то в обязанности покупателю голосующего пакета KCell тем же самым ведомством вменены появление дополнительных услуг для абонентов, расширение покрытия сети 4G в сельских населённых пунктах (с численностью населения 4 000 человек и более) до 2021 года, а также внедрение стандартов предоставления услуг 5G не позднее 31 декабря 2021 года. Так что в обозримой перспективе «забронзоветь в монополии» у крупнейшего телеком-оператора просто не получится: государство не даст, оставив за собой право отменить сделку при нарушении этих условий. Более того, возрастающее давление со стороны одного из игроков на рынке приводит к тому, что остальные его участники начинают изыскивать возможности для улучшения собственного предложения потребителю.  

Новая конфигурация рынка, сложившаяся после совершения сделки, наверняка повысит градус конкуренции – с точки зрения потребителя и рынка это положительный момент. Впрочем, глава правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев неоднократно подчеркивал: мультисервисный оператор заходит на рынок мобильной связи не для того, чтобы выжить с него остальные компании. 

«Надо понимать, что рынок «Казахтелекома» - это рынок домохозяйств, рынок сотовых операторов – это рынок физических лиц, поэтому наша маркетинговая структура и маркетинговая структура сотовых операторов – это два различных сегмента, - сказал он в эфире программы «Талап» на этой неделе. – «Казахтелеком» является инфраструктурной основой, а сделка открывает потенциал в новых сервисах за счет синергетического эффекта, а также открывает перспективы для развития новых технологий, таких, как Internet of Things», - добавил он. 

Развитие IoT: никто, кроме крупных игроков 

Собственно, о тех новшествах, которые «Казахтелеком» намерен внедрять в том числе за счет недавнего приобретения, председатель правления рассказал еще в ноябре прошлого года, в ходе Второго IoT Форума в Астане. Он напомнил, что в Казахстане интернет вещей начался с установки автомобильных девайсов, с помощью которых можно как отследить находящееся в угоне авто, так и найти «потерянную» на забитой стоянке машину. 

«Теперь мы более осознанно начали принимать новые тренды, среди которых наше домашнее видеонаблюдение, которое уже в большом количестве работает в подъездах, дворах и дает нам информацию о состоянии безопасности нашего жилища в режиме онлайн, с помощью мобильных приложений», - заметил Есекеев. 

По словам председателя правления, в настоящее время компания занята разработкой аналогичных экосистем для считывания, аккумулирования и анализа данных по различным приборам учета в ЖКХ.  

«Со временем и это станет для нас обыденностью, приход всех этих вещей для нас не далекое будущее, а ближайшее. Их приход незаметен и в рамках программы «Цифровой Казахстан» мы часть из этих вещей делаем, они у нас в программе сидят», - пообещал он. 

Понимание того, что в настоящее время конкуренция идет не между операторами, а между технологиями, и наиболее конкурентоспособным оказывается тот, кто может первым сделать большее по объему и лучшее по качеству предложение потребителю, есть и у экспертов. Так, глава агентства стратегических коммуникаций «Khalykbergen», PR-эксперт Нуркен Халыкберген отмечает, что мобильный трафик будет расти и далее, при этом тон на рынке будут задавать именно крупные игроки. 

«На мой взгляд, вопрос укрупнения присутствует на этом рынке, и мы видим два тренда, два движения одновременно – это и укрупнение, и оптимизация, - говорит эксперт. - Большим игрокам действительно будет гораздо проще реализовывать большие проекты, потому что мы стоим на пороге очередного скачка, мы стоим на пороге следующего перехода, перехода к эпохе пятого поколения мобильной связи. И поэтому, на мой взгляд, шансов больше у больших игроков. Если посмотреть на опыт Европы, на опыт наших северного и восточного соседа, на американский рынок, то практически все компании стремятся в вопросе внедрения 5Gделать не самостоятельные разработки, а объединяться в альянсы, в союзы, работать в максимальной координации друг с другом. И на мой взгляд, это одно из подтверждений общемировой тенденции укрупнения рынка», - добавляет он. 

Глава агентства стратегических коммуникаций отмечает, что любая модернизация сети, тем более, когда речь идет о внедрении новых стандартов и приобретении под них нового оборудования, потребует больших денег, а в условиях, когда экономика страны оказывается под сильным внешним давлением, в том числе – и из-за девальвационных процессов, будет иметь значение, имеет ли компания возможность зарабатывать в иностранной валюте, а также ее доступ к дешевым финансовым инструментам. 

«На мой взгляд, в условиях национальных экономик, не только казахстанской, но и экономик всей Центральной и Юго-Восточной Азии, практически все будут подчиняться общим правилам рынка, - говорит Халыкберген. - Нужны будут дешевые финансы и возможность зарабатывать в валюте. В нашей стране, на мой взгляд, такие возможности пока есть только у «Казахтелекома», который в период 2010-2019 годов достаточно большой объем инвестиций совершил в развитие оптоволоконной сети, как транспортной основы, и насколько я могу судить, предугадал огромный спрос на передачу трафика между Китаем и Европой. «Казахтелеком» создал оптоволоконное кольцо практически по всей республике, плюс предоставил центры обработки данных, создал центры хранения информации, которыми пользуются как Google, так и YouTube, и Facebook. Так что в процессе внедрения новых технологий – а они все будут так или иначе завязаны на мобильную связь – национальному оператору и карты в руки», - заключает он. 

Отстали с 4G – 5G не упустим

Ничего страшного в укрупнении игроков на рынке телекоммуникаций не видит и директор департамента аналитики ИК «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов.

«Как мне кажется, укрупнение игроков на рынке мобильной связи не связано с какими-либо трендами, так как такие события все-таки происходят довольно редко. Тем не менее, где-то рынки мобильной связи представлены 3-4 игроками, а где-то имеется один крупный оператор, занимающий около двух трети рынка (Испания, Китай, Мексика). В целом, обе модели рынка жизнеспособны и имеют собственные плюсы и минусы», - отмечает он.

При этом эксперт признает, что чисто теоретически уменьшение конкуренции может ударить по карманам пользователей через более высокие тарифы, однако, напоминает он, в Казахстане есть антимонопольные структуры, ограничивающие рост тарифов. К тому же, согласно макроэкономической теории монополист или крупный игрок не может просто поставить заоблачную цену на свои услуги, так как такие неаккуратные действия могут ударить по карману самого монополиста или крупного игрока из-за снижения спроса на его услуги.

«Поэтому возможность значительного роста цены на мобильные услуги может оказаться преувеличением, более того, укрупнение поможет в целом удешевить себестоимость оказания услуг за счет элиминирования дублирования капитальных затрат и снижения прочих операционных расходов», - считает Абдикаримов.

При этом, по его мнению, рынок телекоммуникаций Казахстана будет развиваться в сторону внедрения новых технологий и решений вслед за мировыми практиками: первоочередной задачей будет внедрение сети 5G и дальнейшее проникновение 4G в регионы Казахстана. Также в ближайшем будущем будет развиваться сегмент «интернета вещей», который подразумевает под собой подключение к интернету дополнительных девайсов и гаджетов, что создаст дополнительную стоимость для телекоммуникационного рынка и изменит предпочтения пользователей.

«Можно сказать, что казахстанский рынок мобильной связи в плане технологий двигается в сравнении с развитыми странами с небольшим опозданием, - говорит представитель ИК «Фридом Финанс». - Например, самые первые 4G сети были внедрены в конце 2009 года, а в Казахстане коммерческий запуск был произведен в конце 2012 года», - отмечает он.

По логике вещей, отставание в развертывании сети 4G обуславливалось как раз отсутствием в то время на рынке действительного крупного игрока, имеющего большую площадку для развертывания этой сети. Теперь у «Казахтелекома» есть это пространство для маневра – в преддверии развертывания сетей стандарта 5G.


1333 просмотра

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций