Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2335 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 


3147 просмотров

В чем главные проблемы казахстанского финтеха?

Для того чтобы рынок «финтеха» сформировался в какую-то понятную «субстанцию», может потребоваться не меньше двух-трех лет, считают эксперты

Фото: shutterstock.com

Финтех-рынок Казахстана продолжит развиваться не только в направлении кредитования, также немалую поддержку отрасли может оказать всеобщее декларирование. Эксперты считают, что пора расширять понимание самого термина.

Понятие «финтех» в Казахстане продолжает ассоциироваться прежде всего с сервисами онлайн-кредитования. Понемногу нишу заполняют сервисы платежей, переводов и электронных денег. Но для того чтобы рынок сформировался в какую-то понятную «субстанцию», может потребоваться не меньше двух-трех лет, считают эксперты. «Нет финтеха, который бы представлял собой оригинальные идеи, инновационные финтех-идеи в полном смысле этого слова, которые можно было бы развивать не только в Казахстане, но и за его пределами. На рынке их, пожалуй, и нет, и это самое печальное, что можно сказать о нашем финтехе» –  такое мнение ранее выразил управляющий директор Centras Рашид Дюсембаев.

Что тормозит финтех?

Хотя, с одной стороны, взгляд довольно суровый, с другой стороны, о том, что финтех как отрасль в Казахстане, безусловно, существует, уже говорить не приходится. Однако есть некоторые нюансы, касающиеся самого определения термина. «Если говорить про тот финтех, как он воспринимается сегодня в США или, грубо говоря, на других рынках, то все-таки под термином «финтех» подразумевают финтех-стартапы, и этого в Казахстане сейчас мало», –  говорит главный специалист по стартапам финтех-хаба МФЦА Тарас Волобуев.

Как раз здесь и кроется основная проблема, которая не двигает рынок финтеха и финтех-стартапов вперед. «Если мы посмотрим на стартаперов сейчас, то это в основном молодые айтишники, больше программисты. А на самом деле финтех-среда двинется в нашей стране тогда, когда финтех-проектами начнет заниматься более зрелая аудитория», –  считает г-н Дюсембаев.

О том, что финтех-стартапы это все-таки дело людей опытных, изнутри знакомых с индустрией, говорит и Тарас Волобуев. Помимо этого, фактора в Казахстане он отмечает и недостаточное количество предпринимательской инициативы. Но при соблюдении этих условий ситуацию можно изменить. «Тогда появятся стартапы совсем другого качества, потому что их будут делать не студенты, а люди, которые пришли из финансовой индустрии, которые понимают, как это построить, у которых есть деньги, которые в состоянии нанимать качественных людей. Тогда, наверное, будет толчок», –  предполагает г-н Волобуев. И это касается не только отдельно финтеха, но и всей предпринимательской экосистемы Казахстана.

Какие-то регуляторные проблемы или ограничения в этой ситуации не играют ключевой роли. Именно так называемый кадровый голод стопорит как финтех, так и IT-отрасль в целом. К тому же, для того чтобы разрабатывать новые технологические финансовые продукты, не нарушая законодательства, Нацбанк РК инициировал проект регуляторной песочницы, о работе которой, к слову, пока мало официальной информации.

«Одной из проблем IT в Казахстане, в принципе, является кадровый голод. Специалистов достаточно мало, для того чтобы развивать стартапы. Соответственно, нужны высококлассные специалисты как из сферы финансов, так и из сферы IT», –  говорит директор ТОО «ExSolCom» Владимир Мастяев.

Генеральный директор сервиса онлайн-бухгалтерии «Бухта.кз» Асет Нурпеисов отметил, что осложняет привлечение технических кадров еще и тот факт, что мы находимся на глобальном рынке. Ведь задача финтеха, и уж тем более финтех-стартапа, – это создание универсального продукта для любого рынка.

«Проблему кадров можно было бы победить, если бы было такое же привлечение инвестиций, как в Америке или других странах», –  отметил Нурпеисов. Таким образом, недостаточное финансирование также создает кадровую проблему отрасли. 
Тем не менее именно «недоразвитость» финтеха в Казахстане может сыграть нам на руку. Специалисты ожидают, что в ближайшее время появятся ниши, где финтех сможет развернуться.

Точки роста

Так, по мнению Владимира Мастяева, драйвить финтех позволит всеобщее декларирование, которое будет введено в Казахстане с 2020 года.

«Сейчас в стране очень много кэша, наличных расчетов. Всеобщее декларирование так или иначе приведет к его уменьшению и к увеличению онлайн-платежей, безналичных платежей. Это будет определенным драйвером. Чем быстрее это будет введено, тем больше людей будет вовлекаться в безналичные платежи», –  прогнозирует Мастяев. Он добавил, что среди перспективных направлений остается нано- и микрокредитование. Особо он подчеркнул развитие этого направления в ломбардах. «Микро-, нанокредитование будет наиболее быстро развиваться особенно в онлайн-варианте», –  полагает он.

Тарас Волобуев подчеркнул, что кредитование, несмотря на банальность, остается самой популярной и перспективной нишей для развития финтеха. «Действительно, это востребованный продукт, и тот, кто сможет выдавать кредиты больше, качественнее и удобнее, тот и будет лидером. Но самое главное, чтобы это было не в ущерб качеству портфеля. Поэтому ниша кредитования однозначно будет расти», –  убежден эксперт.

Еще одним трендом финтеха станут сервисы для малого и среднего бизнеса. Без внимания не останутся маркетплейсы и тема иншуртеха. «Мировой тренд финтеха сейчас –  объединение проектов. Финтехи объединяются, причем даже не с банками, а с финтехами. Когда проект состоит из коллаборации 10 финтехов, каждый из которых сильный в своей нише, появляется уникальный сплав для рынка, причем настолько, что он может быть сильнее, чем у крупных игроков рынка», –  заключил Волобуев.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank