Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


625 просмотров

Тесла надеется сохранить прибыль

Основатель компании верит, что с новым финансовым директором текущий год для производителя электромобилей будет прибыльным, пишет The Wall Street Journal

Фото: Hadrian / Shutterstock.com

Илон Маск, глава известного автопроизводителя из Силиконовой долины Tesla Inc. объявил о новой амбициозной цели – достичь прибыльности в каждом квартале. Однако, если этого и удастся добиться, то только с новым финансовым директором.

После публикации квартального отчета Tesla давний доверенный Маска, Дипак Ахаджа, сообщил о своем уходе с поста финансового директора. Сменить его должен вице-президент компании по финансам.

В своем обращении к акционерам перед презентацией отчета за четвертый квартал, Маск выразил уверенность в том, что Tesla способна зарабатывать деньги, указав на успешные продажи доступного седана, Model 3. Так, прибыль компании в четвертом квартале составила $140 млн, впервые показав последовательный рост.

При этом, если в прошлом году главной задачей для Tesla было решение производственных задач, связанных с выпуском Model 3, то в этом году автопроизводителя ждут испытания финансового порядка. Сохранить прибыль будет непросто, учитывая, что Tesla снижает цены на свои автомобили пытаясь удержать спрос, в то время как федеральные льготы для электромобилей сокращаются.

И хотя по сравнению с прошлогодними убытками полученная прибыль поражает, она все же меньше заявленных тремя месяцами ранее $311,5 млн. Кроме того, согласно корректировкам, прибыль оказалась ниже ожиданий Уолл-стрит.

После отчета об итогах четвертого квартала стоимость акций Tesla снизилась почти на 2%, а после заявления Ахаджа акции упали еще на 5%. Впрочем, затем акции выросли примерно на 3% до $308,77.

По словам Маска, Ахаджа останется финансовым директором, минимум, еще несколько месяцев, пока его не сменит Зак Керкхорн, назначенный на должность вице-президента по финансам в декабре. По крайнем мере, так указано у него в профиле в LinkedIn. Он уже работал в Tesla в 2010 году, затем учился в Гарвардской школе бизнеса, после чего в 2013 году вновь вернулся в компанию.

Что касается г-на Ахаджи, то для него это второй уход с должности финансового директора. Он вернулся в компанию в марте 2017 года, когда Tesla переживала сложный период, связанный с запуском производства Model 3 и увольнением ряда ключевых топ-менеджеров.

По словам Маска, чтобы оставаться рентабельной в текущем году Tesla необходимо продать не менее 360 тыс. Это намного больше продаж за прошлый год, когда по оценкам аналитиков компания реализовала 245 тыс. машин. При этом, ситуация в сегменте доступных моделей останется на уровне 4-го квартала 2018 года.

«Я не хочу потерять результат в этом вопросе – все упирается в стоимость, в стоимость, и еще раз стоимость», - заявил Маск аналитикам, отвечая на вопрос о том, как отреагирует Tesla, если экономика войдет в рецессию. «Сокращение затрат – вот что позволит нам снизить цену и быть финансово устойчивыми», - отметил он.

Компания с 15-летней историей, Tesla вступила в критически важную фазу превращения из стартапа Силиконовой долины в глобального производителя автомобилей. При этом энтузиазм инвесторов привел к тому, что Tesla приходится реально конкурировать с более крупными автопроизводителями, несмотря на то, что компания никогда не озвучивала годовую прибыль и в сравнении с конкурентами производит и продает не так много машин.

Часть инвесторов и аналитиков скептически относится к тому, что Tesla сможет обеспечить стабильную прибыль, тем более, что стремление компании увеличить производство Model 3, серьезно подорвало ее финансовые возможности в прошлом году.

Тогда по словам Маска от полного коллапса Tesla отделяло всего несколько недель.

Впрочем, уже в конце декабря денежные запасы компании выросли примерно до $3,7 млрд по сравнению с $3 млрд на конец сентября. И Маск заявил, что у Tesla достаточно наличных для погашения долга в размере $920 млн, который должен быть уплачен в марте, если акции компании останутся в среднем ниже $359,87.

«Хотя прибыль на акции может варьироваться, важнее то, что как Tesla будет выглядеть через несколько лет. И поскольку долг компании должен продолжать снижаться, есть повод для оптимизма», - говорит Дэвид Уистон, аналитик Morningstar Research Services. «На мой взгляд самое важно сейчас – это то, что у Tesla в кассе есть свободные наличные», - добавляет он.

Сам Маск две недели назад заявил о том, что компания рассчитывает выйти в первом квартале на «небольшую прибыль», однако это потребует «преодоления серьезных трудностей, усилий и немного удачи». С целью снижения затрат он объявил о сокращении 7% работников, занятых полный рабочий день, а также снизил стоимость Model 3 на $2 тыс. Теперь она стоит $44 тыс., что правда все еще дороже обещанной цены в $35 тыс.

«У нас есть хорошие шансы оставаться прибыльными и генерировать свободные наличные деньги. Так что наилучший способ управлять бизнесом – это быть экономным», - заявил Ахаджа в прошлую в среду.

Со своей стороны, Маск подтвердил, что цель Tesla – получить в текущем квартале «очень небольшую» прибыль, что «потребует решения целого ряда задач, включая вопросы логистики и доставки в Европе и Китае». Ранее компания начала выпуск Model 3 для этих регионов.

При этом в США стоимость Model 3 растет, поскольку правительство постепенно отменяет налоговый кредит в размере $7500 на покупку электромобилей. Так, с 1 января государственная субсидия для покупателей Tesla снизилась до $3750, после 1 июля она будет сокращена еще в два раза, а к концу года ее не будет совсем.

Хотя Маск давно обещал недорогой компактный электромобиль, Model 3 не была представлена в середине 2017 года по стартовой цене в $35 тыс., поскольку в этом случае «компания могла потерять деньги и погибнуть», написал Маск в Twitter. В мае он заявил, что для снижения производственных затрат на Model 3 потребуется еще три-шесть месяцев, прежде чем компания сможет предложить менее дорогую версию авто.

По данным UBS Securities, Tesla может потерять почти $4 тыс. за каждую Model 3, проданную по цене $35 тыс. И это не так плохо, поскольку согласно ранее проведенного исследования батареи, потери могли достигнуть почти $6 тыс. По оценкам UBS, при цене Model 3 в $42 тыс. операционная прибыль Tesla может составить $1 тыс., а при цене $49 тыс. – порядка $3 тыс.

Амбициозная цель Маска наладить к 2020 году выпуск свыше 1 млн автомобилей в год, по-видимому, во многом зависит от того, удастся ли снизить стартовую цену на Model 3 и запустить завод в Китае так, чтобы компания могла избежать тарифов работая на этом рынке. В январе Tesla уже начала деятельность на заводе в Шанхае и планирует наладить производство уже в этом году.

Единственный сборочный завод компании во Фремонте, штат Калифорния, пока собирает менее 10 тыс. автомобилей в неделю. Если компания сможет выйти на это число, то сможет достичь и своей ближайшей цели – производить 500 тыс. автомобилей в год. Маск хотел, чтобы это произошло уже в 2018 году, однако реальный показатель был вдвое меньше.

В конце прошлого года Маск заявил о том, что ожидает, что Tesla сможет выпускать 7 тыс. машин Model 3 еженедельно и планирует достичь уровня в 10 тыс., учитывая, что еще 3 тыс. автомобилей будут собираться в Китае. При этом по сообщению Tesla финансировать строительство нового завода будут местные китайские банки.

«Такой ускоренный график станет возможным благодаря радикальному упрощению производственной схемы и процессов в сравнении с нашей производственной линией первого поколения во Фремонте», - отмечает Маск в ежеквартальном отчете компании.

Tesla рассчитывает, что большая часть капиталовложений в текущем году, а это почти $2,5 млрд, пойдет на расширение производства и разработку новых моделей, включая компактный внедорожник Model Y. По словам Маска, в новой машине будет использоваться порядка 75% взаимозаменяемых компонентов от Model 3, а стоимость производственной линии должна быть «существенно ниже», чем стоимость той, что была создана для компактного автомобиля. Чтобы начать массовое производство машины до конца 2020 года, Tesla начнет работы по подготовке к сборке Model Y уже в этом году. Вероятнее всего это произойдет на заводе по производству аккумуляторов недалеко от города Рено, штат Нью-Йорк.

При этом в прошлом году компания не достигла цели продать 100 тыс. больших седанов Model S и внедорожников Model X. Так, продажи старейшего серийного автомобиля компании Model S в 2018 г. упали на 7,5%.

Тем не менее, в целом Tesla показала в прошлом году впечатляющий рост. За последние три месяца выручка выросла более чем в два раза и составила $7,23 млрд благодаря стабильному производству Model 3. Этот показатель превысил предварительные оценки экспертов на $7,12 млрд. Только в четвертом квартале прошлого года компания поставила 63 359 компактных автомобилей по сравнению с 1550 машинами годом ранее.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


2532 просмотра

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank