Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1 просмотр

Светлана Черненко: «У Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития»

Глава представительства iKS-Consulting в Казахстане поделилась своим видением итогов 2018 года в телекоммуникационной отрасли, проблемах и возможностях

Глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко поделилась с Kursiv.kz своим видением итогов 2018 года в телекоммуникационной отрасли, рассказала о вскрывшихся проблемах рынка и предположила, какие драйверы и вызовы способны вывести телеком Казахстана из застоя в текущем году. 

– Говоря об итогах, нельзя обойти вниманием сделку года, если не сделку десятилетия в телекоме Казахстана. И мы видим, что с ней появился совершенно новый ландшафт в отрасли. Прокомментируйте продажу «Кселл».

– Сделку эту можно комментировать с разных позиций. Например, с сугубо рыночной, а можно и с «макропозиции», то есть с уровня государственного масштаба. Начнем с государственного. Мы все видели, как это происходило – невнятно, непонятно, то есть без каких-то заявлений со стороны регулятора. А хотелось бы, так как сделка очень масштабна. Вообще, КРЕМ мы довольно условно называем регулятором, но на самом деле он таковым для телекома не является. Слишком у него фрагментарная зона ответственности. Так вот, по большому счету, КРЕМ отмолчался, он не пояснил публике, рынку, зачем эта сделка нужна, какую надбавленную стоимость она несет для общества. И это обнажило большую проблему: на рынке как такового отраслевого регулирования де-факто нет. Я уже не раз говорила, что мы, как аналитики, можем подробно описать сделки американских, британских, европейских компаний. Но только не казахстанских. Я продолжаю считать, что все аспекты, связанные с подобными резонансными сделками, должны быть выложены в открытый доступ регуляторами. Мы должны видеть его аргументы. Второе. Сделка показала еще одну серьезную проблему – телеком не является привлекательным для инвесторов. То есть вся эта история длилась почти год и это очень долго. Здесь впору говорить об угрозе инвестиционной привлекательности отрасли. Но это общемировой тренд.

– Получается, что государство в лице «Казахтелекома», купив «Кселл», фактически спасло ситуацию...

– Да, именно. Какой-то серьезной борьбы вокруг актива не было. 

– И как доказательство – дисконт, с которым актив попал в руки «Казахтелекома». В свое время оператор распрощался с 49% за 1,5 миллиард долларов США. Сейчас купил 75% за $446 миллионов.

– Это лишний раз доказывает, что классический телеком теряет привлекательность.

– Светлана, мы говорим о том, что новый ландшафт телекома означает олигополию – порядка 65% рынка принадлежит оператору, который, в свою очередь, контролируется государством. Таким образом, SPO несет в себе большие риски, риски уровня национальной безопасности. Не выгоднее ли государству найти стратегического инвестора, с которым работать будет комфортнее.

– Здесь опять-таки появляется вопрос регулятора, который как бы существует, но он аморфный. На рынке очевидный кризис – структурный, отраслевой, и он не является исключительно казахстанской особенностью – это мировой тренд. Если вернуться к государству и тому, какие у него есть ресурсы для поддержки отрасли, то самый оптимальный, хотя и не самый простой, – это инфраструктурная поддержка. При этом государство становится на сторону активной регуляции отрасли, где-то даже превентивно смотрит на ситуацию, принимает меры. То есть заменяет руку рынка. Наша проблема в том, что государство отстранилось от этой парадигмы и стало, по сути, бизнесменом. А не должно. Отсюда такие перекосы. Причем эта ситуация не есть что-то исключительное для телекома. Мы видим подобные тренды и в банковской сфере, в нефтянке. То, что государство является и арбитром, и игроком, это, по меньшей мере, нечестно. А по большей – такая система не является устойчивой. С другой стороны, на рынке нет конкуренции, за все это время так и не выросли сильные компании, которые могли бы принять участие на равных в борьбе за «Кселл». И теперь у государства нет вариантов, кроме как активно участвовать в функционировании рынка.

– И что дальше?

– Не думаю, что отрасль пойдет по пути саморазрушения. Ну, создался крупный игрок с большими возможностями, с многомиллионной базой. Можно наращивать спектр услуг. 

– Получается, что мы вернулись на 10 лет назад, когда началась либерализация рынка?

– Я бы не назвала эту ситуацию откатом назад, потому что это не какие-то структурные вещи. Мы же не отключаем 4G, не отказываемся от планов развертывать 5G. С точки зрения технологического развития, дела в телекоме Казахстана обстоят очень хорошо.

Я уже говорила о том, что у Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития. Мы движемся исключительно по лекалам мировых трендов. Если мы говорим о парадигме, то сейчас все телекомы по всему миру стоят перед выбором: быть или не быть интегрированными операторами. Пока дела в этом вопросе идут неважно – телекомы очень трудно договариваются с новыми партнерами из смежных отраслей. Это какая-то другая, особая ментальность, разрыв здесь почти непреодолим. Телекомы привыкли к самостоятельности. Но с таким подходом хорошо продается инфраструктура, для сервисов же нужна гибкость. 

– Ну были же попытки?

– Но что в итоге? Зайдите на любой сайт оператора, найдите раздел «Процедура подключения к сети». Я к чему веду? – к тому, что, скорее всего, все останется как есть: кесарю – кесарево, а телекомы будут делать то, что у них лучше всего получается – строить сети, продавать трафик. Но это вовсе не так уж и плохо.

– Светлана, мы вплотную подошли к платформенному подходу, апологетом которого вы являетесь. Все это еще имеет право на жизнь?

– Да, имеет. Но это, опять-таки, выходит за пределы технологий, это умение договариваться, умение строить долговременное сотрудничество, умение делиться. Выйти за рамки стандартной модели телекома – это сильный челлендж. В целом этот подход остается жизнеспособным, некоей эталонной идеей, к которой все стремятся. То есть, я еще повторю, сейчас многие проблемы в телекоме не имеют технологического базиса под собой. Это люди и их слабости.

– И тут мы опять можем вернуться к вашей ключевой идее, что если бы регуляторы были бы зрелыми, то они выстроили бы такие правила игры, когда выгодно было бы договариваться.

– На некоторых рынках это законодательно описано: оператор обязан выделять некую долю ресурсов сторонним игрокам, тем, которые удовлетворяют определенным требованиям. Такой подход привел к появлению виртуальных операторов, самых разнообразных сервисов от третьих компаний в сетях в Европе, США и Азии. У нас это не предусмотрено. Получается, что наших операторов никто не заставляет. А они и не стремятся.

– Светлана, что бы Вы сказали о доходах операторов? Рост в 2018 году был номинальный – всего 2,4%.

– Никто рекордов и не ожидал. Рост в основном происходит не только за счет жонглирования тарифами, но и за счет каких-то новых услуг. Против доходности отрасли играет популизм. Вспомните, в конце прошлого года правительство озаботилось снижением тарифов. При том, что телеком достиг насыщения практически во всех сегментах. Будет ли эффект? Да нет, конечно, не будет. Тарифы равновесные, они приняты рынком, они не вызывают отторжения. А на другой стороне – инвестиционные возможности операторов. Мы все помним 2016 год, когда отрасль попала в очень непростые условиям – фактически встал вопрос ее выживаемости. Но что было бы хорошо отрегулировать – это пресечь действия операторов по превентивному подключению новых тарифных планов. Вот здесь как раз пример того, чтобы роль регулятора была более заметной.

– Предлагаю поразмышлять о том, какие интересные вещи нам стоит ожидать от телекома в 2019 году.

– Если мы говорим об общемировых трендах, то тут следует сказать об интернете вещей. И это не пузырь. Мы видим, как операторы выстраивают ландшафт IoT, и уже в текущем году у нас в Казахстане ожидаются довольно интересные события в этой области. Соответственно, для операторов это может быть как второе дыхание. Это чисто технологическая история, та, в которой телеком силен. И мы об этом говорили ранее. Причем вот здесь небольшое количество операторов и игроков на руку телекому: в этой истории интернета вещей места хватит им всем. В гораздо меньшей степени я вижу эффекты для операторов в части развития каких-то сервисов, основанных на Big Data – я считаю, что это не операторский бизнес.

– А как им получить какую-то синергию от своих накопленных данных?

– Нужно выстраивать какие-то коллаборации с ИТ-компаниями, с банками. 

– А что с 5G?

– Тема непростая. Строить 5G можно только в связке – «оператор+промышленность+государство». Иных рецептов просто не существует. Ведь 5G – это не про голос и не про интернет на смартфоне – это промышленный IoT. И еще это очень дорого. Причем у государства должно быть четкое понимание необходимости внедрения 5G. Это базис для цифровизации, это базис для экономики следующего уклада. В целом же для телекома последующие годы – это возможность переосмысления своего места, если хотите – поиск идентичности в условиях новой парадигмы.


1642 просмотра

Эксперты обсудили как развивается МСБ в цифровом формате

В рамках форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» эксперты и чиновники обсудили вопросы цифровой трансформации и цифровизации МСБ

Фото: АО «Казахтелеком»

Как малый и средний бизнес могут стать драйвером развития цифровой экономики, какие тренды и трансформации уже существуют и что ожидает МСБ, обсудили эксперты на форуме «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» в рамках сессии, организованной АО «Казахтелеком», посвященной вопросам цифровизации малого и среднего бизнеса.

Форум проходит уже второй год подряд, собирая на единой площадке глав стран ЕАЭС, представителей бизнеса и разработчиков инновационных решений для обсуждения вопросов, связанных с развитием и координацией отдельных проектов и программ цифровизации стран. Отдельно на повестку дня были вынесены вопросы цифровой трансформации и цифровизации МСБ, поскольку новые технологии уже начинают видоизменять бизнес и движение в этом направлении продолжится.

По мнению министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева, открывшего сессию, посвященную вопросам МСБ, сегодня в странах ОЭСР малый и средний бизнес является доминирующей формой предпринимательства, на которую приходится 99%. Они создают 70% рабочих мест и генерируют от 50 до 60% добавленной стоимости товаров и услуг.

«Главой государства поставлена задача увеличить долю МСБ в нашей стране. В то же время высокие технологии открывают новые возможности перед малым предпринимательством, открывают доступ к глобальным рынкам и сетям. Цифровой переход способствует появлению малых компаний. Компании не нужно быть большой чтобы конкурировать на рынке. Как раз новые технологии позволяют это делать. Также технологии способствуют формированию бережливых стартапов, которые используют интернет для снижения стоимости, сохранения гибкости и клиентоориентированности. Помогает бизнесу и аналитика, которая дает доступ к расширенной информации о клиентах и их предпочтениях, возможность подбора квалифицированных кадров - все это вкупе облегчает и расширяет возможности для развития малого и среднего бизнеса», - подчеркнул Абаев.

Он уверен, что мировые тренды в этом направлении требуют от правительств принятия комплексных мер по развитию новых технологий, стимулирующих электронную торговлю и безналичные платежи. При этом государствам важно понимать, что малый и средний бизнес обладает колоссальным потенциалом вовлечения граждан в цифровую экосистему, ломая старые порядки, привычки и форматы взаимодействия.

«В нашей стране в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» уже сделаны первые шаги в данном направлении, мы надеемся, что они придадут импульс экономики страны и выведет Казахстан на новую траекторию развития. Очень важно, что подобные решения в каждой из стран Евразийского экономического союза осуществляется синхронно и единовекторно», - заключил он.

Во многом с ним согласен председатель совета директоров, основатель единой цифровой торгово-логистической Платформы ANNA Василий Гриневич.

«Сейчас меняется тренд и мировая тенденция от глобализации к деглобализации. Завершился 30-летний цикл. Деглобализация предполагает разукрупнение, а значит должно произойти увеличение малого и среднего бизнеса. Одновременно идет рост суверенитета экономик стран, в том числе и цифрового суверенитета. Что входит в противоречие с посылами стран ЕАЭС по интеграции стран. Это противоречие можно разрешить через интеграцию МСБ, находить ниши на рынке и быстрее всего ниши находит как раз МСБ. Но они сталкиваются с проблемой – преодоление цифрового неравенства. Многим не хватает внутренних ресурсов для решения вопросов, связанных с информатизацией, покупкой дорогих продуктов и услуг и поиском квалифицированных специалистов. Необходима поддержка и объединение усилий, кооперация малых предприятий, необходимо создать экосреду для органического роста бизнеса», - считает Гриневич.

По его словам, при развитии единого цифрового торгового поля будет решен еще и вопрос недобросовестной конкуренции. Внедрение платформы позволит присваивать рейтинги участникам и отбирать наиболее подходящих для межстрановой кооперации.

«Если у нас будет большое количество малых предприятий, это будет как электронная нервная система, связывающая страны Евразийского союза между собой, свяжет общество и позволит развиваться динамичнее каждой из стран», – отметил он.

Управляющий партнер ePass.ru Ирина Цветкова подробнее рассказала о российской платформе.

«Мы хотим создать и создаем единую цифровую торгово-логистическую платформу для МСБ. Единая – это не обязательно единственная. В рамках платформы подразумевается взаимодействие и интеграция с теми участниками МСБ, которые готовы развиваться, обмениваться товарами. Если объединить усилия всех участников, то можно было бы увеличить вклад в рост ВВП от МСБ на 1-1,5% в год к имеющемуся», - отметила Ирина Цветкова.

По ее словам, платформа закрывает ряд потребностей МСБ: обеспечивает вывод продукции на новые рынки, позволяет устранить недобросовестную конкуренцию, минимизировать посредничество, затрудняющее выходы на рынки, увеличивает прозрачность компаний.

Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев на правах модератора панельной дискуссии, подчеркнул, что информатизация и цифровизация в полной мере придут тогда, когда и малый, и средний бизнес придут к культуре цифровых технологий.

«Технологии с каждым годом облегчают задачи для бизнеса, сокращают рутинную работу, дают возможность диверсифицировать доход», - отметил Есекеев.

О мерах поддержки и инструментах, способствующих развитию МСБ в Казахстане, рассказала представитель мультисервисного оператора - управляющий директор по ИКТ услугам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева. По ее словам, объединить бизнесменов на одной площадке, упростить их взаимодействие с госорганами и другими субъектами рынка, стимулировать создание экосистемы для общения и сотрудничества возможно за счет внедрения Открытой цифровой платформы ISMET.kz.

«Клиентская база - это самая главная ценность и мы не можем подвести их и должны постоянно предлагать что-то новое. Бизнесмены мало коммуницируют между собой – порой даже не знают, кто и каким бизнесом занимается на соседней улице, не знают конкретных мер поддержки государства. Мы понимали, что технологически готовы попробовать решить этот вопрос и создали платформу. Сегодня опыт работы - 1 год. Мы понимаем, что платформа – это не IT проект: клиент должен понимать, что ему выгодно ей пользоваться, решение всегда доступно (под рукой вне зависимости от гаджета) и просто разобраться. Именно эти принципы выгодно, доступно и просто как раз и легли в основу проекта. Ценность – вовлеченность бизнеса. Разработать мы можем сами, но создать ценность возможно только при участии бизнеса. Мы хотим вместе с вами делать для вас», - рассказала Бикеш Курмангалиева.

По мнению эксперта, интеграция национальных платформ в рамках ЕАЭС могла бы дать выход бизнеса за пределы каждой из стран через онлайн, цифровые каналы и таким образом масштабировало бы бизнесы, позволило унифицировать стандарты (при условии, что электронные документы будут ходить за пределами каждой из стран).

После завершения сессии, АО «Казахтелеком» был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве с бизнес-партнерами из Российской Федерации и Республики Беларусь: «Межотраслевым центром систем идентификации и электронных деловых операций Национальной академии наук Беларуси» и российским сервис-провайдером ePass.ru.

Эксперты уверены, что подписание меморандума окажет содействие процессам интеграции и последующего взаимодействия между информационными системами идентификации, регистрации и мониторинга товаров, а также разработки универсальных сопроводительных и разрешительных документов в электронном формате между Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Благодаря электронному обмену данными будут созданы дополнительные условия для упрощения процедур торговли и электронных деловых операций между тремя странами. На основе согласованных национальных и международных стандартов будут созданы централизованные банки данных товарной номенклатуры, позволяющие всем участникам цепей поставок, включая конечных потребителей и контролирующие органы, получать по принципу «одного окна» необходимые (в пределах компетенции) сведения о товарах в едином формате, включая подтверждение наличия документов о происхождении, безопасности, качестве товаров.

Справка: 

АО «Казахтелеком» - крупнейший инфокоммуникационный оператор Республики Казахстан. Предоставляет услуги фиксированной телефонной связи, широкополосного доступа к интернету, услуги платного цифрового телевидения, различные инновационные услуги и сервисы. Компания представлена на всей территории республики, располагает собственной сетью сервиса, сетью из 16 data-центров, контакт-центрами. Компания активно развивает перспективные направления по обеспечению кибербезопасности, технологии IoT, smart city, smart home и др.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank