3633 просмотра

Почему жизнь казахстанских кондитеров не такая «сладкая», какой могла бы быть?

Почему у казахстанских производителей идет спад производства и ничего утешительного не происходит?

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанские кондитеры продолжают терять объемы в производстве. С позиций на отечественном рынке их «сдвигает» импортная продукция – за счет дешевизны, достигаемой порой в ущерб качеству. А экспорту препятствует непростая ситуация с использованием товарных знаков.

Ситуация на рынке

Прошлый год для кондитеров Казахстана оказался не самым легким. За счет роста доли зарубежной продукции в 2018 году произошло падение продаж отечественных кондитерских изделий. Импорт вырос на 25% и составил 57–58% рынка. Причина – дешевизна иностранной продукции и демпинг со стороны российских производителей.

«В целом Казахстан импортировал 170 тыс. т кондитерских изделий: 140–150 тыс. т из РФ и около 20 тыс. т из Украины, при этом украинский импорт просел на 5%», – подвел итоги президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек.

По его словам, первые месяцы 2019 года показали, что пока тренд сохраняется – у казахстанских производителей идет спад производства и ничего утешительного не происходит. Кроме того, ситуация по сахару остается сложной.

«В прошлом году нас правительство поддержало, однако сахар – дорожает. Сейчас он стоит 230 тенге, в прошлом году летом стоил 185 тенге. И это удорожание для кондитеров очень серьезное. Естественно, цены на продукцию будут повышаться. Когда покупательная способность населения падает, чаще покупают более дешевый товар. Кондитерка, она как индикатор экономики, так что будет традиционно расти объем бисквитных изделий. При этом, что касается импортной продукции, то по тоннажу большая часть приходится как раз на бисквитную продукцию и печенье. Так, из всего объема импорта, а это 160–170 тыс. т, примерно 100 тыс. т приходится именно на эту часть продукции», – отмечает он.

По более подробным данным, предоставленным председателем правления АО «Рахат» Константином Федорцом, категория бисквитных изделий (все виды печенья, крекеров, вафель и рулетов) «подросла» на 3% в объеме и на 11% в деньгах.

«Это произошло потому, что во время кризисных явлений на рынке дорогие категории, относящиеся к лакомствам, страдают. Люди могут от этого отказаться. Бисквитная категория подверглась меньшему росту цен – на 7%. Очень часто самое дешевое печенье становится едой, завтраком для детей. При этом перспектива у этого рынка гораздо лучше, чем у остальных. По данным Euromonitor International, шоколад, карамель и конфеты вырастут в объеме на 5%, а бисквиты, предположительно, на 10% за последующие пять лет», – отметил Константин Федорец.

Рынок шоколадных изделий вырос на 8%, но в денежном эквиваленте. Категория конфет (традиционные карамели, сосательные конфеты и медикаментозные леденцы, ириски, мармелад) зафиксировала рост – 1% рынка и 9% в денежном эквиваленте.

Подробный анализ рынка кондитерских изделий Казахстана и активных игроков был проведен компанией Nielsen.

скинул_Монтажная область 1.jpg

Товарные знаки

По итогам прошлого года казахстанские производители несколько нарастили объем экспорта в Китай, на Кавказ и в Россию в общей сложности на 20%. Объем составил 35 тыс. т. Однако экспорт продукции в РФ для казахстанских кондитеров затруднен.

«Товарные знаки – тема сложная. В России объединенные кондитеры за собой зарегистрировали советские товарные знаки. Мы у себя на территории зарегистрировали товарные знаки за Ассоциацией кондитеров Казахстана. Наши отечественные производители все могут производить продукцию под этими знаками, в России же – только объединенные кондитеры, а остальные (в том числе и экспортеры) обязаны платить за то, что используют данные знаки. И россияне активно отслеживают такие моменты. Казахстанские производители не могут официально экспортировать в РФ товары, совпадающие по товарным знакам», – констатирует Алихан Талгатбек.

С ним согласен председатель правления «Рахат», который подтверждает, что российские производители препятствуют продажам казахстанского бренда на рынке РФ.

«Россия даже в условиях Таможенного союза предпочитает действовать с позиции силы... Нас постоянно втягивают в тяжбы по товарным знакам... Мол, «Зайка-зазнайка» похож на «Зайку», «Зеленый кузнечик» похож на «Кузнечика», «Рачки» похожи на «Ракушку-завитушку». В результате остаются только казахские названия, которые россияне не могут оспорить. Нет предела беспределу, мы постоянно находимся в тяжбах. На их время власти арестовывают всю продукцию «Рахат», и магазины испытывают сомнения в плане дальнейшего с нами сотрудничества», – прокомментировал Константин Федорец.

Председатель правления «Рахат» также рассказал, что совершались попытки поговорить с российскими коллегами, а раньше между компаниями был заключен «джентльменский пакт о ненападении», но после смены акционеров он не работает. В прошлом году экспорт «Рахата» в Россию снизился на 2%.

Одна из мер, которая может несколько выровнять условия – усилить контроль с казахстанской стороны.

DSC06018.JPG

«Мы в Казахстане тоже запрещаем импортировать по товарным знакам. Это работает, на таможне есть информация, какие товарные знаки за Казахстаном, и там уже смотрят. Но есть ряд спорных товарных знаков – похожие название, например, «Мишка на севере» и «Мишутка на севере». Пытаемся, ловим. Однако, в основном, сдерживаем за счет таможни, но необходим более жесткий контроль», – уверен Алихан Талгатбек.

Пока в РФ ситуация лучше. Константин Федорец отметил, что хотелось бы, чтобы казахстанские власти также беспристрастно относились к нашим «друзьям по рынку», которые должны выполнять таможенный регламент.

«Мы начинаем эту работу по товарным знакам, но юридические службы российских кондитеров очень мощные и ведут с нами войну на много фронтов, в том числе и в Германии и Беларуси. На все хватает у них рук. С моей точки зрения, это стрельба из пушки по воробьям, потому что доля «Рахата» в России чуть больше 1%. Им нужно бороться с другими игроками, например, с КДВ. Тем не менее, бьют не местных, а бьют слабых, и с этим приходится сталкиваться», – отметил он.

Таможенный контроль

Еще одна сложность рынка – нет должного контроля за качеством импортируемой пищевой продукции. 

«К нам «заходит» продукция с повышенным содержанием трасжиров. Мы предлагаем делать выборочный контроль и перепроверять. Сейчас на базе казахстанских лабораторий провели анализ импортируемой продукции – в некоторой превышенное содержание трансжиров. Заказали аналогичное исследование в Германии – ждем, пока придет и оттуда официальное заключение. Импортная продукция дешевая за счет того, что компании используют дешевые продукты низкого качества, и за счет низкой цены и получают ощутимые конкурентные преимущества», – считает Алихан Талгатбек.

При этом, когда казахстанские производители отправляют продукцию на экспорт, то она проходит тщательную проверку и иногда даже производители должны рассказывать о технологиях производства.

«У нас же всем без разницы – сертификат есть, значит, можно запускать. Нас, местных производителей, проверяют, а зарубежных – нет, и что они завозят – непонятно», – отмечает глава союза кондитеров.

По мнению Константина Федорца, необходим государственный анализ продукции зарубежных производителей, чтобы поставить всех в равные условия и защитить местный рынок от некачественного товара.

DSC05960.JPG

banner_wsj.gif

64 просмотра

Как виртуальные организации формируют почти бесконечный спрос

Авторская колонка CEO Prime Source Евгения Щербинина

Фото: Depositphotos/kentoh

Совсем скоро среднестатистический человек будет проводить половину своего времени в интернете, сейчас – более 40%. Такие цифры приводят We Are Social и Hootsuite в ежегодном отчете Digital 2020. Это глобальные цифры, показатели по разным странам отличаются.

По данным исследователей, среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день, или более 100 дней в год.

В совокупности глобальная аудитория интернета будет онлайн 1,25 млрд лет за один только 2020 год. Уберите время на сон, и получается, что среднестатистический человек почти 40% своего времени проводит в интернете. Бизнесу осталось грамотно предложить свой продукт покупателю в сети.

В нецифровом мире для того, чтобы продать товар, организации нужно арендовать место на рынке, дать рекламу, после чего, возможно, пойдут клиенты. В цифровом мире этот процесс устроен иначе. 

Первое. Для привлечения клиентов в сети существует несколько инструментов.

Маркетплейсы. Это цифровые площадки, «витрины» где продавцы могут разместить свой товар. В Казахстане существует несколько таких ресурсов: kaspi.kz, Сhocomart, ForteMarket и другие. Поток клиентов обеспечивается за счет рекламы самой площадки и продвижения товара в поиске. Если в Казахстане мода на маркетплейсы только оформляется, у наших соседей – россиян – по данным аналитического агентства Data Insight, к концу года доля маркетплейсов в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%.

Social media marketing (SMM). Это продвижение сайта продавца в интернете – в поисковых запросах, социальных сетях. Долгое время считалось, что для продвижения необходимы специальные компетенции и так называемые СММ-менеджеры. 
Сегодня существуют интуитивно понятные инструменты-агрегаторы, при помощи которых простыми фильтрами можно настроить продвижение сайта на всех площадках.

Информирование. Речь идет о рассылке СМС, push-сообщений, рекламы в социальных сетях, звонках рекламного робота на основе геотаргетинга. Продавец может выбрать область на карте, возраст, пол и другие параметры клиента, на основании которых клиенту будет направлено сообщение (по настроенному событию). Например, салон красоты может автоматически раз в месяц рассылать сообщение о купоне со скидкой на посещение женщинам от 20 до 55 лет, живущим в радиусе километра.

Второе. Этап консультирования клиентов и оформления онлайн-заявки на сайте важен не менее, чем поиск покупателя. Раньше для оформления заявки на товар или услугу продавцу необходимо было либо иметь физический офис, либо создавать call-центр, приобретать и настраивать оборудование и программное обеспечение, нанимать и обучать персонал. Сегодня на этом этапе можно ограничиться онлайн-инструментами.

Аутсорсинг контактного центра. Предприниматель может нанять профессиональных операторов, которые будут консультировать и оформлять заказы на его товары и услуги. Примерами подобных аутсорсинговых контактных центров являются KT Cloud, «Транстелеком», Sanatel и другие. Такие контактные центры могут обеспечить обслуживание клиентов по видеосвязи, голосовому или текстовому каналу (мессенджеры, социальные сети, переписка на сайте).

Аренда программного обес­печения контактного центра (видео, голос, текст). Предприниматель может обеспечить своих операторов рабочими местами в уже созданной и работающей инфраструктуре контактного центра. Это экономит время и деньги, гарантирует мобильность.

Голосовые и текстовые роботы являются самым свежим, при этом самым недорогим способом обслуживания клиентов. Система с искусственным интеллектом может ответить на вопросы клиента и даже выполнить ту или иную транзакцию.

Третье. Не менее важен этап оплаты товара или услуги на меркетплейсе. Для того, чтобы принять оплату, раньше компания должна была иметь кассовый аппарат и терминал приема оплат по банковской карте. Сейчас оплату в интернет-магазине или маркетплейсе принимают, настроив интернет-эквайринг. В Казахстане такие услуги предлагает, к примеру, processing.kz.

Для приема оплаты в физических точках продаж используются двух- и трехкомпонентные устройства, одним действием принимающие оплату, создающие выбытие в учете и выполняющие фискализацию операции. Например, такой сервис предлагает ForteKassa.

Четвертое. Доставка товара или обмен документами. Почта и курьерские службы существуют давно, однако использование их для доставки товара было не процессом, а проектом, требующим каждый раз согласования условий и деталей. Это не позволяло встраивать сторонние логистические компании в автоматизированные бизнес-процессы организаций. Сегодня в этом направлении предлагаются альтернативные варианты.

Аутсорсинг доставки. Существуют компании, которые могут обеспечить доставку любого товара или организовать выполнение специфичной задачи, например, доставки карт с подписанием документов и идентификацией клиента. Заявки на доставку отправляются в цифровом виде либо прямо из системы заказчика, либо через систему самого сервиса доставки. Примером такого сервиса является Mykhat.

Сервис организации работы собственной курьерской службы. Для тех предпринимателей, которые считают более подходящим вариант использования собственных курьеров, существуют сервисы, предоставляющие полную инфраструктуру для организации их эффективной работы. Это приложения курьеров, программное обеспечение диспетчеров и искусственный интеллект, который автоматически принимает заявки и выстраи­вает умную логистику.

Пятое. Рабочие места сотрудников. Многие предприниматели уже сделали вывод, что приобретение собственного офиса обычно экономически нецелесообразно, так как процент по депозиту на сумму приобретения, как правило, выше стоимости аренды помещения.

Карантин сделал популярными ранее существовавшие инструменты организации и контроля удаленной работы сотрудников: сервис видеозвонков, контроль и управление задачами, мониторинг работы сотрудника на удаленном рабочем месте. Так что офисные помещения могут быть существенно сокращены, вплоть до полного отказа от физических офисов.

Воспользовавшись в полной мере возможностями современных технологий, организация может повысить удовлетворенность клиентов, сократить операционные расходы и увеличить выручку даже в условиях кризиса. Таким образом создается почти вечный спрос – довольные клиенты возвращаются за покупками, приводя с собой новых покупателей.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg