Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2046 просмотров

Как чувствовал себя рынок телекома в 2018 году

Если сравнивать доходы, которые сгенерировал рынок в 2018 году, с 2017 годом, то рост составил 2,4%

Фото: shutterstock.com

В 2019 год рынок телекоммуникаций вошел с довольно скромными показателями. По мнению эксперта, на снижение темпов роста доходов влияют такие факторы, как насыщение рынка и стремительное замещение классических услуг OTT-сервисами: интернет-телефонией, интернет-телевидением.

До 2013 года темпы роста были весьма высоки – они не падали ниже 7,5%. Но с 2014 года резко пошли на снижение, а в 2016 году мы даже увидели стагнацию. В целом последние годы недвусмысленно говорят о том, что телеком-рынок вышел на плато – с 2015 года вырос всего на 6,5%. Если сравнивать доходы, которые сгенерировал рынок в 2018 году, с 2017 годом, то рост составил 2,4%. Это в 1,7 раза меньше, чем рост экономики Казахстана (в 2018 году она выросла на 4%). Причем до середины 2018-го показатель роста доходов телекома выглядел весьма многообещающе – около 6%.  

Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, комментирует это так: «На снижение темпов роста доходов, а в отдельных сегментах на их сокращение влияют такие факторы, как насыщение рынка и стремительное замещение классических услуг OTT-сервисами: интернет-телефонией, интернет-телевидением. Кроме того, безлимитные тарифные планы не позволяют расти доходам при росте физического потребления услуг».

Мобильная связь, услуги сети интернет по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям и прочие телекоммуникационные услуги концентрируют 80,65% доходов отрасли (587,7 млрд из 728,7 млрд тенге). Услуги сети интернет по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям устойчиво занимают первое место с точки зрения объема доходов, начиная с января 2017 года. Последние три месяца 2018-го этот компонент рынка рос опережающими темпами, вырвавшись из узкого диапазона. Доля сегмента в доходах всего рынка по итогам 2018 года составляет почти треть – 33,6% (244,6 млрд тенге). 

Мобильная связь на втором месте по доходам, но и главный аутсайдер рынка по росту доходности. На этот компонент приходится 29,5% от всех доходов телекома (214,8 млрд тенге). И тут без сюрпризов – доходы падают: год начали на отметке 18,38 млрд тенге, а по итогам 2018-го закрыли на 17,11 млрд тенге (снижение составило 7%). Замыкают тройку лидеров прочие телекоммуникационные услуги. На этот компонент приходится 17,6% (128,3 млрд тенге) от всего телекоммуникационного рынка Казахстана. И то, что он показывает стабильный рост, может означать появление новых ниш, которые, судя по всему, вскоре придется классифицировать. 

«Согласна, необходимо более прозрачно классифицировать услуги, относящиеся сейчас к «прочим». Операторы пытаются развивать направления дата-центров, облачных услуг, IТ-решений. Целесообразно видеть это развитие более прозрачно», – замечает Светлана Черненко.

Далее – услуги междугородной и международной телефонной связи. Фиксированная телефония находится в очень непростом положении уже несколько лет. 2018 год сегмент начал на отметке 2,27 млрд тенге, а закончил – на 2,26 млрд тенге. То есть, динамика близка к нейтральной. Кстати, доля сегмента в общем доходе рынка по итогам 2018 года составляет около 4% (28,8 млрд тенге). Схожие процессы происходят и в компоненте «местная телефония» – здесь многое в той или иной мере можно примерить из предыдущего сегмента: сектор деградирует – количество подключений фиксированной телефонии падает из месяца в месяц (за год снижение на 8%). В целом динамика нейтральная, но с некоторым уклоном в сторону негатива. Доля сегмента в доходах рынка по итогам 2018 года составляет около 5,4% (39,5 млрд тенге). 

В области услуг передачи данных по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям почти весь год ситуация стабильная, но с ноября видно ускорение динамики. В итоге за год емкость этого сегмента выросла почти вдвое – до 5,3 млрд тенге, а его доля в доходах рынка теперь составляет около 5,1% (37,15 млрд тенге). С точки зрения динамики роста доходов – это однозначный лидер.

Ситуация с услугами распространения программ по кабельной инфраструктуре, по беспроводным сетям и через спутник выглядит довольно стабильно, но с позитивным акцентом – начали год на отметке 2,89 млрд тенге, а закончили – на 3 млрд тенге. Доля сегмента в доходах рынка по итогам 2018 года составляет около 4,9% (34,5 млрд тенге).

Абонентская база

За год число фиксированных телефонных линий снизилось до 3,35 млн (упомянутое снижение на 8%), абонентов сотовой связи – до 26 млн (снижение базы на 2,5%), число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, возросло до 14,43 млн (+2,6%). Количество абонентов фиксированного интернета снизилось на 6% – до 2,47 млн. По итогам 2018 года уровень проникновения SIM-карт в Казахстане составил 141% (показатель снижается), а вот доля абонентов, которые пользуются мобильным интернетом, напротив, растет, достигнув 55%.

Директор представительства iKS-Consulting в Казахстане считает, что отток – это естественный процесс, сопровождающий зрелые телеком-рынки во всех странах. «Главную роль тут играет мобильная каннибализация. Что касается статистики по мобильным абонентам, то она всегда была подвержена определенного рода жонглированию. На этапе активного роста операторы с большой охотой демонстрировали приток абонентов, который формировался как из реальных подключений, так и из предактиваций. Сейчас, с падением доходов, операторы заинтересованы в чистке баз и актуализации показателей доходности в расчете на одного абонента», – комментирует она. 

От 2019 года телекому не следует ждать рекордов: отрасль ищет новые возможности для роста. В их числе, если абстрагироваться от сетей пятого поколения, наилучшим претендентом выглядит IoT. В текущем году некоторые операторы начнут активно строить IoT-сети, и к концу 2019-го, вероятно, все областные центры будут охвачены ими. На их базе и будут развертываться решения в области ЖКХ. Речь, прежде всего, идет о счетчиках (газ, вода, тепло, электроэнергия), которые способны передавать данные по беспроводным каналам в упомянутых развернутых сетях. Если этот сценарий сработает, то следующие несколько лет пройдут под флагом интернета вещей.
 


1349 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций