Перейти к основному содержанию

2442 просмотра

Как чувствовал себя рынок телекома в 2018 году

Если сравнивать доходы, которые сгенерировал рынок в 2018 году, с 2017 годом, то рост составил 2,4%

Фото: shutterstock.com

В 2019 год рынок телекоммуникаций вошел с довольно скромными показателями. По мнению эксперта, на снижение темпов роста доходов влияют такие факторы, как насыщение рынка и стремительное замещение классических услуг OTT-сервисами: интернет-телефонией, интернет-телевидением.

До 2013 года темпы роста были весьма высоки – они не падали ниже 7,5%. Но с 2014 года резко пошли на снижение, а в 2016 году мы даже увидели стагнацию. В целом последние годы недвусмысленно говорят о том, что телеком-рынок вышел на плато – с 2015 года вырос всего на 6,5%. Если сравнивать доходы, которые сгенерировал рынок в 2018 году, с 2017 годом, то рост составил 2,4%. Это в 1,7 раза меньше, чем рост экономики Казахстана (в 2018 году она выросла на 4%). Причем до середины 2018-го показатель роста доходов телекома выглядел весьма многообещающе – около 6%.  

Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, комментирует это так: «На снижение темпов роста доходов, а в отдельных сегментах на их сокращение влияют такие факторы, как насыщение рынка и стремительное замещение классических услуг OTT-сервисами: интернет-телефонией, интернет-телевидением. Кроме того, безлимитные тарифные планы не позволяют расти доходам при росте физического потребления услуг».

Мобильная связь, услуги сети интернет по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям и прочие телекоммуникационные услуги концентрируют 80,65% доходов отрасли (587,7 млрд из 728,7 млрд тенге). Услуги сети интернет по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям устойчиво занимают первое место с точки зрения объема доходов, начиная с января 2017 года. Последние три месяца 2018-го этот компонент рынка рос опережающими темпами, вырвавшись из узкого диапазона. Доля сегмента в доходах всего рынка по итогам 2018 года составляет почти треть – 33,6% (244,6 млрд тенге). 

Мобильная связь на втором месте по доходам, но и главный аутсайдер рынка по росту доходности. На этот компонент приходится 29,5% от всех доходов телекома (214,8 млрд тенге). И тут без сюрпризов – доходы падают: год начали на отметке 18,38 млрд тенге, а по итогам 2018-го закрыли на 17,11 млрд тенге (снижение составило 7%). Замыкают тройку лидеров прочие телекоммуникационные услуги. На этот компонент приходится 17,6% (128,3 млрд тенге) от всего телекоммуникационного рынка Казахстана. И то, что он показывает стабильный рост, может означать появление новых ниш, которые, судя по всему, вскоре придется классифицировать. 

«Согласна, необходимо более прозрачно классифицировать услуги, относящиеся сейчас к «прочим». Операторы пытаются развивать направления дата-центров, облачных услуг, IТ-решений. Целесообразно видеть это развитие более прозрачно», – замечает Светлана Черненко.

Далее – услуги междугородной и международной телефонной связи. Фиксированная телефония находится в очень непростом положении уже несколько лет. 2018 год сегмент начал на отметке 2,27 млрд тенге, а закончил – на 2,26 млрд тенге. То есть, динамика близка к нейтральной. Кстати, доля сегмента в общем доходе рынка по итогам 2018 года составляет около 4% (28,8 млрд тенге). Схожие процессы происходят и в компоненте «местная телефония» – здесь многое в той или иной мере можно примерить из предыдущего сегмента: сектор деградирует – количество подключений фиксированной телефонии падает из месяца в месяц (за год снижение на 8%). В целом динамика нейтральная, но с некоторым уклоном в сторону негатива. Доля сегмента в доходах рынка по итогам 2018 года составляет около 5,4% (39,5 млрд тенге). 

В области услуг передачи данных по телекоммуникационным проводным и беспроводным сетям почти весь год ситуация стабильная, но с ноября видно ускорение динамики. В итоге за год емкость этого сегмента выросла почти вдвое – до 5,3 млрд тенге, а его доля в доходах рынка теперь составляет около 5,1% (37,15 млрд тенге). С точки зрения динамики роста доходов – это однозначный лидер.

Ситуация с услугами распространения программ по кабельной инфраструктуре, по беспроводным сетям и через спутник выглядит довольно стабильно, но с позитивным акцентом – начали год на отметке 2,89 млрд тенге, а закончили – на 3 млрд тенге. Доля сегмента в доходах рынка по итогам 2018 года составляет около 4,9% (34,5 млрд тенге).

Абонентская база

За год число фиксированных телефонных линий снизилось до 3,35 млн (упомянутое снижение на 8%), абонентов сотовой связи – до 26 млн (снижение базы на 2,5%), число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, возросло до 14,43 млн (+2,6%). Количество абонентов фиксированного интернета снизилось на 6% – до 2,47 млн. По итогам 2018 года уровень проникновения SIM-карт в Казахстане составил 141% (показатель снижается), а вот доля абонентов, которые пользуются мобильным интернетом, напротив, растет, достигнув 55%.

Директор представительства iKS-Consulting в Казахстане считает, что отток – это естественный процесс, сопровождающий зрелые телеком-рынки во всех странах. «Главную роль тут играет мобильная каннибализация. Что касается статистики по мобильным абонентам, то она всегда была подвержена определенного рода жонглированию. На этапе активного роста операторы с большой охотой демонстрировали приток абонентов, который формировался как из реальных подключений, так и из предактиваций. Сейчас, с падением доходов, операторы заинтересованы в чистке баз и актуализации показателей доходности в расчете на одного абонента», – комментирует она. 

От 2019 года телекому не следует ждать рекордов: отрасль ищет новые возможности для роста. В их числе, если абстрагироваться от сетей пятого поколения, наилучшим претендентом выглядит IoT. В текущем году некоторые операторы начнут активно строить IoT-сети, и к концу 2019-го, вероятно, все областные центры будут охвачены ими. На их базе и будут развертываться решения в области ЖКХ. Речь, прежде всего, идет о счетчиках (газ, вода, тепло, электроэнергия), которые способны передавать данные по беспроводным каналам в упомянутых развернутых сетях. Если этот сценарий сработает, то следующие несколько лет пройдут под флагом интернета вещей.
 

1495 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance