Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2678 просмотров

Эксперты обсудили как развивается МСБ в цифровом формате

В рамках форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» эксперты и чиновники обсудили вопросы цифровой трансформации и цифровизации МСБ

Фото: АО «Казахтелеком»

Как малый и средний бизнес могут стать драйвером развития цифровой экономики, какие тренды и трансформации уже существуют и что ожидает МСБ, обсудили эксперты на форуме «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» в рамках сессии, организованной АО «Казахтелеком», посвященной вопросам цифровизации малого и среднего бизнеса.

Форум проходит уже второй год подряд, собирая на единой площадке глав стран ЕАЭС, представителей бизнеса и разработчиков инновационных решений для обсуждения вопросов, связанных с развитием и координацией отдельных проектов и программ цифровизации стран. Отдельно на повестку дня были вынесены вопросы цифровой трансформации и цифровизации МСБ, поскольку новые технологии уже начинают видоизменять бизнес и движение в этом направлении продолжится.

По мнению министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева, открывшего сессию, посвященную вопросам МСБ, сегодня в странах ОЭСР малый и средний бизнес является доминирующей формой предпринимательства, на которую приходится 99%. Они создают 70% рабочих мест и генерируют от 50 до 60% добавленной стоимости товаров и услуг.

«Главой государства поставлена задача увеличить долю МСБ в нашей стране. В то же время высокие технологии открывают новые возможности перед малым предпринимательством, открывают доступ к глобальным рынкам и сетям. Цифровой переход способствует появлению малых компаний. Компании не нужно быть большой чтобы конкурировать на рынке. Как раз новые технологии позволяют это делать. Также технологии способствуют формированию бережливых стартапов, которые используют интернет для снижения стоимости, сохранения гибкости и клиентоориентированности. Помогает бизнесу и аналитика, которая дает доступ к расширенной информации о клиентах и их предпочтениях, возможность подбора квалифицированных кадров - все это вкупе облегчает и расширяет возможности для развития малого и среднего бизнеса», - подчеркнул Абаев.

Он уверен, что мировые тренды в этом направлении требуют от правительств принятия комплексных мер по развитию новых технологий, стимулирующих электронную торговлю и безналичные платежи. При этом государствам важно понимать, что малый и средний бизнес обладает колоссальным потенциалом вовлечения граждан в цифровую экосистему, ломая старые порядки, привычки и форматы взаимодействия.

«В нашей стране в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» уже сделаны первые шаги в данном направлении, мы надеемся, что они придадут импульс экономики страны и выведет Казахстан на новую траекторию развития. Очень важно, что подобные решения в каждой из стран Евразийского экономического союза осуществляется синхронно и единовекторно», - заключил он.

Во многом с ним согласен председатель совета директоров, основатель единой цифровой торгово-логистической Платформы ANNA Василий Гриневич.

«Сейчас меняется тренд и мировая тенденция от глобализации к деглобализации. Завершился 30-летний цикл. Деглобализация предполагает разукрупнение, а значит должно произойти увеличение малого и среднего бизнеса. Одновременно идет рост суверенитета экономик стран, в том числе и цифрового суверенитета. Что входит в противоречие с посылами стран ЕАЭС по интеграции стран. Это противоречие можно разрешить через интеграцию МСБ, находить ниши на рынке и быстрее всего ниши находит как раз МСБ. Но они сталкиваются с проблемой – преодоление цифрового неравенства. Многим не хватает внутренних ресурсов для решения вопросов, связанных с информатизацией, покупкой дорогих продуктов и услуг и поиском квалифицированных специалистов. Необходима поддержка и объединение усилий, кооперация малых предприятий, необходимо создать экосреду для органического роста бизнеса», - считает Гриневич.

По его словам, при развитии единого цифрового торгового поля будет решен еще и вопрос недобросовестной конкуренции. Внедрение платформы позволит присваивать рейтинги участникам и отбирать наиболее подходящих для межстрановой кооперации.

«Если у нас будет большое количество малых предприятий, это будет как электронная нервная система, связывающая страны Евразийского союза между собой, свяжет общество и позволит развиваться динамичнее каждой из стран», – отметил он.

Управляющий партнер ePass.ru Ирина Цветкова подробнее рассказала о российской платформе.

«Мы хотим создать и создаем единую цифровую торгово-логистическую платформу для МСБ. Единая – это не обязательно единственная. В рамках платформы подразумевается взаимодействие и интеграция с теми участниками МСБ, которые готовы развиваться, обмениваться товарами. Если объединить усилия всех участников, то можно было бы увеличить вклад в рост ВВП от МСБ на 1-1,5% в год к имеющемуся», - отметила Ирина Цветкова.

По ее словам, платформа закрывает ряд потребностей МСБ: обеспечивает вывод продукции на новые рынки, позволяет устранить недобросовестную конкуренцию, минимизировать посредничество, затрудняющее выходы на рынки, увеличивает прозрачность компаний.

Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев на правах модератора панельной дискуссии, подчеркнул, что информатизация и цифровизация в полной мере придут тогда, когда и малый, и средний бизнес придут к культуре цифровых технологий.

«Технологии с каждым годом облегчают задачи для бизнеса, сокращают рутинную работу, дают возможность диверсифицировать доход», - отметил Есекеев.

О мерах поддержки и инструментах, способствующих развитию МСБ в Казахстане, рассказала представитель мультисервисного оператора - управляющий директор по ИКТ услугам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева. По ее словам, объединить бизнесменов на одной площадке, упростить их взаимодействие с госорганами и другими субъектами рынка, стимулировать создание экосистемы для общения и сотрудничества возможно за счет внедрения Открытой цифровой платформы ISMET.kz.

«Клиентская база - это самая главная ценность и мы не можем подвести их и должны постоянно предлагать что-то новое. Бизнесмены мало коммуницируют между собой – порой даже не знают, кто и каким бизнесом занимается на соседней улице, не знают конкретных мер поддержки государства. Мы понимали, что технологически готовы попробовать решить этот вопрос и создали платформу. Сегодня опыт работы - 1 год. Мы понимаем, что платформа – это не IT проект: клиент должен понимать, что ему выгодно ей пользоваться, решение всегда доступно (под рукой вне зависимости от гаджета) и просто разобраться. Именно эти принципы выгодно, доступно и просто как раз и легли в основу проекта. Ценность – вовлеченность бизнеса. Разработать мы можем сами, но создать ценность возможно только при участии бизнеса. Мы хотим вместе с вами делать для вас», - рассказала Бикеш Курмангалиева.

По мнению эксперта, интеграция национальных платформ в рамках ЕАЭС могла бы дать выход бизнеса за пределы каждой из стран через онлайн, цифровые каналы и таким образом масштабировало бы бизнесы, позволило унифицировать стандарты (при условии, что электронные документы будут ходить за пределами каждой из стран).

После завершения сессии, АО «Казахтелеком» был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве с бизнес-партнерами из Российской Федерации и Республики Беларусь: «Межотраслевым центром систем идентификации и электронных деловых операций Национальной академии наук Беларуси» и российским сервис-провайдером ePass.ru.

Эксперты уверены, что подписание меморандума окажет содействие процессам интеграции и последующего взаимодействия между информационными системами идентификации, регистрации и мониторинга товаров, а также разработки универсальных сопроводительных и разрешительных документов в электронном формате между Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Благодаря электронному обмену данными будут созданы дополнительные условия для упрощения процедур торговли и электронных деловых операций между тремя странами. На основе согласованных национальных и международных стандартов будут созданы централизованные банки данных товарной номенклатуры, позволяющие всем участникам цепей поставок, включая конечных потребителей и контролирующие органы, получать по принципу «одного окна» необходимые (в пределах компетенции) сведения о товарах в едином формате, включая подтверждение наличия документов о происхождении, безопасности, качестве товаров.

Справка: 

АО «Казахтелеком» - крупнейший инфокоммуникационный оператор Республики Казахстан. Предоставляет услуги фиксированной телефонной связи, широкополосного доступа к интернету, услуги платного цифрового телевидения, различные инновационные услуги и сервисы. Компания представлена на всей территории республики, располагает собственной сетью сервиса, сетью из 16 data-центров, контакт-центрами. Компания активно развивает перспективные направления по обеспечению кибербезопасности, технологии IoT, smart city, smart home и др.


4410 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций