Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


529 просмотров

В 2018 году отечественные авиакомпании перевезли порядка 7,8 млн человек

По мнению представителей АО «Эйр Астана», рост пассажиропотока на внутреннем рынке был низким и сильно отстал от международного трафика

Фото: Shutterstock.com

В 2018 году отечественные авиакомпании перевезли порядка 7,8 млн человек, что на 7% больше, чем в прошлом году. О том, как прошел год для компаний и что они ожидают от 2019 года, рассказали участники рынка.

«По итогам 2018 года ожидается рост более чем на 40% до 900 тыс. по количеству транзитных авиапассажиров. За 2017 год перевезено 620 тыс. транзитных авиапассажиров. Стабильно растет количество обслуженных пассажиров в отечественных аэропортах, которое, по предварительной оценке, составит более 14 млн человек в уходящем году», - отметили в комитете гражданской авиации.

Вместе с тем, в департаменте по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана» подвели итоги уходящего года.

«Это был сложный год, особенно в связи с высокими ценами на топливо, повлиявшими на всю авиаиндустрию, топливо составляет треть расходов компании. Проблематичными остаются нерегулируемые услуги монопольных поставщиков. Пассажиропоток вырос, в основном, благодаря росту международного транзита на 50% и общему росту международного пассажиропотока на 12%. В настоящее время каждый третий пассажир на международных направлениях является транзитным, который использует Казахстан как хаб в Евразию», - отметили в компании. 

При этом, по мнению представителей АО «Эйр Астана», рост пассажиропотока на внутреннем рынке был низким и сильно отстал от международного трафика.

«В этом году негативно сказалось отсутствие такого масштабного события как ЭКСПО, которое в прошлом году способствовало значительному росту пассажиропотока по Казахстану. Удорожание топлива негативно отразилось на авиакомпаниях по всему миру», - сообщили в компании.

Что касается тенденций на рынке, то в компании отметили, что наблюдается низкий внутренний спрос и рост онлайн-транзакций.

«С точки зрения удельных расходов, «Эйр Астана» остается одной из самых эффективных в мире, уровень удельных расходов вдвое ниже европейских конкурентов и на одном уровне с лоукостерами. Еще один тренд – отставание монопольных поставщиков от быстро растущих авиакомпаний», - отмечают в компании.

Что касается планов на 2019, то в компании ждут развитие внутреннего рынка.

«Мы многого ждем от стимулирования внутреннего рынка авиакомпанией Fly Arystan. Надеемся на увеличение пассажиропотока за счет международного и внутреннего трафика, который был медленным в последние 2 года. Снижение цен на авиакеросин стало бы большим подспорьем для авиалиний по всему миру, включая нас. С восстановлением глобальной авиации мы ожидаем, что рынок пилотов будет оставаться конкурентным, особенно, если китайский рынок продолжит свой рост», - заключили в АО «Эйр Астана».
 

В авиакомпании QAZAQ AIR несколько иначе оценили уходящий год.

«В 2018 году рост пассажиропотока QAZAQ AIR превысил 20% в сравнении с прошлогодними показателями, а количество перевезенных пассажиров превысило 300 тысяч человек, при этом общее количество пассажиров авиакомпании перевалило за отметку 750 тысяч человек. И если в прошлом году мы связывали динамичный рост авиакомпании с большим потоком путешествующих на международную специализированную выставку EXPO-2017, то показатели текущего года отражают органический рост деятельности QAZAQ AIR, услугами которой пользуется все больше казахстанцев и гостей Республики», - рассказал и.о. Председателя правления, директор коммерческого департамента Адель Даулетбек.

По его мнению, одним из главных событий 2018 года для QAZAQ AIR стало получение сертификата IOSA – аудита по эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. 

«Это дает QAZAQ AIR возможность начать выполнение международных рейсов, стать членом IATA и заключить соглашения с крупными международными авиакомпаниями о совместной перевозке пассажиров. Кроме того, в 2018 году штат местных пилотов QAZAQ AIR, управляющих авиалайнерами Bombardier Q400 увеличился. Среди летчиков появилась первая девушка-пилот этого типа воздушного судна в Казахстане. А к первому казахстанскому капитану Марату Жазыкбаеву присоединился второй – Еркин Наурызбаев. Для нас гордость, что менее чем за два года ему удалось достичь должности командира воздушного судна. Надеемся, что в 2019 году эта тенденция будет продолжаться, а ряды отечественных командиров воздушных судов QAZAQ AIR будут ежегодно пополняться», - отметил Адель Даулетбек.

По мнению спикера, для авиакомпании QAZAQ AIR 2019 год обещает быть насыщенным, «и мы ждем только положительных изменений».

«Прибытие двух новых лайнеров Bombardier Q400 NextGen запланировано на весну 2019 года. Увеличив флот до пяти самолетов этого типа, в течение 2019 года авиакомпания планирует перевезти более 500 тысяч пассажиров. Это станет возможно не только благодаря новым самолетам, но и сертификату IOSA, полученному в 2018 году. Таким образом, подтвердив свое соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности, QAZAQ AIR планирует начать осуществление регулярных международных перелетов в близлежащие страны Центральной Азии, Российской Федерации и Кавказа.

Развитие внутреннего туризма – дополнительная возможность роста и для отрасли в целом, и для QAZAQ AIR. Ведь в Казахстане множество уникальных и интересных в туристическом и духовном плане достопримечательностей. В этой связи услуги QAZAQ AIR как региональной авиакомпании придутся кстати, ведь мы рады обеспечить туристам их комфортное путешествие», - заключил Адель Даулетбек.
 


1764 просмотра

Ресторан - бизнес «не про еду»

Развитие рынка общепита сдерживает кадровый голод и жадность рестораторов, считают эксперты

Фото: shutterstock.com

Почему в Казахстане одни рестораторы годами выходят на самоокупаемость, а другие буквально за полгода - год вырастают в несколько раз? В чем секрет такого роста и с какими сложностями он сопряжен, рассказали основатель сети китайских ресторанов-лапшичных Lanzhou Гульбану Майгарина и директор по развитию сети Андрей Чекмарев.

– Как считаете, почему за год сеть смогла вырасти в несколько раз? Крупные инвестиции?

А. Ч. – Мы удачно угадали с концепцией и выстроили маркетинг и скоро намерены масштабировать казахстанский бренд на российский рынок и рынки СНГ. Сегодня тенденция такова, что нужна понятная, недорогая и здоровая еда.  В условиях кризиса рынок требует качественный продукт по невысокой цене. Этим рост бренда и обусловлен. Все смелые ожидания, заложенные год назад, превзошли себя. Планировалось в течение года открыть ресторан, отработать за это время все процессы. Но сеть выстрелила круто – мы смогли из оборотных денег, без привлечения инвестиций и кредитов,ю, за год открыть 4 точки. По нашей финансовой модели, срок окупаемости 6-8 месяцев, в зависимости от площади и трафика. 

Г. М. – Идея зародилась очень давно. Первый раз эту еду я попробовала в Китае. Оттуда мы и привезли рецепт лапши. Когда проект начинала, то никто не понимал его и не верил в него. Казалось фантастикой, чтобы 500 человек в день зашли. Но сейчас у нас приходят ежедневно более тысячи человек. Изначально объем финансирования составил около 200 миллионов тенге. Формат новый, не присущий нашему рынку. Быстрое приготовление, как в фаст-фуде, но полезная и вкусная еда. Для себя мы определились, как лапшичная, семейный китайский ресторан быстрого питания. Поэтому столь быстрый рост. Мы уверены во франшизе, поэтому и идем на другие рынки.

Гульбану Майгарина_1.jpg

Фото: Офелия Жакаева

Если сравнивать ваш ценник с традиционными китайскими ресторанами в Алматы, то он меньше в десятки раз… за счет чего?

А.Ч. – Как раз еда у нас китайская, все свежее, «из-под ножа». А ценник других ресторанов обусловлен, скорее всего, жадностью других рестораторов. Мы работаем на поток и хотим накормить много гостей. Другие рестораторы хотят получать сверхприбыль с каждого клиента. У каждого свои цели. Мы хотим быстро масштабироваться и оцениваем свой бизнес, как масс-продукт. Главная цель, когда закладывался бизнес, помимо прибыли, познакомить большое количество алматинцев с продуктом. Если бы мы хотели лишь зарабатывать максимальное количество прибыли, то продавали бы и алкоголь. Но сегодня мы не продаем даже пиво.

То есть, если бы бизнес «не жадничал», то мог бы также быстро зарабатывать?

А. Ч. – Рецепт успеха не только в правильном понимании бизнеса, но и в концепции, отношению к бизнесу и команде, грамотному распределению финансов, учету, маркетингу. Ресторанный бизнес – сложный и живой механизм, который должен работать слаженно, как с командой, так и с потребителем. Мы должны предвосхищать и удовлетворять ожидания, ведь ресторанный бизнес – это бизнес эмоций. Это уже давно бизнес «не про еду». Если к ресторанному бизнесу подходить только с позиции куплю продукт, приготовлю еду и продам ее со сверхприбылью, то, как правило, такой ресторан обречен.

– Насколько было тяжело выйти на рынок?

Г.М. – Было тяжело с поварами. Изначально они отказывались из Китая приезжать к нам, поэтому учиться мы ездили туда. Я сама лично училась, стояла на кухне. Только после этого решили запускаться. Для китайских поваров Казахстан – малознакомая и неперспективная страна. Так что, сложность была в том, кому работать. У нас вначале было всего 2-3 специалиста, набирали учеников и обучали уже на месте. К тому же у нас произошел неожиданно быстрый рост: к цифре 500 посетителей в день мы пришли через 3 недели и не были к этому готовы, ожидали ее достичь лишь через 3-4 месяца после старта. Гости нас сами «подогнали» - спрос пошел, и мы стали усиленно наращивать обороты. Концепт изначально был – самообслуживание. Но мы увидели, что гостям нужно полное обслуживание, так и менялись постепенно, подстраиваясь под потребности. В итоге, в операционный ноль вышли буквально на третьей неделе. Для общепита – это очень быстро. Через 5 месяцев открыли второй полноценный ресторан с оборотных средств. У нас стояли бешеные очереди, были нарекания. Несмотря на то, что сейчас работает уже 4 точки, очереди все еще есть, но процессы налажены за счет работы специалистов. Усиленно занимаемся развитием – в Алматы до конца года откроем еще 2-3 ресторана, не считая тех, которые ремонтируем, подписаны франшизы в Астане, Атырау, на стадии подписания в Актобе и Шымкенте. Плюс еще в Павлодар зайдем.

А.Ч. – Физически в других городах Казахстана мы присутствовать сами не сможем, поэтому и упаковываемся в формат франшизы. В России тоже будет франшиза, но первый ресторан в Москве откроем сами. Мы выступили на выставке «Бай бренд» в сентябре. Сейчас у нас очередь покупателей на франшизу, но мы пока не готовы к продаже, потому что хотим сами изучить российский рынок, внести корректировки, чтобы уберечь от ошибок будущих партнеров. Срок окупаемости по франшизе – около 8 месяцев. Цены на нее от 5 до 10 миллионов тенге, в зависимости от формата. У нас вообще три формата – ресторан, фут-корт и стрит-фут. Последний еще пока не запускали, но с ними и выступали на выставке в Москве. Опробовали как модель, выстроили, но как действующий бизнес пока не обсчитали. Как только дойдем – откроемся в этом формате, но уже сейчас понимаем, что он жизнеспособный.

–​​​​​​​ Какие еще были сложности?

А.Ч. – Кадровый голод. Те кадры, которые не можем найти, замещаем сотрудниками из других стран. Бизнес международный - удаленные сотрудники-топы из России, что касается технологий, то из Китая уже приезжают специалисты и подсказывают нам по рецептуре, приправам, технологиям. Основной штат – казахстанцы. Но кадровый голод ощущаем во всех направлениях. Недостаточно даже официантов и посудомойщиков.

Андрей Чекмарев_3.jpg

Фото: Офелия Жакаева

– Почему с техническим персоналом такие сложности?

А.Ч. – Большой поток гостей. Хотя мы находимся в рынке по заработным платам на нормальном уровне, люди не слишком хотят работать, да и что уж таить – ленятся. У нас вообще около 300 сотрудников – из них более 200 на постоянной основе, оставшаяся часть не является постоянным штатом.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank