Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1859 просмотров

В 2018 году отечественные авиакомпании перевезли порядка 7,8 млн человек

По мнению представителей АО «Эйр Астана», рост пассажиропотока на внутреннем рынке был низким и сильно отстал от международного трафика

Фото: Shutterstock.com

В 2018 году отечественные авиакомпании перевезли порядка 7,8 млн человек, что на 7% больше, чем в прошлом году. О том, как прошел год для компаний и что они ожидают от 2019 года, рассказали участники рынка.

«По итогам 2018 года ожидается рост более чем на 40% до 900 тыс. по количеству транзитных авиапассажиров. За 2017 год перевезено 620 тыс. транзитных авиапассажиров. Стабильно растет количество обслуженных пассажиров в отечественных аэропортах, которое, по предварительной оценке, составит более 14 млн человек в уходящем году», - отметили в комитете гражданской авиации.

Вместе с тем, в департаменте по корпоративным коммуникациям АО «Эйр Астана» подвели итоги уходящего года.

«Это был сложный год, особенно в связи с высокими ценами на топливо, повлиявшими на всю авиаиндустрию, топливо составляет треть расходов компании. Проблематичными остаются нерегулируемые услуги монопольных поставщиков. Пассажиропоток вырос, в основном, благодаря росту международного транзита на 50% и общему росту международного пассажиропотока на 12%. В настоящее время каждый третий пассажир на международных направлениях является транзитным, который использует Казахстан как хаб в Евразию», - отметили в компании. 

При этом, по мнению представителей АО «Эйр Астана», рост пассажиропотока на внутреннем рынке был низким и сильно отстал от международного трафика.

«В этом году негативно сказалось отсутствие такого масштабного события как ЭКСПО, которое в прошлом году способствовало значительному росту пассажиропотока по Казахстану. Удорожание топлива негативно отразилось на авиакомпаниях по всему миру», - сообщили в компании.

Что касается тенденций на рынке, то в компании отметили, что наблюдается низкий внутренний спрос и рост онлайн-транзакций.

«С точки зрения удельных расходов, «Эйр Астана» остается одной из самых эффективных в мире, уровень удельных расходов вдвое ниже европейских конкурентов и на одном уровне с лоукостерами. Еще один тренд – отставание монопольных поставщиков от быстро растущих авиакомпаний», - отмечают в компании.

Что касается планов на 2019, то в компании ждут развитие внутреннего рынка.

«Мы многого ждем от стимулирования внутреннего рынка авиакомпанией Fly Arystan. Надеемся на увеличение пассажиропотока за счет международного и внутреннего трафика, который был медленным в последние 2 года. Снижение цен на авиакеросин стало бы большим подспорьем для авиалиний по всему миру, включая нас. С восстановлением глобальной авиации мы ожидаем, что рынок пилотов будет оставаться конкурентным, особенно, если китайский рынок продолжит свой рост», - заключили в АО «Эйр Астана».
 

В авиакомпании QAZAQ AIR несколько иначе оценили уходящий год.

«В 2018 году рост пассажиропотока QAZAQ AIR превысил 20% в сравнении с прошлогодними показателями, а количество перевезенных пассажиров превысило 300 тысяч человек, при этом общее количество пассажиров авиакомпании перевалило за отметку 750 тысяч человек. И если в прошлом году мы связывали динамичный рост авиакомпании с большим потоком путешествующих на международную специализированную выставку EXPO-2017, то показатели текущего года отражают органический рост деятельности QAZAQ AIR, услугами которой пользуется все больше казахстанцев и гостей Республики», - рассказал и.о. Председателя правления, директор коммерческого департамента Адель Даулетбек.

По его мнению, одним из главных событий 2018 года для QAZAQ AIR стало получение сертификата IOSA – аудита по эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. 

«Это дает QAZAQ AIR возможность начать выполнение международных рейсов, стать членом IATA и заключить соглашения с крупными международными авиакомпаниями о совместной перевозке пассажиров. Кроме того, в 2018 году штат местных пилотов QAZAQ AIR, управляющих авиалайнерами Bombardier Q400 увеличился. Среди летчиков появилась первая девушка-пилот этого типа воздушного судна в Казахстане. А к первому казахстанскому капитану Марату Жазыкбаеву присоединился второй – Еркин Наурызбаев. Для нас гордость, что менее чем за два года ему удалось достичь должности командира воздушного судна. Надеемся, что в 2019 году эта тенденция будет продолжаться, а ряды отечественных командиров воздушных судов QAZAQ AIR будут ежегодно пополняться», - отметил Адель Даулетбек.

По мнению спикера, для авиакомпании QAZAQ AIR 2019 год обещает быть насыщенным, «и мы ждем только положительных изменений».

«Прибытие двух новых лайнеров Bombardier Q400 NextGen запланировано на весну 2019 года. Увеличив флот до пяти самолетов этого типа, в течение 2019 года авиакомпания планирует перевезти более 500 тысяч пассажиров. Это станет возможно не только благодаря новым самолетам, но и сертификату IOSA, полученному в 2018 году. Таким образом, подтвердив свое соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности, QAZAQ AIR планирует начать осуществление регулярных международных перелетов в близлежащие страны Центральной Азии, Российской Федерации и Кавказа.

Развитие внутреннего туризма – дополнительная возможность роста и для отрасли в целом, и для QAZAQ AIR. Ведь в Казахстане множество уникальных и интересных в туристическом и духовном плане достопримечательностей. В этой связи услуги QAZAQ AIR как региональной авиакомпании придутся кстати, ведь мы рады обеспечить туристам их комфортное путешествие», - заключил Адель Даулетбек.
 


5552 просмотра

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций