Перейти к основному содержанию
4859 просмотров

Дело ТОО «Жана Роса»: как погасить кредит в 1,7 млрд за счет государства и продать завод без ведома акционера

В павлодарском суде скоро пройдет апелляционное слушание по делу о незаконной продаже 100% акций ТОО «Жана Роса», без ведома учредителя с основным пакетом акций

Фото: shutterstock.com

На 15 января в павлодарском экономическом суде назначена апелляция по делу о незаконной продаже 100% акций ТОО «Жана Роса», без ведома учредителя с основным пакетом акций. Руководство предприятия озабочено, не изменится ли вынесенное ранее решение суда о признании сделки незаконной после апелляции. Сейчас юридически у завода нет руководства, но есть обязательства по выплате заемных средств «Национальному Научному Медицинскому центру» (100% акций которого принадлежит государству).

«В 2016 году мной и моими партнерами был выкуплен обанкротившийся имущественный комплекс АО «Роса». Мы пригласили на работу, как нам тогда казалось, хороших специалистов для управления бизнесом. Для решения текущих задач мы привлекли финансирование – «Банк Астана» открыл для нас кредитную линию на 2,1 млрд тенге. Возврат кредитных средств осуществлялся по графику. Все шло, как нам казалось, прекрасно», - рассказал соучредитель ТОО «Жана Роса» Фуат Сатыбаев.

Но летом 2017 года у банка приостановили действие лицензии.

«Мы озаботились этим вопросом, потому что возникала угроза досрочного погашения кредита перед банком. Все и сразу наше предприятие вряд ли смогло оплатить. Стали искать пути выхода из ситуации. Мы понимали, что у банка имеются не только те, кто в свое время взял кредит, но и те, кто открыл депозит. Начали искать депозиторов, таким образом вышли на АО «Национальный научный медицинский цент». Мы предложили банку и клинике совершить зачет, поскольку клиника уже не могла вернуть свои депозиты», - поясняет он.

Суть соглашения заключалась в том, что «Банк Астана» при согласии клиники списал с депозитного счета «ННМЦ» 1,7 млрд тенге в счет погашения кредита ТОО «Жана Роса» (2,1 млрд тенге), остальная часть средств (460 млн тенге) был вложена Сатыбаевым и кредит был закрыт. «Жана Роса» взяло на себя обязательства по возврату АО «ННМЦ» 1,7 млрд тенге в течение 3-х лет. Такой подход устроил все стороны, было заключено соглашение. Кроме того, по условиям трехстороннего соглашения, АО «ННМЦ» фактически становился правопреемником банка по исполнению ТОО «Жана Роса» обязательств по возврату средств АО «ННМЦ». В обеспечение обязательств ТОО «Жана Роса» обязано было обеспечить в залог все движимое и недвижимое имущество, в том числе и 100% долю единственного на тот момент учредителя - Амины Акимеевой.

«До июля 2018 года 100% учредителем завода была Амина Акимеева, наша дальняя родственница (хотя, фактически, завод был выкуплен Сатыбаевым и партнерами еще в 2016 году, - прим. автора). В июле 2018 года я стал соучредителем ТОО «Жана Роса» на 51%. С 22 июня по 18 сентября 2018 года велись процедуры по снятию банком обременения с движимого и недвижимого имущества «Жана Роса» в дальнейшем, все активы предприятия должны были перейти под залог «ННМЦ», но, как только обременения были сняты, Амина Акимееева продала свою и без моего согласия мою долю третьим лицам: Татенову КК (60%), Илахунову Н.(20%), Оразбакову Г. (20%), лицам, не известным нам до 19 сентября», - отметил Фуат Сатыбаев.

Сделка была удостоверена нотариусом, но не зарегистрирована в департаменте юстиции, поскольку не были сняты обременения банка.

«16 июля была заключена сделка на покупку Сатыбаевым 51% акций, потому что поступила информация, что «Банк Астаны» снял залоги, у нотариуса удостоверили сделку на 51%. Но в департаменте юстиции в регистрации было отказано, поскольку обременение еще не было снято.  По этой причине сделка не зарегистрирована. Но, по нормативам закона и постановлению верховного суда, Сатыбаев, заключив нотариально удостоверенную сделку, вошел в права владения и пользования своей долей – он стал соучредителем, но без права распоряжения (оно возникало с момента перерегистрации в связи с изменением участников). Сделка была совершена, потому что Акимеева – дальняя родственница, но она, оказывается, ненадлежащим образом контролировала бизнес – это выяснилось по факту проверки, увидели факты хищения», - отметил представитель «Жана Роса» Аскар Косман.

По словам Фуата Сатыбаева, чтобы четко исполнить все обязательства перед кредитором «ННМЦ» (100% акций которого принадлежит государству), им было принято решение о проверке ТОО «Жана Роса» с целью оптимизации расходов. Проверкой был установлен факт хищения материально-товарных ценностей, в июле 2018 года обратились в правоохранительные органы. В департаменте внутренних дел по Павлодарской области 6 возбужденных уголовных дел с июля по декабрь, но они фактически не расследованы. Руководство завода было отстранено на время проведения следствия, но многим работникам стали поступать звонки от бывшего руководства завода с сообщениями о том, что они скоро вернут управление заводом себе.

«19 сентября в 16.35, как следует из материалов гражданского дела, была нотариально удостоверена сделка (обременение банком были сняты накануне, 18 сентября, - прим. автора). До 18 часов этого же дня, сделка была зарегистрирована в департаменте юстиций города Павлодар. И в этот же день, в 19 часов «новые собственники» пришли к нам на завод в сопровождении вооруженной охраны с требованием освободить завод. 19 сентября 2018 года в результате агрессивной политики 100% контроль перешел людям, не известным нам до этого времени. По данному факту обратились в правоохранительные органы и в суд. В результате такого агрессивного поглощения заводу, на котором работает более 500 человек нанесен существенный ущерб. По сути, у нас, инвесторов, вложивших в завод более 3 млрд тенге, как мне представляется, отобрали бизнес, путем сомнительных договоров на сомнительную сумму 5,8 млн тенге, оплаченных или нет – мне достоверно не известно. Убежден, что акция готовилась заранее. Каким образом за 1,5 часа была зарегистрирована сделка департаментом юстиции – выясняют правоохранительные органы. Почему департамент юстиции города Павлодар зарегистрировал эту сделку в нарушении правил, я не знаю», - заключил Фуат Сатыбаев.

Он отметил еще и то, что из материалов гражданского дела следует, что пакет документов для перерегистрации ТОО «Жана Роса» в связи с изменившимся составом учредителей сдало неуполномоченное лицо, у которого не было даже доверенности.

«С моей точки зрения, речь идет об агрессивном поглощении, когда при использовании серых схем, был отобран бизнес. Как малому и среднему бизнесу развиваться, как людям вкладывать свои инициативы и средства, когда боишься, что завтра-послезавтра, когда бизнес разовьется, его просто заберут. С экономической точки зрения – это чрезвычайная ситуация. Когда даже маленькую хлебобулочную пекарню забирают, это сигнал для государства – это значит, что законы не работают», - считает Аскар Косман.

При этом, Фуат Сатыбаев считает, что проведенная проверка, выявившая факты хищения, могла послужить толчком для развития ситуации.

«Мы считаем, что это действия бывшего руководства. Амина Акимеева - соучредитель. Но дело в том, что она - орудие в руках бывшего управленческого состава завода и, возможно, других криминальных элементов – пока утверждать не можем, суд по уголовным делам расставит точки над этим», - Фуат Сатыбаев.

20 сентября 2018 года суд наложил арест на все имущество по инициативе двух сторон – со стороны Сатыбаева (о незаконной сделке) и по их иску «новых владельцев» (о том, что «экс-руководство» не передает имущество – прим. автора). В ноябре прошел гражданский суд.

«В экономическом суде Павлодарской области состоялся суд, где мы доказали правоту и выиграли процесс о незаконности продажи 100% акций третьим лицам. Сейчас на 15 января назначена апелляция. Кроме того, был подан иск со стороны «нового руководства» ТОО «Жана Роса» о признании трехстороннего договора не действительным. И это уже после того, как мы оплатили 1,7 млрд тенге, а Сатыбаев оплатил 460 млн тенге», - подтвердил начальник юридического отдела ННМЦ Куаныш Тажибаев.

По соглашению, «Жана Роса» должны в течение 3-х лет погасить долг перед ННМЦ, первую часть долга - 250 млн тенге выплачена.

«Завод частично работает – были обязательства перед другими контрагентами, которые должны выполнить. Мы пытаемся не останавливать производство, но есть сложности – нужно оплачивать поставщикам за сырье и комплектующие, работаем на старых запасах, выполняем обязательства перед партнерами. Стараемся сохранить коллектив и платить вовремя заработную плату. По грубым подсчетам понесли убытков уже более 500 млн тенге», - подвел итог Фуат Сатыбаев.

Справка:

История пивоваренного завода «Жана Роса» насчитывает 150 лет. За это время предприятие наладило выпуск десятка видов слабоалкогольной и безалкогольной продукции. Сегодня на заводе трудятся почти 500 человек.
 

banner_wsj.gif

674 просмотра

Что кроме еды заказывали казахстанцы в карантин

Онлайн-ретейлеры собрали весенний урожай

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Карантин вынудил казахстанцев покупать больше товаров онлайн. Многие магазины ожидают прироста доли продаж в интернете и после возвращения к нормальной жизни. 

Число заказов на marwin.kz, meloman.kz и komfort.kz в марте-апреле выросло почти втрое, сообщили «Курсиву» в пресс-службе группы компаний «Меломан». 

За время карантина двукратный рост показало количество посещений онлайн-площадки сети магазинов электронной и бытовой техники «Мечта». «При этом сильно возросла конверсия, примерно на 500% к прошлому году в количестве заказов. Людям, невзирая ни на что, всегда нужна новая техника», – отметил руководитель интернет-магазина «Мечта» Толеген Ахметов

Продажи WildBerries в Казахстане год к году выросли в три раза в деньгах и в два раза в штуках в марте, а по итогам апреля – более чем в два раза в натуральном выражении и почти вдвое – в деньгах, сообщили в пресс-службе. 

Что в ходу 

В «Меломане» отметили значительный рост спроса на детские игрушки, товары для семейного досуга и творчества – настольные игры, компьютерные игры, художественные материалы, картины по номерам, рукоделие, различные аксессуары для творчества. На площадке komfort.kz был рост продаж строительных и отделочных материалов. 

Клиенты WildBerries во время карантина в основном отдавали предпочтение товарам fashion-категории (одежда, обувь, белье и аксессуары), а также товарам для красоты, дома, спорта и продуктам питания. 

Смартфон и до, и во время карантина оставался самым популярным товаром на сайте сети «Мечта». Также высокий спрос отмечался на ноутбуки в связи с переходом многих казахстанцев на удаленный формат работы и учебы. 

Взрывной рост показали и товары по уходу за вещами: от стиральных машин до утюгов и гладильных досок, а также товары для приготовления пищи: блендеры, настольные грили, мультиварки, микроволновые печи и прочие. Повышенным спросом пользовались пылесосы и триммеры для стрижки волос. 

Шире круг 

Все опрошенные магазины отметили активный приток онлайн-шоперов во время карантина, при этом многие из новых покупателей – старше 45 лет. «Приток клиентов безусловно наблюдался. Если посмотреть в разрезе сегментов, то 45–54 года и 55–64 года выросли сильнее, чем основной сегмент 18–44 года. Но в целом доля сегментов старше 45 лет осталась невелика – порядка 14%», – отметили в ГК «Меломан». 

Увеличение числа новых покупателей WildBerries в Казахстане в апреле составило 629% год к году, а в мае – 745%. «Так же, как и в других странах, мы связываем такой интенсивный рост с тем, что к шопингу в онлайне приобщается все больше жителей страны, в том числе людей из малых и средних населенных пунктов, а также категория покупателей старшего поколения в возрасте 55+», – сообщили в пресс-службе компании.

Сооснователь сервиса по продаже билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин констатировал увеличение числа клиентов старшего возраста и до карантина. «В последние месяцы у нас больше всего показывала рост аудитория 65+. Молодое поколение, которое, условно, вышло из институтов сегодня или в последние пять лет, уже без интернета себя не мыслит и практически всё в интернете делает. А более старшее поколение постепенно туда приходит», – сказал Горожанкин. 

Такая тенденция отмечалась не везде. К примеру, наиболее активными пользователями интернет-магазина «Мечта» во время карантина были женщины в возрасте от 25 до 44 лет. 

Практика аврала 

«Меломану» пришлось втрое увеличить штат сборщиков заказов, курьеров и операторов колл-центра, переведя на эту работу сотрудников из офлайна. Также компания во время карантина запустила экспресс-доставку, а в колл-центре стали использовать робота-оператора. 

Руководство сети «Мечта» тоже перевело часть штата из офлайн-магазина в онлайн. «Огромная нагрузка легла на интернет-магазин, так как это был единственный канал сбыта. Мы вовремя приняли решение обучать наших розничных продавцов работать в колл-центре, то есть консультанты становились операторами», – рассказал Толеген Ахметов. Резкий рост спроса на онлайн-покупки и курьерскую доставку в особенности побудил WildBerries увеличить количество сотрудников в Казахстане на 75%, в частности курьеров – более чем в 1,5 раза, сообщили в пресс-службе.

Что дальше 

Прирост сегмента онлайн-продаж безусловно будет, в том числе за счет тех покупателей, которые только познакомились с возможностью онлайна, полагают в «Меломане». «При этом скачкообразный рост онлайн-продаж на 30–40% за три месяца вернется, скорее всего, к стандартному росту в 20–25% в год», – отметили в пресс-службе.
 
В сети «Мечта» также ожидают ускорения роста доли онлайн-продаж. «Карантин стал неким тест-драйвом для всех. Думаю, что первое время будет небольшой спад в онлайне, так как после карантина хочется погулять и потрогать товар, но когда мы придем к привычной для нас жизни без ограничительных мер, то большинство людей, которые получили положительный опыт при покупке онлайн, будут делать это еще чаще, и тем самым доля онлайна станет расти еще быстрее», – прогнозирует Ахметов. 

Тенденция покупать онлайн в Казахстане сохранится и после снятия карантина, но поведение клиентов изменится, прогнозируют в WildBerries. «Покупатели приобщатся к культуре шопинга в интернете, поняв, что это просто и удобно, потому что совершать покупки можно в любое время прямо с телефона, а «бесконечная витрина» интернет-магазинов дает широкий выбор и возможность подобрать наиболее подходящий товар», – отметили в компании. «В ближайшее время потребители будут разумно подходить к покупкам, делать выбор в пользу товаров первой необходимости и снизят свои расходы на дорогостоящие вещи и предметы роскоши», – полагают в WildBerries.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png