Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1144 просмотра

Что мешает развитию лоукостеров в Казахстане?

Если в авиационное законодательство не внесут необходимые поправки, у будущих отечественных лоукостеров могут возникнуть серьезные проблемы

Фото: shutterstock.com

Развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок препятствуют жесткое государственное регулирование, отсутствие возможности у авиакомпаний самостоятельного установления тарифов, в том числе установления невозвратных тарифов, действие норм бесплатного и платного провоза багажа.

Возможность летать дешевле, пожертвовав комфортом и необязательными услугами – давно пользуется популярностью авиапассажиров в развитых странах. Активно пользуются услугами лоукостеров и граждане Казахстана. Правда, лишь на международных направлениях, где балом правят зарубежные перевозчики. На внутренних авиамаршрутах появление бюджетных авиакомпаний пока только ожидается. При этом далеко не факт, что лоукостеры приживутся в казахстанском небе.

Классическая бизнес-модель деятельности бюджетной авиакомпании достаточно проста: лоукостер дает возможность только летать, а за остальные услуги пассажиры платят сами. Так принято в международной практике, но не в Казахстане, где огромное влияние на будущую работу лоукостеров оказывает существующее регулятивное законодательство в сфере авиаперевозок. Авиакомпании не имеют и возможности определять нормы по бесплатному провозу багажа.

Последний момент особенно интересен. В соответствии с существующим законодательством в нашей стране все аэропорты берут одинаковый сбор с пассажиров (так называемый аэропортовый сбор, заложенный в стоимость авиабилетов – «Курсив») независимо от того, летят они налегке или с багажом весом до 20 кг. Для обычных авиаперевозчиков, к которым мы привыкли, это значения не имеет. Они сразу закладывают в стоимость своего авиабилета сервисное обслуживание. Чего нельзя сказать о дискаунтерах, цель которых - увеличить свой пассажиропоток за счет снижения стоимости авиаперевозок. Так вот, для будущих лоукостеров существующие в Казахстане правила по обязательным аэропортовским сборам вряд ли покажутся объективными. Ведь получается, что пассажир, который полетит бюджетной авиакомпанией на несколько часов в Астану, имея при себе лишь портфель, фактически будет субсидировать человека, везущего в столицу тем же рейсом ящик, скажем, мандаринов или апельсинов на продажу.

Между тем в странах, где давно развиты услуги low cost, авиаперевозчики пользуются делегированием предоставляемых услуг. Здесь авиакомпании сами решают, какой багаж брать на борт и сколько пассажиру придется доплачивать за лишний чемодан. Так, к примеру, авиакомпания Alaska airlines совершающая перелеты по Аляске и западу США, а также на Гавайи, позволяет своим пассажирам за $25 взять на борт две сумки  весом по 50 фунтов (22 кг). Тогда как каждая последующая сумка с таким же весом обойдется клиенту уже в $75. Компания Allegiant Air требует, чтобы вес багажа не превышал 40 фунтов (18 кг) и 203 см в суммарном обхвате. Первый и второй чемодан обойдутся от $15 до $43 за сегмент, при регистрации багажа в аэропорту – $50 за первые два чемодана и $100 за третий и четвертый. Если вы путешествуете на Гавайи, то первый и второй чемодан обойдутся в $75, а каждый последующий в 100$. Перевес карается от $50 до 75 за каждый чемодан. Старейшая и крупнейшая low cost авиакомпания мира Southwest Airlines предусматривает штраф за превышение норм багажа в размере $75. При этом если чемодан в обхвате больше, чем 203 см, а весит больше 100 фунтов (44 кг), то на борт его не возьмут. Один пассажир может зарегистрировать только два чемодана.

Итог - в Казахстане при наличии регулятивной среды, бюджетные авиакомпании могут и не выдержать конкуренцию с традиционными авиаперевозчиками. Поскольку лоукостерам крайне важна возможность без ограничений вводить дополнительные платные услуги и некомпенсируемые тарифы, чего в нашей стране им в полном объеме пока не разрешается. Для информации, снижение себестоимости билета у лоукостера достигается за счет:

  • высокой загрузки воздушного судна;
  • приобретения билетов через Интернет и отсутствия комиссий тур агентствам 
  • использования вторичных аэропортов;
  • единого класса посадочных мест в салоне (эконом-класс);
  • короткого периода времени обслуживания ВС на земле;
  • вывода всех дополнительных услуг (багаж, питание на борту или выбор места в салоне и др.) за пределы базовой стоимости перевозки;
  • отсутствия стыковочных рейсов.

В заключение отметим, что в Казахстане применение тарифов без включения багажа уже существует на примере таких авиакомпаний как Wizz Air на маршруте Астана-Будапешт, Air Arabia на маршруте Алматы- Шарджа, Fly Dubai - Алматы-Дубай. То есть, на все тех же международных направлениях.
 


1 просмотр

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций