Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1263 просмотра

Что мешает развитию лоукостеров в Казахстане?

Если в авиационное законодательство не внесут необходимые поправки, у будущих отечественных лоукостеров могут возникнуть серьезные проблемы

Фото: shutterstock.com

Развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок препятствуют жесткое государственное регулирование, отсутствие возможности у авиакомпаний самостоятельного установления тарифов, в том числе установления невозвратных тарифов, действие норм бесплатного и платного провоза багажа.

Возможность летать дешевле, пожертвовав комфортом и необязательными услугами – давно пользуется популярностью авиапассажиров в развитых странах. Активно пользуются услугами лоукостеров и граждане Казахстана. Правда, лишь на международных направлениях, где балом правят зарубежные перевозчики. На внутренних авиамаршрутах появление бюджетных авиакомпаний пока только ожидается. При этом далеко не факт, что лоукостеры приживутся в казахстанском небе.

Классическая бизнес-модель деятельности бюджетной авиакомпании достаточно проста: лоукостер дает возможность только летать, а за остальные услуги пассажиры платят сами. Так принято в международной практике, но не в Казахстане, где огромное влияние на будущую работу лоукостеров оказывает существующее регулятивное законодательство в сфере авиаперевозок. Авиакомпании не имеют и возможности определять нормы по бесплатному провозу багажа.

Последний момент особенно интересен. В соответствии с существующим законодательством в нашей стране все аэропорты берут одинаковый сбор с пассажиров (так называемый аэропортовый сбор, заложенный в стоимость авиабилетов – «Курсив») независимо от того, летят они налегке или с багажом весом до 20 кг. Для обычных авиаперевозчиков, к которым мы привыкли, это значения не имеет. Они сразу закладывают в стоимость своего авиабилета сервисное обслуживание. Чего нельзя сказать о дискаунтерах, цель которых - увеличить свой пассажиропоток за счет снижения стоимости авиаперевозок. Так вот, для будущих лоукостеров существующие в Казахстане правила по обязательным аэропортовским сборам вряд ли покажутся объективными. Ведь получается, что пассажир, который полетит бюджетной авиакомпанией на несколько часов в Астану, имея при себе лишь портфель, фактически будет субсидировать человека, везущего в столицу тем же рейсом ящик, скажем, мандаринов или апельсинов на продажу.

Между тем в странах, где давно развиты услуги low cost, авиаперевозчики пользуются делегированием предоставляемых услуг. Здесь авиакомпании сами решают, какой багаж брать на борт и сколько пассажиру придется доплачивать за лишний чемодан. Так, к примеру, авиакомпания Alaska airlines совершающая перелеты по Аляске и западу США, а также на Гавайи, позволяет своим пассажирам за $25 взять на борт две сумки  весом по 50 фунтов (22 кг). Тогда как каждая последующая сумка с таким же весом обойдется клиенту уже в $75. Компания Allegiant Air требует, чтобы вес багажа не превышал 40 фунтов (18 кг) и 203 см в суммарном обхвате. Первый и второй чемодан обойдутся от $15 до $43 за сегмент, при регистрации багажа в аэропорту – $50 за первые два чемодана и $100 за третий и четвертый. Если вы путешествуете на Гавайи, то первый и второй чемодан обойдутся в $75, а каждый последующий в 100$. Перевес карается от $50 до 75 за каждый чемодан. Старейшая и крупнейшая low cost авиакомпания мира Southwest Airlines предусматривает штраф за превышение норм багажа в размере $75. При этом если чемодан в обхвате больше, чем 203 см, а весит больше 100 фунтов (44 кг), то на борт его не возьмут. Один пассажир может зарегистрировать только два чемодана.

Итог - в Казахстане при наличии регулятивной среды, бюджетные авиакомпании могут и не выдержать конкуренцию с традиционными авиаперевозчиками. Поскольку лоукостерам крайне важна возможность без ограничений вводить дополнительные платные услуги и некомпенсируемые тарифы, чего в нашей стране им в полном объеме пока не разрешается. Для информации, снижение себестоимости билета у лоукостера достигается за счет:

  • высокой загрузки воздушного судна;
  • приобретения билетов через Интернет и отсутствия комиссий тур агентствам 
  • использования вторичных аэропортов;
  • единого класса посадочных мест в салоне (эконом-класс);
  • короткого периода времени обслуживания ВС на земле;
  • вывода всех дополнительных услуг (багаж, питание на борту или выбор места в салоне и др.) за пределы базовой стоимости перевозки;
  • отсутствия стыковочных рейсов.

В заключение отметим, что в Казахстане применение тарифов без включения багажа уже существует на примере таких авиакомпаний как Wizz Air на маршруте Астана-Будапешт, Air Arabia на маршруте Алматы- Шарджа, Fly Dubai - Алматы-Дубай. То есть, на все тех же международных направлениях.
 


1230 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций