Перейти к основному содержанию
1379 просмотров

Что мешает развитию лоукостеров в Казахстане?

Если в авиационное законодательство не внесут необходимые поправки, у будущих отечественных лоукостеров могут возникнуть серьезные проблемы

Фото: shutterstock.com

Развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок препятствуют жесткое государственное регулирование, отсутствие возможности у авиакомпаний самостоятельного установления тарифов, в том числе установления невозвратных тарифов, действие норм бесплатного и платного провоза багажа.

Возможность летать дешевле, пожертвовав комфортом и необязательными услугами – давно пользуется популярностью авиапассажиров в развитых странах. Активно пользуются услугами лоукостеров и граждане Казахстана. Правда, лишь на международных направлениях, где балом правят зарубежные перевозчики. На внутренних авиамаршрутах появление бюджетных авиакомпаний пока только ожидается. При этом далеко не факт, что лоукостеры приживутся в казахстанском небе.

Классическая бизнес-модель деятельности бюджетной авиакомпании достаточно проста: лоукостер дает возможность только летать, а за остальные услуги пассажиры платят сами. Так принято в международной практике, но не в Казахстане, где огромное влияние на будущую работу лоукостеров оказывает существующее регулятивное законодательство в сфере авиаперевозок. Авиакомпании не имеют и возможности определять нормы по бесплатному провозу багажа.

Последний момент особенно интересен. В соответствии с существующим законодательством в нашей стране все аэропорты берут одинаковый сбор с пассажиров (так называемый аэропортовый сбор, заложенный в стоимость авиабилетов – «Курсив») независимо от того, летят они налегке или с багажом весом до 20 кг. Для обычных авиаперевозчиков, к которым мы привыкли, это значения не имеет. Они сразу закладывают в стоимость своего авиабилета сервисное обслуживание. Чего нельзя сказать о дискаунтерах, цель которых - увеличить свой пассажиропоток за счет снижения стоимости авиаперевозок. Так вот, для будущих лоукостеров существующие в Казахстане правила по обязательным аэропортовским сборам вряд ли покажутся объективными. Ведь получается, что пассажир, который полетит бюджетной авиакомпанией на несколько часов в Астану, имея при себе лишь портфель, фактически будет субсидировать человека, везущего в столицу тем же рейсом ящик, скажем, мандаринов или апельсинов на продажу.

Между тем в странах, где давно развиты услуги low cost, авиаперевозчики пользуются делегированием предоставляемых услуг. Здесь авиакомпании сами решают, какой багаж брать на борт и сколько пассажиру придется доплачивать за лишний чемодан. Так, к примеру, авиакомпания Alaska airlines совершающая перелеты по Аляске и западу США, а также на Гавайи, позволяет своим пассажирам за $25 взять на борт две сумки  весом по 50 фунтов (22 кг). Тогда как каждая последующая сумка с таким же весом обойдется клиенту уже в $75. Компания Allegiant Air требует, чтобы вес багажа не превышал 40 фунтов (18 кг) и 203 см в суммарном обхвате. Первый и второй чемодан обойдутся от $15 до $43 за сегмент, при регистрации багажа в аэропорту – $50 за первые два чемодана и $100 за третий и четвертый. Если вы путешествуете на Гавайи, то первый и второй чемодан обойдутся в $75, а каждый последующий в 100$. Перевес карается от $50 до 75 за каждый чемодан. Старейшая и крупнейшая low cost авиакомпания мира Southwest Airlines предусматривает штраф за превышение норм багажа в размере $75. При этом если чемодан в обхвате больше, чем 203 см, а весит больше 100 фунтов (44 кг), то на борт его не возьмут. Один пассажир может зарегистрировать только два чемодана.

Итог - в Казахстане при наличии регулятивной среды, бюджетные авиакомпании могут и не выдержать конкуренцию с традиционными авиаперевозчиками. Поскольку лоукостерам крайне важна возможность без ограничений вводить дополнительные платные услуги и некомпенсируемые тарифы, чего в нашей стране им в полном объеме пока не разрешается. Для информации, снижение себестоимости билета у лоукостера достигается за счет:

  • высокой загрузки воздушного судна;
  • приобретения билетов через Интернет и отсутствия комиссий тур агентствам 
  • использования вторичных аэропортов;
  • единого класса посадочных мест в салоне (эконом-класс);
  • короткого периода времени обслуживания ВС на земле;
  • вывода всех дополнительных услуг (багаж, питание на борту или выбор места в салоне и др.) за пределы базовой стоимости перевозки;
  • отсутствия стыковочных рейсов.

В заключение отметим, что в Казахстане применение тарифов без включения багажа уже существует на примере таких авиакомпаний как Wizz Air на маршруте Астана-Будапешт, Air Arabia на маршруте Алматы- Шарджа, Fly Dubai - Алматы-Дубай. То есть, на все тех же международных направлениях.
 

7378 просмотров

Почему казахстанские тепличные овощи в несколько раз дороже зарубежных

Что влияет на ценообразование и отчего такая разница, выяснял «Курсив»

Фото: Офелия Жакаева

Тонна местных тепличных помидоров стоит $332, украинских – $120. Цена отечественных тепличных огурцов – $490 за тонну, молдавских – $274.

Как у них

Разброс цен от $100 до $400 происходит по многим причинам. Консультант ЕБРР, старший эксперт из Нидерландов Ян Энтховен, уверен, что увеличить урожайность можно прежде всего за счет инвестирования в технологии и знания.

«В Нидерландах используется высокотехнологичное оборудование: метеостанции, которые обеспечивают обогрев и освещение. Микроклимат в теплицах регулируется компьютером. Там много датчиков и приборов, которые позволяют гидрометеостанции, расположенной снаружи, измерять температуру и влажность, направление ветра, солнечное излучение, радиацию. Все это нужно знать, чтобы было понятно, сколько воды необходимо для ирригации. Скорость ветра важна, чтобы знать, когда открывать окна. Нужен также датчик дождя, чтобы закрыть окна. Есть возможность делать и охлаждение, которое требуется в Саудовской Аравии», – рассказал Ян Энтховен.

Возможно, предполагает эксперт, это понадобится и в Казахстане. «Настройки проводятся агрономом, который знает соответствующие компьютерные программы, умеет с ними обращаться, настраивать нужные режимы. В будущем такие настройки будут проводиться искусственным интеллектом. Человек должен будет делать пять-шесть базовых настроек, а не 20–30, как сейчас. А дальше будет работать искусственный интеллект. То есть теплицу построить легко, а вот обучить специалиста намного труднее», – отметил г-н Энтховен.

Он выступил одним из спикеров IХ Центрально-Азиатского торгового форума в Шымкенте, где казахстанские сельхозпроизводители получили возможность узнать, как повышают эффективность работы теплиц в ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции. Однако далеко не все рекомендации зарубежного гостя применимы к местным реалиям.

Как у нас

Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев отметил в комментариях «Курсиву», что нидерландские методы выращивания тепличных овощей не подходят южному региону Казахстана.

«Если в Нидерландах высота теплиц доходит до 11 метров, то у нас они не выше восьми метров. Причина – сильные ветра, которых нет в Нидерландах. Но чем выше теплица, тем она более рентабельна, так как там проще регулировать климатические условия. Далее, у нас очень жарко, а охлаждение воздуха – это дополнительная электроэнергия. На обогрев и освещение 1 га потребление электроэнергии составляет 1 МгВт/час. У нас в области теплицы занимают 1600–1700 га. Потребление электроэнергии в Туркестанской области – 250 МгВт/час. О том, чтобы делать досвет (увеличение светового дня – «Курсив»), как это практикуется в ведущих странах-экспортерах сельхозпродукции, мы даже не мечтаем. Нам приходится только строить теплицы, которые работают на естественном солнце», – подчеркнул г-н Снабаев.

Между тем Ян Энтховен рассказал, что в Нидерландах с каждым годом благодаря теплицам уменьшается объем используемой земли, а урожайность при этом растет.

«Примерно 10 тыс. га используется в тепличном растениеводстве в Нидерландах. У нас всего 17 млн населения. При этом 50% теплиц используется для цветов и декоративных растений, остальные – под овощами. Примерно 1900 га занимают теплицы с томатами, что позволяет производить в год около 935 млн кг. В среднем собираем 49 кг с квадратного метра. Под огурцами 550 га, собираем около 350 млн кг в год, в среднем 65 кг с квадратного метра», – поделился опытом эксперт.

А в южном регионе Казахстана, напротив, наращивают мощность теплиц за счет территорий. Так, по данным Ассоциации теплиц Туркестанской области, в Сарыагашском районе планируется начать строительство теплицы на 500 га.

Сальдо-бульдо

Безусловно, некорректно сравнивать тепличное хозяйство Нидерландов и Казахстана, так как история тепличного разведения сельхозпродукции в Нидерландах насчитывает более 100 лет, тогда как в Казахстане это относительно новое направление в сельскохозяйственной отрасли.

Но для того, чтобы понять, что можно применять, а что не подходит нашим реалиям, необходимо провести анализ. К примеру, в целях экономии в Нидерландах используют для орошения теплиц дождевую и повторную воду. И если с дождевой водой на юге Казахстана априори ничего не получится, то с повторно используемой ситуация неоднозначная.

Предприниматель из Шымкента Ержан Нурбеков рассказал «Курсиву», что использовать повторную воду можно, но для этого необходимо приобрести оборудование, которое стоит от $100 тыс.

«Но даже через несколько лет эти затраты себя не окупят, так как мы покупаем его за валюту, а огурцы и помидоры продаем за тенге. Кроме того, 60–65% всех расходов составляет оплата за газ и электроэнергию. Кокосовая стружка стоит от $3 за кг, минеральная вата – от $1, но с ней сложнее работать, и она дает более низкий урожай. Семена огурцов и томатов – от $80 до $600 за 1 тыс. семян. Я в этом году на 2 га высадил семян на $40 тыс. На 1 га у нас в теплице расходов около 35 млн тенге за сезон. А в год – 50 млн», – рассказал о своих расходах бизнесмен.

Он уверен, тепличникам необходимо субсидирование, отмененное в 2018 году. «Это было существенной помощью от государства – возмещение 30% от всех затрат. Кроме того, газовики продолжают накладывать на нас штрафы. Единственное отличие в том, что раньше заключали договоры с предоплатой определенного количества газа на год, а сейчас – на месяц. В октябре я оплатил 300 кубов газа. Но было тепло, и я выбрал только 80% от заявленного объема. И меня уже оштрафовали. Теперь вот договариваюсь», – говорит Ержан Нурбеков.

По данным ЕБРР, самый крупный производитель томатов в мире – Китай. Здесь производится примерно треть всего объема этой культуры. В среднем собирают по 5,8 кг с кв. м в год. Далее идет Испания, которая производит больше, чем Голландия, но в среднем также собирает 5,8 кг с кв. м (данные по сбору томатов как в теплицах, так и на открытом грунте – «Курсив»). Нидерланды в среднем собирают 5,3 кг с кв. м. В Казахстане эти показатели значительно скромнее – около 3 кг на кв. м.

Однако, как было отмечено экспертом Яном Энтховеном, потенциал в нашей стране очень высокий.

Медвежья услуга?

Еще один показатель успешности любого проекта – подготовка кадров. Ян Энтховен отметил, что это очень важное направление. «Я видел проекты, где вкладывали значительные средства в оборудование, но не в подготовку кадров. И знаете, хорошее оборудование не давало результатов», – подчеркнул эксперт.

В Шымкенте и Туркестанской области с высококвалифицированными специалистами проблем нет. При строительстве теплиц их обучали эксперты из Нидерландов. Но сложности возникли там, где их никто не ждал.

Предприниматели Туркестанской области рассказали «Курсиву», что из-за нехватки рабочих рук не добирают до 20–30% урожая. Председатель ассоциации теплиц региона Мырзахмет Снабаев отметил, что сейчас найти рабочих в теплицы крайне сложно. Если раньше в теплицах работали в основном женщины, то теперь они предпочитают сидеть дома, получая от государства пособия. Таким образом, по утверждению предпринимателей, дефицит рабочей силы в теплицах Туркестанской области сегодня составляет примерно 50%.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance