Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1743 просмотра

«Казахтелеком» интернетизирует села

АО «Казахтелеком» подключит к ВОЛС 828 сельских населенных пунктов, в которых проживают 4,8 млн человек

АО «Казахтелеком» продолжает реализацию проекта по обеспечению сельских населенных пунктов республики широкополосным доступом (ШПД) к интернету. Компанией за 2,5 года будет проложено более 14,2 тысяч километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В результате реализации проекта АО «Казахтелеком» подключит к ВОЛС 828 сельских населенных пунктов, в которых проживают 4,8 миллионов человек. 

Одними из первых получили возможность опробовать высокоскоростной интернет в виртуальном присутствии главы государства жители села Озерки в Восточно-Казахстанской области, в частности учителя и ученики местной школы.

«Уважаемый Нурсултан Абишевич! Благодарю Вас за возможность реализовать стратегический проект, имеющий ключевую роль в дальнейшей цифровизации казахстанских сел. Отмечу, что 3 718 сельских государственных учреждений будут подключены к передовым технологиям, а также будут иметь возможности использовать передовые мобильные технологии. Одним из первых в стране подключенных объектов стала средняя школа в селе Озерки Восточно-Казахстанской области, а первыми пользователями – педагоги и школьники», – сказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, представляя 11 декабря проект в ходе ежегодного общенационального телемоста «Вторая пятилетка индустриализации. Сделано в Казахстане» президенту РК Нурсултану Назарбаеву.

Проект является первым в своем роде и самым крупномасштабным общереспубликанским проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане. Он предполагает закуп услуг связи для государственных и бюджетных учреждений, базирующихся в сельских населенных пунктах, с использованием ВОЛС. Список населенных пунктов, в которые до 2021 года будет проведен высокоскоростной интернет, был сформирован исходя из следующих критериев: удаленность от районных центров и городов, численность населения не менее 500 жителей, наличие государственных, образовательных и медицинских организаций. На этапе прокладки ВОЛС будет задействовано более тысячи специалистов.

«Это будущее наше. Мы будем продолжать заниматься цифровизацией. Правительство специально этим занято. Я с удовлетворением отмечаю, что в последнее время мы активно работаем, не отстаем. Этим занимается весь наш Евразийский экономический союз и весь мир занимается. Нам нельзя отстать и то, что мы сейчас доложили – это событие очень радостное», – отметил в связи с запуском проекта глава государства, пожелав успехов в развитии цифровизации республики.

На сегодняшний день «Казахтелеком» приступил к реализации проекта в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. Первые  три сельских населенных пункта в Павлодарской области были подключены еще в начале ноября. До конца года планируется подключить 29 государственных учреждений в семи сельских населенных пунктах Актюбинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей. Всего к услугам широкополосной передачи данных компанией будет подключено порядка 2,5 тыс. государственных органов и учреждений бюджетной сферы: больницы, школы, местные исполнительные органы, аварийные службы, объекты обороны и правоохранительные органы. Проект охватывает весь Казахстан, но количество вошедших в программу сельских населенных пунктов в разных областях неодинаковое, поскольку основными требованиями отбора являлась численность населения в них не менее 500 жителей и наличие государственных органов и учреждений (акиматов, школ, больниц и правоохранительных органов).

Одним из эффектов от реализации проекта станет развитие инновационных услуг. В частности, сельские школы получат доступ к дистанционному обучению, а сельские больницы улучшат сервис для пациентов за счет телемедицины. В целом же сельские жители смогут получать государственные услуги онлайн, а также смотреть видеоконтент – после проведения ВОЛС в села скорость доступа в интернет возрастет до более чем 10 Мбит/с по сравнению с 1,5 Мбит/с ранее.

Механизм ГЧП предполагает, что «Казахтелеком» как частный партнер государства до конца 2020 года построит за счет собственных средств волоконно-оптические сети, подключит к ним государственные учреждения и бюджетные организации и обеспечит услуги связи с оговоренной скоростью и трафиком. В свою очередь государство в последующие 14 лет финансирует предоставляемые компанией услуги по утвержденным тарифам. За счет гарантированного потребления госучреждениями определенного объема услуг физические и юридические лица в сельских населенных пунктах получат возможность пользоваться ВОЛС. В частности, «Казахтелеком» сможет предложить свои ресурсы сотовым операторам для строительства внутренних сетей (LTE-800), чтобы те могли оказывать услуги частным потребителям. Напомним, конкурс по строительству сетей ШПД до сельских населенных пунктов был проведен в текущем году Министерством информации и коммуникаций. 4 октября между Министерством информации и коммуникации РК, АО «Казахтелеком» и консорциумом в составе  ТОО «SilkNetCom» и АО «Транстелеком» был подписан договор государственно-частного партнерства по проекту «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи».  


913 просмотров

Поборется ли Казахстан за долю рынка судового топлива?

Международная морская организация ООН (IMO) ужесточила требования к качеству топлива для морских судов

Фото: VladSV / Shutterstock.com

Международная морская организация ООН (IMO), движимая заботой об экологии планеты, ужесточила требования к качеству топлива для морских судов. Считается, что оксид серы – один из основных загрязнителей атмосферы.

С 1 января 2020 года содержание серы в сжигаемом на кораб­лях судовом топливе должно быть снижено до 0,5% с нынешних 3,5%. А в отдельных, особо чувствительных акваториях, так называемых зонах эмиссионного контроля (к ним относятся, в частности, порты на Балтике и Северном море, на Ла-Манше, в прибрежных водах США и Канады и др.), требования еще жестче: суда, заходящие в эти порты, не должны использовать топливо с показателем выше, чем 0,1% содержания серы. Нарушителей – и судовладельцев, и портовые власти – ожидают внушительные штрафы.

Новые жесткие требования IMO напрямую задевают интересы сразу нескольких групп стейкхолдеров – владельцев судоходных компаний, нефтепереработчиков, нефтетрейдеров и производителей присадок. И, как это ни парадоксально, простых казахстанцев.

Цена новых правил

Перевозка морем – самый популярный (а иногда и единственно возможный) способ доставки сырья, товаров и продовольствия из одной точки земного шара в другую. В мировой торговле судоходство обеспечивает транспортировку 90% всех перевозимых грузов. При этом, по оценкам S&PGlobalPlatts, в стоимости перевозки до 70-80% составляют затраты на топливо.

Чтобы исполнить новые требования IMO, судовладельцам придется устанавливать на кораблях дорогостоящие очистные установки, так называемые скрубберы, абсорбирующие серу оксидами цинка. Помимо высокой цены (от $5 млн до $8 млн) установка имеет еще один минус: она может занимать до четверти полезной площади судна, что делает невозможной ее использование на судах небольшого водоизмещения. Остается вариант покупки судового топлива с меньшим содержанием серы. А оно стоит гораздо дороже – уже сейчас контрактная цена на поставку в 2020 году топлива с высоким содержанием серы снижается, обессеренного – растет. По оценкам экспертов консалтинговой компании WoodMackenzie, из-за новых требований к содержанию серы затраты судоходных компаний на топливо вырастут в следующем году вполовину. 
И это значит, что забота об экологии обернется дополнительными расходами судовладельцев, которые они, без сомнения, заложат в цену перевозимого товара. А уж владелец этого товара переложит их на кошелек конечного потребителя. Так что не стоит удивляться в следующем году удорожанию товаров, попадающих в наши магазины морским путем из Азии, Америки или Японии.

Качественный раздел

На сегодняшний день большинство морских судов в мире используют высокосернистый мазут или специальное дизельное топливо. Серьезный игрок этого рынка – Россия, наш партнер по ЕАЭС. К примеру, одну десятую часть всех своих потребностей в топливе компания Maersk, мировой лидер в сфере контейнерных перевозок, закрывает за счет закупки продукции российских НПЗ. Однако стоит принять во внимание, что основной сорт добываемой в России нефти – Urals, и его главная особенность – высокое содержание серы. Поэтому российские нетеперерабатывающие заводы производят в основном мазут с высоким содержанием серы. Генеральный директор Maersk Серен Скоу уже заявил о намерении перевести к новому году большую часть своих судов на использование топлива с низким содержанием серы.

Это снизит спрос на российское топливо и заставит нефтепереработчиков изыскивать средства на модернизацию заводов и строительство дополнительных установок обессеривания.

Говорить о каких-то тенденциях в этой связи в Казахстане и вовсе не приходится: в 2018 году все три казахстанских НПЗ, только завершившие модернизацию, увеличившую их глубину переработки, произвели суммарно немногим больше 2,8 млн т мазу­та. Для сравнения: в целом по России этот показатель составил 46,4 млн т, из которых больше половины ушло на экспорт. Так что тут мы россиянам явно не конкуренты.

Впрочем, специалисты утверж­дают, что у Казахстана был шанс стать игроком на всемирном рынке судового топлива. В 2016 году в Актобе, на небольшом частном НПЗ «Актобе нефтепереработка», была выпущена первая промышленная партия остаточного судового топлива по международному стандарту ISO 8217. У владельцев завода, одним из которых был бывший акционер Атырауского НПЗ Алмаз Кужагалиев, были амбициозные планы по наращиванию объемов переработки судового топлива и завоеванию доли мирового рынка. 

По словам Кужагалиева, казахстанская нефть, добываемая на месторождениях на западе страны, в частности в Макатском районе Атырауской области, отличается низким, а иногда ультранизким уровнем серы и меркаптанов, а также бензиновой фракции, и является идеальным сырьем для производства судового топлива. Сегодня эта нефть поставляется в сыром виде в нефтепровод «Атырау – Самара», где по пути смешивается с нефтью других поставщиков, ухудшающей ее качество.

«Чтобы получить справедливую премиальную цену за качество, необходимо весь объем казахстанской нефти, закачиваемый в нефтепровод «Атырау – Самара», уже на территории Казахстана разделить на три потока: 1) с содержанием серы до 0,1% – это не более
2 млн т; 2) с содержанием серы до 0,25% – это около 12 млн т; 3) с содержанием серы до 1,0% – это около 6 млн т», – написал Кужагалиев в своем открытом письме на имя президента страны Нурсултана Назарбаева 14 марта 2019 года, за пять дней до его отставки.

Дополнительные доходы

По мнению опытного нефтепереработчика, нефть с содержанием серы до 0,1% «должна перерабатываться в судовое топливо на территории Казахстана, так как сохранить такое качество в системе ПАО «Транснефть» на территории России практически невозможно. Это принесет дополнительный доход в размере $100 на каждой тонне ультранизкосернистой нефти, из которых $30 достанутся России за транзит судовых топлив на мировой рынок, остальное останется в нашем государстве. Таким образом, данное мероприятие принесет Казахстану около $140 млн дополнительных доходов. Нефть с содержанием серы до 0,25% должна прокачиваться отдельно от российской нефти в порт Усть-Луга Ленинградской области и реализовываться как минимум по паритету с Brent (полагаем, будет премия на уровне азербайджанской легкой). Даже в этом случае дополнительный доход Казахстана составит $33 на тонне, или $400 млн в год», – резюмирует Алмаз Кужагалиев.

По его мнению, выгода для Казахстана будет на порядок выше, если Казахстан обзаведется собственным НПЗ в Усть-Луге, подобно тому, как Россия пользуется сейчас космодромом Байконур в Казахстане. Для реализации подобного проекта, по мнению автора обращения, нужна политическая воля высшего руководства. 

Письмо авторитетного нефтяника было отправлено им из-за решетки. 7 декабря 2016 года на НПЗ «Актобе нефтепереработка» прошла спецоперация КНБ. Силовики обвинили руководство предприятия в хищениях и контрабанде нефти, а также в занижении ее таможенной стоимости. Спустя два года, 12 декабря 2018 года, соучредитель ТОО «Актобе нефтепродукт» Алмаз Кужагалиев и гражданин Беларуси Сергей Кунцевич за продажу в Кыргызстан 13 тыс. т сырой нефти под видом нефтепродуктов были приговорены к 19 и 17 годам лишения свободы соответственно.

Пока непонятно, дойдет ли обращение осужденного Кужагалиева до нового президента Республики Казахстан. И будет ли Казахстан бороться за долю мирового рынка судового топлива, воспользовавшись жесткой позицией Международной морской организации.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций