Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


3398 просмотров

Итоги 2018 года: Рынок ритейла теряет темп

2018 год стал прибыльным для ритейлеров, но он явно уступает 2017-му

Фото: shutterstock.com

В 2018 году объем розничной торговли в январе – ноябре составил 8845,3 млрд тенге, что на 6,4% больше, чем в прошлом году (рост за 2017-й составил 15,3%).

По данным аналитической компании Nielsen, в Казахстане рынок FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары) вырос в стоимостном выражении на 3% по сравнению с прошлым годом. Продажи продовольственных категорий выросли на 5% в стоимостном выражении, напитки (включая пиво), непродовольственные товары и табачные изделия – на 2%.

При этом наблюдаются повышение цен, открытие новых магазинов, снижение рисков, рост прибыли практически у всех игроков рынка. Супермаркеты и магазины у дома – наиболее посещаемые предприятия розничной торговли. Постепенно растет количество ежемесячных онлайн-покупок. При этом продовольственные товары чаще всего покупают в супермаркетах, и их потребление растет.

Непродовольственные же товары в 2018 году пользовались меньшим спросом.

1_7.jpg

Мнения участников рынка

ТРЦ

«Год был замечательным. Мы растем, развиваемся, профессионально совершенствуемся. На покупательной способности (она несколько снизилась) сказался рост доллара. Товары у нас в основном импортируются и приобретаются за иностранную валюту, и нашим партнерам, арендаторам стало немного тяжелее, но они нашли выход – снизили маржинальность, чтобы оставаться конкурентоспособными. По всем прогнозам ожидается рост ВВП и рост доходов в целом населения страны, поэтому нас ждет светлое и радостное будущее, несмотря на зависимость нашей экономики от экономики Российской Федерации, у которой достаточно сложные взаимоотношения с США. Но в целом у нас свой путь», – отметил директор управляющей компании ТРЦ «Asia Park» Арман Маханов.

Легкая промышленность

«Мы уже третий десяток лет занимаемся производством одежды. Компания показала рост на 20% по оборотам, как и ежегодно на протяжении уже 10 лет. За счет внедрения новых продуктов и освоения новых направлений мы твердо стоим на ногах. Из-за нестабильной ситуации на рынке b2b мы занимаемся и рынком b2c и делаем все, чтобы усилить эту долю, долю ритейла. В целом год был положительным, как и по направлению b2b, помимо оборонного заказа большие объемы заказов из нефтегазового сектора, много клиентов спортивного направления. Этот год можно назвать положительным. Так, по направлению Zibroo Design мы получили инновационный грант, закупили много оборудование, внедрили технологию безниточного производства пуховых изделий, освоили технологию теплых швов для городской одежды, экспортировали продукцию в Москву, открыли там шоурум. По итогам года определились и приобретаем в Алматы собственный магазин-шоурум для направления Zibroo Design, потому что главная проблема в ритейле – стоимость арендной платы в ТРЦ. В Казахстане вроде бы планируется введение компенсации аренды, но будет ли это реализовано, пока не понятно. Очень большой коэффициент нагрузки на РРЦ (рекомендуемая розничная цена) – это затраты на аренду», – отметила директор ТОО «Каз СПО-N» Елена Свечникова.

«В 2018 году закрылось три предприятия легкой промышленности. Производители текстильных изделий, за год потеряли одного участника рынка, производство одежды – двух участников рынка. Прогноз на конец 2018 года: объемы производства составят 89 438 млн тенге, что ниже уровня 2017 года, учитывая, что в 2017-м рост в основном произошел за счет увеличения стоимости товаров.

Конкретного плана, как реанимировать отечественный легпром, у правительства нет – в прогнозе социально-экономического развития на 2017–2021 годы указано только, что правительство будет проводить работу по продвижению товаров легкой промышленности на внутреннем рынке, формированию механизма совместного продвижения продукции легкой промышленности ЕАЭС на рынки третьих стран», – отмечает президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.

Электроника

«В этом году топовым товаром остались смартфоны. Наметилось несколько трендов. Один из них – рост доли китайских товаров. На них повышается спрос, поскольку при равном с мировыми брендами функционалом и качеством цена на них ниже. Потребительское поведение несколько изменилось. В офлайн-магазинах люди все чаще начинают тестировать перед покупкой товары, набирают популярность демозоны. Остаются популярными видеотесты продукции – потребители предпочитают использовать для ознакомления видеоконтент. Увеличивается количество онлайн-покупок. Это обусловлено тем, что так минимизируются человеческий фактор и возможность столкнуться с низким качеством обслуживания, плюс выше скорость обработки покупки через интернет.

В целом наш рынок вырос на 25%, тогда как российский и украинский остались на прежнем уровне. Продолжает увеличиваться количество покупок товаров в рассрочку, а также срок кредитования. По следующему году: рынок продолжит плавно расти, тренды сохранятся», – отметила руководитель PR-направления компании «Технодом» Шынар Жанибекова.

Шынар Жанибекова_0.JPG

Продуктовый сегмент

«Для казахстанских кондитеров год был очень сложным. В целом произошло падение продаж отечественных кондитерских изделий за счет роста импорта. Импорт вырос на 25% и уже составляет 57–58% рынка. В тоннаже наши производители просели на 20 тыс. т, примерно на 8% от общей доли. Если говорить предметно, то 20 тыс. т – объем производства целой фабрики. Импорт же усилился за счет дешевизны – идет демпинг со стороны российских производителей, они ведут агрессивную политику, отвоевывают рынок. У них достаточно большие финансовые ресурсы. Украинский импорт немного снизился, примерно на 5%. В целом Казахстан импортирует 170 тыс. тонн кондитерских изделий: 140–150 тыс. т из РФ и около 20 тыс. т из Украины. Из хорошего: в этом году вырос объем экспорта в Китай, на Кавказ и в Россию примерно на 20%. Он сейчас составляет 35 тыс. т.

Рост цен на сахар способствовал снижению рентабельности отрасли. В следующем году будут еще большие проблемы, если по сахару вопрос не решится. Многие кондитеры в ноябре вынуждены были повысить цены на продукцию, потому что сахар подорожал на 40%, а он составляет 30% от стоимости готовой продукции. Население нищает, потому что цены растут, а доходы – нет. Снижается покупательная способность, а в составе потребительской корзины кондитерские изделия занимают достаточно серьезную долю в денежном эквиваленте – на «кондитерку» люди тратят больше денег, чем на масло и хлеб. Если же люди продолжат экономить, то будут урезать в первую очередь предметы роскоши, к которым и относятся кондитерские изделия.

Повышение цен отрицательно скажется в следующем году на продажах. Негативная тенденция сохранится, если поддержки не будет, хотя бы моральной. О деньгах речь не идет – надо с фальсификатом и демпингом бороться на государственном уровне, а сейчас все силы на мясное производство брошены... Кроме того, конкуренция обострится. Будущий год будет очень сложным, но будем работать и стараться, никто закрываться пока не собирается», – сказал президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек.

Алихан Талгатбек.jpg

«В целом ритейл в Казахстане укрупняется. На рынке растет конкуренция, и, как следствие, слабые игроки уходят, более сильные развиваются. Эта тенденция сохранится и в следующем году.
 
Поведение покупателя изменилось: он экономит, не совершает такие большие покупки, как раньше, уходит в более низкий ценовой сегмент, предпочитает покупать товар по акциям. Но одновременно с этим намечается тренд на восстановление покупательной способности. Мы начинаем из кризисной парадигмы выходить.

На изменение покупательского спроса мы реагируем гибко и своевременно. Наша стратегия низких цен и высокой промоактивности помогает покупателю экономить семейный бюджет. И покупатель это ценит. Поэтому наша стратегия остается прежней: мы осознанно зарабатываем меньше, поддерживая своего покупателя.
 
2019 год будет интересным для рынка: крупные сети, как я выше уже говорил, будут продолжать расти и расширять свое влияние, а мелкие региональные игроки – постепенно вытесняться или поглощаться. В то же время мы верим, что будет сокращаться доля неорганизованной розницы в виде базаров, которые практически не платят налоги и часто торгуют товаром неизвестного происхождения. Локомотивом этих изменений по-прежнему будем мы, Magnum. Мы серьезно вложились в инновации: внедряем искусственный интеллект в процесс закупа товаров, автоматизируем внутренние процессы. Все это позволит в будущем году улучшить наш сервис», – отметил коммерческий директор торгово-розничной сети Magnum Cash & Carry Яков Фишман.

Яков Фишман, коммерческий директор торгово-розничной сети «MagnumCash&Carry» 1.jpg


1 просмотр

В чем главные проблемы казахстанского финтеха?

Для того чтобы рынок «финтеха» сформировался в какую-то понятную «субстанцию», может потребоваться не меньше двух-трех лет, считают эксперты

Фото: shutterstock.com

Финтех-рынок Казахстана продолжит развиваться не только в направлении кредитования, также немалую поддержку отрасли может оказать всеобщее декларирование. Эксперты считают, что пора расширять понимание самого термина.

Понятие «финтех» в Казахстане продолжает ассоциироваться прежде всего с сервисами онлайн-кредитования. Понемногу нишу заполняют сервисы платежей, переводов и электронных денег. Но для того чтобы рынок сформировался в какую-то понятную «субстанцию», может потребоваться не меньше двух-трех лет, считают эксперты. «Нет финтеха, который бы представлял собой оригинальные идеи, инновационные финтех-идеи в полном смысле этого слова, которые можно было бы развивать не только в Казахстане, но и за его пределами. На рынке их, пожалуй, и нет, и это самое печальное, что можно сказать о нашем финтехе» –  такое мнение ранее выразил управляющий директор Centras Рашид Дюсембаев.

Что тормозит финтех?

Хотя, с одной стороны, взгляд довольно суровый, с другой стороны, о том, что финтех как отрасль в Казахстане, безусловно, существует, уже говорить не приходится. Однако есть некоторые нюансы, касающиеся самого определения термина. «Если говорить про тот финтех, как он воспринимается сегодня в США или, грубо говоря, на других рынках, то все-таки под термином «финтех» подразумевают финтех-стартапы, и этого в Казахстане сейчас мало», –  говорит главный специалист по стартапам финтех-хаба МФЦА Тарас Волобуев.

Как раз здесь и кроется основная проблема, которая не двигает рынок финтеха и финтех-стартапов вперед. «Если мы посмотрим на стартаперов сейчас, то это в основном молодые айтишники, больше программисты. А на самом деле финтех-среда двинется в нашей стране тогда, когда финтех-проектами начнет заниматься более зрелая аудитория», –  считает г-н Дюсембаев.

О том, что финтех-стартапы это все-таки дело людей опытных, изнутри знакомых с индустрией, говорит и Тарас Волобуев. Помимо этого, фактора в Казахстане он отмечает и недостаточное количество предпринимательской инициативы. Но при соблюдении этих условий ситуацию можно изменить. «Тогда появятся стартапы совсем другого качества, потому что их будут делать не студенты, а люди, которые пришли из финансовой индустрии, которые понимают, как это построить, у которых есть деньги, которые в состоянии нанимать качественных людей. Тогда, наверное, будет толчок», –  предполагает г-н Волобуев. И это касается не только отдельно финтеха, но и всей предпринимательской экосистемы Казахстана.

Какие-то регуляторные проблемы или ограничения в этой ситуации не играют ключевой роли. Именно так называемый кадровый голод стопорит как финтех, так и IT-отрасль в целом. К тому же, для того чтобы разрабатывать новые технологические финансовые продукты, не нарушая законодательства, Нацбанк РК инициировал проект регуляторной песочницы, о работе которой, к слову, пока мало официальной информации.

«Одной из проблем IT в Казахстане, в принципе, является кадровый голод. Специалистов достаточно мало, для того чтобы развивать стартапы. Соответственно, нужны высококлассные специалисты как из сферы финансов, так и из сферы IT», –  говорит директор ТОО «ExSolCom» Владимир Мастяев.

Генеральный директор сервиса онлайн-бухгалтерии «Бухта.кз» Асет Нурпеисов отметил, что осложняет привлечение технических кадров еще и тот факт, что мы находимся на глобальном рынке. Ведь задача финтеха, и уж тем более финтех-стартапа, – это создание универсального продукта для любого рынка.

«Проблему кадров можно было бы победить, если бы было такое же привлечение инвестиций, как в Америке или других странах», –  отметил Нурпеисов. Таким образом, недостаточное финансирование также создает кадровую проблему отрасли. 
Тем не менее именно «недоразвитость» финтеха в Казахстане может сыграть нам на руку. Специалисты ожидают, что в ближайшее время появятся ниши, где финтех сможет развернуться.

Точки роста

Так, по мнению Владимира Мастяева, драйвить финтех позволит всеобщее декларирование, которое будет введено в Казахстане с 2020 года.

«Сейчас в стране очень много кэша, наличных расчетов. Всеобщее декларирование так или иначе приведет к его уменьшению и к увеличению онлайн-платежей, безналичных платежей. Это будет определенным драйвером. Чем быстрее это будет введено, тем больше людей будет вовлекаться в безналичные платежи», –  прогнозирует Мастяев. Он добавил, что среди перспективных направлений остается нано- и микрокредитование. Особо он подчеркнул развитие этого направления в ломбардах. «Микро-, нанокредитование будет наиболее быстро развиваться особенно в онлайн-варианте», –  полагает он.

Тарас Волобуев подчеркнул, что кредитование, несмотря на банальность, остается самой популярной и перспективной нишей для развития финтеха. «Действительно, это востребованный продукт, и тот, кто сможет выдавать кредиты больше, качественнее и удобнее, тот и будет лидером. Но самое главное, чтобы это было не в ущерб качеству портфеля. Поэтому ниша кредитования однозначно будет расти», –  убежден эксперт.

Еще одним трендом финтеха станут сервисы для малого и среднего бизнеса. Без внимания не останутся маркетплейсы и тема иншуртеха. «Мировой тренд финтеха сейчас –  объединение проектов. Финтехи объединяются, причем даже не с банками, а с финтехами. Когда проект состоит из коллаборации 10 финтехов, каждый из которых сильный в своей нише, появляется уникальный сплав для рынка, причем настолько, что он может быть сильнее, чем у крупных игроков рынка», –  заключил Волобуев.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank