Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


6862 просмотра

Итоги 2018 года: Рынок ритейла теряет темп

2018 год стал прибыльным для ритейлеров, но он явно уступает 2017-му

Фото: shutterstock.com

В 2018 году объем розничной торговли в январе – ноябре составил 8845,3 млрд тенге, что на 6,4% больше, чем в прошлом году (рост за 2017-й составил 15,3%).

По данным аналитической компании Nielsen, в Казахстане рынок FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары) вырос в стоимостном выражении на 3% по сравнению с прошлым годом. Продажи продовольственных категорий выросли на 5% в стоимостном выражении, напитки (включая пиво), непродовольственные товары и табачные изделия – на 2%.

При этом наблюдаются повышение цен, открытие новых магазинов, снижение рисков, рост прибыли практически у всех игроков рынка. Супермаркеты и магазины у дома – наиболее посещаемые предприятия розничной торговли. Постепенно растет количество ежемесячных онлайн-покупок. При этом продовольственные товары чаще всего покупают в супермаркетах, и их потребление растет.

Непродовольственные же товары в 2018 году пользовались меньшим спросом.

1_7.jpg

Мнения участников рынка

ТРЦ

«Год был замечательным. Мы растем, развиваемся, профессионально совершенствуемся. На покупательной способности (она несколько снизилась) сказался рост доллара. Товары у нас в основном импортируются и приобретаются за иностранную валюту, и нашим партнерам, арендаторам стало немного тяжелее, но они нашли выход – снизили маржинальность, чтобы оставаться конкурентоспособными. По всем прогнозам ожидается рост ВВП и рост доходов в целом населения страны, поэтому нас ждет светлое и радостное будущее, несмотря на зависимость нашей экономики от экономики Российской Федерации, у которой достаточно сложные взаимоотношения с США. Но в целом у нас свой путь», – отметил директор управляющей компании ТРЦ «Asia Park» Арман Маханов.

Легкая промышленность

«Мы уже третий десяток лет занимаемся производством одежды. Компания показала рост на 20% по оборотам, как и ежегодно на протяжении уже 10 лет. За счет внедрения новых продуктов и освоения новых направлений мы твердо стоим на ногах. Из-за нестабильной ситуации на рынке b2b мы занимаемся и рынком b2c и делаем все, чтобы усилить эту долю, долю ритейла. В целом год был положительным, как и по направлению b2b, помимо оборонного заказа большие объемы заказов из нефтегазового сектора, много клиентов спортивного направления. Этот год можно назвать положительным. Так, по направлению Zibroo Design мы получили инновационный грант, закупили много оборудование, внедрили технологию безниточного производства пуховых изделий, освоили технологию теплых швов для городской одежды, экспортировали продукцию в Москву, открыли там шоурум. По итогам года определились и приобретаем в Алматы собственный магазин-шоурум для направления Zibroo Design, потому что главная проблема в ритейле – стоимость арендной платы в ТРЦ. В Казахстане вроде бы планируется введение компенсации аренды, но будет ли это реализовано, пока не понятно. Очень большой коэффициент нагрузки на РРЦ (рекомендуемая розничная цена) – это затраты на аренду», – отметила директор ТОО «Каз СПО-N» Елена Свечникова.

«В 2018 году закрылось три предприятия легкой промышленности. Производители текстильных изделий, за год потеряли одного участника рынка, производство одежды – двух участников рынка. Прогноз на конец 2018 года: объемы производства составят 89 438 млн тенге, что ниже уровня 2017 года, учитывая, что в 2017-м рост в основном произошел за счет увеличения стоимости товаров.

Конкретного плана, как реанимировать отечественный легпром, у правительства нет – в прогнозе социально-экономического развития на 2017–2021 годы указано только, что правительство будет проводить работу по продвижению товаров легкой промышленности на внутреннем рынке, формированию механизма совместного продвижения продукции легкой промышленности ЕАЭС на рынки третьих стран», – отмечает президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.

Электроника

«В этом году топовым товаром остались смартфоны. Наметилось несколько трендов. Один из них – рост доли китайских товаров. На них повышается спрос, поскольку при равном с мировыми брендами функционалом и качеством цена на них ниже. Потребительское поведение несколько изменилось. В офлайн-магазинах люди все чаще начинают тестировать перед покупкой товары, набирают популярность демозоны. Остаются популярными видеотесты продукции – потребители предпочитают использовать для ознакомления видеоконтент. Увеличивается количество онлайн-покупок. Это обусловлено тем, что так минимизируются человеческий фактор и возможность столкнуться с низким качеством обслуживания, плюс выше скорость обработки покупки через интернет.

В целом наш рынок вырос на 25%, тогда как российский и украинский остались на прежнем уровне. Продолжает увеличиваться количество покупок товаров в рассрочку, а также срок кредитования. По следующему году: рынок продолжит плавно расти, тренды сохранятся», – отметила руководитель PR-направления компании «Технодом» Шынар Жанибекова.

Шынар Жанибекова_0.JPG

Продуктовый сегмент

«Для казахстанских кондитеров год был очень сложным. В целом произошло падение продаж отечественных кондитерских изделий за счет роста импорта. Импорт вырос на 25% и уже составляет 57–58% рынка. В тоннаже наши производители просели на 20 тыс. т, примерно на 8% от общей доли. Если говорить предметно, то 20 тыс. т – объем производства целой фабрики. Импорт же усилился за счет дешевизны – идет демпинг со стороны российских производителей, они ведут агрессивную политику, отвоевывают рынок. У них достаточно большие финансовые ресурсы. Украинский импорт немного снизился, примерно на 5%. В целом Казахстан импортирует 170 тыс. тонн кондитерских изделий: 140–150 тыс. т из РФ и около 20 тыс. т из Украины. Из хорошего: в этом году вырос объем экспорта в Китай, на Кавказ и в Россию примерно на 20%. Он сейчас составляет 35 тыс. т.

Рост цен на сахар способствовал снижению рентабельности отрасли. В следующем году будут еще большие проблемы, если по сахару вопрос не решится. Многие кондитеры в ноябре вынуждены были повысить цены на продукцию, потому что сахар подорожал на 40%, а он составляет 30% от стоимости готовой продукции. Население нищает, потому что цены растут, а доходы – нет. Снижается покупательная способность, а в составе потребительской корзины кондитерские изделия занимают достаточно серьезную долю в денежном эквиваленте – на «кондитерку» люди тратят больше денег, чем на масло и хлеб. Если же люди продолжат экономить, то будут урезать в первую очередь предметы роскоши, к которым и относятся кондитерские изделия.

Повышение цен отрицательно скажется в следующем году на продажах. Негативная тенденция сохранится, если поддержки не будет, хотя бы моральной. О деньгах речь не идет – надо с фальсификатом и демпингом бороться на государственном уровне, а сейчас все силы на мясное производство брошены... Кроме того, конкуренция обострится. Будущий год будет очень сложным, но будем работать и стараться, никто закрываться пока не собирается», – сказал президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек.

Алихан Талгатбек.jpg

«В целом ритейл в Казахстане укрупняется. На рынке растет конкуренция, и, как следствие, слабые игроки уходят, более сильные развиваются. Эта тенденция сохранится и в следующем году.
 
Поведение покупателя изменилось: он экономит, не совершает такие большие покупки, как раньше, уходит в более низкий ценовой сегмент, предпочитает покупать товар по акциям. Но одновременно с этим намечается тренд на восстановление покупательной способности. Мы начинаем из кризисной парадигмы выходить.

На изменение покупательского спроса мы реагируем гибко и своевременно. Наша стратегия низких цен и высокой промоактивности помогает покупателю экономить семейный бюджет. И покупатель это ценит. Поэтому наша стратегия остается прежней: мы осознанно зарабатываем меньше, поддерживая своего покупателя.
 
2019 год будет интересным для рынка: крупные сети, как я выше уже говорил, будут продолжать расти и расширять свое влияние, а мелкие региональные игроки – постепенно вытесняться или поглощаться. В то же время мы верим, что будет сокращаться доля неорганизованной розницы в виде базаров, которые практически не платят налоги и часто торгуют товаром неизвестного происхождения. Локомотивом этих изменений по-прежнему будем мы, Magnum. Мы серьезно вложились в инновации: внедряем искусственный интеллект в процесс закупа товаров, автоматизируем внутренние процессы. Все это позволит в будущем году улучшить наш сервис», – отметил коммерческий директор торгово-розничной сети Magnum Cash & Carry Яков Фишман.

Яков Фишман, коммерческий директор торгово-розничной сети «MagnumCash&Carry» 1.jpg


1668 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций