Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1360 просмотров

Где искать деньги бизнесу?

Представители международных фининститутов рассказали, какой бизнес они готовы финансировать в Казахстане

Фото: shutterstock.com

На средства банков небольшому бизнесу давно уповать не приходится, о чем говорит снижение кредитования реального сектора, которое продолжается с 2016 года. Однако ответственность с банков за финансирование экономики снимать нельзя.

На форуме Almaty Invest, который проходил в конце ноября, председатель правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов заявлял, что финансовый сектор «забыл» о том, что банки – «это сервис, который обслуживает реальный сектор», и заметил, что именно Национальный банк РК должен отвечать за экономический рост.

По его мнению, регулятору необходимо снизить требования и, таким образом, «не зажимать» бизнес, который не всегда в состоянии обслуживать банковские займы. Однако заставят ли финрегулятор одуматься призывы со стороны бизнеса, остается загадкой. И на этом фоне привлекательно выглядят предложения международных институтов, которые заинтересованы в финансировании казахстанского бизнеса. Так, по словам регионального менеджера по странам СНГ Представительства Исламского банка развития Самира Тагиева, главная задача института – это как раз развитие частного сектора в исламском мире.

«В основном наш интерес в Казахстане – это ГЧП. Например, в данный момент в Турции мы строим шесть больниц по принципу ГЧП, Казахстан тоже хочет развить этот сектор. Сейчас мы рассматриваем варианты, как больше участвовать в проектах по развитию ГЧП в Казахстане. Я думаю, что для этого есть большой потенциал», – сказал он.

Региональный менеджер IFC по Центральной Азии Кассандра Кольберт считает, что Казахстан выглядит крайне привлекательно с инвестиционной точки зрения. По данным IFC, с начала инвестиционной деятельности в 1997 году организация инвестировала в Казахстан более $1,4 млрд, в том числе с привлечением партнеров почти $300 млн, для поддержки 57 проектов частного сектора в различных отраслях.

«Мы используем решения для государственного сектора для того, чтобы поддержать инвестиционный климат, например, чтобы было легче начать бизнес и чтобы инвесторам было более комфортно. Мы также используем решения для частного сектора, потому что таким образом создаем рабочие места. Само по себе государство не может создавать рабочие места, оно может быть только катализатором создания рабочих мест», – пояснила г-жа Кольберт.

Спикер добавила, что бывает и так, что присутствие IFC в той или иной стране усиливает ее инвестиционную привлекательность. «Очень часто крупные банки, такие как Societe General и Deutsche Bank, не хотят заходить в некоторые страны, но когда они видят, что мы там присутствуем, то они чувствуют себя более уверенно и заходят смелее. Большая часть из них очень довольны, потому что доход от работы в таких странах гораздо выше, чем доход на развитых рынках», – поделилась Кассандра Кольберт.

Так как организация работает с частным сектором, вопрос коммерческой окупаемости стоит не на последнем месте. «Мы предоставляем кредиты с коммерческими ставками. Но мы даем такие сроки выплат, которые местные банки не могут предоставить. Мы, например, можем предоставлять кредиты на 10–20 лет, в то время как местные банки с местными ресурсами более ограничены в долгосрочных кредитах», – пояснила г-жа Кольберт.

Помимо этого организация предоставляет предпринимателям смешанные финансовые решения, к примеру финансирование IFC совместно с донорским финансированием, которое доступно по более низким ставкам. Такое предложение выгодно для фермеров или небольших предпринимателей, которые не в состоянии осилить банковские ставки.

Местная помощь

Директор Палаты предпринимателей г. Алматы Багдат Телебай рассказал, что уже ведется работа с 10 инвестиционными фондами и платформами по поиску инвестиционных проектов. «В 2018 году в Алматы реализуются три проекта в сфере образования, транспортной сфере и сфере охраны окружающей среды на сумму гособязательств 17,7 млрд тенге. К реализации планируется еще восемь проектов на общую сумму гособязательств 190,3 млрд тенге и с привлечением частных инвестиций на сумму 59,4 млрд тенге», – сказал спикер. 

На фоне разногласий, которые происходили и происходят между бизнесом и уполномоченными органами как минимум в последние два года, остается надеяться, что такая статистика действительно порадует бизнесменов. И озвученные специалистами предложения окажутся в действительности подъемными для казахстанских предпринимателей.

Однако сбудется ли мечта о «локомотиве экономики Казахстана» в виде малого и среднего бизнеса, покажет только время. 
 


2517 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank