Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1262 просмотра

Где искать деньги бизнесу?

Представители международных фининститутов рассказали, какой бизнес они готовы финансировать в Казахстане

Фото: shutterstock.com

На средства банков небольшому бизнесу давно уповать не приходится, о чем говорит снижение кредитования реального сектора, которое продолжается с 2016 года. Однако ответственность с банков за финансирование экономики снимать нельзя.

На форуме Almaty Invest, который проходил в конце ноября, председатель правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов заявлял, что финансовый сектор «забыл» о том, что банки – «это сервис, который обслуживает реальный сектор», и заметил, что именно Национальный банк РК должен отвечать за экономический рост.

По его мнению, регулятору необходимо снизить требования и, таким образом, «не зажимать» бизнес, который не всегда в состоянии обслуживать банковские займы. Однако заставят ли финрегулятор одуматься призывы со стороны бизнеса, остается загадкой. И на этом фоне привлекательно выглядят предложения международных институтов, которые заинтересованы в финансировании казахстанского бизнеса. Так, по словам регионального менеджера по странам СНГ Представительства Исламского банка развития Самира Тагиева, главная задача института – это как раз развитие частного сектора в исламском мире.

«В основном наш интерес в Казахстане – это ГЧП. Например, в данный момент в Турции мы строим шесть больниц по принципу ГЧП, Казахстан тоже хочет развить этот сектор. Сейчас мы рассматриваем варианты, как больше участвовать в проектах по развитию ГЧП в Казахстане. Я думаю, что для этого есть большой потенциал», – сказал он.

Региональный менеджер IFC по Центральной Азии Кассандра Кольберт считает, что Казахстан выглядит крайне привлекательно с инвестиционной точки зрения. По данным IFC, с начала инвестиционной деятельности в 1997 году организация инвестировала в Казахстан более $1,4 млрд, в том числе с привлечением партнеров почти $300 млн, для поддержки 57 проектов частного сектора в различных отраслях.

«Мы используем решения для государственного сектора для того, чтобы поддержать инвестиционный климат, например, чтобы было легче начать бизнес и чтобы инвесторам было более комфортно. Мы также используем решения для частного сектора, потому что таким образом создаем рабочие места. Само по себе государство не может создавать рабочие места, оно может быть только катализатором создания рабочих мест», – пояснила г-жа Кольберт.

Спикер добавила, что бывает и так, что присутствие IFC в той или иной стране усиливает ее инвестиционную привлекательность. «Очень часто крупные банки, такие как Societe General и Deutsche Bank, не хотят заходить в некоторые страны, но когда они видят, что мы там присутствуем, то они чувствуют себя более уверенно и заходят смелее. Большая часть из них очень довольны, потому что доход от работы в таких странах гораздо выше, чем доход на развитых рынках», – поделилась Кассандра Кольберт.

Так как организация работает с частным сектором, вопрос коммерческой окупаемости стоит не на последнем месте. «Мы предоставляем кредиты с коммерческими ставками. Но мы даем такие сроки выплат, которые местные банки не могут предоставить. Мы, например, можем предоставлять кредиты на 10–20 лет, в то время как местные банки с местными ресурсами более ограничены в долгосрочных кредитах», – пояснила г-жа Кольберт.

Помимо этого организация предоставляет предпринимателям смешанные финансовые решения, к примеру финансирование IFC совместно с донорским финансированием, которое доступно по более низким ставкам. Такое предложение выгодно для фермеров или небольших предпринимателей, которые не в состоянии осилить банковские ставки.

Местная помощь

Директор Палаты предпринимателей г. Алматы Багдат Телебай рассказал, что уже ведется работа с 10 инвестиционными фондами и платформами по поиску инвестиционных проектов. «В 2018 году в Алматы реализуются три проекта в сфере образования, транспортной сфере и сфере охраны окружающей среды на сумму гособязательств 17,7 млрд тенге. К реализации планируется еще восемь проектов на общую сумму гособязательств 190,3 млрд тенге и с привлечением частных инвестиций на сумму 59,4 млрд тенге», – сказал спикер. 

На фоне разногласий, которые происходили и происходят между бизнесом и уполномоченными органами как минимум в последние два года, остается надеяться, что такая статистика действительно порадует бизнесменов. И озвученные специалистами предложения окажутся в действительности подъемными для казахстанских предпринимателей.

Однако сбудется ли мечта о «локомотиве экономики Казахстана» в виде малого и среднего бизнеса, покажет только время. 
 


907 просмотров

Почему маркетинг в Казахстане скорее мертв, чем жив?

Эксперты посетовали, что казахстанским маркетологам не хватает технологий и компетенции

Фото: shutterstock.com

В Казахстане практически не работает маркетинг – такое мнение озвучили представители казахстанского бизнеса. В рамках Kazakhstan Marketing Сonference-2019 профессионалами обсуждались основные проблемы этой области.

На сегодняшний день эффективность маркетинга стоит под большим вопросом. И здесь дело не столько в бюджете, сколько в отсутствии фишек, которые бы отличали тот или иной продукт, а также нехватке технологий и компетенций.

По мнению CEO Centras Ельдара Абдразакова, сейчас большая часть усилий бизнеса уходит на продажи. Таким образом, на сегодняшний день в Казахстане продажи эффективно работают и без маркетинга. «Для нас очень большой вопрос стоит, где заканчиваются продажи и начинается маркетинг», – отметил он. Отношения между людьми строятся по принципу «человек – человеку», и в этих условиях маркетинг не работает.

«У нас и руководители не особо верят в то, что маркетинг работает, потому что по большей части и потребитель не совсем продвинутый. У него очень мало факторов, на которые он реагирует, к сожалению, сегодняшний потребитель недоверчивый», – комментирует бизнесмен.

Это мнение разделил и председатель совета директоров холдинга Raimbek Раимбек Баталов, отметив, что разочарование в маркетинге довольно часто возникает у топ-менеджмента и акционеров компаний.

«Оценка маркетинговых инструментов не всегда счетная, и вопрос эффективности маркетинга и внутри компании – это тоже серьезная проблема. Все сложнее и сложнее маркетологам или людям, ответственным за маркетинг, убедить акционеров топ-менеджеров, что надо в очередной раз выделить бюджеты», – сказал он. Но это только одна сторона медали.

Конечно, одной из неотъемлемых, а может, и главных частей современного маркетинга  является цифровая составляющая. Или так называемый диджитал-маркетинг. Однако за терминами стоит и реальность, которая нередко еще далека от цифрового мира.

Как отметил Раимбек Баталов, часто представители  малого и среднего бизнеса все еще ведут бизнес по тетрадке. Разумеется, что при таких обстоятельствах проблема развития  управленческих или цифровых бизнес-процессов не стоит. «Малый и средний бизнес имеет огромный потенциал с точки зрения роста эффективности производительности, потому что очевидно, либо ты по тетрадке ведешь бизнес, либо переходишь на цифру. Другой вопрос, что этот шаг сделать – от тетрадки к цифре – сложная задача, и в первую очередь для малого бизнеса», – сказал он. 

Без связки

CEO GFK Шолпан Ибраева считает, что помимо названных проблем существует некий разрыв между бренд-менеджером компании и потребителем, что впоследствии сказывается на самой марке.

Он пояснила, что в маркетинге существует несколько субъектов, среди которых бренд менеджер и потребитель. И тот, кто управляет маркой, должен помимо знаний и образования в маркетинге обладать и информацией об особенностях своих потребителей. Однако при отсутствии этой связки и попросту непонимания нужд своего клиента существует риск продавать не то, что нужно, или не в той форме либо вкладывать бюджеты в изменения, которые потребитель и вовсе не заметит.

«Бизнес и маркетинг расцениваются как абсолютно разные направления абсолютно разных структур. Маркетинг работает тогда, когда это все вместе двигается, строится, планируется», – такое мнение выразил представитель Альфа-Банк Казахстан Николай Соботович.

Он добавил, что важно именно понимание собственной целевой аудитории. К слову, в этом вопросе злую шутку может сыграть именно следование за лучшими или копирование чужих моделей.  «Не стоит догонять, нужно делать что-то свое, абсолютно новое. Если ориентироваться, можно остаться всегда догоняющим», – пояснил Соботович. Отметив, что именно создание собственных маркетинговых инструментов может стать хорошим рычагом для удачного проекта.

CEO Chocofamily Рамиль Мухоряпов заметил, что сегодня основная составляющая маркетинга смещается из бюджетов в сторону продуктов. «Сейчас компания больше вкладывается в разработку продуктов. Мир цифровых продуктов достаточно прозрачный, люди много общаются друг с другом, советуют. Действительно, качество продукта выходит на первое место», – прокомментировал он.

Мухоряпов подчеркнул, что это, в свою очередь, требует от маркетинга, а точнее от людей, работающих в этой области, определенных технологических навыков. «Сейчас мы стараемся вообще не брать маркетологов без технического бэкграунда, и всех наших маркетологов мы переучиваем в программистов. Мы уверены, что маркетолог без технического бэкграунда – это инвалид», – заявил Мухоряпов.

Он пояснил, что специалист по маркетингу может хорошо понимать, что нужно делать, но ничего не может сделать сам, каждый раз обращаясь к программистам. И на сегодняшний день это большая проблема. Но фоне этого заявления возник вопрос: а не приведет ли это к вымиранию профессии?

Будущий маркетолог

Спикеры сошлись во мнении, что, без сомнений, маркетинг и маркетологов ждет трансформация, которая, впрочем, происходит уже сейчас.

Рамиль Мухоряпов резюмировал, что в дальнейшем эта профессия не вымрет, а станет более технологичной. И специалистам, желающим оставаться в ней, необходимо будет приобрести определенный набор компетенций, чтобы сформировать более эффективный для работы симбиоз маркетолога и программиста. CEO GFK Шолпан Ибраева добавила, что помимо освоения навыков в программировании маркетологам нужны будут знания в области психологии, ценообразования и т. д. Поскольку в будущем маркетинг не должен ассоциироваться только лишь с рекламой, как это чаще всего происходит сейчас.

CEO Centras Ельдар Абдразаков заключил, что сегодня маркетологи переходят от вчерашних рекламщиков, пиарщиков в статус бизнес девелоперов. И будущее профессии бизнесмен видит именно в этом направлении. 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министерство информации и коммуникаций РК ужесточает правила аккредитации журналистов в освещении мероприятий. Как Вы думаете, почему они это делают?

Варианты

Цифра дня

2%
годовых
составит ставка по ипотеке для многодетных и неполных семей

Цитата дня

Я, как президент и гарант Конституции, учитывая интересы нашего народа, принимаю следующее решение. Считаю, что Правительство должно уйти в отставку. Новое руководство Правительства должно выработать действенные шаги по повышению уровня жизни, стимулированию экономики, реализации стратегических задач

Нурсултан Назарбаев
президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank