Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1226 просмотров

Чем запомнился уходящий год на рынке недвижимости?

Специалисты рассказали «Къ» об особенностях продажи и аренды жилья в 2018 году и о том, как влияют на отрасль новые ипотечные программы

Фото: shutterstock.com

Стабильность, рост сделок, программа «7-20-25» – именно этим запомнится уходящий год для рынка недвижимости Казахстана. Специалисты рассказали об особенностях продажи и аренды жилья в 2018 году и о том, как влияют на отрасль новые ипотечные программы.

Лариса Степаненко, президент ОЮЛ «Объединенная Ассоциация риэлторов Казахстана» (ОАРК)

– Несмотря на то, что одни игроки в конце 2017 года предвещали резкое снижение, а другие надеялись на какое-то повышение рынка, 2018 год был более-менее стабильным. Необходимо понимать, что большая часть игроков рынка – это продавцы, они не могут отойти от курса доллара и в своих сделках с недвижимостью все-таки ориентируются на него, отсюда у них вырастает либо снижается цена на их объекты. Но в принципе мы предвидели, что 2018 год принесет определенное количество сделок на вторичном рынке, то есть здесь сегмент остался стабильным, и наши ожидания, в принципе, оправдались, большое количество, а именно порядка 45% сделок, приходится на этот сегмент.

На первичном рынке прогресс наблюдался за счет новых программ. Я бы не сказала, что этот объем занимает львиную долю, но тем не менее именно сделки на первичном рынке определяют стабильность количества сделок купли/продажи. Стоит отметить, что после вступления в силу программы «7-20-25» выяснилось, что на первичном рынке недостаточно жилых квадратных метров для осуществления купли-продажи, только 30-ая часть заявок была удовлетворена. Проблема состояла в том, что не все новостройки проходили по требованиям этой программы, то есть себестоимость за квадратный метр превышала требования по программе и квадратура квартир не позволяла втиснуться в установленный программой бюджет. Я думаю, что именно эта ситуация определила тенденцию на 2019 год как для покупателей, так и для застройщиков. То есть для застройщиков показательно, какие площади строить, чтобы они подпадали для клиентов по программе «7-20-25», и можно было очень гармонично предоставлять покупателям услуги по купле-продаже. На этом фоне также очень значимо появление программы «Баспана Хит», по которой можно приобретать вторичное жилье, поскольку большое количество покупателей на рынке с эконом-бюджетом. 

В целом, если проанализировать количество сделок по данным на конец года, то по сравнению с 2017 годом у нас прирост по общему количеству сделок находится в пределах 15%.

Отдельно стоит отметить рынок аренды, в этом году он как никогда за последние годы оставался долгое время стабильным. Мы знаем, что где-то в конце июля – августе, на фоне массового заезда студентов, начинается повышение цен. Они вырастают, и обычно к концу сентября уравновешиваются. Так вот, 2018 год показал небывалую стабильность за последние годы. Если проанализировать запросы, которые поступали в агентства недвижимости, то в первую очередь это, конечно, студенты, во вторую, что примечательно, это очень много специалистов, приглашенных по контракту. По моему мнению, это свидетельствует о том, что многие компании, которые зашли на рынок Алматы, приглашают специалистов и подают заявки на проживание на длительный срок, не менее года и трех лет, это дает основания полагать, что эти факторы спроса обеспечивают стабильность цен на высоком уровне. Начиная с конца июля, август, сентябрь, октябрь и практически весь ноябрь мы видели стабильно стойкие высокие цены на арендное жилье. Насчет аренды добавлю, что порядка 60–70% приходится на эконом-класс, остальное – бизнес и комфорт. Элитного класса очень мало, как по сделкам купли-продажи, так и по аренде, они дают небольшой процент за год.

Жигер Каиргельдин, директор агентства недвижимости ALEM

– В целом это был неплохой год, и он запомнится нам ростом сделок на рынке недвижимости. По сравнению с прошлым годом мы видим положительную динамику на вторичном рынке. Если в прошлом году лидировал первичный рынок, то в этом году вторичный набрал обороты, и мы зафиксировали большее количество сделок. Практически во всех регионах Казахстана наблюдался рост цен на жилье с января по октябрь 2018 года. Больше всего цены на жилье с января 2018 года выросли в Шымкенте – более чем на 10%. На втором месте – Усть-Каменогорск. На третьем – Алматы, где цена за квадратный метр увеличилась на 5,1%, с 342 до 360 тыс. тенге. Цены на жилье и должны колебаться – это же рынок. Естественно, имеет некое влияние курс доллара.

Особенно хотелось бы отметить позитивный момент — казахстанцы все чаще отказываются от доллара, фиксируют цены на недвижимость и договариваются по цене в национальной валюте. Я уверен, если мы перестанем привязываться к курсу доллара и перейдем полностью к денежным операциям в национальной валюте, ситуация на рынке недвижимости будет более стабильной, нежели сегодня. Банки активно разрабатывают привлекательные ипотечные программы, что позволит нам помочь многим покупателям приобрести жилье на выгодных для них условиях, в том числе по программе «7-20-25». Социальные жилищные программы, с одной стороны, признак заботы государства, с другой, показатель того, что существующие банковская и рыночная системы не могут обеспечить казахстанцев доступной ипотекой.

Нурлан Алыбаев, директор агентства недвижимости «Риэлторская группа «КВАДРАТ»

– В начале года на рынке недвижимости Казахстана наблюдалась стабильность. Спрос на жилье по-прежнему остается устойчивым. Стоимость квадратного метра в новостройках в течение всего года колебалась в узком коридоре с привязкой к курсу доллара США. При этом средняя цена «квадрата» в алматинских новостройках на конец года составила около 375 тыс. тенге. Согласно данным Комитета по статистике РК, за год цены на жилье на вторичном рынке Астаны увеличились на 11,3 %. При этом в Алматы недвижимость подорожала только на 1,2 %.

В сегодняшних реалиях рынка повысить цены для покупателей у застройщиков не получится. Пришла другая экономическая реальность, и если в прежние годы жилье постоянно высоко дорожало, причем не только в Алматы, но фактически по всей стране, и цены росли порой в разы, сейчас мы видим, что в лучшем случае они стагнируют, либо имеется незначительный процент в удорожании. Сильнее всего цены упали там, где они были больше раздуты. Прежде всего, это Алматы.

Аналитики Krisha.kz

– Ключевым событием для рынка жилья в 2018 году стала новая госпрограмма жилищного кредитования «7-20-25», оживившая рынок ипотеки. Напомним, также были запущены коммерческие программы ипотечных организаций со ставками ниже средних рыночных. Несмотря на некоторые трудности (платежеспособный контингент ограничен, а подходящего под условия программы жилья пока недостаточно), проект можно считать вполне перспективным.

В частности, он способен повлиять на планы застройщиков, в том числе за счет финансовой стимуляции отрасли.

Существенных ценовых изменений «7-20-25» не спровоцировала. Этого не стоит ждать и в дальнейшем. Нельзя забывать, что в РК сформирован отложенный спрос, который будет реализован только при стабилизации экономики и улучшении уровня жизни и платежеспособности населения в целом.

В 2018 году на рынке жилья РК наблюдалась небольшая, но устойчивая положительная динамика.

По предварительным данным, цены предложений в РК относительно января 2018 года выросли в среднем на 3,8%.

Что касается арендных ставок, то традиционно наблюдалась незначительная сезонная коррекция в периоды наибольшего спроса. В целом на протяжении 2018 года цены на рынке найма жилья не изменились.


1736 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций