Перейти к основному содержанию

b0_lexus_left.jpg

b0_lexus_right.jpg


3295 просмотров

Гендиректор NUR.KZ: «Будущее интернет-СМИ за алгоритмическими ньюсфидами и искусственным интеллектом»

Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz о том, что ждет казахстанский рынок интернет-СМИ

Фото: Nur.kz

Генеральный директор NUR.kz Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz, о том, что ждет казахстанский рынок интернет-порталов, что нужно для открытия своего интернет-СМИ и его раскрутки. И какие тренды актуальны в данный момент.

- По Вашему мнению, каковы перспективы информационных порталов? Не постигнет ли их судьба печатных СМИ? Ведь сейчас все большую популярность приобретают соцсети, где есть возможность изначально выбрать для себя интересующие темы?

- Сразу оговоримся, что мы говорим о Казахстане. Все зависит от команды, которая развивает тот или иной информационный портал. Если в рамках портала развиваются продукты, интересные для широких масс, и они правильно продвигаются через соцплатформы или поисковики, тогда судьба печатных СМИ не повторится.

Что касается развития новостей в интернете в целом, то будущее за алгоритмическими ньюсфидами, где присутствует искусственный интеллект. Сейчас самый популярный в мире – это китайский ньюсфид Toutiao, который агрегирует местный контент и отфильтровывает его индивидуально для каждого пользователя в Китае. На территории России это реализует компания Яндекс с их новым проектом «Дзен». Эти механизмы показывают себя очень успешно, подстраиваясь под интересы пользователей и выдавая им именно ту информацию, исходя из истории их браузера. Вот за такими сервисами будущее.

Если говорить о популярности социальных сетей, то мы снова возвращаемся к тому, что выживаемость СМИ зависит от того, насколько успешно команда конкретного СМИ может продвигать свой контент через алгоритмы соцсетей. Форма подачи контента везде разная и привлекает разную аудиторию. Читатели, просыпаясь утром, не идут на какой-то определенный сайт, а заходят в свою ленту и читают/смотрят то, что у них выходит на экран, им уже не важно, какой ресурс это написал.

Для того, чтобы держать лидирующие позиции, NUR.kz большое внимание уделяет, в первую очередь, написанию контента. У нас большая редакция, которая ежемесячно генерит немалый объем информации и распространяет его через соцплатформы и цифровые диджитал-каналы. Особое внимание уделяется приложению NUR.kz на Android и iOS. Не секрет, что в Казахстане присутствуют сбои в работе соцсетей, и в эти часы пользователь испытывает затруднения с привычным получением информации. Наше приложение позволяет ему быстро и удобно получить новости без определенных задержек.

8I1A5749.JPG

- Как сейчас позиционирует себя NUR.kz – это больше агрегатор, собирающий новости со всевозможных источников, или все-таки информационный портал с полноценной редакцией и каков процент собственных материалов?

- Сейчас мы сосредоточились на развитии IT-продуктов и, соответственно, больше считаем себя IT-компанией. В свое время NUR.kz начал свою деятельность как социальная сеть, которая переросла в агрегатор новостей, а потом в информационный портал. На данный момент мы создаем IT-продукты, и новости у нас являются только одной частью развития бизнеса. Процент собственных материалов колеблется от 61 до 64%, остальные это рерайты из всевозможных источников, начиная от казахстанских, заканчивая зарубежными, - все те новости, которые могут быть интересны казахстанцам. У нас в стране не происходит ежедневно столько событий, чтобы удовлетворить нужды аудитории, приходится искать информацию из ближнего и дальнего зарубежья.

- В начале года ходили слухи, что NUR.kz сменил собственника, и что сильная текучка кадров связана именно с этим. Это так?

- Это только слухи. Собственник NUR.kz не менялся уже несколько лет. Текучки кадров у нас нет, а если говорить о редакции – мы расширяемся, постоянно набираем людей, усиливаем команду, может, поэтому создается такое впечатление. Отдельное направление, это продажа рекламы на NUR.kz, там действительно идет обновление кадров, потому что у нас достаточно жёсткие требования для работников, и если они не справляются, то они уходят.

- Какова кадровая политика компании, какими качествами должен обладать сотрудник компании? И есть ли возможность для карьерного роста?

- Так как NUR.kz – IT-компания, методику подбора сотрудников мы заимствовали у компаний из аналогичной сферы, имеющих успешный опыт работы с людьми. Например, таких как Google, Amazon, Facebook. Что касается качеств, - в первую очередь, это умение быстро обучаться новому и адаптироваться к обстоятельствам. Мы быстро развивающаяся компания и, чтобы продолжать быть успешными, нам необходимо менять процессы на ходу, если они становятся неэффективными. Бывает такое, что процессы могут измениться два раза за неделю.

Опять же, быстрое развитие компании приводит к тому, что появляются новые должности и, в первую очередь, мы рассматриваем на них собственных работников, поэтому в компании большие возможности для карьерного роста. Кроме того, кадровая политика подразумевает заботу о сотрудниках и постоянное развитие – в каждом отделе руководители следят за ростом своих работников, проводят внутренние тренинги, у нас есть своя библиотека с профильной литературой, которая является добровольно-обязательной для чтения.

Благодаря этому на открывающуюся вакансию у нас обычно претендуют около 25 кандидатов. Отбираем лучшего из них мы очень тщательно, в несколько этапов. Это позволяет нам быть уверенными, что в команде NUR.KZ по всем имеющимся направлениям работают только лучшие специалисты.

- Каковы основные стратегические задачи развития компании? Есть ли в планах открытие редакций в других странах, радио, интернет ТВ с собственными продуктами?

- Сейчас мы сосредоточены на развитии собственных IT-продуктов. У нас собственная CMS (система управления сайтом), что редкость для интернет-СМИ в Казахстане, потому что специалистов в этой области немного. Особенность NUR.kz в том, что мы смогли собрать команду, которая ежедневно улучшает свою разработанную систему и не арендует ее у других. Наше самое большое приложение на сегодня – NUR.kz, установили более 3 миллионов пользователей, и оно ежедневно вовлекает почти миллион активных читателей, снабжая их необходимой информацией.

У направления Rabota.nur.kz также собственная CRM-система (программа для управления взаимоотношениями с клиентами), которая позволяет комплексно отслеживать клиентов-работодателей, которые ищут себе сотрудников, отслеживать их нужды в «живых» вакансиях и за счет обширной базы резюме, которая увеличивается ежедневно, предоставлять им кандидатов для закрытия вакансий. Сложно переоценить социальную значимость данного направления.

Отдельное направление «Музыка NUR» – первое полномасштабное казахстанское музыкальное приложение на Android и iOS, где собрана самая большая база отечественных исполнителей, которая является сейчас востребованной в Казахстане.

В сентябре мы запустили собственный видеоформат NURTV.kz, – это одно из тех направлений, на которое мы возлагаем большие надежды. Понимая, какая сильная конкуренция на рынке, мы сосредоточились на том, чтобы правильно выстроить систему монетизации, более выгодную, чем у действующих конкурентов, в первую очередь YouTube. На NURTV.kz у нас собственная система распределения доходов. Мы написали алгоритм, который позволяет казахстанским правообладателям, которые размещают видеоконтент на нашем ресурсе, зарабатывать больше, чем позволяет им YouTube.

Как такового понятия стратегического развития в нашей индустрии нет, потому что оно меняется ежеквартально. Все зависит от того, как крупнейшие игроки на рынке – в данном случае мы говорим о дуаполии Facebook и Google, запускают и продвигают свои продукты в мире, от этого зависит стратегия развития всех остальных региональных игроков по всему миру. И наша стратегия – зная наперед что в планах этих крупнейших игроков, развивать дистрибуцию своего контента, попутно наращивая его количество для наших читателей. Выживание зависит от того, насколько грамотно выстроен интернет-маркетинг, как команды умеют управлять трафиком, это достаточно сложный механизм, который может либо убить, либо раскрутить ресурс. Должны быть сильные специалисты в SEO, SMM, должны быть специалисты, которые знают, как монетизировать трафик с ежедневным тестированием различных платформ.

На счет открытия редакции в других странах – на сегодняшний день считаю это пустой затеей, потому что редакция — это всегда операционные расходы, и чтобы содержать ее за рубежом, должна быть очень веская причина. В нашем бизнесе необходимости открытия редакции вовне – нет смысла, потому что наша редакция управляет трафиком, создает и подает информацию для читателей/зрителей сидя в офисе в любом месте.

- Каковы объемы инвестиций в развитие портала? Или портал является полностью самоокупаемым проектом?

- У нас нет понятия самоокупаемости портала, вопрос в целом в прибыльности компании. Озвучивать цифры я считаю пока неуместным, но могу сказать, что наша компания является прибыльной с первого года ее существования.

- Сколько примерно средств компания тратит на свое продвижение и какие каналы продвижение наиболее предпочтительны?

- Бюджеты на продвижение новостей NUR.kz мы не выделяем. Первые два года после запуска, как и любой молодой проект, мы тратили деньги на продвижение в интернете, в дальнейшем мы росли только органически, работая с разными источниками трафика, улучшая наш SEO, наращивая группы в соцсетях, а также работая с контентом и моментальным реагированием на интересы пользователей. Мы можем точечно запускать кампании для продвижения отдельных продуктов, как например делали это несколько лет назад для новостного приложения NUR.kz. После того как количество скачек превысило 1 миллион пользователей, приложение растет само и на сегодня уже превысило 3 миллионов установок.

Что касается каналов продвижения, то это зависит от продукта продвижения и целей.

Ну и, в целом, в нашем распоряжении и так самое охватное и эффективное для продвижения интернет-медиа в стране - NUR.kz, которое ежемесячно посещают более 11 миллионов человек, и мы в первую очередь используем этот канал.

8I1A5772.JPG

- Судя по прайсу, размещение рекламы на портале - удовольствие не из дешевых. Значит ли это, что маркетинговая политика портала рассчитана на рекламодателя с большим бюджетом, и малому бизнесу дорога на страницы портала закрыта?

- Цены у нас рыночные, то есть мы не смогли бы устанавливать прайс и продавать по нему, если бы кто-то мог предложить, те же услуги с такой же положительной конверсией для клиентов, охватом аудитории и более дешевой ценой.

Что касается пула клиентов, то да, в основном— это крупные компании, потому что им нужны охваты аудитории в масштабах страны, то есть почти каждый казахстанец, который пользуется интернетом.

Что касается рынка МСБ, мы очень гибки в техническом плане и в плане ценообразования. Мы ежегодно запускаем продажу летних пакетов; спецпроекты (индивидуально разработанные под цели клиента и со скидкой до 40%). Прямо сейчас у нас из предложений для МСБ рубрика «Мнение эксперта» – написание нативной статьи, публикация на главной странице за 300 тысяч тенге, а если клиент хочет выступить экспертом и оставить свое мнение в публикации – 150 тысяч тенге за статью. Также мы продаем рекламу в своем Instagram, где у нас 490 тысяч подписчиков, в обновленном приложении тоже есть возможность размещения. В общем, вариантов очень много и подобрать действенное размещение можно и на небольшой бюджет.

- Кто является основной целевой аудиторией портала, и на что сейчас ориентируется нынешний рекламодатель?

- Мы предоставляем своей аудитории четыре основных направления: новости, музыку, видеоконтент и сервис по поиску работы. Это самые востребованные направления на данный момент, поэтому наша целевая аудитория — это практически весь Казахстан, все, кто используют интернет.

А рекламодатели NUR.kz очень прогрессивные, – благодаря технической команде, неограниченные возможности портала, и они это успешно используют в своих маркетинговых стратегиях. Если обобщать, то разным рекламодателям, в зависимости от их отраслевой принадлежности, нужны разные читатели, зрители и слушатели. К примеру, сильным брендам достаточно упоминания, чтобы не дать себя забыть. Средним необходимо продвинуть определенные продукты, они покупают более дорогие форматы-действия, где можно кликнуть и оформить сделку. Одно из преимуществ интернет-индустрии — это как раз возможность сразу вступить во взаимодействие с клиентом, чего не может дать печатное СМИ или телевидение. Но, в целом, рекламодатели все больше уходят в создание уникальных спецпроектов и нативной рекламы, а мы внедряем новые инструменты и сервисы, чтобы максимально удовлетворить их потребности.

- Можно ли назвать портал социально ответственным? И в чем руководство портала видит социальную составляющую своего бизнеса?

- Если понимать под социальной ответственностью поддержку малоимущих или нуждающихся, то однозначно «да». Наша компания всегда помогает в сборе средств пострадавшим от разного толка ситуаций, малоимущим и инвалидам. Помогает в поиске потерявшихся близких и родных, в розыске преступников. Если же под социальной ответственностью понимать поддержку развития государственных инициатив – мы тоже не стоим в стороне.  Ежегодно редакция подводит итоги своих трудов в помощи казахстанцам (и не только) и в конце года делает обзорные статьи на эту тему.

Уверен, что многие СМИ в той или иной мере, по мере возможности, прилагают усилия в решении социальных задач.


1 просмотр

Есть ли будущее у каршеринга в Алматы?

Многие алматинцы относятся к каршерингу весьма скептично, аргументируя это тем, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут»

Фото: Shutterstock.com

Пару недель назад на алматинском рынке каршеринга появился новый игрок – компания с итальянскими корнями Anytime. Бренд уже достаточно долгое время работает в Москве и Минске. Однако многие автолюбители относятся к сервису достаточно скептически, сомневаясь в том, что у него есть будущее.

Говоря о преимуществах каршеринга, принято отмечать, во-первых, тот факт, что вы получаете услугу all-in-one – в стоимость включены бензин, страховка, мойка и техобслуживание, а также амортизационные расходы. Во-вторых, экологичность. По данным американской исследовательской компании Frost & Sullivan, распространение каршеринга сокращает выбросы углеродного газа в атмосферу на 15%. При этом одна машина каршеринга способна заменить от 8 до 15 личных автомобилей, что разгружает дороги городов и облегчает движение. Таким образом, развитие культуры каршеринга позволит разрешить сразу две актуальные проблемы крупных городов Казахстана – избытка личного автотранспорта на улицах и загрязнения окружающей среды.

Согласно данным мировой статистики, объем глобального рынка каршеринга к 2024 году превысит $16,5 млрд и будет расти на 34,8% в год. Рост популярности каршеринга подтверждают и аналитики ABI Research, подсчитавшие, что к 2030 году количество пользователей сервисов краткосрочной аренды автомобилей достигнет 650 млн человек.

Тем не менее многие алматинцы отнеслись к появлению новой каршеринговой компании весьма скептично, аргументируя это тем, что, во-первых, такой опыт уже был (чуть более двух лет назад на рынок уже выходил каршеринговый сервис DosCar), но не пошло, а во-вторых, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут».

Однако компания DosCar не ушла с рынка, как думают многие, а продолжает работать. Как нам рассказал ее директор Асылбек Есенов, спрос на услуги каршеринга достаточно стабилен, хотя есть небольшая сезонность: «Проект вышел на окупаемость и в данный момент выходит в «плюс». И сейчас перед ним стоит задача масштабирования бизнеса, что позволит снизить издержки и повысить рентабельность».

В автопарке DosCar 22 автомобиля. В основном, это машины эконом-класса – Huyndai Accent, VW Polo. Появление конкурента пионеры казахстанского каршерингового рынка воспринимают с оптимизмом. «Мы приветствуем еще одного оператора на рынке, не сомневаемся, что это даст дальнейший толчок развитию каршеринга», – заявил г-н Есенов, отметив также, что компания DosCar работает по принципиально другой модели и пока не планирует ее менять. В отличие от Anytime, начать и завершить аренду автомобилей DosCar можно только в определенных точках города (на карте мы насчитали их 16), что не всегда удобно. «У нас выгодно брать машину на 3–4 часа и более, когда она всегда нужна под рукой и не нужно бояться, что ее у тебя перехватят», – прокомментировал Асылбек Есенов.

Anytime вышел на рынок с сотней автомобилей VW Polo. За первые четыре дня работы международного каршерингового сервиса алматинцами было совершено более 4 тыс. аренд, а число новых зарегистрировавшихся пользователей за этот период составило более 15 тыс. человек.

«Результаты превзошли наши ожидания. Для сравнения: наши коллеги из Минска добились таких показателей только спустя три месяца упорной работы, а в московском «Делимобиле» – через пять месяцев. В день нам поступают сотни звонков и сообщений с вопросами, фото, видео и пожеланиями успеха. Люди охотно делятся своими впечатлениями от пользования нашим сервисом, а мы, в свою очередь, очень рады, что Казахстан так радушно встретил наш проект!», – заявил генеральный директор бренда Anytime в Казахстане Станислав Грошов.

То есть, говорить о том, что каршеринг не интересен алматинцам, пожалуй, преждевременно. Но вот насколько он выгоден? Цены Anytime и DosCar примерно в одном сегменте. Разница в том, что у Anytime поминутная тарификация (в зависимости от тарифа от 19 до 55 тенге за минуту), а вот в DosCar, помимо часовой оплаты (от 200 до 500 тенге за час), придется оплатить 65 тенге за каждый километр. И, к примеру, в условиях жесткого трафика предложение DosCar получается более выгодным, а вот на свободных дорогах – более разумным будет выбрать Anytime.

Впрочем, у обоих каршеринговых сервисов есть более серьезный конкурент. И это не частный автотранспорт, а такси.

Во-первых, несмотря на то, что автомобили Anytime можно взять и поставить на любой незакрытой парковке, свободное авто далеко не всегда находятся поблизости (проверено на себе), да и свободное парковочное пространство тоже надо поискать. Особенно в центре города днем (тоже проверено на себе). А каждая минута – это в среднем 44 тенге. Тогда как то же Яндекс.Такси подаст машину прямо к подъезду в кратчайшее время, да и заморачиваться с парковкой не придется.

Что касается цен, то и тут все очень неоднозначно. Например, мой путь от дома до работы составляет около 9 км. Преимущественно по проспекту аль-Фараби. Такси эконом-класса обойдется от 790 до 990 тенге, в зависимости от времени. Днем при умеренном трафике дорога занимает около 20–25 минут, утром – 40–50. То есть, услуги Anytime обойдутся минимум в 880 тенге в дневное время или около 760 тенге в утреннее (с 6:00 до 10:00 стоимость минуты – 19 тенге). Разумеется, сюда следует прибавить 2–3 минуты (100–120 тенге) на регулировку сиденья, зеркал, климата и т. д. Вроде бы неплохо. Но вот обратная дорога с учетом вечернего трафика получатся просто «золотой» – около 1760 тенге.

То есть, по сути, в пробки гораздо удобнее пользоваться каршеринговым сервисом DosCar. В данном случае поездка обходится в 300 тенге за час плюс 65 тенге за километр – то есть около 900 тенге. Но это если у вас поблизости есть точки DosCar (мне в этом смысле повезло).

В том, что касается нашего менталитета…  В салоне автомобиля Anytime, которым мы решили воспользоваться, было накурено, а на полу мы обнаружили пустые бутылки из-под воды и лимонада. Впрочем, как отметили в компании, в этом случае можно позвонить оператору и сообщить, что автомобиль не в надлежащем состоянии, и его приведут в порядок. Но это работает, только если у вас есть время или поблизости имеется другой автомобиль.

«Наши машины обладают огромным количеством датчиков и систем слежения. И мы каждую минуту видим, где находится автомобиль, с какой скоростью передвигается, кто им управляет, уровень топлива в баке и прочую информацию. То есть, у нас есть полный контроль над авто. Кроме того, при регистрации водитель отправляет нам все свои документы и в случае актов вандализма мы всегда знаем, кто это сделал», – отметил Станислав Грошов.

Исходя из вышесказанного, прежде чем начать аренду, стоит досконально осмотреть автомобиль и сообщить о дефектах оператору. Во избежание, так сказать…

Асылбек Есенов подчеркнул, что за более чем двухлетнее существование сервиса не наблюдалось небрежного отношения к автомобилям: «Причинения умышленного вреда нами не замечено. Понятное дело, ДТП случаются, но больший процент не по вине наших водителей».

Что касается будущего, то обе компании смотрят в него с оптимизмом. Anytime планирует увеличить парк в Алматы и запустить сервис во всех крупных городах Казахстана, включая Астану и Шымкент. DosCar разрабатывает продукт для жителей города, которым хотелось бы зарабатывать на своем авто, сдавая его в аренду посредством сервиса.

Мы же для себя сделали следующий вывод: каршеринг удобен, если твои поездки в день ограничиваются дорогой на работу и с работы. Если планируется в течение дня заехать в пару-тройку мест, а по дороге домой – в магазин, то удобнее и дешевле ехать на своем авто. Также каршеринг будет просто незаменим для тех, у кого своей машины нет, но пару раз в месяц надо съездить в магазин, помотаться по городу и т. д. Для этих случаев предусмотрен не только поминутный тариф, но и аренда на сутки.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане планируют создать новую авиакомпанию, цены на билеты которой обещают дешевле, чем у текущих компаний. Как Вы думаете, на чем будут экономить?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

Miyagi_kursiv_240x400.png

Цифра дня

1410
человек
погибло в пожарах с 2015 года, по данным МВД РК

Цитата дня

По моему мнению, несколько явлений сегодняшнего дня имеют множество параллелей как с началом XX века, так и с 1930-ми годами, и это дает нам основания бояться, что в результате (этой тенденции) может произойти непредвиденная цепь событий

Антониу Гутерриш
генсек ООН

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank