Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


4297 просмотров

Гендиректор NUR.KZ: «Будущее интернет-СМИ за алгоритмическими ньюсфидами и искусственным интеллектом»

Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz о том, что ждет казахстанский рынок интернет-СМИ

Фото: Nur.kz

Генеральный директор NUR.kz Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz, о том, что ждет казахстанский рынок интернет-порталов, что нужно для открытия своего интернет-СМИ и его раскрутки. И какие тренды актуальны в данный момент.

- По Вашему мнению, каковы перспективы информационных порталов? Не постигнет ли их судьба печатных СМИ? Ведь сейчас все большую популярность приобретают соцсети, где есть возможность изначально выбрать для себя интересующие темы?

- Сразу оговоримся, что мы говорим о Казахстане. Все зависит от команды, которая развивает тот или иной информационный портал. Если в рамках портала развиваются продукты, интересные для широких масс, и они правильно продвигаются через соцплатформы или поисковики, тогда судьба печатных СМИ не повторится.

Что касается развития новостей в интернете в целом, то будущее за алгоритмическими ньюсфидами, где присутствует искусственный интеллект. Сейчас самый популярный в мире – это китайский ньюсфид Toutiao, который агрегирует местный контент и отфильтровывает его индивидуально для каждого пользователя в Китае. На территории России это реализует компания Яндекс с их новым проектом «Дзен». Эти механизмы показывают себя очень успешно, подстраиваясь под интересы пользователей и выдавая им именно ту информацию, исходя из истории их браузера. Вот за такими сервисами будущее.

Если говорить о популярности социальных сетей, то мы снова возвращаемся к тому, что выживаемость СМИ зависит от того, насколько успешно команда конкретного СМИ может продвигать свой контент через алгоритмы соцсетей. Форма подачи контента везде разная и привлекает разную аудиторию. Читатели, просыпаясь утром, не идут на какой-то определенный сайт, а заходят в свою ленту и читают/смотрят то, что у них выходит на экран, им уже не важно, какой ресурс это написал.

Для того, чтобы держать лидирующие позиции, NUR.kz большое внимание уделяет, в первую очередь, написанию контента. У нас большая редакция, которая ежемесячно генерит немалый объем информации и распространяет его через соцплатформы и цифровые диджитал-каналы. Особое внимание уделяется приложению NUR.kz на Android и iOS. Не секрет, что в Казахстане присутствуют сбои в работе соцсетей, и в эти часы пользователь испытывает затруднения с привычным получением информации. Наше приложение позволяет ему быстро и удобно получить новости без определенных задержек.

8I1A5749.JPG

- Как сейчас позиционирует себя NUR.kz – это больше агрегатор, собирающий новости со всевозможных источников, или все-таки информационный портал с полноценной редакцией и каков процент собственных материалов?

- Сейчас мы сосредоточились на развитии IT-продуктов и, соответственно, больше считаем себя IT-компанией. В свое время NUR.kz начал свою деятельность как социальная сеть, которая переросла в агрегатор новостей, а потом в информационный портал. На данный момент мы создаем IT-продукты, и новости у нас являются только одной частью развития бизнеса. Процент собственных материалов колеблется от 61 до 64%, остальные это рерайты из всевозможных источников, начиная от казахстанских, заканчивая зарубежными, - все те новости, которые могут быть интересны казахстанцам. У нас в стране не происходит ежедневно столько событий, чтобы удовлетворить нужды аудитории, приходится искать информацию из ближнего и дальнего зарубежья.

- В начале года ходили слухи, что NUR.kz сменил собственника, и что сильная текучка кадров связана именно с этим. Это так?

- Это только слухи. Собственник NUR.kz не менялся уже несколько лет. Текучки кадров у нас нет, а если говорить о редакции – мы расширяемся, постоянно набираем людей, усиливаем команду, может, поэтому создается такое впечатление. Отдельное направление, это продажа рекламы на NUR.kz, там действительно идет обновление кадров, потому что у нас достаточно жёсткие требования для работников, и если они не справляются, то они уходят.

- Какова кадровая политика компании, какими качествами должен обладать сотрудник компании? И есть ли возможность для карьерного роста?

- Так как NUR.kz – IT-компания, методику подбора сотрудников мы заимствовали у компаний из аналогичной сферы, имеющих успешный опыт работы с людьми. Например, таких как Google, Amazon, Facebook. Что касается качеств, - в первую очередь, это умение быстро обучаться новому и адаптироваться к обстоятельствам. Мы быстро развивающаяся компания и, чтобы продолжать быть успешными, нам необходимо менять процессы на ходу, если они становятся неэффективными. Бывает такое, что процессы могут измениться два раза за неделю.

Опять же, быстрое развитие компании приводит к тому, что появляются новые должности и, в первую очередь, мы рассматриваем на них собственных работников, поэтому в компании большие возможности для карьерного роста. Кроме того, кадровая политика подразумевает заботу о сотрудниках и постоянное развитие – в каждом отделе руководители следят за ростом своих работников, проводят внутренние тренинги, у нас есть своя библиотека с профильной литературой, которая является добровольно-обязательной для чтения.

Благодаря этому на открывающуюся вакансию у нас обычно претендуют около 25 кандидатов. Отбираем лучшего из них мы очень тщательно, в несколько этапов. Это позволяет нам быть уверенными, что в команде NUR.KZ по всем имеющимся направлениям работают только лучшие специалисты.

- Каковы основные стратегические задачи развития компании? Есть ли в планах открытие редакций в других странах, радио, интернет ТВ с собственными продуктами?

- Сейчас мы сосредоточены на развитии собственных IT-продуктов. У нас собственная CMS (система управления сайтом), что редкость для интернет-СМИ в Казахстане, потому что специалистов в этой области немного. Особенность NUR.kz в том, что мы смогли собрать команду, которая ежедневно улучшает свою разработанную систему и не арендует ее у других. Наше самое большое приложение на сегодня – NUR.kz, установили более 3 миллионов пользователей, и оно ежедневно вовлекает почти миллион активных читателей, снабжая их необходимой информацией.

У направления Rabota.nur.kz также собственная CRM-система (программа для управления взаимоотношениями с клиентами), которая позволяет комплексно отслеживать клиентов-работодателей, которые ищут себе сотрудников, отслеживать их нужды в «живых» вакансиях и за счет обширной базы резюме, которая увеличивается ежедневно, предоставлять им кандидатов для закрытия вакансий. Сложно переоценить социальную значимость данного направления.

Отдельное направление «Музыка NUR» – первое полномасштабное казахстанское музыкальное приложение на Android и iOS, где собрана самая большая база отечественных исполнителей, которая является сейчас востребованной в Казахстане.

В сентябре мы запустили собственный видеоформат NURTV.kz, – это одно из тех направлений, на которое мы возлагаем большие надежды. Понимая, какая сильная конкуренция на рынке, мы сосредоточились на том, чтобы правильно выстроить систему монетизации, более выгодную, чем у действующих конкурентов, в первую очередь YouTube. На NURTV.kz у нас собственная система распределения доходов. Мы написали алгоритм, который позволяет казахстанским правообладателям, которые размещают видеоконтент на нашем ресурсе, зарабатывать больше, чем позволяет им YouTube.

Как такового понятия стратегического развития в нашей индустрии нет, потому что оно меняется ежеквартально. Все зависит от того, как крупнейшие игроки на рынке – в данном случае мы говорим о дуаполии Facebook и Google, запускают и продвигают свои продукты в мире, от этого зависит стратегия развития всех остальных региональных игроков по всему миру. И наша стратегия – зная наперед что в планах этих крупнейших игроков, развивать дистрибуцию своего контента, попутно наращивая его количество для наших читателей. Выживание зависит от того, насколько грамотно выстроен интернет-маркетинг, как команды умеют управлять трафиком, это достаточно сложный механизм, который может либо убить, либо раскрутить ресурс. Должны быть сильные специалисты в SEO, SMM, должны быть специалисты, которые знают, как монетизировать трафик с ежедневным тестированием различных платформ.

На счет открытия редакции в других странах – на сегодняшний день считаю это пустой затеей, потому что редакция — это всегда операционные расходы, и чтобы содержать ее за рубежом, должна быть очень веская причина. В нашем бизнесе необходимости открытия редакции вовне – нет смысла, потому что наша редакция управляет трафиком, создает и подает информацию для читателей/зрителей сидя в офисе в любом месте.

- Каковы объемы инвестиций в развитие портала? Или портал является полностью самоокупаемым проектом?

- У нас нет понятия самоокупаемости портала, вопрос в целом в прибыльности компании. Озвучивать цифры я считаю пока неуместным, но могу сказать, что наша компания является прибыльной с первого года ее существования.

- Сколько примерно средств компания тратит на свое продвижение и какие каналы продвижение наиболее предпочтительны?

- Бюджеты на продвижение новостей NUR.kz мы не выделяем. Первые два года после запуска, как и любой молодой проект, мы тратили деньги на продвижение в интернете, в дальнейшем мы росли только органически, работая с разными источниками трафика, улучшая наш SEO, наращивая группы в соцсетях, а также работая с контентом и моментальным реагированием на интересы пользователей. Мы можем точечно запускать кампании для продвижения отдельных продуктов, как например делали это несколько лет назад для новостного приложения NUR.kz. После того как количество скачек превысило 1 миллион пользователей, приложение растет само и на сегодня уже превысило 3 миллионов установок.

Что касается каналов продвижения, то это зависит от продукта продвижения и целей.

Ну и, в целом, в нашем распоряжении и так самое охватное и эффективное для продвижения интернет-медиа в стране - NUR.kz, которое ежемесячно посещают более 11 миллионов человек, и мы в первую очередь используем этот канал.

8I1A5772.JPG

- Судя по прайсу, размещение рекламы на портале - удовольствие не из дешевых. Значит ли это, что маркетинговая политика портала рассчитана на рекламодателя с большим бюджетом, и малому бизнесу дорога на страницы портала закрыта?

- Цены у нас рыночные, то есть мы не смогли бы устанавливать прайс и продавать по нему, если бы кто-то мог предложить, те же услуги с такой же положительной конверсией для клиентов, охватом аудитории и более дешевой ценой.

Что касается пула клиентов, то да, в основном— это крупные компании, потому что им нужны охваты аудитории в масштабах страны, то есть почти каждый казахстанец, который пользуется интернетом.

Что касается рынка МСБ, мы очень гибки в техническом плане и в плане ценообразования. Мы ежегодно запускаем продажу летних пакетов; спецпроекты (индивидуально разработанные под цели клиента и со скидкой до 40%). Прямо сейчас у нас из предложений для МСБ рубрика «Мнение эксперта» – написание нативной статьи, публикация на главной странице за 300 тысяч тенге, а если клиент хочет выступить экспертом и оставить свое мнение в публикации – 150 тысяч тенге за статью. Также мы продаем рекламу в своем Instagram, где у нас 490 тысяч подписчиков, в обновленном приложении тоже есть возможность размещения. В общем, вариантов очень много и подобрать действенное размещение можно и на небольшой бюджет.

- Кто является основной целевой аудиторией портала, и на что сейчас ориентируется нынешний рекламодатель?

- Мы предоставляем своей аудитории четыре основных направления: новости, музыку, видеоконтент и сервис по поиску работы. Это самые востребованные направления на данный момент, поэтому наша целевая аудитория — это практически весь Казахстан, все, кто используют интернет.

А рекламодатели NUR.kz очень прогрессивные, – благодаря технической команде, неограниченные возможности портала, и они это успешно используют в своих маркетинговых стратегиях. Если обобщать, то разным рекламодателям, в зависимости от их отраслевой принадлежности, нужны разные читатели, зрители и слушатели. К примеру, сильным брендам достаточно упоминания, чтобы не дать себя забыть. Средним необходимо продвинуть определенные продукты, они покупают более дорогие форматы-действия, где можно кликнуть и оформить сделку. Одно из преимуществ интернет-индустрии — это как раз возможность сразу вступить во взаимодействие с клиентом, чего не может дать печатное СМИ или телевидение. Но, в целом, рекламодатели все больше уходят в создание уникальных спецпроектов и нативной рекламы, а мы внедряем новые инструменты и сервисы, чтобы максимально удовлетворить их потребности.

- Можно ли назвать портал социально ответственным? И в чем руководство портала видит социальную составляющую своего бизнеса?

- Если понимать под социальной ответственностью поддержку малоимущих или нуждающихся, то однозначно «да». Наша компания всегда помогает в сборе средств пострадавшим от разного толка ситуаций, малоимущим и инвалидам. Помогает в поиске потерявшихся близких и родных, в розыске преступников. Если же под социальной ответственностью понимать поддержку развития государственных инициатив – мы тоже не стоим в стороне.  Ежегодно редакция подводит итоги своих трудов в помощи казахстанцам (и не только) и в конце года делает обзорные статьи на эту тему.

Уверен, что многие СМИ в той или иной мере, по мере возможности, прилагают усилия в решении социальных задач.


72 просмотра

2018 жыл жылжымайтын мүлік нарығында несімен есте қалды?

Сала мамандары «Курсивке» өткен жылдағы жылмайтын мүлікті сату мен жалға алудың ерекшеліктері туралы, сонымен қатар жаңа ипотекалық бағдарламаның нарыққа қалай әсер еткені жайында айтып берді

Фото: shutterstock.com

Тұрақтылық, келісім-шарттардың артуы, «7-20-25» бағдарламасының қабылдануы – осының барлығы жылжымайтын мүлік нарығында есте қалар оқиғалар. Мамандар жылжымайтын мүлікті сату мен жалға алудың 2018 жылғы ерекшеліктері мен жаңа ипотекалық бағдарламаның нарыққа қалай әсер еткенін айтып берді.  

Лариса Степаненко, «Қазақстан риэлторлары біріккен қауымдастығы» ЗТБ президенті:  

– Кейбір ойыншылар 2017 жылдың аяғында тоқырау болады деп болжап, ал өзгелері нарық өсім көрсетеді деп үміттенгеніне қарамастан, 2018 жыл азды-көпті тұрақтылық байқатты. Нарықтағы ойыншылардың басым көпшілігі – сатушылар, олардың доллар бағамынан алшақ кете алмай, жылжымайтын мүлік бойынша жасалған келісімде міндетті түрде курс көрсеткішіне бейімделетінін түсіну керек, соның салдарынан сатылатын нысанның бағасы бірде арзандап, бірде қымбаттап тұрады. Негізінде, біз 2018 жылы қайталама нарықта мәміле қатарының артатынын күні бұрын білгенміз, яғни, бұл бағытта тұрақтылық сақталды, жалпы алғанда біздің үмітіміз ақталғандай. Атап айтсақ, жасалған келісім-шарттардың 45 пайызы қайталама нарық еншісінде.  

Қабылданған жаңа бағдарламалар есебінен бастапқы нарықтың дамуы байқалды. Оның үлессалмағы қомақты деп айтпас едім, дегенмен дәл осы келісімдер бастапқы нарықтағы сату-сатып алу мәлімелелер санының тұрақтылығын айқындайды. Айта кету керек, «7-20-25» бағдарламасы өз күшіне енген соң ғана, бастапқы нарықта оның талаптарына сай келетін тұрғын үйлер аз екені анықталды, өтінімдердің тек 30-дан бір бөлігі қанағаттандырылған. Мәселе мынада, жаңа тұрғын үйлердің кез-келгені бағдарлама талабына сай келе бермейтіні анықталды, шаршыметрдің бағасы бағдарламада бекітілген шектен жоғары немесе үйлердің шаршыметр ауданы бағдарламада бекітілген қаржыға сай болмай жатты. 

Дәл осы жағдай сатып алушыларға да, құрылыс компанияларына да 2019 жылдың негізгі бағытын айқындап берді деген ойдамын. Яғни, құрылыс компанияларының клиенттері «7-20-25» бағдарламасына емін-еркін қатысып, сату-сатып алу туралы шарт жасауы үшін тұрғын үй ауданы қандай болу керектігін көрсетті.  

Осы орайда, қайталама нарықтан үй алуға мүмкіндік беретін «Баспана-Хит» бағдарламасының іске қосылғаны көңіл аударарлық жайт, өйткені, арзандау үй алғысы келетін сатып алушылардың қарасы қалың. Жалпы, жасалған келісім-шарттар бойынша жыл соңындағы мәліметтерді талдасақ, 2017 жылмен салыстырғанда, бұл келісім-шарттардың қатары 15 пайызға артқан.   

Жалға алу нарығын да ерекше атап өткен жөн, өйткені, ол 2018 жылы соғы жылдары бұрын-соңғы байқалмаған ұзақмерзімді тұрақтылық көрсетті.  Студенттердің қалаға қайтар шағында, шілде-тамыз айларында бағаның тұрақты түрде өсетінін білеміз. Біраз қымбаттап барып, қыркүйектің ортасына таман өз қалпына келетін. Жылжымайтын мүлік агенттігіне түскен өтінімдерді талдасақ, әрине, бірінші кезекте студенттер тұрғаны даусыз, екінші орынға келісім-шарт бойынша шақырылған мамандардың жайғасқаны көңіл аударарлық. Меніңше, Алматы нарығына кірген көптеген компаниялар сырттан маман шақырып, солар кемінде 1-3 жыл тұратын жылжымайтын мүлікке өтінім  тастайды, мұндай сұраныс факторлары бағаның жоғары деңгейде тұрақтануына ықпал етеді. Шілденің соңы, тамыз, қыркүйек, қазан, қараша айларында жалдамалы тұрғын үй құны тұрақты түрде жоғары болды. Тағы қоса кететін жайт, олардың 60-70 пайызы эконом-кластың үлесінде, қалғаны бизнес және комфорт санатындағы үйлер. Элиталық үйлердің саны сату-сатып алу бойынша да, жалға алу бойынша да аз, жылдық пайыздық үлесі де шағын.  

Жігер Қайыргелдин, ALEM жылжымайтын мүлік агенттінің директоры:  

– Жалпы алғанда, жыл жаман болған жоқ, ол жылжымайтын мүлік нарығында жасалған келісім-шарттардың артуымен есте қалады. Егер алдыңғы жылы қайталама нарық алдыңғы сапта болса, 2018-де қайталама нарық қарқын алып, аталмыш нарықта жасалған мәміле саны артты. Қазақстанның барлық аймақтарында дерлік, қаңтар-қазан айларында тұрғын үй бағасы қымбаттады. 2018 жылдың қатар айыннан, бәрінен бұрын Шымкетте тұрғын үй бағасы қатты көтерілді – 10 пайыздан артық. Екінші орында – Өскемен қаласы. Шаршы метрі 342 мыңнан 360 мыңға қымбаттап, 5,1 пайыз өсім көрсеткен Алматы қаласы – үшінші орында. Нарық болғандықтан, тұрғын үй бағасы да құбылып тұруы тиіс. Әрине, оған доллар бағамы да әсер ететіні анық.  

Қазақстандықтар доллардан жиі бас тартып, жылжымайтын мүлік бағасын теңгемен белгілеп, ұлттық валютада есеп айырысуға көшкенін айтып өткім келеді. Доллар бағамына байланбай, қаржылық есеп айырысудың барлығын ұлттық валютада жасасақ, жылжымайтын мүлік нарығындағы жағдай қазіргіден де тұрақты болатынына сенімдімін. «7-20-25» бағдарламасын қоса алғанда, сатып алушыларға тиімді шарттармен тұрғын үй алуына мүмкіндік беретін тартымды ипотекалық бағдарламалар белсенді түрде жетілдіріліп жатыр. Әлеуметтік тұрғын үй бағдарламалары – бір жағынан, мемлекет қамқорлығының белгісі болса, екінші жағынан, елдегі банктер мен нарықтық жүйе қазақстандықтарды қалта көтеретін қолжетімді ипотекалық бағдарламамен қамтамасыз ете алмай отырғанының көрінісі.  

Нұрлан Әлібаев, «КВАДРАТ» Риэлторлар тобы» жылжымайтын мүлік агенттігінің директоры:  

– Жыл басында Қазақстанның жылжымайтын мүлік нарығында тұрақтылық байқалды. Тұрғын үйге деген сұраныс әлі де жоғары. Жаңа үйлердегі шаршыметр бағасы жыл бойына АҚШ долларының айырбас бағамына байланысты шектеулі  ауқымда құбылып тұрды.  Сонымен қатар, Алматының жаңа үйлеріндегі «шаршыметрдің» орташа құны, жыл соңында шамамен 375 мың теңгені құрады. Қазақстан Республикасы Статистика комитетінің мәліметі бойынша, Астана қаласының қайталама нарығында тұрғын үй бағасы бір жыл ішінде 11,3% -ға қымбаттаған. Ал Алматыдағы жылжымайтын мүлік бағасы тек 1,2%  өсті. Құрылыс компаниялары нарықтың дәл осы жағдайында үй бағасын көтере алмайды. Қазір экономикалық жағдай басқа, егер алдыңғы жылдары тек Алматы емес, бүкіл ел бойынша тұрғын үй тұрақты түрде қымбаттаса,  қазір біз оның тоқырауға ұшырағанын, ары кетсе сәл-пәл қымбаттағанын көріп отырмыз. Баға ең алдымен қатты көтерілген аймақтарда түсіп жатыр. Ең бірінші – Алматы қаласы. 

Krisha.kz сарапшылары 

– 2018 жылдың тұрғын үй нарығы үшін басты оқиға – ипотека нарығының бойына қан жүгірткен «7-20-25» тұрғын үй несиелеу мемлекеттік бағдарламасы. Сонымен қатар, ипотекалық ұйымдардың пайыздық мөлшерлемесі нарықтық бағадан төмен коммерциялық бағдарламалары да іске қосылғанын айта кетейік. Кейбір қиындықтарға қарамастан (халықтың төлем қабілетінің төмендігі, бағдарлама талаптарына сай келетін тұрғын үйлердің аздығы) жобаның болашағы бар деп ойлаймыз.  

Атап айтқанда, саланы қаржылық қолдаудың есебінен, ол құрылыс компанияларының жоспарына әсер етуі мүмкін. 

«7-20-25» бағдарламасы нарықтағы бағаға еш әсер еткен жоқ. Алдағы уақытта да баға өзгереді деп күтудің қажеті шамалы. Қазақстанда экономика тұрақтанып, халықтың тұрмысы түзеліп, тұтынушылық қабілеті артқан кезде ғана жүзеге асатын, кейінге қалдырылған сұраныс қалыптасып отырғанын естен шығармаған жөн.   

2018 жылы Қазақстанның жылжымайтын мүлік нарығында шағын, дегенмен тұрақты оң динамика байқалды.  

Қолда бар деректерге сүйенсек, Қазақстан тұрғын үй нарығындағы ұсыныс бағасы орта есеппен 3,8 пайызға өскен.  

Ал жалға алу құнына келер болсақ, сұраныс артатын кезеңде тұрақты маусымдық баға өсімі ғана байқалды. Жалып алғанда, 2018 жыл бойы жалға алу бағасы өзгермеді.  
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank