Перейти к основному содержанию
5746 просмотров

Гендиректор NUR.KZ: «Будущее интернет-СМИ за алгоритмическими ньюсфидами и искусственным интеллектом»

Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz о том, что ждет казахстанский рынок интернет-СМИ

Фото: Nur.kz

Генеральный директор NUR.kz Куат Бахридинов поделился своим мнением с Kursiv.kz, о том, что ждет казахстанский рынок интернет-порталов, что нужно для открытия своего интернет-СМИ и его раскрутки. И какие тренды актуальны в данный момент.

- По Вашему мнению, каковы перспективы информационных порталов? Не постигнет ли их судьба печатных СМИ? Ведь сейчас все большую популярность приобретают соцсети, где есть возможность изначально выбрать для себя интересующие темы?

- Сразу оговоримся, что мы говорим о Казахстане. Все зависит от команды, которая развивает тот или иной информационный портал. Если в рамках портала развиваются продукты, интересные для широких масс, и они правильно продвигаются через соцплатформы или поисковики, тогда судьба печатных СМИ не повторится.

Что касается развития новостей в интернете в целом, то будущее за алгоритмическими ньюсфидами, где присутствует искусственный интеллект. Сейчас самый популярный в мире – это китайский ньюсфид Toutiao, который агрегирует местный контент и отфильтровывает его индивидуально для каждого пользователя в Китае. На территории России это реализует компания Яндекс с их новым проектом «Дзен». Эти механизмы показывают себя очень успешно, подстраиваясь под интересы пользователей и выдавая им именно ту информацию, исходя из истории их браузера. Вот за такими сервисами будущее.

Если говорить о популярности социальных сетей, то мы снова возвращаемся к тому, что выживаемость СМИ зависит от того, насколько успешно команда конкретного СМИ может продвигать свой контент через алгоритмы соцсетей. Форма подачи контента везде разная и привлекает разную аудиторию. Читатели, просыпаясь утром, не идут на какой-то определенный сайт, а заходят в свою ленту и читают/смотрят то, что у них выходит на экран, им уже не важно, какой ресурс это написал.

Для того, чтобы держать лидирующие позиции, NUR.kz большое внимание уделяет, в первую очередь, написанию контента. У нас большая редакция, которая ежемесячно генерит немалый объем информации и распространяет его через соцплатформы и цифровые диджитал-каналы. Особое внимание уделяется приложению NUR.kz на Android и iOS. Не секрет, что в Казахстане присутствуют сбои в работе соцсетей, и в эти часы пользователь испытывает затруднения с привычным получением информации. Наше приложение позволяет ему быстро и удобно получить новости без определенных задержек.

8I1A5749.JPG

- Как сейчас позиционирует себя NUR.kz – это больше агрегатор, собирающий новости со всевозможных источников, или все-таки информационный портал с полноценной редакцией и каков процент собственных материалов?

- Сейчас мы сосредоточились на развитии IT-продуктов и, соответственно, больше считаем себя IT-компанией. В свое время NUR.kz начал свою деятельность как социальная сеть, которая переросла в агрегатор новостей, а потом в информационный портал. На данный момент мы создаем IT-продукты, и новости у нас являются только одной частью развития бизнеса. Процент собственных материалов колеблется от 61 до 64%, остальные это рерайты из всевозможных источников, начиная от казахстанских, заканчивая зарубежными, - все те новости, которые могут быть интересны казахстанцам. У нас в стране не происходит ежедневно столько событий, чтобы удовлетворить нужды аудитории, приходится искать информацию из ближнего и дальнего зарубежья.

- В начале года ходили слухи, что NUR.kz сменил собственника, и что сильная текучка кадров связана именно с этим. Это так?

- Это только слухи. Собственник NUR.kz не менялся уже несколько лет. Текучки кадров у нас нет, а если говорить о редакции – мы расширяемся, постоянно набираем людей, усиливаем команду, может, поэтому создается такое впечатление. Отдельное направление, это продажа рекламы на NUR.kz, там действительно идет обновление кадров, потому что у нас достаточно жёсткие требования для работников, и если они не справляются, то они уходят.

- Какова кадровая политика компании, какими качествами должен обладать сотрудник компании? И есть ли возможность для карьерного роста?

- Так как NUR.kz – IT-компания, методику подбора сотрудников мы заимствовали у компаний из аналогичной сферы, имеющих успешный опыт работы с людьми. Например, таких как Google, Amazon, Facebook. Что касается качеств, - в первую очередь, это умение быстро обучаться новому и адаптироваться к обстоятельствам. Мы быстро развивающаяся компания и, чтобы продолжать быть успешными, нам необходимо менять процессы на ходу, если они становятся неэффективными. Бывает такое, что процессы могут измениться два раза за неделю.

Опять же, быстрое развитие компании приводит к тому, что появляются новые должности и, в первую очередь, мы рассматриваем на них собственных работников, поэтому в компании большие возможности для карьерного роста. Кроме того, кадровая политика подразумевает заботу о сотрудниках и постоянное развитие – в каждом отделе руководители следят за ростом своих работников, проводят внутренние тренинги, у нас есть своя библиотека с профильной литературой, которая является добровольно-обязательной для чтения.

Благодаря этому на открывающуюся вакансию у нас обычно претендуют около 25 кандидатов. Отбираем лучшего из них мы очень тщательно, в несколько этапов. Это позволяет нам быть уверенными, что в команде NUR.KZ по всем имеющимся направлениям работают только лучшие специалисты.

- Каковы основные стратегические задачи развития компании? Есть ли в планах открытие редакций в других странах, радио, интернет ТВ с собственными продуктами?

- Сейчас мы сосредоточены на развитии собственных IT-продуктов. У нас собственная CMS (система управления сайтом), что редкость для интернет-СМИ в Казахстане, потому что специалистов в этой области немного. Особенность NUR.kz в том, что мы смогли собрать команду, которая ежедневно улучшает свою разработанную систему и не арендует ее у других. Наше самое большое приложение на сегодня – NUR.kz, установили более 3 миллионов пользователей, и оно ежедневно вовлекает почти миллион активных читателей, снабжая их необходимой информацией.

У направления Rabota.nur.kz также собственная CRM-система (программа для управления взаимоотношениями с клиентами), которая позволяет комплексно отслеживать клиентов-работодателей, которые ищут себе сотрудников, отслеживать их нужды в «живых» вакансиях и за счет обширной базы резюме, которая увеличивается ежедневно, предоставлять им кандидатов для закрытия вакансий. Сложно переоценить социальную значимость данного направления.

Отдельное направление «Музыка NUR» – первое полномасштабное казахстанское музыкальное приложение на Android и iOS, где собрана самая большая база отечественных исполнителей, которая является сейчас востребованной в Казахстане.

В сентябре мы запустили собственный видеоформат NURTV.kz, – это одно из тех направлений, на которое мы возлагаем большие надежды. Понимая, какая сильная конкуренция на рынке, мы сосредоточились на том, чтобы правильно выстроить систему монетизации, более выгодную, чем у действующих конкурентов, в первую очередь YouTube. На NURTV.kz у нас собственная система распределения доходов. Мы написали алгоритм, который позволяет казахстанским правообладателям, которые размещают видеоконтент на нашем ресурсе, зарабатывать больше, чем позволяет им YouTube.

Как такового понятия стратегического развития в нашей индустрии нет, потому что оно меняется ежеквартально. Все зависит от того, как крупнейшие игроки на рынке – в данном случае мы говорим о дуаполии Facebook и Google, запускают и продвигают свои продукты в мире, от этого зависит стратегия развития всех остальных региональных игроков по всему миру. И наша стратегия – зная наперед что в планах этих крупнейших игроков, развивать дистрибуцию своего контента, попутно наращивая его количество для наших читателей. Выживание зависит от того, насколько грамотно выстроен интернет-маркетинг, как команды умеют управлять трафиком, это достаточно сложный механизм, который может либо убить, либо раскрутить ресурс. Должны быть сильные специалисты в SEO, SMM, должны быть специалисты, которые знают, как монетизировать трафик с ежедневным тестированием различных платформ.

На счет открытия редакции в других странах – на сегодняшний день считаю это пустой затеей, потому что редакция — это всегда операционные расходы, и чтобы содержать ее за рубежом, должна быть очень веская причина. В нашем бизнесе необходимости открытия редакции вовне – нет смысла, потому что наша редакция управляет трафиком, создает и подает информацию для читателей/зрителей сидя в офисе в любом месте.

- Каковы объемы инвестиций в развитие портала? Или портал является полностью самоокупаемым проектом?

- У нас нет понятия самоокупаемости портала, вопрос в целом в прибыльности компании. Озвучивать цифры я считаю пока неуместным, но могу сказать, что наша компания является прибыльной с первого года ее существования.

- Сколько примерно средств компания тратит на свое продвижение и какие каналы продвижение наиболее предпочтительны?

- Бюджеты на продвижение новостей NUR.kz мы не выделяем. Первые два года после запуска, как и любой молодой проект, мы тратили деньги на продвижение в интернете, в дальнейшем мы росли только органически, работая с разными источниками трафика, улучшая наш SEO, наращивая группы в соцсетях, а также работая с контентом и моментальным реагированием на интересы пользователей. Мы можем точечно запускать кампании для продвижения отдельных продуктов, как например делали это несколько лет назад для новостного приложения NUR.kz. После того как количество скачек превысило 1 миллион пользователей, приложение растет само и на сегодня уже превысило 3 миллионов установок.

Что касается каналов продвижения, то это зависит от продукта продвижения и целей.

Ну и, в целом, в нашем распоряжении и так самое охватное и эффективное для продвижения интернет-медиа в стране - NUR.kz, которое ежемесячно посещают более 11 миллионов человек, и мы в первую очередь используем этот канал.

8I1A5772.JPG

- Судя по прайсу, размещение рекламы на портале - удовольствие не из дешевых. Значит ли это, что маркетинговая политика портала рассчитана на рекламодателя с большим бюджетом, и малому бизнесу дорога на страницы портала закрыта?

- Цены у нас рыночные, то есть мы не смогли бы устанавливать прайс и продавать по нему, если бы кто-то мог предложить, те же услуги с такой же положительной конверсией для клиентов, охватом аудитории и более дешевой ценой.

Что касается пула клиентов, то да, в основном— это крупные компании, потому что им нужны охваты аудитории в масштабах страны, то есть почти каждый казахстанец, который пользуется интернетом.

Что касается рынка МСБ, мы очень гибки в техническом плане и в плане ценообразования. Мы ежегодно запускаем продажу летних пакетов; спецпроекты (индивидуально разработанные под цели клиента и со скидкой до 40%). Прямо сейчас у нас из предложений для МСБ рубрика «Мнение эксперта» – написание нативной статьи, публикация на главной странице за 300 тысяч тенге, а если клиент хочет выступить экспертом и оставить свое мнение в публикации – 150 тысяч тенге за статью. Также мы продаем рекламу в своем Instagram, где у нас 490 тысяч подписчиков, в обновленном приложении тоже есть возможность размещения. В общем, вариантов очень много и подобрать действенное размещение можно и на небольшой бюджет.

- Кто является основной целевой аудиторией портала, и на что сейчас ориентируется нынешний рекламодатель?

- Мы предоставляем своей аудитории четыре основных направления: новости, музыку, видеоконтент и сервис по поиску работы. Это самые востребованные направления на данный момент, поэтому наша целевая аудитория — это практически весь Казахстан, все, кто используют интернет.

А рекламодатели NUR.kz очень прогрессивные, – благодаря технической команде, неограниченные возможности портала, и они это успешно используют в своих маркетинговых стратегиях. Если обобщать, то разным рекламодателям, в зависимости от их отраслевой принадлежности, нужны разные читатели, зрители и слушатели. К примеру, сильным брендам достаточно упоминания, чтобы не дать себя забыть. Средним необходимо продвинуть определенные продукты, они покупают более дорогие форматы-действия, где можно кликнуть и оформить сделку. Одно из преимуществ интернет-индустрии — это как раз возможность сразу вступить во взаимодействие с клиентом, чего не может дать печатное СМИ или телевидение. Но, в целом, рекламодатели все больше уходят в создание уникальных спецпроектов и нативной рекламы, а мы внедряем новые инструменты и сервисы, чтобы максимально удовлетворить их потребности.

- Можно ли назвать портал социально ответственным? И в чем руководство портала видит социальную составляющую своего бизнеса?

- Если понимать под социальной ответственностью поддержку малоимущих или нуждающихся, то однозначно «да». Наша компания всегда помогает в сборе средств пострадавшим от разного толка ситуаций, малоимущим и инвалидам. Помогает в поиске потерявшихся близких и родных, в розыске преступников. Если же под социальной ответственностью понимать поддержку развития государственных инициатив – мы тоже не стоим в стороне.  Ежегодно редакция подводит итоги своих трудов в помощи казахстанцам (и не только) и в конце года делает обзорные статьи на эту тему.

Уверен, что многие СМИ в той или иной мере, по мере возможности, прилагают усилия в решении социальных задач.

banner_wsj.gif

1453 просмотра

Почему крупные инвесторы не делают ставку на вакцину от коронавируса

В случае успеха компания-создатель вакцины от коронавируса поможет миллиардам людей

Лаборанты на предприятии Gilead Sciences в Ла-Верн (Калифорния) загружают флаконы с ремдесивиром, 18 марта.
Фото: Gilead Sciences/Reuters

Фармацевтические компании вступили в гонку по разработке лекарства для лечения нового коронавируса, и крупные инвестиционные фирмы делают осторожные ставки на вероятных победителей.

Хедж-фонды и фирмы из сферы венчурных инвестиций, бизнес которых – это прогнозирование будущего компаний и экономик, обретают все большую уверенность в том, что уже скоро исследователи создадут эффективные лекарства для борьбы с пандемией.

И хотя в случае успеха эти усилия могут помочь миллионам и даже миллиардам людей, вероятность того, что акционеры получат значительную прибыль, весьма невысока, утверждают инвесторы. Некоторые даже ставят на понижение цены акций тех фармкомпаний, которые, по их мнению, создают излишнюю шумиху вокруг своих успехов в разработке препаратов против COVID-19.

«Большинство цен на акции не имеет ничего общего с реальностью», – говорит Джозеф Эдельман, глава нью-йоркского хедж-фонда Perceptive Advisors (специализируется на здравоохранении и управляет активами на сумму в $4,2 млрд). Он предлагает обратить внимание, например, на разрыв между стоимостью акций фармацевтической компании Gilead Sciences Inc. и прибылью, которую они могут получить от лекарств и вакцин.

1WSJ копия_page-0001.jpg

В этом году акции компании Gilead выросли на 18,9% благодаря новому противовирусному препарату ремдесивир, который вводится внутривенно и, по последним данным, ускоряет выздоровление пациентов с COVID-19.

Появление новых лекарств всегда сложно предвидеть, но те, кто делает ставку на препараты для лечения коронавируса, сталкиваются с уникальными проблемами. Некоторые из на­иболее инновационных и многообещающих методов лечения еще не проходили клинические испытания. Кроме того, компании вынуждены конкурировать с иностранными государствами и некоммерческими организациями, которые намерены предложить собственные прорывные решения. В случае же успешного создания лекарства или вакцины могут появиться трудности при ценообразовании, производстве и дистрибуции.

Перед инвесторами стоит целый ряд вопросов, например, смогут ли препараты для лечения COVID-19 не только помочь больным, но и защитить от вируса тех, кто еще не заболел, или для этого потребуются другие лекарства? Помогут ли вакцины снизить потребность в длительном лечении? Позволят ли правительства устанавливать компаниям достаточно высокие цены, чтобы они смогли получить ощутимую прибыль?

Управляющий хедж-фондом Glenview Capital Management (специализируется на сфере здравоохранения) Ларри Роббинс не делает ставок на появление возможных лекарств для лечения коронавируса в том числе и потому, что ожидает создания такой вакцины, благодаря которой необходимость даже в самых эффективных лекарствах попросту отпадет.

«С гуманистической точки зрения, мы все хотим появления такого лекарства, но инвесторам нужно быть уверенными в том, что лекарство действует и что его продажи продлятся достаточно долго, чтобы оказать существенное влияние на компанию», – отмечает он.

Акции компании Gilead относятся к числу тех ценных бумаг, о которых инвесторы подумают дважды, прежде чем купить их. По прогнозам, до конца текущего года компания планирует произвести ремдесивир для свыше одного миллиона курсов терапии, и прибыль от годовых продаж препарата может составить несколько миллиардов долларов. Если Gilead сумеет разработать ингаляционную версию препарата либо другие альтернативные введению внутривенно варианты, популярность ремдесивира может возрасти еще больше, утверждают оптимистично настроенные инвесторы.

Однако тот факт, что компания пообещала безвозмездно передать госпиталям 1,5 млн доз препарата для лечения COVID-19, а также то, что стоимость лекарства в дальнейшем пока неизвестна, вызвали вопросы по поводу ожидаемой прибыли. В прошлом Gilead уже подвергался критике за высокую стоимость своих препаратов для лечения ВИЧ и гепатита. Компании может оказаться непросто удержать цену на ремдесивир, особенно если принять во внимание пуб­личную критику высоких цен на лекарства со стороны президента Дональда Трампа.

В случае если стоимость одного курса лечения от Gilead, как это предсказывают инвесторы, составит $4 тыс., то прибыль может достичь $4 млрд. Но эта цифра намного меньше добавленной рыночной стоимости за этот год и не учитывает расходы на разработку препарата – они, по самым приблизительным оценкам, могли составить $1 млрд, что негативно отразится на любой прибыли.

Кроме того, некоторые инвесторы, занимающие медвежьи позиции, все еще не убеждены в эффективности ремдесивира.

«Даже если лекарство будет иметь посредственную эффективность, его все равно будут назначать, однако Gilead не сможет на этом много заработать», – говорит доктор Джозеф Лоулер, руководитель хедж-фонда JFL Capital Management, который торгует на понижение, то есть делает ставку против Gilead.

Как сообщил официальный представитель Gilead, фармацевтическая компания еще не определилась с конечной стоимостью ремдесивира.

«На данный момент мы сосредоточены на том, чтобы обес­печить доступ к ремдесивиру на бесплатной основе в рамках акции по безвозмездной передаче лекарства. После этого мы намерены обеспечить доступ к ремдесивиру как для правительств, так и для пациентов по всему миру», – заявил он.

По мнению Лусианы Борио, ранее занимавшей пост главы комитета по обеспечению медицинской готовности к ЧС и биологической защите Совета национальной безопасности США, эффективные препараты, скорее всего, будут разработаны небольшими частными компаниями, а не публичными игроками, чьи акции торгуются на бирже. И это еще один вызов для инвесторов.

«Для технологий, которые являются по-настоящему инновационными и прорывными, появляется возможность привлечь финансирование и получить выгоду, заключив соглашение о партнерстве», – говорит Борио.

Некоторые инвесторы больше сосредоточены на препаратах, которые могут помочь не только тем, кто уже заболел, но и предотвратить само заражение вирусом, что потенциально является намного более крупным рынком. Эти инвесторы делают ставку на терапию антителами, вырабатываемыми иммунной системой организма. Такие антитела способны блокировать шиповидный белок коронавируса, предотвращая заражение здоровых клеток.

Управляющий фондом Perceptive г-н Эдельман владеет акциями компании Regeneron Pharmaceuticals Inc. – лидера в области терапии антителами. Компания использует метод с моноклональными антителами, при котором ученые отбирают наиболее сильные антитела у переболевших коронавирусом пациентов или, как в случае с Regeneron, у мышей, которым была привита иммунная система человека, а затем клонирует их и делает лекарства.

В начале лета Regeneron планирует приступить к клиническим испытаниям. Компания намерена производить сотни тысяч доз препарата ежемесячно, начиная  с конца августа.

Роберт Нельсен, один из руководителей фирмы Arch Venture Partners, которая занимается венчурным инвестированием и в прошлом уже делала успешные ставки на иммунотерапию рака, в настоящее время оказывает поддержку компании VIR Biotechnology Inc., планирующей этим летом провести клинические испытания собственной моноклональной терапии антителами.

«Я тороплю их каждый день. Мы не знаем, каким будет вирус этой осенью – слабее, сильнее или точно таким же, как сейчас. В 1918 году вторая волна вируса была более сильной,  поэтому мы должны быть к этому готовы», – считает Нельсен.

В этом году акции Regeneron выросли в цене на 52%, обеспечив компании прирост рыночной стоимости на $23 млрд. Рост акций VIR достиг 148% и обеспечил прирост рыночной капитализации на $2,3 млрд.

Есть инвесторы, которые полагают, что разработка вакцины может негативно отразиться на акциях этих компаний. Однако, по мнению Нельсена, для поиска вакцины исследователям может потребоваться гораздо больше времени, чем это ожидалось ранее, что создает огромный рынок для лечения антителами.

«Вакцины никогда не бывают эффективными на все сто процентов, поэтому терапия антителами может иметь ключевое значение в профилактике повторной волны заражений», – утверждает он.

Одна из инвестиционных стратегий, нацеленная на достижение высокой прибыли, но сопряженная с высоким риском, – это покупка акций небольших компаний с хорошим потенциалом роста. И Эдельман, и Нельсен владеют крупными пакетами акций малоизвестной биотехнологической компании VBI Vaccines Inc., которая заявляет о нестандартном подходе к разработке вакцин. На момент закрытия торгов в прошлый четверг ее акции продавались по цене $2,07.

Спрогнозировать, какая именно вакцина окажется победителем, возможно, даже сложнее, чем сделать то же самое для лекарств от коронавируса. По ряду показателей пока лидируют китайские компании и группа исследователей Оксфордского университета. Некоторые компании утверждают, что будут распространять разработанную ими вакцину по себестоимости, что может негативно отразиться на прибыли других игроков. Тем не менее потенциальный рынок огромен. Часть инвесторов уверена, что для удовлетворения глобального спроса потребуется несколько видов вакцин. К примеру, недорогой вариант для молодых, более крепких, людей и более мощный препарат для тех, чей иммунитет серьезно ослаблен.

2WSJ копия_page-0001.jpg

Наибольший ажиотаж среди производителей вакцин вызвала компания Moderna Inc. После начала клинических испытаний на людях акции компании выросли на 230%. Стратегия Moderna заключается в создании вакцины с использованием генетической последовательности вируса, а не фактического генетического материала. Компания использует запрограммированный материал, так называемую матричную рибонуклеиновую кислоту (мРНК) с целью направить работу иммунной системы пациента на выработку антител, способных бороться с коронавирусом.

По словам Энтони Фаучи, директора американского Нацио­нального института аллергии и инфекционных заболеваний, этот метод просто поразительный, и он может позволить наладить быстрое производство вакцины. Над разработкой мРНК вакцины также работают Pfizer и немецкая компания BioNTech.

В то же время аналитики отмечают, что технология мРНК весьма дорогостоящая и ранее никогда не применялась для производства одобренных лекарств или вакцин. Уже сегодня рыночная стоимость Moderna составляет $24 млрд. Для сравнения: в начале текущего года компания стоила лишь $6,5 млрд. Что касается Pfizer, то эта компания уже сейчас стоит $211 млрд, и поэтому неясно, как сильно вакцина отразится на дальнейшем росте ее стоимости.

Впрочем, некоторые инвесторы весьма скептически настроены в отношении наиболее быстро растущих в цене компаний, которые заняты в борьбе с коронавирусом. К примеру, Лоулер из JFL Capital шортит акции небольшой фирмы Inovio Pharmaceuticals Inc. Несмотря на скромные успехи в прошлом, в этом году ее акции выросли в цене на 314%.

По словам официального представителя Inovio, в данный момент осуществляется первый этап испытаний вакцины от COVID-19. Компания ожидает получить результаты тестов уже в июне, продолжая тем временем работать над другими препаратами.

«Чем громче заголовок в сообщениях прессы, тем охотнее публика расстается с деньгами», – отмечает Брэд Лонкар из Loncar Investments, специализирующийся на инвестициях в сфере здравоохранения.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png