Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3595 просмотров

Есть ли будущее у каршеринга в Алматы?

Многие алматинцы относятся к каршерингу весьма скептично, аргументируя это тем, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут»

Фото: Shutterstock.com

Пару недель назад на алматинском рынке каршеринга появился новый игрок – компания с итальянскими корнями Anytime. Бренд уже достаточно долгое время работает в Москве и Минске. Однако многие автолюбители относятся к сервису достаточно скептически, сомневаясь в том, что у него есть будущее.

Говоря о преимуществах каршеринга, принято отмечать, во-первых, тот факт, что вы получаете услугу all-in-one – в стоимость включены бензин, страховка, мойка и техобслуживание, а также амортизационные расходы. Во-вторых, экологичность. По данным американской исследовательской компании Frost & Sullivan, распространение каршеринга сокращает выбросы углеродного газа в атмосферу на 15%. При этом одна машина каршеринга способна заменить от 8 до 15 личных автомобилей, что разгружает дороги городов и облегчает движение. Таким образом, развитие культуры каршеринга позволит разрешить сразу две актуальные проблемы крупных городов Казахстана – избытка личного автотранспорта на улицах и загрязнения окружающей среды.

Согласно данным мировой статистики, объем глобального рынка каршеринга к 2024 году превысит $16,5 млрд и будет расти на 34,8% в год. Рост популярности каршеринга подтверждают и аналитики ABI Research, подсчитавшие, что к 2030 году количество пользователей сервисов краткосрочной аренды автомобилей достигнет 650 млн человек.

Тем не менее многие алматинцы отнеслись к появлению новой каршеринговой компании весьма скептично, аргументируя это тем, что, во-первых, такой опыт уже был (чуть более двух лет назад на рынок уже выходил каршеринговый сервис DosCar), но не пошло, а во-вторых, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут».

Однако компания DosCar не ушла с рынка, как думают многие, а продолжает работать. Как нам рассказал ее директор Асылбек Есенов, спрос на услуги каршеринга достаточно стабилен, хотя есть небольшая сезонность: «Проект вышел на окупаемость и в данный момент выходит в «плюс». И сейчас перед ним стоит задача масштабирования бизнеса, что позволит снизить издержки и повысить рентабельность».

В автопарке DosCar 22 автомобиля. В основном, это машины эконом-класса – Huyndai Accent, VW Polo. Появление конкурента пионеры казахстанского каршерингового рынка воспринимают с оптимизмом. «Мы приветствуем еще одного оператора на рынке, не сомневаемся, что это даст дальнейший толчок развитию каршеринга», – заявил г-н Есенов, отметив также, что компания DosCar работает по принципиально другой модели и пока не планирует ее менять. В отличие от Anytime, начать и завершить аренду автомобилей DosCar можно только в определенных точках города (на карте мы насчитали их 16), что не всегда удобно. «У нас выгодно брать машину на 3–4 часа и более, когда она всегда нужна под рукой и не нужно бояться, что ее у тебя перехватят», – прокомментировал Асылбек Есенов.

Anytime вышел на рынок с сотней автомобилей VW Polo. За первые четыре дня работы международного каршерингового сервиса алматинцами было совершено более 4 тыс. аренд, а число новых зарегистрировавшихся пользователей за этот период составило более 15 тыс. человек.

«Результаты превзошли наши ожидания. Для сравнения: наши коллеги из Минска добились таких показателей только спустя три месяца упорной работы, а в московском «Делимобиле» – через пять месяцев. В день нам поступают сотни звонков и сообщений с вопросами, фото, видео и пожеланиями успеха. Люди охотно делятся своими впечатлениями от пользования нашим сервисом, а мы, в свою очередь, очень рады, что Казахстан так радушно встретил наш проект!», – заявил генеральный директор бренда Anytime в Казахстане Станислав Грошов.

То есть, говорить о том, что каршеринг не интересен алматинцам, пожалуй, преждевременно. Но вот насколько он выгоден? Цены Anytime и DosCar примерно в одном сегменте. Разница в том, что у Anytime поминутная тарификация (в зависимости от тарифа от 19 до 55 тенге за минуту), а вот в DosCar, помимо часовой оплаты (от 200 до 500 тенге за час), придется оплатить 65 тенге за каждый километр. И, к примеру, в условиях жесткого трафика предложение DosCar получается более выгодным, а вот на свободных дорогах – более разумным будет выбрать Anytime.

Впрочем, у обоих каршеринговых сервисов есть более серьезный конкурент. И это не частный автотранспорт, а такси.

Во-первых, несмотря на то, что автомобили Anytime можно взять и поставить на любой незакрытой парковке, свободное авто далеко не всегда находятся поблизости (проверено на себе), да и свободное парковочное пространство тоже надо поискать. Особенно в центре города днем (тоже проверено на себе). А каждая минута – это в среднем 44 тенге. Тогда как то же Яндекс.Такси подаст машину прямо к подъезду в кратчайшее время, да и заморачиваться с парковкой не придется.

Что касается цен, то и тут все очень неоднозначно. Например, мой путь от дома до работы составляет около 9 км. Преимущественно по проспекту аль-Фараби. Такси эконом-класса обойдется от 790 до 990 тенге, в зависимости от времени. Днем при умеренном трафике дорога занимает около 20–25 минут, утром – 40–50. То есть, услуги Anytime обойдутся минимум в 880 тенге в дневное время или около 760 тенге в утреннее (с 6:00 до 10:00 стоимость минуты – 19 тенге). Разумеется, сюда следует прибавить 2–3 минуты (100–120 тенге) на регулировку сиденья, зеркал, климата и т. д. Вроде бы неплохо. Но вот обратная дорога с учетом вечернего трафика получатся просто «золотой» – около 1760 тенге.

То есть, по сути, в пробки гораздо удобнее пользоваться каршеринговым сервисом DosCar. В данном случае поездка обходится в 300 тенге за час плюс 65 тенге за километр – то есть около 900 тенге. Но это если у вас поблизости есть точки DosCar (мне в этом смысле повезло).

В том, что касается нашего менталитета…  В салоне автомобиля Anytime, которым мы решили воспользоваться, было накурено, а на полу мы обнаружили пустые бутылки из-под воды и лимонада. Впрочем, как отметили в компании, в этом случае можно позвонить оператору и сообщить, что автомобиль не в надлежащем состоянии, и его приведут в порядок. Но это работает, только если у вас есть время или поблизости имеется другой автомобиль.

«Наши машины обладают огромным количеством датчиков и систем слежения. И мы каждую минуту видим, где находится автомобиль, с какой скоростью передвигается, кто им управляет, уровень топлива в баке и прочую информацию. То есть, у нас есть полный контроль над авто. Кроме того, при регистрации водитель отправляет нам все свои документы и в случае актов вандализма мы всегда знаем, кто это сделал», – отметил Станислав Грошов.

Исходя из вышесказанного, прежде чем начать аренду, стоит досконально осмотреть автомобиль и сообщить о дефектах оператору. Во избежание, так сказать…

Асылбек Есенов подчеркнул, что за более чем двухлетнее существование сервиса не наблюдалось небрежного отношения к автомобилям: «Причинения умышленного вреда нами не замечено. Понятное дело, ДТП случаются, но больший процент не по вине наших водителей».

Что касается будущего, то обе компании смотрят в него с оптимизмом. Anytime планирует увеличить парк в Алматы и запустить сервис во всех крупных городах Казахстана, включая Астану и Шымкент. DosCar разрабатывает продукт для жителей города, которым хотелось бы зарабатывать на своем авто, сдавая его в аренду посредством сервиса.

Мы же для себя сделали следующий вывод: каршеринг удобен, если твои поездки в день ограничиваются дорогой на работу и с работы. Если планируется в течение дня заехать в пару-тройку мест, а по дороге домой – в магазин, то удобнее и дешевле ехать на своем авто. Также каршеринг будет просто незаменим для тех, у кого своей машины нет, но пару раз в месяц надо съездить в магазин, помотаться по городу и т. д. Для этих случаев предусмотрен не только поминутный тариф, но и аренда на сутки.


167 просмотров

Қазақстанда ІТ алыптары неге шықпады?

Жағдайды өзгерту үшін не істеу керек?

Фото: Shutterstock.com

Жалпы, ақпараттық технологиялар нарығы үш сегментке бөлінеді: аппараттық жабдықтау, («темір»), бағдарламалық қамтамасыз ету және ІТ-қызметтер. 

IDC мәліметтеріне сүйенсек, Қазақстанда аппараттық жабдықтау бүкіл нарықтың 78% құрайды. Бағдарламалық қамтамасыз ету  және IT-қызметтерінің үлесі –10 және 12%. Яғни, қазақстандық нарықтың сыйымдылығы $1,6 млрд болса, IT-қызметтердің табатын пайдасы 200 миллион доллардан да аз. 

Десе де, ресми статистика Қазақстандағы бағдарламалық қамтамасыз ету нарығының мүмкіндігін оптимистік тұрғыда бағалайды. Мәселен, Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің мәліметтері бойынша, 2017 жылы ол шамамен 7% өсім көрсетіп, 105 млрд теңгені (271 млн доллардан астам) құраған.

Салыстыру үшін айтсақ, Ресей IT нарығының құрылымында «темірдің» үлесі – 61,5%, бағдарламалық қамтамасыз ету – 14,6%, ал IT-қызметтер 23,9% құрайды.  IDC дерегі бойынша,  Ресей IT нарығының сыйымдылығы 2018 жылы 22,6 млрд долларға жеткен.

Егер Forrester Research деректеріне сүйене отырып,  әлемдік нарық тұрғысынан қарасақ, консалтинг және әртүрлі интеграциялық қызметтердің үлесі –19%, жабдықтауға – 23,3%, бағдарламалық қамтамасыз етуге 21% тиесілі (қалғаны телекоммуникациялық қызметтер, телекоммуникациялық жабдықтар). 

Бұл бағыттардың нарықтағы үлесіне қарап, қаншалықты пісіп-жетілгенін бағамдауға болады. Осы көрсеткіш бүкіл нарықтағы салмағы мен қолдан келетін шаруаға сұраныс қандай екенін айқындайды. 

Басқаша айтсақ, ірі жобаларға деген сұраныс пен оларды жүзеге асыру құзіретінің арасында  өзара байланыс бар деп тұжырымдауға болады. Қазақстанда бұндай жобалар жоқ деуге болмас. Бар, әрине, бірақ бірді-екілі ғана. Яғни, осындай жобаларды жүзеге асыру үшін жергілікті компаниялардың мүмкіндіктері мен құзыретін арттыру экономикалық тұрғыда тиімсіз тірлік, бұндай бірді-екілі сұраныс импорт есебінен-ақ қанағаттандырылады. 

Не істеу керек?

ІТ-қызметтердің ірі тапсырыс берушілері –мемлекеттік органдарда  севистік қызмет көрсетуді енгізу жағдайды өзгертерді деп күтілген-тұғын. Бұндай жағдайда мемлекеттік органдар аса қымбат ІТ-жүйелерін өздері құруды қойып, сервис-провайдерлер ұсынатын қызметті тұтынушыға айналуы тиіс. 

Сервистік үлгіні қолдану қазіргі кезде ең қажетті дүниенің пайда болуына, яғни осы қызметті ұсынатын компаниялардың көптеп құрылуына ықпал етуі керек еді. Ең бастысы – бәсеке пайда болуы тиіс. Мемлекеттік органдарды автоматтандыруда сервистік қызметті енгізудің тағы бір мақсаты – мемлекеттің экономикаға шамадан тыс араласуын азайту еді. Оның үстіне ол осы жүйелерді қолдауға кететін шығынды жабу мәселесін де шешуі тиіс.

Осындай оптимистердің қатарына Нұр-Сұлтан қаласының жанынан дата-орталық салған Intarget Solution компаниясының бас директоры Серікжан Құнанбаевты жатқызуға болады. Бұл дата-орталық былтыр K-Tech Technology форумында 2017 жылдың үздік IT-жобасы деп танылған. Серікжан Құнанбаев «Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы Қазақстанның IT нарығындағы сапалы өзгерістердің драйвері болуы керек деп пайымдайды. Ал жеке дата-орталықтардың сөресін өз серверлерімен толтыратындардың қатарында мемлекеттік органдар да табылмақ.
 
Анықтама үшін айта кетсек, Цифрлы Қазақстан бағдарламасы авторлары бағдарламаны жүзеге асырудан туындайтын жиынтық әсер 2025 жылға қарай 1,7 ден 2,2 трлн теңгеге дейін көтерілуі тиіс деп болжам жасайды. Ал салынатын инвестиция көлемі – 310 миллиард теңге.

Әділдігін айтар болсақ, біз аппараттық жабдықтауда да, софтта да бәсекеге түсе алмаймыз. Сондықтан отандық ІТ нарықтың болашағы шарықтау мен шаттықсыз, бірқалыпты болмақ. Бәлкім мұның да өз мәні бар шығар, өйткені, бекерге үміттенуді қойып, шындыққа, нақты өмірге жақындай түсеміз.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций