Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2993 просмотра

Есть ли будущее у каршеринга в Алматы?

Многие алматинцы относятся к каршерингу весьма скептично, аргументируя это тем, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут»

Фото: Shutterstock.com

Пару недель назад на алматинском рынке каршеринга появился новый игрок – компания с итальянскими корнями Anytime. Бренд уже достаточно долгое время работает в Москве и Минске. Однако многие автолюбители относятся к сервису достаточно скептически, сомневаясь в том, что у него есть будущее.

Говоря о преимуществах каршеринга, принято отмечать, во-первых, тот факт, что вы получаете услугу all-in-one – в стоимость включены бензин, страховка, мойка и техобслуживание, а также амортизационные расходы. Во-вторых, экологичность. По данным американской исследовательской компании Frost & Sullivan, распространение каршеринга сокращает выбросы углеродного газа в атмосферу на 15%. При этом одна машина каршеринга способна заменить от 8 до 15 личных автомобилей, что разгружает дороги городов и облегчает движение. Таким образом, развитие культуры каршеринга позволит разрешить сразу две актуальные проблемы крупных городов Казахстана – избытка личного автотранспорта на улицах и загрязнения окружающей среды.

Согласно данным мировой статистики, объем глобального рынка каршеринга к 2024 году превысит $16,5 млрд и будет расти на 34,8% в год. Рост популярности каршеринга подтверждают и аналитики ABI Research, подсчитавшие, что к 2030 году количество пользователей сервисов краткосрочной аренды автомобилей достигнет 650 млн человек.

Тем не менее многие алматинцы отнеслись к появлению новой каршеринговой компании весьма скептично, аргументируя это тем, что, во-первых, такой опыт уже был (чуть более двух лет назад на рынок уже выходил каршеринговый сервис DosCar), но не пошло, а во-вторых, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут».

Однако компания DosCar не ушла с рынка, как думают многие, а продолжает работать. Как нам рассказал ее директор Асылбек Есенов, спрос на услуги каршеринга достаточно стабилен, хотя есть небольшая сезонность: «Проект вышел на окупаемость и в данный момент выходит в «плюс». И сейчас перед ним стоит задача масштабирования бизнеса, что позволит снизить издержки и повысить рентабельность».

В автопарке DosCar 22 автомобиля. В основном, это машины эконом-класса – Huyndai Accent, VW Polo. Появление конкурента пионеры казахстанского каршерингового рынка воспринимают с оптимизмом. «Мы приветствуем еще одного оператора на рынке, не сомневаемся, что это даст дальнейший толчок развитию каршеринга», – заявил г-н Есенов, отметив также, что компания DosCar работает по принципиально другой модели и пока не планирует ее менять. В отличие от Anytime, начать и завершить аренду автомобилей DosCar можно только в определенных точках города (на карте мы насчитали их 16), что не всегда удобно. «У нас выгодно брать машину на 3–4 часа и более, когда она всегда нужна под рукой и не нужно бояться, что ее у тебя перехватят», – прокомментировал Асылбек Есенов.

Anytime вышел на рынок с сотней автомобилей VW Polo. За первые четыре дня работы международного каршерингового сервиса алматинцами было совершено более 4 тыс. аренд, а число новых зарегистрировавшихся пользователей за этот период составило более 15 тыс. человек.

«Результаты превзошли наши ожидания. Для сравнения: наши коллеги из Минска добились таких показателей только спустя три месяца упорной работы, а в московском «Делимобиле» – через пять месяцев. В день нам поступают сотни звонков и сообщений с вопросами, фото, видео и пожеланиями успеха. Люди охотно делятся своими впечатлениями от пользования нашим сервисом, а мы, в свою очередь, очень рады, что Казахстан так радушно встретил наш проект!», – заявил генеральный директор бренда Anytime в Казахстане Станислав Грошов.

То есть, говорить о том, что каршеринг не интересен алматинцам, пожалуй, преждевременно. Но вот насколько он выгоден? Цены Anytime и DosCar примерно в одном сегменте. Разница в том, что у Anytime поминутная тарификация (в зависимости от тарифа от 19 до 55 тенге за минуту), а вот в DosCar, помимо часовой оплаты (от 200 до 500 тенге за час), придется оплатить 65 тенге за каждый километр. И, к примеру, в условиях жесткого трафика предложение DosCar получается более выгодным, а вот на свободных дорогах – более разумным будет выбрать Anytime.

Впрочем, у обоих каршеринговых сервисов есть более серьезный конкурент. И это не частный автотранспорт, а такси.

Во-первых, несмотря на то, что автомобили Anytime можно взять и поставить на любой незакрытой парковке, свободное авто далеко не всегда находятся поблизости (проверено на себе), да и свободное парковочное пространство тоже надо поискать. Особенно в центре города днем (тоже проверено на себе). А каждая минута – это в среднем 44 тенге. Тогда как то же Яндекс.Такси подаст машину прямо к подъезду в кратчайшее время, да и заморачиваться с парковкой не придется.

Что касается цен, то и тут все очень неоднозначно. Например, мой путь от дома до работы составляет около 9 км. Преимущественно по проспекту аль-Фараби. Такси эконом-класса обойдется от 790 до 990 тенге, в зависимости от времени. Днем при умеренном трафике дорога занимает около 20–25 минут, утром – 40–50. То есть, услуги Anytime обойдутся минимум в 880 тенге в дневное время или около 760 тенге в утреннее (с 6:00 до 10:00 стоимость минуты – 19 тенге). Разумеется, сюда следует прибавить 2–3 минуты (100–120 тенге) на регулировку сиденья, зеркал, климата и т. д. Вроде бы неплохо. Но вот обратная дорога с учетом вечернего трафика получатся просто «золотой» – около 1760 тенге.

То есть, по сути, в пробки гораздо удобнее пользоваться каршеринговым сервисом DosCar. В данном случае поездка обходится в 300 тенге за час плюс 65 тенге за километр – то есть около 900 тенге. Но это если у вас поблизости есть точки DosCar (мне в этом смысле повезло).

В том, что касается нашего менталитета…  В салоне автомобиля Anytime, которым мы решили воспользоваться, было накурено, а на полу мы обнаружили пустые бутылки из-под воды и лимонада. Впрочем, как отметили в компании, в этом случае можно позвонить оператору и сообщить, что автомобиль не в надлежащем состоянии, и его приведут в порядок. Но это работает, только если у вас есть время или поблизости имеется другой автомобиль.

«Наши машины обладают огромным количеством датчиков и систем слежения. И мы каждую минуту видим, где находится автомобиль, с какой скоростью передвигается, кто им управляет, уровень топлива в баке и прочую информацию. То есть, у нас есть полный контроль над авто. Кроме того, при регистрации водитель отправляет нам все свои документы и в случае актов вандализма мы всегда знаем, кто это сделал», – отметил Станислав Грошов.

Исходя из вышесказанного, прежде чем начать аренду, стоит досконально осмотреть автомобиль и сообщить о дефектах оператору. Во избежание, так сказать…

Асылбек Есенов подчеркнул, что за более чем двухлетнее существование сервиса не наблюдалось небрежного отношения к автомобилям: «Причинения умышленного вреда нами не замечено. Понятное дело, ДТП случаются, но больший процент не по вине наших водителей».

Что касается будущего, то обе компании смотрят в него с оптимизмом. Anytime планирует увеличить парк в Алматы и запустить сервис во всех крупных городах Казахстана, включая Астану и Шымкент. DosCar разрабатывает продукт для жителей города, которым хотелось бы зарабатывать на своем авто, сдавая его в аренду посредством сервиса.

Мы же для себя сделали следующий вывод: каршеринг удобен, если твои поездки в день ограничиваются дорогой на работу и с работы. Если планируется в течение дня заехать в пару-тройку мест, а по дороге домой – в магазин, то удобнее и дешевле ехать на своем авто. Также каршеринг будет просто незаменим для тех, у кого своей машины нет, но пару раз в месяц надо съездить в магазин, помотаться по городу и т. д. Для этих случаев предусмотрен не только поминутный тариф, но и аренда на сутки.


2432 просмотра

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank