Пятая волна: телеком готовится к цифровой трансформации

Опубликовано
Единственный способ остаться в тренде – это идти по пути максимально открытого сотрудничества, партнерства с разработчиками, в результате которого конечные пользователи могут получить востребованный и качественный продукт

Глобальные интернет-сервисы перекроили привычный ландшафт телекоммуникационного рынка в Казахстане. Этому процессу нельзя противостоять, но его можно возглавить, например, запустив новые сервисы на базе 5G, считают в «Казахтелекоме».

В конце сентября в Алматы прошло сразу два знаковых мероприятия для всей цифровой индустрии в Казахстане – рабочая встреча RIPE NCC для стран Центральной Азии и VI международная научно-практическая конференция «Цифровая трансформация телеком-бизнеса и 5G – основа цифровой экономики». Оба ивента были организованы АО «Казахтелеком» совместно с интернет-регистратором, а участие в дискуссиях принял целый ряд отечественных и зарубежных экспертов.

Основными темами конференции стали развитие интернета и внедрение сетей нового поколения 5G. В частности, обсуждался вопрос, что необходимо делать телеком-операторам и другим участникам рынка, чтобы сети интернет вещей IoT и 5G вошли в повседневную жизнь, и страна получила выгоду от цифровизации экономики.

По мнению Нурлана Мейрманова, управляющего директора по инновациям АО «Казахтелеком», для реального прогресса в этой области нельзя просто выжидать. Недостаточно и просто закупать современное оборудование. Важно быть в гуще технологического процесса, трансформироваться от традиционного телекома к формату IT-компании. Для операторов – это, по сути, единственный и безальтернативный способ сохранения своего бизнеса.

«Сегодня изменилось само понятие «цифровой сервис», это заставляет «Казахтелеком» меняться, как изменяется вся мировая телекоммуникационная индустрия и экономика стран. Такая новая экономика нуждается в платформенном сервисе и определенных готовых решениях, которые могут исходить от операторов», — считает он.

С этим согласен и главный директор по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев. По его словам, «Голосовой трафик, видеосвязь от интернет-мессенджеров гораздо популярнее фиксированной связи. Это гигантский объем трафика и соответствующая прибыль.  И традиционные телеком-операторы должны предоставлять что-то равноценное», — говорит Маханбетажиев, отмечая, что нельзя игнорировать тот факт, что практически все казахстанцы находятся в интернете, нужно просто идти туда же.

DSCF1857.JPG

Для этого «Казахтелеком» намерен изменить свою бизнес-модель, совершить цифровой скачок и стать оператором цифровых услуг. Впрочем, в компании признают, что любой новый продукт, которым пользуются люди, очень уязвим. Если обнаружатся малейшие технические пробелы или качество продукта окажется не на ожидаемом уровне, пользователи мгновенно перейдут на другой сервис, и эту ситуацию не спасет ничего.

Чтобы избежать подобных рисков, оператор готов сотрудничать с небольшими амбициозными разработчиками, которые нуждаются в поддержке крупного игрока, но хотят сохранять свою мобильность и гибкость.

Аналогичное мнение выразил немецкий эксперт Фальк Шредер из Detecon International GmbH. По мнению г-на Шредера, борьбу с новыми компаниями в интернете телеком-операторы уже проиграли. И главная причина в том, что телеком-операторы – это локальные игроки, а ОТТ-компании всегда действуют глобально, и их рост ограничивается лишь степенью проникновения интернета в тех или иных странах.

Единственный способ остаться в тренде – это идти по пути максимально открытого сотрудничества, партнерства с разработчиками, в результате которого конечные пользователи могут получить востребованный и качественный продукт.

DSCF1865.JPG

«Важно просто понимать то, в чем компания-оператор сильна. Соответственно, не нужно пытаться повторить то, что делают ОТТ-игроки. Опыт и знания о клиентах, накопленный оператором – это отличная возможность адаптировать свои продукты под реальные потребности, и это обязательно нужно использовать для развития бизнеса», — говорит эксперт.

Внедрение сети нового поколения 5G, помимо сугубо технических параметров фиксированной беспроводной сети, таких как высокая скорость и беспрецедентная надежность связи, так же может обеспечить совершенно новые возможности. По словам Нурлана Мейрманова, речь идет о так называемом слайсинге, т.е. строительстве на одной инфраструктуре сразу множества слоев.

«Для клиента слайсинг фактически будет означать возможность выйти на рынок с минимальными затратами, поскольку, обладая даже одним мобильным слайсом, можно решать все возникающие бизнес-задачи. К примеру, при формировании сетевой архитектуры достаточно просто установить границы и выбрать параметры. В каком-то конкретном месте можно обеспечить максимальную скорость, в другом — объем. Со своей стороны мы сможем дать бизнесу возможность гибко управлять этими процессами», — говорит Мейрманов. По его оценке, слайсинг станет причиной появления целого ряда новых сервисов. При этом сам оператор намерен фокусироваться на создании инфраструктуры.

Читайте также