Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


413 просмотров

Нацкомпания КТЖ готова пустить казахстанское зерно в обход России

Неурожай в России поможет Казахстану перехватить некоторые смежные с россиянами рынки, поставки на которые ранее осуществлялись совместно

Фото: shutterstock.com

Нынешний неурожай в Российской Федерации, где по прогнозам будет получено на 36 млн тонн зерна меньше, чем в прошлом году, поможет Казахстану перехватить некоторые смежные с россиянами рынки, поставки на которые ранее осуществлялись совместно.

До сих пор основным вопросом конкурентоспособности казахстанского зерна на зарубежных рынках был вопрос логистики – на Черное море казахстанское зерно могло выйти только через российские порты, и потому выходило на них с громадным опозданием, ближе к Новому году. Поскольку в сентябре – декабре вся российская инфраструктура работала на своего производителя, причем это касалось и подвижного состава: россияне мало того, что не слишком охотно делились своими зерновозами, так еще и умудрялись использовать зашедшие на их территорию казахстанские вагоны.

Такое положение вещей Казахстан, естественно, не устраивало, и государство в лице Министерства сельского хозяйства и железнодорожной администрации (60% перевозок зерна осуществляется именно железнодорожным транспортом) постоянно искали выходы на новые рынки сбыта, в обход России. В принципе, таковые сыскались довольно быстро – Афганистан и страны Центральной Азии суммарно потребляют более 6 млн тонн казахстанского зерна, что составляет примерно три четверти от ежегодных поставок казахстанских зерновых на экспорт.

Оставшаяся четверть – порядка 2 млн тонн – делилась между Ираном, Турцией, Азербайджаном и (в последние несколько лет) Китаем. Причем Китай для казахстанских хлеборобов был интересен не только сам по себе, но и в качестве «ворот» на рынки Юго-Восточной Азии. Однако в этом году основной поток казахстанского зерна, как прогнозирует исполняющий обязанности генерального ди⁠ректора АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев, пойдет не на восток, а на запад – в Закавказье, Иран и Турцию.

«Мы можем констатировать, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года произошло значительное увеличение объемов экспорта зерна во всех ключевых для Казахстана направлениях, порядка 70%, кроме Кыргызстана, - сообщил Саурбаев на пресс-конференции 15 октября. - Прогнозируется снижение количества экспорта российской пшеницы по сравнению с прошлым годом с 86 до 71 млн тонн, и как следствие, повышается конкурентоспособность казахстанского зерна – потенциально казахстанские трейдеры готовы экспортировать зерно по потребностям в направлении Средней Азии, Афганистана, Ирана, Турции и ряда других стран», - добавил он.

Традиционно рынки Турции, Грузии и Азербайджана являлись смежными для российских и казахстанских трейдеров. Но в предыдущие годы Россия имела возможность осуществлять туда поставки по конкурентной цене пшеницы приемлемого качества, а в текущем маркетинговом 2018-19 годов сезоне у соседей возникли большие проблемы с экспортными объемами, поскольку после рекордного урожая зерновых в объеме 136 млн тонн в прошлом году в этом Россия ожидает урожай порядка 100 млн тонн. Соответственно, за счет падения предложения со стороны России возрастет не только суммарный спрос на казахстанское зерно на смежных рынках, но и оперативность его поставок за рубеж – зерновозы в традиционном количестве россиянам в этом году не понадобятся.

В КТЖ, правда, заверяют, что могут справиться с перевозками и собственными силами, поскольку специализированный подвижной состав других государств до сих пор обслуживал всего лишь 20% от общего объема перевозок казахстанского зерна на экспорт. Тем не менее, от помощи Грузии, Узбекистана и Таджикистана, которые предоставили Казахстану более своих 400 вагонов, Астана отказываться не стала. Но эти вагоны предоставлены для перевозки масличных культур.

«Для перевозки зерна и мукомольной продукции мы планируем задействовать порядка 4 тыс. 500 крытых вагонов и порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов, 3 тыс. 500 крытых вагонов из этого числа будет задействовано в перевозке только мучной продукции. При увеличении объема перевозки зерна из масличных культур мы привлекаем вагонную помощь из Грузии, Узбекистана, Таджикистана и других администраций. В настоящее время более 400 вагонов этих администраций уже работают на нашей территории», - сказал Саурбаев.

Гораздо важнее решения вагонного вопроса то обстоятельство, что КТЖ удалось наконец расшить узкое путевое горлышко на границе с Узбекистаном – переговоры о расширении пропускной способности на межгосударственном стыковом переходе Сарыагач-Келес с железнодорожной администрацией этой страны велись с прошлого года. В итоге стороны договорились о строительстве дополнительных путей, которые уже сейчас позволяют увеличить пропуск поездов по данному стыку с 16 до 25 пар поездов. При этом, по сведениям Саурбаева, время оборота вагонов с зерном и мукой при поставке с северных станций Казахстана в Узбекистан традиционно составляет от 15 до 23 дней, причем наибольшую часть этого времени зерновозы простаивают на перегоне как в ту, так и в другую сторону.

Теперь же время простоя будет снижено в полтора раза, что в разгар экспортного сезона, учитывая вечную проблему казахстанских трейдеров с оборачиваемостью подвижного состава, является дополнительным конкурентным плюсом. Покупателя ведь волнует не только цена и качество твоего зерна, но и оперативность его поставки – и застревание зерновозов на границе с Узбекистаном еще в прошлом году вызывало немало нареканий со стороны казахстанских грузоотправителей. Помимо этого, КТЖ, которое является национальным логистическим оператором Казахстана, обещает нарастить количество собственных сухогрузов на Каспии с 4-х до 20-ти в течение ближайших 5 лет. А это означает, что сбыт казахстанского зерна за счет налаживания достаточной транспортировочной линии, может вырасти и в иранском направлении.

Саурбаев напомнил, что за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке зерна на Каспии увеличатся уже в этом году с 16-ти до 26 млн тонн. И отметил, что нацкомпанией также были предложены альтернативные пути погрузки зерновых культур в Афганистан, Иран и Ирак через пункт перехода Болашак транзитом через Туркменистан. Зерно также возится из порта Курык в контейнерах по новому маршруту в Мерсин (Турция). В перспективе ежемесячно в данном направлении планируется перевозить до 10 тыс. тонн зерна. За счет того, что он входит в Транскаспийский маршрут, перевозчикам предоставляются соответствующие скидки

Наконец, по словам и.о. генерального ди⁠ректора АО «КТЖ-Грузовые перевозки», уже достигнута договоренность с китайскими железными дорогами об опытной перевозке зерна в зерновозах с передачей на китайскую железную дорогу по узкой колее, что также уменьшит сроки их оборочаваемости. Таким образом, в текущем маркетинговом году, если верить представителю нацкомпании, проблем у казахстанских экспортеров со сбытом зерна на традиционные рынки возникнуть не должно – насколько эти ожидания соответствуют реальности, покажут ближайшие два-три месяца.


2439 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций