Перейти к основному содержанию

b0_lexus_left.jpg

b0_lexus_right.jpg


756 просмотров

Казахстанские IT-специалисты обеспокоены передачей медицинских данных в частные руки

Ситуация с передачей данных частной компании нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность

Фото: Shutterstock

По мнению представителей казахстанских медицинских информационных систем, консолидация медицинских данных в одной частной компании опасна. 

«Аспектов в данной отрасли цифровой медицины много, но ключевым, на результаты которого направлена деятельность минздрава – это внедрение электронного паспорта. Фактически происходит подмена понятий, согласно концепции развития электронного здравоохранения, утвержденного в 2013 году - это государственный сервис, который должен содержать всеобъемлющие медицинские данные о каждом гражданине. Чиновники отчитываются об охвате, есть регионы где до 98% населения охвачены электронным паспортом здоровья. На самом деле это подмена понятий, выбрана одна компания «Damumed» (КМИС), которую навязывают медицинским учреждениям, фактически в обход всех норм и правил, установленных, как и концепцией развития, так и другими регламентирующими законами», - считает технический директор медицинской информационной системы MedStory Кирилл Капитанов.

Как таковая заявленная единой платформа интероперабельности, на которой и должны размещаться персональные медицинские данные граждан Казахстана пока так и не заработала, в промышленную эксплуатацию планируется ее ввод с 1 января 2019 года.

«Фактически - передают все ваши персональные данные в частную компанию. С точки зрения развития концепции электронного здравоохранения, должна быть некая прослойка между врачом, пациентом и государственным сервисом. Это так называемая платформа, которая должна была быть запущена еще несколько лет назад, но так и не запущена – обещают тестовую версию, потом промышленную эксплуатацию, но вызывает огромные сомнения, когда она появится. Фактически наши медицинские информационные системы наполняются и используются врачами по случаям обращения пациентов, далее мы должны передавать данные в государственный сервис. Сейчас этот государственный сервиз заменен «Damumed» (КМИС). В связи с этим и происходит лоббирование рынка – систему навязывают и «спускают», чему есть документальное подтверждение. Ввиду того, что единая платформа, на которой и должна быть вся информация, никак не может сдаться, пытаются хоть как-то выйти из ситуации, выбрав одну компанию и выдав ее за централизованный электронный паспорт здоровья, что на самом деле незаконно», - уверен он. 

При этом, как такового правового регулирования по работе с персональными данными пока нет. 

«На текущий момент правовое регулирование (базы персональных данных) не выглядит никак, оно находится на стадии разработки. Да, есть такая практика – создавать законы по факту. Никто не знает, как выглядит цифровизация – это некое будущее и его невозможно спрогнозировать. Есть мировая практика, когда закон или правовые акты внедряются параллельно с приобретением опыта. Мы можем руководствоваться банальной логикой – я не хочу, чтобы мои данные находились в руках частных компаний. Я хочу, чтобы государство, которое гарантирует мне права и свободы отвечало за их сохранность», - рассуждает Кирилл Капитанов.

Ситуация с передачей данных частной компании нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность.

«На данный момент минздав заявляет о повсеместном переходе к концу 2018 года всех бумажных медицинских карт в цифровой формат. На данный момент платформа интероперабельности отсутствует, не работает и при этом, законодательные акты по работе данных и платформы нет. Это ведет к рискам и нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность», - считает начальник отдела внедрения и аналитики медицинской информационной системы «Авиценна» Нурбол Мусаев

«В любой момент данные пациента могут оказаться недоступными, врач не сможет узнать необходимую ему информацию, что может привести к плохому лечению. Целостность – медицинские данные могут быть искажены, так как доступа к ним у государства нет. Конфиденциальность - доступ может быть открыт тем, кто не должен его иметь», - поясняет он. 

При этом остается неясным вопрос критериев выбора системы. 

«На наши вопросы, каким образом происходил выбор системы, как объявлялись конкурсы и тендеры, когда огромное количество игроков на рынке не было приглашено, никто не сравнивал цены покупки, сопровождения, эксплуатации в долгосрочной перспективе. Компания была выбрана и по факту, когда мы обращаемся в медицинские организации с предложением купить наш продукт, то нам отвечают, что министерство здравоохранения уже выбрало систему и мы ее покупаем и нам уже ничего не интересно. Мы видим, что на рынке происходит монополизация путем закрытого выбора и нарушаются нормы закона о госзакупках, что все происходит, минуя тенера и прозрачные процедуры выбора», - рассказывает генеральный директор медицинской информационной системы MedElement Виталий Ермоленко.

Для разработки медицинских информационных систем были установлены нереальные сроки.

«Помимо рекомендательных писем, был принят очень сырой на тот момент и не учитывающий реалии рынка 127 приказ. Были даны нереальные сроки для медицинских информационных систем. Предполагалось, что за 4 месяца компания должна пройти аттестацию информационной безопасности, разработать 460 функциональных пунктов в этом приказе и 3 мобильных приложения (для медицинской сестры, врача стационара, пациента). Причем, мы состоим в экспертном комитете и знаем, как прорабатывались эти требования – в конце 2017 года этих требований было 37, то вдруг весной 2018 их стало 460», - считает он.

«Прослеживается адаптация под одного поставщика», - резюмировал Кирилл Капитанов. 


1490 просмотров

В новой авиакомпании FlyArystan рассказали, почему билеты будут дешевыми

Пассажиры смогут экономить на билетах за счет отсутствия багажа и дополнительных услуг

Фото: Офелия Жакаева

Продавать билеты по тарифу вдвое ниже существующих новой компании FlyArystan позволит бизнес-модель лоукост-компании. Пассажиры смогут экономить на билетах за счет отсутствия багажа и дополнительных услуг. 

«Компания уже назначила команду руководства. Выполнять свою деятельность будет по другим операционным принципам и было необходимо их внедрить и придерживаться их. Потребовалась новая команда и офисы. Для успешности компания должна придерживаться модели лоукост. Нет возможности использовать гибридную модель, так как примеры в других частях мира показали, что гибридные модели не эффективны и не могут привести к успеху», - отметил президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер. 

DSC07534.JPG

По его словам, FlyArystan – это лоукост-перевозчик. Сервисные процедуры новой компании будут отличаться от существующих процедур в «Эйр Астане». Являясь структурным подразделением «Эйр Астаны», новый перевозчик будет поддерживать все стандарты безопасности и надежности, которые существуют в данный момент. Снижения по данным стандартам не будет.

«FlyArystan – это компания для широких слоев населения Казахстана. Через данный проект мы хотим развить и простимулировать новый сегмент рынка авиаперевозок в Казахстане и в регионах страны. Это миссия компании», - подчеркнул консультант FlyArystan Тим Джордан. 

DSC07538.JPG

Но пока еще существует необходимость изменения в существующем законодательстве.

«Нам понадобится поддержка и помощь в том, чтобы больше людей стали летать в Казахстане и регионах. Это потребует определенных изменений в законодательстве. В большей степени это касается права на перевозку и выставление отдельного тарифа за перевозку багажа. В FlyArystan мы считаем, что если вы решили, что у вас будет багаж, то это ваш выбор, который вы должны сделать. Если вы решаете лететь без багажа, должно быть право выбрать более дешевый тариф. Это самое важное изменение в законодательстве, над которым мы работаем», - отметил он.

По его мнению, аэропорты они имеют ключевую важность для успеха инициативы и возможности увеличения в 2 и более раз объема внутренних перевозок. 

«Аэропорты будут играть ключевую роль для успеха инициативы, но мы не видим на данном этапе необходимости изменений и инвестиций в инфраструктуру. Она уже присутствует, требуются лишь изменение в процедурах, чтобы существующая инфраструктура стала более эффективной», - считает консультант.

Сегмент рынка – «обычные люди».

«Наш сегмент рынка абсолютно новый. Это тот сегмент, кто никогда не летал на самолетах. Объединить людей и дать им надежное путешествие, сделать его доступным вне зависимости от статуса, доходов и возраста. Это те люди, кто никогда ранее не летал, люди из регионов, обычные, как мы все с вами», - уточнила директор по маркетингу и продажам Жанар Жайлауова.

DSC07526.JPG

Дефицита билетов не ожидается, но население должно заранее планировать перелеты.

«Продажа билетов будет открыта примерно за 2 месяца до начала полетов. Планирование будет важным сегментом для пассажиров. Весной будет известно направления, количество вылетов и так далее. Мы надеемся, что пассажиры запланируют своевременно, чтобы не чувствовать дефицит. Будет разделение по багажам, будет разделение по цене багажа. Будут отдельные тарифы на багаж весом: 15 кг, 20 кг, 25 кг, 30 кг, 35 кг. Норма провоза багажа в кабине - до 5 кг. Выше 5 кг будет провоз багажа с доплатой», - отметила она.

В итоге бизнес-модель позволит продавать билеты дешевле.

«Сама бизнес-модель позволит продавать билеты дешевле. Мы будем продавать отдельно место, отдельно дополнительные услуги, куда включается провоз багажа, еда. Так же еще и оборотка воздушных судов – от этого очень много зависит. На земле стоит самолет дороже, чем если он летает. В совокупности это даст нам возможность предлагать тарифы ниже тем пассажирам, кто не хочет покупать еду, у которых нет багажа, и они не хотят платить ни за что, кроме своего кресла. В рамках сегодняшнего законодательства это пока невозможно, но после того как будут изменения, у FlyArystan появится возможность продавать билеты с низким тарифом», - объяснила Жанар Жайлауова. 

Кроме того, изменена и конфигурация салона, без ущерба уровня комфортности пассажиров.

«Сама конфигурация салона воздушного судна (кресел будет больше на борту) повысит возможность компании по тарифной политике. Определенные изменения в конфигурации салона, которые уже сейчас сделаны, позволят увеличить количество кресел, но комфортность пассажиров при этом не пострадает. И мы также планируем продавать все без исключения кресла на борту -  мы не хотим ни одного пустого кресла, что даст возможность предлагать доступные тарифы внутри Казахстана и по регионам. Все это в купе дает возможность планировать такие доступные тарифы», - отметил Тим Джордан.

Напомним, что «Эйр Астана» запустит бюджетную авиакомпанию FlyArystan в первой половине 2019 года. Новая авиакомпания будет предлагать авиабилеты, стоимость которых будет вдвое ниже действующих тарифов на рынке внутренних авиаперевозок.

DSC07471.JPG

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане планируют создать новую авиакомпанию, цены на билеты которой обещают дешевле, чем у текущих компаний. Как Вы думаете, на чем будут экономить?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

Miyagi_kursiv_240x400.png

Цифра дня

1410
человек
погибло в пожарах с 2015 года, по данным МВД РК

Цитата дня

По моему мнению, несколько явлений сегодняшнего дня имеют множество параллелей как с началом XX века, так и с 1930-ми годами, и это дает нам основания бояться, что в результате (этой тенденции) может произойти непредвиденная цепь событий

Антониу Гутерриш
генсек ООН

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank