Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


930 просмотров

Казахстанские IT-специалисты обеспокоены передачей медицинских данных в частные руки

Ситуация с передачей данных частной компании нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность

Фото: Shutterstock

По мнению представителей казахстанских медицинских информационных систем, консолидация медицинских данных в одной частной компании опасна. 

«Аспектов в данной отрасли цифровой медицины много, но ключевым, на результаты которого направлена деятельность минздрава – это внедрение электронного паспорта. Фактически происходит подмена понятий, согласно концепции развития электронного здравоохранения, утвержденного в 2013 году - это государственный сервис, который должен содержать всеобъемлющие медицинские данные о каждом гражданине. Чиновники отчитываются об охвате, есть регионы где до 98% населения охвачены электронным паспортом здоровья. На самом деле это подмена понятий, выбрана одна компания «Damumed» (КМИС), которую навязывают медицинским учреждениям, фактически в обход всех норм и правил, установленных, как и концепцией развития, так и другими регламентирующими законами», - считает технический директор медицинской информационной системы MedStory Кирилл Капитанов.

Как таковая заявленная единой платформа интероперабельности, на которой и должны размещаться персональные медицинские данные граждан Казахстана пока так и не заработала, в промышленную эксплуатацию планируется ее ввод с 1 января 2019 года.

«Фактически - передают все ваши персональные данные в частную компанию. С точки зрения развития концепции электронного здравоохранения, должна быть некая прослойка между врачом, пациентом и государственным сервисом. Это так называемая платформа, которая должна была быть запущена еще несколько лет назад, но так и не запущена – обещают тестовую версию, потом промышленную эксплуатацию, но вызывает огромные сомнения, когда она появится. Фактически наши медицинские информационные системы наполняются и используются врачами по случаям обращения пациентов, далее мы должны передавать данные в государственный сервис. Сейчас этот государственный сервиз заменен «Damumed» (КМИС). В связи с этим и происходит лоббирование рынка – систему навязывают и «спускают», чему есть документальное подтверждение. Ввиду того, что единая платформа, на которой и должна быть вся информация, никак не может сдаться, пытаются хоть как-то выйти из ситуации, выбрав одну компанию и выдав ее за централизованный электронный паспорт здоровья, что на самом деле незаконно», - уверен он. 

При этом, как такового правового регулирования по работе с персональными данными пока нет. 

«На текущий момент правовое регулирование (базы персональных данных) не выглядит никак, оно находится на стадии разработки. Да, есть такая практика – создавать законы по факту. Никто не знает, как выглядит цифровизация – это некое будущее и его невозможно спрогнозировать. Есть мировая практика, когда закон или правовые акты внедряются параллельно с приобретением опыта. Мы можем руководствоваться банальной логикой – я не хочу, чтобы мои данные находились в руках частных компаний. Я хочу, чтобы государство, которое гарантирует мне права и свободы отвечало за их сохранность», - рассуждает Кирилл Капитанов.

Ситуация с передачей данных частной компании нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность.

«На данный момент минздав заявляет о повсеместном переходе к концу 2018 года всех бумажных медицинских карт в цифровой формат. На данный момент платформа интероперабельности отсутствует, не работает и при этом, законодательные акты по работе данных и платформы нет. Это ведет к рискам и нарушает три принципа информационной безопасности – доступ, целостность и конфиденциальность», - считает начальник отдела внедрения и аналитики медицинской информационной системы «Авиценна» Нурбол Мусаев

«В любой момент данные пациента могут оказаться недоступными, врач не сможет узнать необходимую ему информацию, что может привести к плохому лечению. Целостность – медицинские данные могут быть искажены, так как доступа к ним у государства нет. Конфиденциальность - доступ может быть открыт тем, кто не должен его иметь», - поясняет он. 

При этом остается неясным вопрос критериев выбора системы. 

«На наши вопросы, каким образом происходил выбор системы, как объявлялись конкурсы и тендеры, когда огромное количество игроков на рынке не было приглашено, никто не сравнивал цены покупки, сопровождения, эксплуатации в долгосрочной перспективе. Компания была выбрана и по факту, когда мы обращаемся в медицинские организации с предложением купить наш продукт, то нам отвечают, что министерство здравоохранения уже выбрало систему и мы ее покупаем и нам уже ничего не интересно. Мы видим, что на рынке происходит монополизация путем закрытого выбора и нарушаются нормы закона о госзакупках, что все происходит, минуя тенера и прозрачные процедуры выбора», - рассказывает генеральный директор медицинской информационной системы MedElement Виталий Ермоленко.

Для разработки медицинских информационных систем были установлены нереальные сроки.

«Помимо рекомендательных писем, был принят очень сырой на тот момент и не учитывающий реалии рынка 127 приказ. Были даны нереальные сроки для медицинских информационных систем. Предполагалось, что за 4 месяца компания должна пройти аттестацию информационной безопасности, разработать 460 функциональных пунктов в этом приказе и 3 мобильных приложения (для медицинской сестры, врача стационара, пациента). Причем, мы состоим в экспертном комитете и знаем, как прорабатывались эти требования – в конце 2017 года этих требований было 37, то вдруг весной 2018 их стало 460», - считает он.

«Прослеживается адаптация под одного поставщика», - резюмировал Кирилл Капитанов. 


2510 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank