Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1030 просмотров

Почему рынок кондиционеров из стихийного превратился в предсказуемый?

Директор маркетингового агентства Livinchuk Георгий Литвинчук рассказал Kursiv о том, какие тенденции можно наблюдать и как исторически складывались тренды на рынке кондиционеров

Фото: shutterstock.com

Казахстанский и российский рынки кондиционеров очень похожи как по наполнению, так и по поведению потребителей. На какие сегменты он разделился сейчас, какие тенденции можно наблюдать и как исторически складывались тренды, рассказал директор маркетингового агентства Livinchuk Георгий Литвинчук.

Основной тренд рынка кондиционеров – отрасль стала более прогнозируемой и стабильной. Такой ситуации, как была в 2005 году, когда при повышении летом температуры воздуха свыше 35 градусов начинался шквал звонков и заявок, в последние три-четыре года уже не наблюдается. Погода влияет только на пока еще слабо прогнозируемую замену отработавшего оборудования во вторичном жилье, и это применимо лишь к регионам с прохладным климатом.

Сегментирование рынка

Условно рынок кондиционеров можно разделить на четыре крупных сегмента.

Корпоративные заказчики. Этот сегмент рынка, что в РФ, что в РК, стабилизировался одним из первых, уже порядка 10 лет назад. Объемы продаж 2007–2008 годов очень похожи на сегодняшние. В основном, представлены промышленными сплитами (в 95%), которые покупали в большинстве – магазины, офисы, кафе и рестораны. Так произошло потому, что в офисах и магазинах кондиционеры появились в середине 90-х, тогда как массовое распространение их в квартирах стартовало только с 2005 года. Последнее десятилетие рынок стабилен потому, что офисов класса «А» появляется немного, часть новых помещений изначально снабжена центральными системами воздушной вентиляции и охлаждения. Зачастую, в этом сегменте продажи идут во время смены собственника, перепрофилирования заведения, капитального ремонта, к завершению которого и приурочена замена оборудования. Объем рынка не такой большой, до $40 млн в год. Всплески дают только масштабное строительство, сравнимое с «ЭКСПО», когда рынок вырос сразу на 44%. Если такого объекта нет, средний уровень рынка кондиционеров Казахстана $20–25 млн.

Жилье в новостройках. Очень стабильный и уверенно растущий сегмент, мало зависящий от изменения погоды – если в регионе стабильно тепло, то при ремонте человек изначально планирует установку кондиционера. В России в зависимости от региона есть определенный процент квартир, которые кондиционируются, и это происходит в течение трех лет после сдачи в эксплуатацию. Хороший ремонт длится от полугода до года, а установка кондиционера приурочена к окончанию отделочных работ. Летом количество ремонтов несколько выше, но этого недостаточно для резких скачков рынка. В целом, ремонты ведутся весь год, и сплиты, соответственно, устанавливаются также – круглый год. В зависимости от региона и погодных условий, количество кондиционеров на 100 квартир примерно таково: Москва – 35–40 штук, Самара – 25, Ростов-на-Дону – около 100, Краснодар – 140, в Сочи – может доходить до 200. В Алматы в среднем цифра – 90–100 блоков на сотню квартир, но тут еще наблюдается большая зависимость от района – например, в новостройке в нижней части города 40–50 блоков, тогда как в доме в престижном районе – 150 и больше. Стабильность объемов продаж обеспечена еще и консервативностью рынка строительства нового жилья, обычно изменения в объемах строительства в пределах 5–10%.

Жилье во вторичке (дома старше трех лет). У нас осталось множество домов, не кондиционированных вообще. Сплиты в них начали появляться в середине двухтысячных. Когда рост доходов позволил населению «старых» жилых районов начать обзаводится кондиционерами. Этот вид бытовой техники в те года был неким определением повышенного социального статуса. В 2013–2014 году обвалился курс рубля и тенге к доллару, и зарплаты, выраженные в твердой валюте, снизились почти в два раза, уровень жизни на 20–30% просел, и при этом круг тех, кто может купить кондиционеры, сильно сократился.  

Во «вторичке» кондиционеров появляется относительно немного, и основная их часть приходится на момент смены собственника или завершение капитального ремонта. Их количество на 100 квартир в Алматы – 40–50 штук. Постепенно объем продаж все менее зависит от погоды и стабилизируется, становится похожим на продажу в сегменте первичного жилья.

Ремонт и замена. Этот сегмент еще семь лет назад вообще можно было не рассматривать. Здесь есть сезонность в прохладных регионах. В теплых все стабильно. В холодном климате бывает, что за год человек всего пять раз воспользуется кондиционером и реально решит его заменить или починить только при аномально теплом лете. В целом, объем рынка зависит от того, сколько кондиционеров было продано 10–15 лет назад. Сегмент постепенно растет с 2010–2011 года, верхнюю точку рынок уже прошел в 2016–2017 годах, затем было снижение и вновь с 2016 года постепенный рост.

Страны и прогнозы

В Казахстан чаще всего завозятся кондиционеры китайского производства – 95%, условно это количество делится на дешевый и дорогой товар. Из Кореи и Японии поставляют менее 5%, из Узбекистана – 0,5%. В России сейчас рынок похож – около 90% составляют китайские кондиционеры, 6–6,5% – японские, 3,5% – корейские. Десятилетие назад в Казахстане 70% составляла китайская продукция, около 30% – корейская и где-то 4% – японская. В России в этот момент доля Японии была 35%, Кореи – 30% и около 40% составлял Китай. Сейчас во всем мире доминирует китайская техника, рынки похожи, и в одинаковых климатических зонах количество продаваемой техники сопоставимо.

В целом, рынок стабилизировался. После 2011 года было затяжное падение, продолжавшееся вплоть до 2015 года, с 2016 года уровень выровнялся, продаж было чуть меньше, чем в 2015 году, но в силу погодных условий и аномально жаркого лета в Китае (тогда поставки сильно затягивались и товар приходил с опозданием до месяца), однако в целом наблюдается тренд на стабильный рост рынка.


2532 просмотра

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank