Перейти к основному содержанию


1311 просмотров

Почему рынок кондиционеров из стихийного превратился в предсказуемый?

Директор маркетингового агентства Livinchuk Георгий Литвинчук рассказал Kursiv о том, какие тенденции можно наблюдать и как исторически складывались тренды на рынке кондиционеров

Фото: shutterstock.com

Казахстанский и российский рынки кондиционеров очень похожи как по наполнению, так и по поведению потребителей. На какие сегменты он разделился сейчас, какие тенденции можно наблюдать и как исторически складывались тренды, рассказал директор маркетингового агентства Livinchuk Георгий Литвинчук.

Основной тренд рынка кондиционеров – отрасль стала более прогнозируемой и стабильной. Такой ситуации, как была в 2005 году, когда при повышении летом температуры воздуха свыше 35 градусов начинался шквал звонков и заявок, в последние три-четыре года уже не наблюдается. Погода влияет только на пока еще слабо прогнозируемую замену отработавшего оборудования во вторичном жилье, и это применимо лишь к регионам с прохладным климатом.

Сегментирование рынка

Условно рынок кондиционеров можно разделить на четыре крупных сегмента.

Корпоративные заказчики. Этот сегмент рынка, что в РФ, что в РК, стабилизировался одним из первых, уже порядка 10 лет назад. Объемы продаж 2007–2008 годов очень похожи на сегодняшние. В основном, представлены промышленными сплитами (в 95%), которые покупали в большинстве – магазины, офисы, кафе и рестораны. Так произошло потому, что в офисах и магазинах кондиционеры появились в середине 90-х, тогда как массовое распространение их в квартирах стартовало только с 2005 года. Последнее десятилетие рынок стабилен потому, что офисов класса «А» появляется немного, часть новых помещений изначально снабжена центральными системами воздушной вентиляции и охлаждения. Зачастую, в этом сегменте продажи идут во время смены собственника, перепрофилирования заведения, капитального ремонта, к завершению которого и приурочена замена оборудования. Объем рынка не такой большой, до $40 млн в год. Всплески дают только масштабное строительство, сравнимое с «ЭКСПО», когда рынок вырос сразу на 44%. Если такого объекта нет, средний уровень рынка кондиционеров Казахстана $20–25 млн.

Жилье в новостройках. Очень стабильный и уверенно растущий сегмент, мало зависящий от изменения погоды – если в регионе стабильно тепло, то при ремонте человек изначально планирует установку кондиционера. В России в зависимости от региона есть определенный процент квартир, которые кондиционируются, и это происходит в течение трех лет после сдачи в эксплуатацию. Хороший ремонт длится от полугода до года, а установка кондиционера приурочена к окончанию отделочных работ. Летом количество ремонтов несколько выше, но этого недостаточно для резких скачков рынка. В целом, ремонты ведутся весь год, и сплиты, соответственно, устанавливаются также – круглый год. В зависимости от региона и погодных условий, количество кондиционеров на 100 квартир примерно таково: Москва – 35–40 штук, Самара – 25, Ростов-на-Дону – около 100, Краснодар – 140, в Сочи – может доходить до 200. В Алматы в среднем цифра – 90–100 блоков на сотню квартир, но тут еще наблюдается большая зависимость от района – например, в новостройке в нижней части города 40–50 блоков, тогда как в доме в престижном районе – 150 и больше. Стабильность объемов продаж обеспечена еще и консервативностью рынка строительства нового жилья, обычно изменения в объемах строительства в пределах 5–10%.

Жилье во вторичке (дома старше трех лет). У нас осталось множество домов, не кондиционированных вообще. Сплиты в них начали появляться в середине двухтысячных. Когда рост доходов позволил населению «старых» жилых районов начать обзаводится кондиционерами. Этот вид бытовой техники в те года был неким определением повышенного социального статуса. В 2013–2014 году обвалился курс рубля и тенге к доллару, и зарплаты, выраженные в твердой валюте, снизились почти в два раза, уровень жизни на 20–30% просел, и при этом круг тех, кто может купить кондиционеры, сильно сократился.  

Во «вторичке» кондиционеров появляется относительно немного, и основная их часть приходится на момент смены собственника или завершение капитального ремонта. Их количество на 100 квартир в Алматы – 40–50 штук. Постепенно объем продаж все менее зависит от погоды и стабилизируется, становится похожим на продажу в сегменте первичного жилья.

Ремонт и замена. Этот сегмент еще семь лет назад вообще можно было не рассматривать. Здесь есть сезонность в прохладных регионах. В теплых все стабильно. В холодном климате бывает, что за год человек всего пять раз воспользуется кондиционером и реально решит его заменить или починить только при аномально теплом лете. В целом, объем рынка зависит от того, сколько кондиционеров было продано 10–15 лет назад. Сегмент постепенно растет с 2010–2011 года, верхнюю точку рынок уже прошел в 2016–2017 годах, затем было снижение и вновь с 2016 года постепенный рост.

Страны и прогнозы

В Казахстан чаще всего завозятся кондиционеры китайского производства – 95%, условно это количество делится на дешевый и дорогой товар. Из Кореи и Японии поставляют менее 5%, из Узбекистана – 0,5%. В России сейчас рынок похож – около 90% составляют китайские кондиционеры, 6–6,5% – японские, 3,5% – корейские. Десятилетие назад в Казахстане 70% составляла китайская продукция, около 30% – корейская и где-то 4% – японская. В России в этот момент доля Японии была 35%, Кореи – 30% и около 40% составлял Китай. Сейчас во всем мире доминирует китайская техника, рынки похожи, и в одинаковых климатических зонах количество продаваемой техники сопоставимо.

В целом, рынок стабилизировался. После 2011 года было затяжное падение, продолжавшееся вплоть до 2015 года, с 2016 года уровень выровнялся, продаж было чуть меньше, чем в 2015 году, но в силу погодных условий и аномально жаркого лета в Китае (тогда поставки сильно затягивались и товар приходил с опозданием до месяца), однако в целом наблюдается тренд на стабильный рост рынка.


835 просмотров

Как казахстанцу запустить успешный бизнес в Камбодже

История бренда Koompi

Фото: Shutterstock

Koompi – камбоджийский бренд ноутбуков, который появился благодаря усилиям казахстанского предпринимателя. За два года компании удалось стать одним из самых популярных производителей лэптопов в Камбодже и наладить экспорт в другие страны Юго-Восточной Азии.

«Степень экономического развития Камбоджи такова, что сейчас практически любой бизнес, связанный с онлайн-сервисами или интернетом, может быть потенциально удачным», – говорит Сакен Нигма, руководитель отдела развития бизнеса компании Koompi. Ему можно верить: в Камбодже он создал несколько бизнесов, но Koompi – самый известный его проект.

Книга знаний

До отъезда в Юго-Восточную Азию (ЮВА) Нигма успел и поработать в казахстанском корпоративном секторе в финансовой сфере, и получить опыт предпринимательской деятельности. Наработанный опыт позволил ему при первом посещении Камбоджи заметить перспективные ниши и направления для развития бизнеса. Через несколько месяцев Сакен Нигма снова прилетел в Камбоджу – теперь уже с билетом только в один конец и первоначальным капиталом в $80 тыс. Шел 2017 год.

У казахстанца была договоренность с местным бизнесменом о запуске платежной платформы, однако в последний момент камбоджиец передумал. С еще одним партнером Нигма собирался открыть в Камбодже банк, но регулятор не выдал им лицензию. На идею собирать и продавать ноутбуки Сакена Нигму натолкнуло чтение местной прессы – он увидел там интервью с камбоджийским предпринимателем, который хотел запустить подобный проект. Казахстанец нашел этого бизнесмена  через Facebook, они встретились, определились с общим видением бизнеса и приступили к работе.

Бизнес-проект по сборке ноутбуков из готовых комплектующих был признан перспективным в первую очередь потому, что лэптопы в Камбодже весьма дороги из-за высоких таможенных пошлин и доступны далеко не каждому местному жителю. Сам Нигма видит связь между ситуацией с доступностью техники и неосуществленным проектом платежной системы. «Когда я озвучил идею платежной системы, одним из основных рисков проекта был ощутимый кадровый дефицит – в Камбодже не хватало квалифицированных разработчиков. И мы увидели некую параллель между тем, что здесь проседает IT-образование, и тем, что ноутбук как инструмент для обучения не все могут себе позволить», – поясняет Сакен Нигма. Повышение доступности IT-образования стало фактически миссией компании, которая решила создавать ноутбуки с собственной операционной системой на базе Linux со специальной встроенной функцией для обучения программированию. Название бренда – Koompi – в переводе с кхмерского означает «книга знаний».

Биткоин для поддержки

Первая команда Koompi была интернациональной – работников искали и в Камбодже, и через LinkedIn. В числе первых сотрудников компании были специалисты из Японии, Сан-Паулу, Зимбабве, Чехии, несколько камбоджийцев и сам герой истории. Договоренности с поставщиками, закупка комплектующих в Тайване и Китае – все было организовано достаточно быстро. Продажи ноутбуков Koompi стартовали через 9 месяцев после того, как Сакен Нигма прилетел в Камбоджу.

Цена Koompi была установлена более чем демократичная – $275. Итог первого месяца продаж – 150 ноутбуков. Сейчас Koompi ежемесячно продает 500 ноутбуков, правда, их цена выросла до $339. Покупателям больших партий техники предоставляется скидка за объем, цена – $270. Налажены поставки Koompi на Филиппины, небольшая партия ушла в Таиланд. Компания участвует в государственных тендерах на комплектацию компьютерных классов в школах. «Для нашего маленького предприятия это хорошие цифры. Это позволяет всем себя комфортно чувствовать и зарабатывать деньги», – говорит Нигма и тут же добавляет, что так было не всегда. Когда проект еще не приносил прибыль, а источники дохода были необходимы, казахстанец создал в Камбодже сервис по покупке и продаже биткоинов. «В какой-то момент у нас был большой кассовый разрыв. И нам нужно был открыть небольшой сервис, который бы генерил деньги», – объясняет предприниматель. Через какое-то время после запуска сервиса Национальный банк Камбоджи заявил, что не рекомендует гражданам страны покупать и продавать криптовалюту. Директора компании с аналогичным бизнесом арестовали в тот же день, а после дали два года тюрьмы. Сакен Нигма, чтобы не повторить судьбу коллеги по рынку, по совету юриста тут же улетел в Бангкок. Сервис по покупке и продаже биткоинов был закрыт, его организаторы принесли руководству страны извинения, и после этого Нигма смог вернуться в Камбоджу к проекту Koompi.

После истории с биткоином команда Koompi пошла по классическому пути стартапа и привлекла в проект инвестора. Более того, это партнерство выросло в создание венчурного фонда, куда помимо инвестора Koompi вошли еще несколько человек, включая самого Сакена Нигму. На сегодня из 30 камбоджийских стартапов, в которые инвестировал этот венчурный фонд, выжили 19, при этом 7 из них – прибыльные. Самой успешной инвестицией фонда стал проект платформы по онлайн-покупке билетов на междугородние автобусы. Этот стартап был успешно реализован и в итоге выкуплен стратегическим инвестором из Камбоджи.

Продавать Koompi в Казахстане Сакен Нигма не планирует: во-первых, отечественный рынок после азиатского кажется слишком маленьким; во-вторых, цены на подобный продукт в Казахстане вполне конкурентные, а в-третьих, казахстанцы привыкли работать на Windows. Для камбоджийцев же Koompi часто первый ноутбук, и операционная система на базе Linux их не смущает.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций