Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


5795 просмотров

Олжас Худайбергенов: «Скорее всего, в течение 3-5 лет останется 5-7 крупных отечественных банков»

Число иностранных банков на рынке РК будет сокращаться, считает экономист

Цифровизация задает уникальный тренд  неважно, какую услугу ты оказываешь, наличие большого количества потребителей позволяет формировать экосистемы и выходить на услуги, которые раньше считались технически невозможными, считает экономист, экс-советник главы Нацбанка и владелец компании CSI Group Олжас Худайбергенов.

«Объединение Халыка и Казкома создало супербанк с общими активами в 8,1 трлн тенге, что составляет треть от общих активов банковской системы. Теперь, за вычетом Казкома, число банков сократилось до 31. Но надо отнять еще три (Эксимбанк, Казакбанк и Банк Астаны  суммарно активов около 530 млрд тенге)  остается 28. Из этого числа надо отнять Жилстройсбербанк (по сути, некоммерческий банк с активами в 850 млрд тенге). Из 27 оставшихся банков 13 являются дочерними подразделениями иностранных банков. Итого, осталось всего 14 отечественных банков, а за вычетом еще двух-трех «зомбибанков»  число отечественных банков уже меньше иностранных, хотя по активам доля последних меньше 15%. Скорее всего, в течение трех-пяти лет останется пять-семь крупных отечественных банков, а число иностранных будет сохраняться, хотя доля в активах будет постепенно расти»,  считает экономист.

Отдельно он выделяет Цеснабанк, который, по его мнению, «после 150 млрд тенге займа Нацбанка и 450 млрд тенге, которые поступят от ФПК взамен плохих кредитов», будет иметь отличное финансовое положение.

Также он считает, что «тренд очистки от большей части плохих активов банков, образовавшихся до 2014 года», продолжится следующие два-три года.

В целом, по мнению г-на Худайбергенова, частные банки показали крайне низкое качество управления, куда меньше того же квазигоссектора. При этом он отмечает лишь Kaspi Bank, «который является «атлетически натренированным»  банком (его модель бизнеса является крайне устойчивой и способна выдерживать набеги вкладчиков до двух-трех месяцев, а за это время любая паника успокаивается)».

При этом в телекомсекторе также идет активная деятельность. Так, компания Beeline создала свое приложение и формирует целую экосистему, где есть и банковские услуги от переводов до кредитования. Это помимо услуги оплаты, кабельного телевидения и интернета.

«Несмотря на свои заметные успехи, и Beeline, и Kaspi рискуют уступить другому игроку, который пока скрывает свои амбиции, хотя уже реализовал все необходимые действия для рывка – это Казахтелеком. При некоторых «первородных» изъянах квазигосударственности, Казахтелеком имеет устойчивую финансовую модель, причем часть выручки поступает от экспорта цифровых услуг, в том числе Павлодарского ЦОДа», – пишет Олжас Худайбергенов. 

«Казахтелеком является акционером Altel и совместного предприятия Tele AB. Скорее всего, в ближайшие три-шесть месяцев будет завершена сделка по Kcell, а потом по приобретению 100% пакета Теле2-Казахстан. Такая консолидация:

- сильно прижмет Билайн, и мы увидим мощную конкуренцию между Билайн и Кселл/Теле2/Алтел. Последние трое, объединившись, смогут реализовать проект по внедрению 5G, и для них, учитывая интеграцию с Казахтелекомом, это будет куда дешевле и легче, чем для Билайна;

- явно усилит позиции Казахтелекома по всему периметру имеющихся услуг (кабельный интернет, телевидение, связь и т. д.);

- обеспечит широкий доступ к потребителю, что позволит выйти на рынок банковских услуг (оплата, переводы, кредитование), причем кредитование можно сконцентрировать на розничном секторе и МСБ, которые являются самыми маржинальными, помимо высокого процентного дохода, обеспечивая непроцентные доходы, что заставит банки активнее трансформировать свою бизнес-модель, если захотят выжить;

- создает возможности для big data аналитики  Казахтелеком является еще оператором фискальных данных, что вкупе с данными, формирующимся по другим услугам, создает широкое поле возможностей для коммерческой аналитики.

Действия Казахтелекома, несомненно, вызовут обострение конкуренции и трансформацию во всех секторах, где он будет представлен. Интересно, что тренд задает именно госкомпания, а не частная. Ожидающееся IPO сократит долю государства в компании до 40% и менее. Это, конечно, вызовет оптимизацию затрат компании. Если выкупленные три сотовых оператора объединятся, то там тоже будет хорошая экономия. Если все пойдет по данному сценарию, то следующий этап экспансии должен быть в сопредельные государства»,  прогнозирует экономист.


2511 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank