Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

KEGOC: три года после IPO

Цена на акции компании с момента размещения выросла в 2,92 раз

Фото: Shutterstock

Компания KEGOC в конце 2014 года официально вышла на рынок IPO. Первичное размещение оказалось довольно успешным – за последующие три года цена акций общества выросла почти в три раза. Как за это время развивалась сама компания, выяснял Kursiv.kz.

АО «KEGOC» является системным оператором единой электроэнергетической системы Казахстана. Национальная электрическая сеть обеспечивает передачу электрической энергии от энергопроизводителей, имеющих схему выдачи электроэнергии непосредственно в Национальную электрическую сеть до оптовых потребителей, подключенных к этой сети.

В конце 2014 года компания официально заявила о выходе на отечественный фондовый рынок. Было объявлено о размещении пакета в объеме 10% минус одна акция компании, что составляет 25,9 млн простых акций по цене 505 тенге за каждую. По итогам «Народного IPO» общее количество поданных заявок на покупку акций АО «KEGOC» составило 41 997 штук на общую сумму 16,68 млрд тенге, тогда как максимальный объем размещения был определен в размере 13,13 млрд тенге. Таким образом, спрос превысил предложение на 27%.

В момент первичного размещения акций активы общества составляли 549,93 млрд тенге, за последующие три года показатель подрос на 14,4%. По состоянию на 30 июня 2018 года активы компании составили 640,4 млрд тенге, за первое полугодие текущего года баланс предприятия увеличился на 1,82%.

Динамично растет доходность компании. Так, по итогам 2014 года совокупные доходы KEGOC обозначились в размере 93,52 млрд тенге, в последующие годы среднегодовой рост показателя составил 17,7%. По итогам прошлого года компания заработала уже 152,38 млрд тенге. За шесть месяцев текущего года доходы общества составили 87,02 млрд тенге, что на 17% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Финансовый результат компании демонстрирует более стремительный рост – так, прибыль компании по итогам 2014 года была на уровне 8,62 млрд тенге, прибыль на акцию составила 39,09 тенге. В 2015 году компания показала отрицательный финансовый результат, который был связан с девальвацией национальной валюты и сложившейся из-за этого отрицательной курсовой разницей. Несмотря на это в 2017 году компания смогла сгенерировать прибыль в размере 32,88 млрд тенге, что в 3,8 раза превышает итог трехлетней давности, соответственно выросла прибыль на акцию до 126,47 тенге.

Чистая прибыль компании по МСФО за первое полугодие 2018 года составила 26,17 млрд тенге, что превышает результат аналогичного периода прошлого года на 45,6%. Прибыль на акцию за полгода составила 100,66 тенге.

Вместе с тем улучшается рентабельность компании, так EBIT АО «KEGOC» за 2016 год составил 27%, в 2017 году показатель вырос уже до 33%. По итогам первого полугодия текущего года рентабельность акционерного общества зафиксирована в размере 40%.

Увеличение доходности обеспечивает дивидендные доходы держателям акций. Так, KEGOC стабильно выплачивает до 70% чистой прибыли в виде дивидендов раз в полгода. При этом с 2016 года наблюдается рост размеров дивидендов в среднем на 58% в год. В 2016 году размер дивиденда на акцию составил 53,06 тенге, за 2017 год было выплачено дивидендов в размере 88,53 тенге за акцию.

В общей сложности дивидендные выплаты инвесторам, участвовавшим в «Народном IPO» по сей день, составили 4,79 млрд тенге. По прогнозам аналитиков, за первое полугодие компания может увеличить размер дивиденда на 75% − до 70 тенге на акцию, против 40,13 тенге по итогам предыдущего.

Держатели акций смогли заработать не только на прибыли компании, но и на приросте стоимости ценных бумаг. Так, на момент первого публичного размещения номинальная стоимость акций АО «KEGOC», по данным Казахстанской фондовой биржи, составила 505 тенге за акцию.

Интерес инвесторов к тенговым активам растет. Сегодня ценная бумага торгуется уже на уровне 1 470 тенге. То есть, доходность акций за три года достигла 192% без учета дивидендов. Ни одно другое первичное размещение на отечественном фондовом рынке не имело такой уровень доходности. Акции компании и сегодня сохраняют восходящий тренд. За 2017 год рост цен на акции KEGOC составил 20%. С начала текущего года цена акций увеличилась на 5,8%.

Инфографика.jpg


1566 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций