Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3260 просмотров

KEGOC: три года после IPO

Цена на акции компании с момента размещения выросла в 2,92 раз

Фото: Shutterstock

Компания KEGOC в конце 2014 года официально вышла на рынок IPO. Первичное размещение оказалось довольно успешным – за последующие три года цена акций общества выросла почти в три раза. Как за это время развивалась сама компания, выяснял Kursiv.kz.

АО «KEGOC» является системным оператором единой электроэнергетической системы Казахстана. Национальная электрическая сеть обеспечивает передачу электрической энергии от энергопроизводителей, имеющих схему выдачи электроэнергии непосредственно в Национальную электрическую сеть до оптовых потребителей, подключенных к этой сети.

В конце 2014 года компания официально заявила о выходе на отечественный фондовый рынок. Было объявлено о размещении пакета в объеме 10% минус одна акция компании, что составляет 25,9 млн простых акций по цене 505 тенге за каждую. По итогам «Народного IPO» общее количество поданных заявок на покупку акций АО «KEGOC» составило 41 997 штук на общую сумму 16,68 млрд тенге, тогда как максимальный объем размещения был определен в размере 13,13 млрд тенге. Таким образом, спрос превысил предложение на 27%.

В момент первичного размещения акций активы общества составляли 549,93 млрд тенге, за последующие три года показатель подрос на 14,4%. По состоянию на 30 июня 2018 года активы компании составили 640,4 млрд тенге, за первое полугодие текущего года баланс предприятия увеличился на 1,82%.

Динамично растет доходность компании. Так, по итогам 2014 года совокупные доходы KEGOC обозначились в размере 93,52 млрд тенге, в последующие годы среднегодовой рост показателя составил 17,7%. По итогам прошлого года компания заработала уже 152,38 млрд тенге. За шесть месяцев текущего года доходы общества составили 87,02 млрд тенге, что на 17% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Финансовый результат компании демонстрирует более стремительный рост – так, прибыль компании по итогам 2014 года была на уровне 8,62 млрд тенге, прибыль на акцию составила 39,09 тенге. В 2015 году компания показала отрицательный финансовый результат, который был связан с девальвацией национальной валюты и сложившейся из-за этого отрицательной курсовой разницей. Несмотря на это в 2017 году компания смогла сгенерировать прибыль в размере 32,88 млрд тенге, что в 3,8 раза превышает итог трехлетней давности, соответственно выросла прибыль на акцию до 126,47 тенге.

Чистая прибыль компании по МСФО за первое полугодие 2018 года составила 26,17 млрд тенге, что превышает результат аналогичного периода прошлого года на 45,6%. Прибыль на акцию за полгода составила 100,66 тенге.

Вместе с тем улучшается рентабельность компании, так EBIT АО «KEGOC» за 2016 год составил 27%, в 2017 году показатель вырос уже до 33%. По итогам первого полугодия текущего года рентабельность акционерного общества зафиксирована в размере 40%.

Увеличение доходности обеспечивает дивидендные доходы держателям акций. Так, KEGOC стабильно выплачивает до 70% чистой прибыли в виде дивидендов раз в полгода. При этом с 2016 года наблюдается рост размеров дивидендов в среднем на 58% в год. В 2016 году размер дивиденда на акцию составил 53,06 тенге, за 2017 год было выплачено дивидендов в размере 88,53 тенге за акцию.

В общей сложности дивидендные выплаты инвесторам, участвовавшим в «Народном IPO» по сей день, составили 4,79 млрд тенге. По прогнозам аналитиков, за первое полугодие компания может увеличить размер дивиденда на 75% − до 70 тенге на акцию, против 40,13 тенге по итогам предыдущего.

Держатели акций смогли заработать не только на прибыли компании, но и на приросте стоимости ценных бумаг. Так, на момент первого публичного размещения номинальная стоимость акций АО «KEGOC», по данным Казахстанской фондовой биржи, составила 505 тенге за акцию.

Интерес инвесторов к тенговым активам растет. Сегодня ценная бумага торгуется уже на уровне 1 470 тенге. То есть, доходность акций за три года достигла 192% без учета дивидендов. Ни одно другое первичное размещение на отечественном фондовом рынке не имело такой уровень доходности. Акции компании и сегодня сохраняют восходящий тренд. За 2017 год рост цен на акции KEGOC составил 20%. С начала текущего года цена акций увеличилась на 5,8%.

Инфографика.jpg


2511 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank