Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


12532 просмотра

Внедрение всеобщей биометрии в Казахстане пока остается мечтой

Биометрия в казахстанских банках уже работает и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений, но для этого рынку нужны единые стандарты

Биометрия в казахстанских банках уже работает и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений, но для этого рынку нужны единые стандарты. И в ожидании конкретных предложений от регулятора БВУ внедряют новые технологии на свой страх и риск.

Призывы к внедрению биометрии в последнее время часто звучат на самых разных уровнях. Так, председатель правления НАО государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов заявил о том, что в самое ближайшее время биометрия будет в пилотном режиме введена в ряде ЦОНов. Глава Нацбанка Данияр Акишев также упоминал, что вопросы онлайн-идентификации клиентов с использованием биометрических показателей и сведений из государственных баз данных активно обсуждаются с министерствами внутренних дел, юстиции, информации и коммуникаций. Но пока это больше разговоры, тогда как в России уже начала работать единая биометрическая система, позволяющая удаленно получать финансовые услуги.

По словам директора по инновациям SAS Россия/СНГ Юлия Гольдберга, благодаря единой системе личное присутствие клиента в банке требуется только для первоначальной идентификации и последующего обновления биометрической информации, которая проводится примерно раз в три года. Все операции, включая выполнение платежей, открытие счетов, депозитов, получение кредитов и кредитных карт, могут быть выполнены удаленно. При этом участие всех БВУ в единой системе – условие обязательное.

«Понятно, что банки в рамках своих частных проектов смогут выставлять свои требования и вычеркивать по своему усмотрению какие-либо услуги из перечня оказываемых удаленно. Но в рамках единой системы идентификации они будут обязаны присоединиться к общему соглашению, которое будет предусматривать возможность оказания удаленно полного перечня банковских услуг», – пояснил он.

Технологии и будущее

В Казахстане биометрию уже используют три крупных банка и еще в трех технология находится на стадии внедрения и тестирования. На практике в РК пока используются самые простые биометрические технологии: распознавание лица и отпечатков пальцев. «При использовании данных технологий нет необходимости больших инвестиций в инфраструктуру. Но в целом, для правильного управления рисками нужно подключить еще и третий модуль – определение голоса или радужки глаза», – пояснили в Первом кредитном бюро (ПКБ). В свою очередь председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло отмечает, что для обеспечения наилучшей безопасности при дополнительной идентификации личности клиента необходимо использовать все четыре инструмента биометрии: отпечаток пальца, рисунок сетчатки глаза, распознавание голоса и Face ID – сканер 3D формы лица. По его словам, технологически многие казахстанские банки могут позволить себе внедрение этих инструментов, но вопрос не в заинтересованности БВУ, а в отсутствии понятных условий на рынке.

«Сегодня в стране нет законодательной базы, регулирующей использование механизмов биометрии, в итоге банки внедряют эти технологии исключительно в соответствии с собственным видением. Если в Казахстане появятся единые стандарты использования подобных механизмов, которые мы ждем от Национального банка, это может упростить процесс регулирования данной сферы и повысить уровень безопасности пользователей банковских услуг», – говорит г-н Забелло.

Цена биометрии

Как уже упоминалось, потенциально биометрия доступна для большинства банков. По словам специалистов, на первом этапе дистанционные технологии не ударят по карману БВУ.

«Сейчас внедрить биометрию недорого, но нужны достаточные компетенции инженеров. Так как это сложная модель и требует тестирования, чтобы биометрия могла показать экономический эффект», – пояснили в ПКБ.

Кроме этого, в Первом кредитном бюро отмечают, что нет адекватных отечественных решений, и банки используют зарубежные наработки, так как мировой опыт ушел далеко вперед в этой области, и для использования в промышленной эксплуатации нужны зарекомендовавшие себя практики.

Ведущий консультант по противодействию мошенничеству SAS Россия/СНГ Алексей Коняев считает, что большее значение имеет окупаемость этих сервисов. «Те банки, которые внедрили у себя в разных процессах данную систему, декларируют срок окупаемости данного продукта от нескольких месяцев до года. Насколько это соответствует действительности или это не более чем маркетинг, неизвестно. Также неизвестно, как изменится ситуация после полноценного запуска системы удаленной идентификации в России и в дальнейшем в Казахстане», – комментирует он.

Примеры для бизнеса

В Банке Хоум Кредит рассказали о проекте в области биометрии, который был реализован в Индии. Его смысл заключался в том, что государство взяло на себя роль посредника между бизнесом и населением. Были созданы специальные центры, в которых каждый желающий мог сфотографироваться и оставить отпечаток пальца, который впоследствии прикреплялся к уникальному удостоверению личности клиента. После того как большая часть населения была «идентифицирована», государство открыло полученные данные частному сектору. «Таким образом, у игроков частного сектора появилась возможность получать информацию для дальнейшего использования в собственных процессах. Данная процедура была очень полезна в формировании процесса удаленной идентификации потенциальных клиентов для канала онлайн-кредитования и впоследствии свела практически к нулю всевозможные схемы мошенничества», – считают в банке.

Ради безопасности

По данным ПКБ, биометрия дает больше возможностей в борьбе с идентификационным фродом – мошенничеством, связанным с «подменой» личности (использование поддельных документов при оформлении кредитов на третьих лиц без их ведома, взломы и кража данных при онлайн-операциях и так далее). Биометрию также применяют и для маркетинговых исследований клиентского трафика в отделениях банков, для работы с VIP-клиентами, оценки удовлетворенности клиентов и другого. Тем не менее, с каждым новым IT-решением неизменно создаются и новые методы мошенничества. Но в случае с биометрией для злоумышленников игра не будет стоить свеч.

«Теоретически существует риск мошенничества с биометрическими данными, но ввиду необходимости наличия у злоумышленников соответствующего биоматериала, так как подобные системы реагируют на живые организмы, оно считается слабореализуемым. На практике случай с отрезанным пальцем вряд ли может быть применим. С другой стороны, у злоумышленника должны быть исключительно точные данные о своей жертве, а затраты на подготовку мимикрирующего объекта могут быть очень высокими, поэтому практическое применение таких «подделок» мы, я думаю, можем встретить пока только в боевиках», – считает Алексей Коняев.

Он добавил, что к обеспечению безопасности хранения биометрических данных нужно подходить крайне осторожно, поскольку при их утрате восстановление займет значительное время. Поэтому к регулятору есть масса вопросов относительно механизмов сбора и хранения таких данных, ведь уровень защищенности данных процессов должен быть исключительно высоким.

Что касается традиционных методов идентификации, таких как элементарный пароль и кодовое слово, то на первом этапе они будут работать наравне с биометрией. Но по ним получить удаленную услугу можно только в банке, который идентифицировал клиента первоначально, говорит Юлий Гольдберг. Это создаст для клиентов дополнительные сложности. Например, банк, имеющий свою систему идентификации, не примет на обслуживание нового клиента только на основании того, что у него есть логин и пароль в другом банке. «Не секрет, что пароли часто забываются, воруются хакерами, передаются третьим лицам. А биометрические идентификаторы всегда с человеком, поэтому биометрическая идентификация должна позволить избавиться от этих проблем. И уже сейчас многие люди перешли на идентификацию в банковских приложениях через отпечаток пальца или распознавание лица, поскольку большинство современных смартфонов имеют такие функции», – добавил он. Но в перспективе биометрия должна полностью заменить традиционные способы.

В Банке Хоум Кредит резюмировали, что одним из самых сложных моментов все-таки будет являться техническая реализация проекта, которая подразумевает создание, исследование и тестирование потенциального решения. Что касается совмещения с традиционными методами идентификации, в случае если всеобщая биометрия и будет реализована в РК, то ее пилотирование, вероятнее всего, будет проходить совместно с существующими методами идентификации, и о каких-то сроках говорить рано.


1 просмотр

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций