Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Внедрение всеобщей биометрии в Казахстане пока остается мечтой

Биометрия в казахстанских банках уже работает и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений, но для этого рынку нужны единые стандарты

Биометрия в казахстанских банках уже работает и потенциально может быть реализована в большинстве финансовых учреждений, но для этого рынку нужны единые стандарты. И в ожидании конкретных предложений от регулятора БВУ внедряют новые технологии на свой страх и риск.

Призывы к внедрению биометрии в последнее время часто звучат на самых разных уровнях. Так, председатель правления НАО государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов заявил о том, что в самое ближайшее время биометрия будет в пилотном режиме введена в ряде ЦОНов. Глава Нацбанка Данияр Акишев также упоминал, что вопросы онлайн-идентификации клиентов с использованием биометрических показателей и сведений из государственных баз данных активно обсуждаются с министерствами внутренних дел, юстиции, информации и коммуникаций. Но пока это больше разговоры, тогда как в России уже начала работать единая биометрическая система, позволяющая удаленно получать финансовые услуги.

По словам директора по инновациям SAS Россия/СНГ Юлия Гольдберга, благодаря единой системе личное присутствие клиента в банке требуется только для первоначальной идентификации и последующего обновления биометрической информации, которая проводится примерно раз в три года. Все операции, включая выполнение платежей, открытие счетов, депозитов, получение кредитов и кредитных карт, могут быть выполнены удаленно. При этом участие всех БВУ в единой системе – условие обязательное.

«Понятно, что банки в рамках своих частных проектов смогут выставлять свои требования и вычеркивать по своему усмотрению какие-либо услуги из перечня оказываемых удаленно. Но в рамках единой системы идентификации они будут обязаны присоединиться к общему соглашению, которое будет предусматривать возможность оказания удаленно полного перечня банковских услуг», – пояснил он.

Технологии и будущее

В Казахстане биометрию уже используют три крупных банка и еще в трех технология находится на стадии внедрения и тестирования. На практике в РК пока используются самые простые биометрические технологии: распознавание лица и отпечатков пальцев. «При использовании данных технологий нет необходимости больших инвестиций в инфраструктуру. Но в целом, для правильного управления рисками нужно подключить еще и третий модуль – определение голоса или радужки глаза», – пояснили в Первом кредитном бюро (ПКБ). В свою очередь председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло отмечает, что для обеспечения наилучшей безопасности при дополнительной идентификации личности клиента необходимо использовать все четыре инструмента биометрии: отпечаток пальца, рисунок сетчатки глаза, распознавание голоса и Face ID – сканер 3D формы лица. По его словам, технологически многие казахстанские банки могут позволить себе внедрение этих инструментов, но вопрос не в заинтересованности БВУ, а в отсутствии понятных условий на рынке.

«Сегодня в стране нет законодательной базы, регулирующей использование механизмов биометрии, в итоге банки внедряют эти технологии исключительно в соответствии с собственным видением. Если в Казахстане появятся единые стандарты использования подобных механизмов, которые мы ждем от Национального банка, это может упростить процесс регулирования данной сферы и повысить уровень безопасности пользователей банковских услуг», – говорит г-н Забелло.

Цена биометрии

Как уже упоминалось, потенциально биометрия доступна для большинства банков. По словам специалистов, на первом этапе дистанционные технологии не ударят по карману БВУ.

«Сейчас внедрить биометрию недорого, но нужны достаточные компетенции инженеров. Так как это сложная модель и требует тестирования, чтобы биометрия могла показать экономический эффект», – пояснили в ПКБ.

Кроме этого, в Первом кредитном бюро отмечают, что нет адекватных отечественных решений, и банки используют зарубежные наработки, так как мировой опыт ушел далеко вперед в этой области, и для использования в промышленной эксплуатации нужны зарекомендовавшие себя практики.

Ведущий консультант по противодействию мошенничеству SAS Россия/СНГ Алексей Коняев считает, что большее значение имеет окупаемость этих сервисов. «Те банки, которые внедрили у себя в разных процессах данную систему, декларируют срок окупаемости данного продукта от нескольких месяцев до года. Насколько это соответствует действительности или это не более чем маркетинг, неизвестно. Также неизвестно, как изменится ситуация после полноценного запуска системы удаленной идентификации в России и в дальнейшем в Казахстане», – комментирует он.

Примеры для бизнеса

В Банке Хоум Кредит рассказали о проекте в области биометрии, который был реализован в Индии. Его смысл заключался в том, что государство взяло на себя роль посредника между бизнесом и населением. Были созданы специальные центры, в которых каждый желающий мог сфотографироваться и оставить отпечаток пальца, который впоследствии прикреплялся к уникальному удостоверению личности клиента. После того как большая часть населения была «идентифицирована», государство открыло полученные данные частному сектору. «Таким образом, у игроков частного сектора появилась возможность получать информацию для дальнейшего использования в собственных процессах. Данная процедура была очень полезна в формировании процесса удаленной идентификации потенциальных клиентов для канала онлайн-кредитования и впоследствии свела практически к нулю всевозможные схемы мошенничества», – считают в банке.

Ради безопасности

По данным ПКБ, биометрия дает больше возможностей в борьбе с идентификационным фродом – мошенничеством, связанным с «подменой» личности (использование поддельных документов при оформлении кредитов на третьих лиц без их ведома, взломы и кража данных при онлайн-операциях и так далее). Биометрию также применяют и для маркетинговых исследований клиентского трафика в отделениях банков, для работы с VIP-клиентами, оценки удовлетворенности клиентов и другого. Тем не менее, с каждым новым IT-решением неизменно создаются и новые методы мошенничества. Но в случае с биометрией для злоумышленников игра не будет стоить свеч.

«Теоретически существует риск мошенничества с биометрическими данными, но ввиду необходимости наличия у злоумышленников соответствующего биоматериала, так как подобные системы реагируют на живые организмы, оно считается слабореализуемым. На практике случай с отрезанным пальцем вряд ли может быть применим. С другой стороны, у злоумышленника должны быть исключительно точные данные о своей жертве, а затраты на подготовку мимикрирующего объекта могут быть очень высокими, поэтому практическое применение таких «подделок» мы, я думаю, можем встретить пока только в боевиках», – считает Алексей Коняев.

Он добавил, что к обеспечению безопасности хранения биометрических данных нужно подходить крайне осторожно, поскольку при их утрате восстановление займет значительное время. Поэтому к регулятору есть масса вопросов относительно механизмов сбора и хранения таких данных, ведь уровень защищенности данных процессов должен быть исключительно высоким.

Что касается традиционных методов идентификации, таких как элементарный пароль и кодовое слово, то на первом этапе они будут работать наравне с биометрией. Но по ним получить удаленную услугу можно только в банке, который идентифицировал клиента первоначально, говорит Юлий Гольдберг. Это создаст для клиентов дополнительные сложности. Например, банк, имеющий свою систему идентификации, не примет на обслуживание нового клиента только на основании того, что у него есть логин и пароль в другом банке. «Не секрет, что пароли часто забываются, воруются хакерами, передаются третьим лицам. А биометрические идентификаторы всегда с человеком, поэтому биометрическая идентификация должна позволить избавиться от этих проблем. И уже сейчас многие люди перешли на идентификацию в банковских приложениях через отпечаток пальца или распознавание лица, поскольку большинство современных смартфонов имеют такие функции», – добавил он. Но в перспективе биометрия должна полностью заменить традиционные способы.

В Банке Хоум Кредит резюмировали, что одним из самых сложных моментов все-таки будет являться техническая реализация проекта, которая подразумевает создание, исследование и тестирование потенциального решения. Что касается совмещения с традиционными методами идентификации, в случае если всеобщая биометрия и будет реализована в РК, то ее пилотирование, вероятнее всего, будет проходить совместно с существующими методами идентификации, и о каких-то сроках говорить рано.


2335 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank