Перейти к основному содержанию

4725 просмотров

Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Эксперты обсудили, смогут ли торговцы Алматы работать не только в «белую», но и развивать электронную торговлю, объем которой чуть больше 180 млн тенге

Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Объем торговли в Алматы за 2017 год составил 2,4 трлн тенге, и он ежегодно увеличивается на 4-5%. ВРП города формируется за счет этой сферы на 31%, по республике – на 16%. При этом, объекты цивилизованной торговли – торговые центры, приносят в копилку города налоговых поступлений на порядок больше, чем базары. Смогут ли торговцы мегаполиса работать не только в «белую», но и развивать электронную торговлю, объем которой чуть больше 180 млн тенге, обсудили специалисты во время круглого стола: «Современные тренды развития торговли и логистики: от рынков и торговых центров к E-commerce и оптово-распределительным центрам».

Сегодня треть экономики города формирует торговля, и более 20 тысяч предприятий зарегистрированы в этой сфере. В Алматы 128 крупных торговых центров, 57 рынков и базаров, 29 торговых сетей: 13 из них продовольственные и 16 непродовольственные. В последние годы наблюдается тенденция укрупнения бизнеса – открыты 16 крупных объектов с инвестициями более 140 млрд тенге, создаются новые рабочие места.

«Наша задача вывести огромный пласт экономики именно в цивилизованный оборот, «в белую», чтобы люди работали легально и вывести (торговые объекты – прим. автора) из формата рынков и ввести в город объекты цивилизованной торговли. Легализуя и выводя торговлю в новый формат, за счет инструментов, которые можно применить официально, мы имеем возможность сдерживать цены и сделать более доступными и качественными услуги для населения нашего города», - считаетзаместитель акима Алматы Алмас Мадиев.

Неравная конкуренция

При этом у представителей формата «цивилизованной торговли» большие сомнения в возможности честно конкурировать с рынками.

«Мы находимся в неравном положении с открытыми рынкам - мы платим все налоги и являемся крупнейшими налогоплательщиками в стране. К сожалению, на рынках нет контроля за денежными потоками и продажами, и продавцы, которые осуществляют торговлю на рынках, не платят все налоги. Власти должны навести порядок, и как бы это не было болезненно – это веление времени и общая тенденция, надо заставлять людей платить налоги, путем, может быть, установления кассовых терминалов, какие-то льготы нужно давать, чтобы люди переходили «в белую», - отмечает генеральный директор торговой сети Magnum Cash & Carry Александр Гарбер. При этом он отмечает, что его сети, за счет снижения собственных издержек, удается по многим продуктам конкурировать по ценам с открытыми рынками. - Фактически на товары социальной значимости держим нулевую наценку, для того чтобы люди пришли к нам в магазин и произвели покупку не только этих товаров, но и многих других», - поделился предприниматель.

С ним поспешил не согласиться генеральный директор «Зеленого базара» Эрлан Калиев, отметив, что не согласен с утверждением, что оптовые и розничные рынки – пример неорганизованной торговли.

«Все у нас организовано. По налогам тоже не согласен – мы платим 100% по заявленному виду налогообложения (налог со сдаваемой в аренду площади – прим. автора). Есть недоработка налоговых органов, которые работают непосредственно с самими предпринимателями. Мы активно сотрудничаем с налоговым комитетом по Медеускому району, для них выделено служебное помещение, где в режиме рабочего времени проводятся консультации с арендаторами. По поступлению налогов наш рынок – передовик», - отметил он.

Что касается канцелярских товаров, то глава компании «Абди» Абдибек Бимендиев рассказал, что в Алматы и других городах самый большой конкурент компании – барахолка. К тому же в августе организовываются и специальные ярмарки, чтобы подготовить детей и школы к новому учебному году, но само понятие ярмарка должно быть применимо лишь для продуктов питания.

«Ярмарки канцелярских и детских товаров проводить не стоит - продают много товаров, тех же ручек и карандашей, которые вредны для здоровья. На наш взгляд, то что ИП ведут работу с очень упрощенными налоговыми обложениями - здорово, но они работают без НДС, а все сети официально платят НДС, то есть 3% против 12%», - рассказал он.

Представителей небольших магазинов на встрече не было, но замакима поделился данными: открытие ТЦ площадью от 2 тыс. квадратных метров в центре города ведет к закрытию в радиусе 500 метров 20-30 мелких центров розничной торговли, магазинов…

Куда девать базары?

Что же касается ярмарок как таковых, то заместитель акима считает, что их нужно переводить в другой формат.

«Возникают вопросы, насколько они эффективны и четко влияют на ценообразование и качество услуг для населения. Нужны какие-то другие примеры, например, постоянно действующие ярмарки с определенным местом установки с различными направлениями, как в Москве. Мы каждом районе проводим ярмарки, население отмечает, что они нужны, товаропроизводители ближайших областей приезжают и получают хороший доступ, но все же это не формат цивилизованной торговли. Наблюдаются недостаточно высокие санитарные нормы, недовольство близостью расположения жилых домов», - пояснил он.

При этом в городе порядка 20 тыс. кв. метров пустующих торговых площадей. В этом году совместно с инвесторами запланировано завершение строительства ряда крупных проектов, в том числе и ТРЦ «ForumAlmaty» с площадью более 150 тыс. кв. метров «этот формат сегодня устраивает город. Это то, что мы приветствуем».

Новая городская тенденция, которую будет поддерживать акимат - передвижные пункты торговли, фут-траки, но установленные в определенных, приспособленных для этого локациях, как, например, на пешеходной улице Панфилова.

« В планах города - развивать отрасли торговли и, в целом, мы видим есть необходимость развития малых магазинов вдоль улиц. На опыте Панфилова, Жибек жолы и Арбата, по результатам мониторинга, после создания хороших условий, у многих предпринимателей сферы услуг и торговли прибыль за полгода выросла на 40%», - отрапортовал руководитель городского отдела торговли Ерлан Омаров.

С 2016 года утвержден план модернизации рынков, который планируется осуществить к 2020 году. В этом году запланирована работа по 4 рынкам, а также реконструкция двух небольших строительных рынков. Объекты нестационарной торговли, не соответствующие нормам, продолжат ликвидировать. Основной упор развития торговых сетей планируется сделать на отдаленные городские районы - магазины у дома и фермерские домики должны присутствовать возле каждого жилого комплекса. Рынки, которые не соответствуют нормам, нуждающиеся в реформации, особенно с истекающим сроком аренды земельных участков, будут переформатированы при необходимости или земельные площади переведут в госсобственность.

«Лет 10 назад при Ахметжане Смагуловиче (Есимове, экс-акиме города – прим. автра) была большая работа проведена – все рынки были приведены из центра, и это существенно разгрузило наш город. Если те рынки, которые мы модернизируем, приведем в соответствие, в общий архитектурный облик, подъездные пути, платные парковки, создадим условия для людей – это будет второй этап модернизации. Третий этап – дальнейшее развитие и вывод за территорию города на присоединенные, приграничные территории. Нужно соблюдать принцип полицентричности, чтобы в выходные дни большой поток людей не стремился в город. Мы должны для себя определиться, что оставить в центре, а на что ввести ограничения и нужно по принципу волнового эффекта распределить рынки, торговые центры», - считает Алмас Мадиев.

Электронная торговля

«Доля онлайн-продаж у нас мала – ниже 2% от общего оборота, мы на зачаточном уровне находимся и говорить о конкуренции крайне рано, разве что в перспективе 10 лет. Отрасль растет хорошо, если сравнивать с 2011 годом, то электронная коммерция выросла в 5 раз. Люди уходят сюда в связи с удобством и простором, выбором и конкурентной ценой. Во время девальвации мы увидели скачок роста e-commers. Это связано с тем, что люди более вдумчиво относились к выбору товаров», - отметила представитель ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Виктория Торгунакова.

Но логистика – одна из самых больных тем, связанных с электронной коммерцией. Низкая плотность населения не дает полноценного развития именно товарных компаний в интернете, но позволяет развивается сервисным услугам. К тому же мешает развитию e-commers несовершенство способов оплаты и закрытие интернет-транзакций со стороны БВУ. При этом она отметила, что казахстанские интернет-магазины проигрывают в конкуренции зарубежным, но находятся по уровню сервиса выше местных офлайн-магазинов, поскольку им приходится конкурировать в глобальном, а не региональном масштабе.

«Казахстан сильно отстает в обычной офлайн-торговле даже по СНГ, по Казахстану - по наличию торговых площадей на жителя приходится 130-140 кв. м, в России - 250, в Европе до 600-800 кв м. Мы отстаем в офлайн-торговле на 6-10 лет и это серьезная проблема. Мы в начале пути ритейла. Электронная торговля быстро развивается, если посмотреть структуру, то, в первую очередь, это нон-фуд, он активно уходит в интернет: электроника, товары широкого потребления, путевки, но продукты питания до сих пор мало находятся в интернете. В США на 700 млрд долларов ежегодно оценивается рынок продуктов питания, но доля интернета – всего 2%. По продуктам питания люди хотят идти в магазин, смотреть продукты «в живую» и совершать покупки. Есть те, кто пользуется услугами интернет-доставки. Получила распространение пикап-торговля – через интернет люди формируют заказ на продовольственный пакет, который можно забрать из удобной точки. Это направление развивается в США, Европе и постепенно в России. В этом направлении у нас есть перспектива», - считает Александр Гарбер.

По словам Абдибека Бимендиева, канцелярские товары заказывают онлайн только 2-3% людей: «наше население еще не привыкло покупать в интернете – они узнают на сайтах цены, наличие товара, но ходят в магазин потрогать-пощупать, поскольку не доверяют покупкам в сети».

banner_wsj.gif

289 просмотров

Как преодолеть конфликт машин и людей 

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане 

Фото: Shutterstock

Менеджеры предприятий Казахстана видят роль технологий в развитии бизнеса так же, как их коллеги в других странах. Но есть области, которым в республике уделяется повышенное внимание.  

Облик бизнеса определяют технологии. Но чтобы бизнес мог извлекать максимум пользы из инноваций, менеджменту предстоит переосмыслить взгляды на взаимодействие людей и машин: противоречий накопилось уже достаточно. Растет диссонанс между интересами потребителей, потенциалом технологий и бизнес-амбициями. Сохранение текущего статус-кво приведет только к росту раздражения потребителей и потерям бизнеса. Так cчитают авторы исследования TechnologyVision 2020, проведенного Accenture. 

Участниками масштабного опроса, проведенного в более чем 20 странах, стали несколько сотен руководителей компаний из разных отраслей. Казахстан представляли 50 менеджеров предприятий финансовой сферы, страхования, энергетики и металлургии. Исследователи задали респондентам вопросы, позволяющие раскрыть отношение к пяти ключевым технологическим проблемам, стоящим перед бизнесом, и, если брать шире - перед обществом в целом.  

Анализ ответов показывает: казахстанские руководители, как правило, придерживаются той же точки зрения по отношению к технологиям и путям развития бизнеса, что и их коллеги из других стран. Но есть и отличия, демонстрирующие особенное отношение бизнеса республики к ключевым вопросам технологического развития.  

«Очеловечивание» технологий 

Технологии стали неотъемлемой частью человеческого опыта. С этим согласились 83% опрошенных руководителей (среди респондентов из Казахстана этот показатель несколько меньше - 78%). Очевидность роли технологий подтверждают и потребители. Из 2 тыс. человек, опрошенных Accenture по всему миру, 52% считают, что технологии прочно вошли практически во все аспекты их повседневной жизни, а еще 19% и вовсе рассматривают технологии как продолжение самих себя. 

Солидарны предприниматели Казахстана и остального мира и в отношении к путям дальнейшего развития. Подавляющее большинство участников опроса считает, что для достижения лидерства в новом постцифровом обществе предприятиям необходимо перейти в отношениях со своими заказчиками от клиентской к партнерской модели. При этом изменениям должны подвергнуться и способы взаимодействия людей и технологий, которые предстоит стать более ориентированными на людей.  

Казахстан: повышенное внимание к искусственному интеллекту 

Восприимчивость Казахстана к технологиям демонстрирует и отношение руководителей предприятий республики к искусственному интеллекту (ИИ). Проекты ИИ запускают или внедряют в тестовом режиме 92% предприятий республики (в мире таких компаний заметно меньше – 73%). При этом, согласно ответам респондентов из Казахстана, в подавляющем большинстве случаев внедрение уже осуществлено либо в одном (56%), либо в нескольких (28%) структурных подразделениях.  

К сожалению, несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов исследования Accenture из Казахстана (84% против 79% в среднем по миру) признают, что решающее значение для внедрения инноваций в будущем будет иметь взаимодействие между людьми и машинами, технологической квалификации персонала уделяется мало внимания. Только 18% организаций республики готовят персонал к работе с системами на основе технологий ИИ. Эта практика не слишком отличается от мировой. На глобальном уровне подобные меры принимают 23% компаний.  

Зато в Казахстане гораздо чаще, чем в других странах, учитывают необходимость будущего взаимодействия человека и машины при создании систем. Принципы комплексного или человеко-ориентированного проектирования применяют у нас 58% компаний, тогда как в мире таких – только 37%. 

Роботы на свободе 

А вот отношение казахстанских руководителей к проникновению роботов в повседневную деятельность предприятий заметно отличается от среднего по миру. Исследование показывает, что бизнес готов к их активному внедрению. С тем, что робототехника обеспечит возможности для предоставления услуг нового поколения в реальном мире согласно подавляющее большинство опрошенных респондентов из Казахстана – 88% (в среднем по миру с этим согласны 73% респондентов). О готовности начать роботизацию заявили 76% руководителей, причем 28% сообщили о том, что уже используют или планируют использовать роботов в течение ближайшего года, а еще 48% сделают это в течение двух ближайших лет. Всего 2% не планирует воспользоваться плодами роботизации в течение ближайших лет или даже в отдаленной перспективе. В мире же общее число таких респондентов составило целых 20%.     

Более позитивное, чем в остальном мире, отношение к роботам в Казахстане подтверждается и полученной исследователями статистикой. Только 2% руководителей предприятий заявили о том, что на их предприятиях не используются роботы, в то время как в целом по миру доля таких ответов составила 16%. При этом использование роботов в подавляющем большинстве случаев (90% опрошенных респондентов из Казахстана) ограничивается пределами предприятия, и только 8% предприятий позволяют себе «допускать» роботов в неконтролируемые среды. Так же осторожничают и в остальном мире (9% опрошенных). 

Жизнь в эпоху постоянных перемен 

Еще один аспект исследования Accenture затрагивает изменение потребительской модели и отношения к собственности (в том числе – активам предприятий) в эпоху «перманентной бета-версии». Производители ведут доработку и обновление систем многих технических изделий в течение всего их жизненного цикла. Эта проблема касается отнюдь не только цифровых устройств. Она актуальна и для рынков автомобилей, бытовой техники, сложного промышленного оборудования. Более того, при использовании «умных» комплектующих стороннего производителя возникает и проблема их поддержки, которая может оказать прямое влияние на отношение к бренду, выпускающему то или иное изделие. 

Постоянный рост количества обновлений устройств отмечают 94% респондентов исследования из Казахстана. Их необходимость и польза тоже признаются большинством (72%) опрошенных. При этом 47% потребителей предпочли бы приобретать продукты, не требующие обновлений, почти столько же считают, что установка обновлений может привести к возникновению проблем в работе техники. 

Таким образом, потребители пока не совсем готовы к тому, что устройства, находящиеся в их собственности, по-прежнему контролируются производителями. Отметим, что подобное отношение к проблеме «перманентной бета-версии» в Казахстане не слишком отличается от того, что господствует в остальном мире. 

ДНК инноваций 

Подавляющее большинство руководителей компаний в Казахстане уверены: стремительное развитие новых технологий приведет к коренным переменам в их отрасли, а для разработки инноваций предприятиям придется применять новые методы в кооперации с партнерами и сторонними организациями. Наиболее важной областью, задачи которой могут быть решены при помощи исследований, в Казахстане считают энергетику (в мире чаще первой в этом списке называлась такая проблема, как изменения климата). В списке областей жизни и деятельности человека, где наиболее востребованы инновации, называют также устойчивое развитие, обеспечение продовольствием и водой, здоровье и благополучие – особенно актуальные темы сегодня, во время пандемии и глобального экономического кризиса. При этом и казахстанские руководители, и их коллеги в мире считают, что наибольшее влияние на инновационное развитие в их отраслях окажут исследования в области устойчивого развития. Это то, что сегодня нужно всем. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif