Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Эксперты обсудили, смогут ли торговцы Алматы работать не только в «белую», но и развивать электронную торговлю, объем которой чуть больше 180 млн тенге

Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Особенности национальной торговли: базары против ТЦ – кто кого?

Объем торговли в Алматы за 2017 год составил 2,4 трлн тенге, и он ежегодно увеличивается на 4-5%. ВРП города формируется за счет этой сферы на 31%, по республике – на 16%. При этом, объекты цивилизованной торговли – торговые центры, приносят в копилку города налоговых поступлений на порядок больше, чем базары. Смогут ли торговцы мегаполиса работать не только в «белую», но и развивать электронную торговлю, объем которой чуть больше 180 млн тенге, обсудили специалисты во время круглого стола: «Современные тренды развития торговли и логистики: от рынков и торговых центров к E-commerce и оптово-распределительным центрам».

Сегодня треть экономики города формирует торговля, и более 20 тысяч предприятий зарегистрированы в этой сфере. В Алматы 128 крупных торговых центров, 57 рынков и базаров, 29 торговых сетей: 13 из них продовольственные и 16 непродовольственные. В последние годы наблюдается тенденция укрупнения бизнеса – открыты 16 крупных объектов с инвестициями более 140 млрд тенге, создаются новые рабочие места.

«Наша задача вывести огромный пласт экономики именно в цивилизованный оборот, «в белую», чтобы люди работали легально и вывести (торговые объекты – прим. автора) из формата рынков и ввести в город объекты цивилизованной торговли. Легализуя и выводя торговлю в новый формат, за счет инструментов, которые можно применить официально, мы имеем возможность сдерживать цены и сделать более доступными и качественными услуги для населения нашего города», - считаетзаместитель акима Алматы Алмас Мадиев.

Неравная конкуренция

При этом у представителей формата «цивилизованной торговли» большие сомнения в возможности честно конкурировать с рынками.

«Мы находимся в неравном положении с открытыми рынкам - мы платим все налоги и являемся крупнейшими налогоплательщиками в стране. К сожалению, на рынках нет контроля за денежными потоками и продажами, и продавцы, которые осуществляют торговлю на рынках, не платят все налоги. Власти должны навести порядок, и как бы это не было болезненно – это веление времени и общая тенденция, надо заставлять людей платить налоги, путем, может быть, установления кассовых терминалов, какие-то льготы нужно давать, чтобы люди переходили «в белую», - отмечает генеральный директор торговой сети Magnum Cash & Carry Александр Гарбер. При этом он отмечает, что его сети, за счет снижения собственных издержек, удается по многим продуктам конкурировать по ценам с открытыми рынками. - Фактически на товары социальной значимости держим нулевую наценку, для того чтобы люди пришли к нам в магазин и произвели покупку не только этих товаров, но и многих других», - поделился предприниматель.

С ним поспешил не согласиться генеральный директор «Зеленого базара» Эрлан Калиев, отметив, что не согласен с утверждением, что оптовые и розничные рынки – пример неорганизованной торговли.

«Все у нас организовано. По налогам тоже не согласен – мы платим 100% по заявленному виду налогообложения (налог со сдаваемой в аренду площади – прим. автора). Есть недоработка налоговых органов, которые работают непосредственно с самими предпринимателями. Мы активно сотрудничаем с налоговым комитетом по Медеускому району, для них выделено служебное помещение, где в режиме рабочего времени проводятся консультации с арендаторами. По поступлению налогов наш рынок – передовик», - отметил он.

Что касается канцелярских товаров, то глава компании «Абди» Абдибек Бимендиев рассказал, что в Алматы и других городах самый большой конкурент компании – барахолка. К тому же в августе организовываются и специальные ярмарки, чтобы подготовить детей и школы к новому учебному году, но само понятие ярмарка должно быть применимо лишь для продуктов питания.

«Ярмарки канцелярских и детских товаров проводить не стоит - продают много товаров, тех же ручек и карандашей, которые вредны для здоровья. На наш взгляд, то что ИП ведут работу с очень упрощенными налоговыми обложениями - здорово, но они работают без НДС, а все сети официально платят НДС, то есть 3% против 12%», - рассказал он.

Представителей небольших магазинов на встрече не было, но замакима поделился данными: открытие ТЦ площадью от 2 тыс. квадратных метров в центре города ведет к закрытию в радиусе 500 метров 20-30 мелких центров розничной торговли, магазинов…

Куда девать базары?

Что же касается ярмарок как таковых, то заместитель акима считает, что их нужно переводить в другой формат.

«Возникают вопросы, насколько они эффективны и четко влияют на ценообразование и качество услуг для населения. Нужны какие-то другие примеры, например, постоянно действующие ярмарки с определенным местом установки с различными направлениями, как в Москве. Мы каждом районе проводим ярмарки, население отмечает, что они нужны, товаропроизводители ближайших областей приезжают и получают хороший доступ, но все же это не формат цивилизованной торговли. Наблюдаются недостаточно высокие санитарные нормы, недовольство близостью расположения жилых домов», - пояснил он.

При этом в городе порядка 20 тыс. кв. метров пустующих торговых площадей. В этом году совместно с инвесторами запланировано завершение строительства ряда крупных проектов, в том числе и ТРЦ «ForumAlmaty» с площадью более 150 тыс. кв. метров «этот формат сегодня устраивает город. Это то, что мы приветствуем».

Новая городская тенденция, которую будет поддерживать акимат - передвижные пункты торговли, фут-траки, но установленные в определенных, приспособленных для этого локациях, как, например, на пешеходной улице Панфилова.

« В планах города - развивать отрасли торговли и, в целом, мы видим есть необходимость развития малых магазинов вдоль улиц. На опыте Панфилова, Жибек жолы и Арбата, по результатам мониторинга, после создания хороших условий, у многих предпринимателей сферы услуг и торговли прибыль за полгода выросла на 40%», - отрапортовал руководитель городского отдела торговли Ерлан Омаров.

С 2016 года утвержден план модернизации рынков, который планируется осуществить к 2020 году. В этом году запланирована работа по 4 рынкам, а также реконструкция двух небольших строительных рынков. Объекты нестационарной торговли, не соответствующие нормам, продолжат ликвидировать. Основной упор развития торговых сетей планируется сделать на отдаленные городские районы - магазины у дома и фермерские домики должны присутствовать возле каждого жилого комплекса. Рынки, которые не соответствуют нормам, нуждающиеся в реформации, особенно с истекающим сроком аренды земельных участков, будут переформатированы при необходимости или земельные площади переведут в госсобственность.

«Лет 10 назад при Ахметжане Смагуловиче (Есимове, экс-акиме города – прим. автра) была большая работа проведена – все рынки были приведены из центра, и это существенно разгрузило наш город. Если те рынки, которые мы модернизируем, приведем в соответствие, в общий архитектурный облик, подъездные пути, платные парковки, создадим условия для людей – это будет второй этап модернизации. Третий этап – дальнейшее развитие и вывод за территорию города на присоединенные, приграничные территории. Нужно соблюдать принцип полицентричности, чтобы в выходные дни большой поток людей не стремился в город. Мы должны для себя определиться, что оставить в центре, а на что ввести ограничения и нужно по принципу волнового эффекта распределить рынки, торговые центры», - считает Алмас Мадиев.

Электронная торговля

«Доля онлайн-продаж у нас мала – ниже 2% от общего оборота, мы на зачаточном уровне находимся и говорить о конкуренции крайне рано, разве что в перспективе 10 лет. Отрасль растет хорошо, если сравнивать с 2011 годом, то электронная коммерция выросла в 5 раз. Люди уходят сюда в связи с удобством и простором, выбором и конкурентной ценой. Во время девальвации мы увидели скачок роста e-commers. Это связано с тем, что люди более вдумчиво относились к выбору товаров», - отметила представитель ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Виктория Торгунакова.

Но логистика – одна из самых больных тем, связанных с электронной коммерцией. Низкая плотность населения не дает полноценного развития именно товарных компаний в интернете, но позволяет развивается сервисным услугам. К тому же мешает развитию e-commers несовершенство способов оплаты и закрытие интернет-транзакций со стороны БВУ. При этом она отметила, что казахстанские интернет-магазины проигрывают в конкуренции зарубежным, но находятся по уровню сервиса выше местных офлайн-магазинов, поскольку им приходится конкурировать в глобальном, а не региональном масштабе.

«Казахстан сильно отстает в обычной офлайн-торговле даже по СНГ, по Казахстану - по наличию торговых площадей на жителя приходится 130-140 кв. м, в России - 250, в Европе до 600-800 кв м. Мы отстаем в офлайн-торговле на 6-10 лет и это серьезная проблема. Мы в начале пути ритейла. Электронная торговля быстро развивается, если посмотреть структуру, то, в первую очередь, это нон-фуд, он активно уходит в интернет: электроника, товары широкого потребления, путевки, но продукты питания до сих пор мало находятся в интернете. В США на 700 млрд долларов ежегодно оценивается рынок продуктов питания, но доля интернета – всего 2%. По продуктам питания люди хотят идти в магазин, смотреть продукты «в живую» и совершать покупки. Есть те, кто пользуется услугами интернет-доставки. Получила распространение пикап-торговля – через интернет люди формируют заказ на продовольственный пакет, который можно забрать из удобной точки. Это направление развивается в США, Европе и постепенно в России. В этом направлении у нас есть перспектива», - считает Александр Гарбер.

По словам Абдибека Бимендиева, канцелярские товары заказывают онлайн только 2-3% людей: «наше население еще не привыкло покупать в интернете – они узнают на сайтах цены, наличие товара, но ходят в магазин потрогать-пощупать, поскольку не доверяют покупкам в сети».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В правительстве и регионах Казахстана видят разные сценарии развития интернет-торговли

С чем связан выбор различных моделей

Фото: Depositphotos/nmedia

Объемы интернет-торговли и электронных платежей резко выросли в Казахстане. Если в 2019 году безналичные платежи внутри страны составили 2,8 триллиона тенге, то к 1 мая этого года они достигли 7,5 триллионов тенге. То есть лишь первые четыре месяца 2020-го «перевесили» годовой показатель 2019-го в 2,6 раза. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Министерство торговли и интеграции сообщает, что за шесть месяцев 2020 года объем электронной торговли составил 435 млрд тенге. Это больше итогового показателя всего 2019 года (422 млрд тенге). По прогнозу министерства, к концу 2020 года размер рынка электронной торговли дорастет до 900 млрд тенге.

Вирус – двигатель торговли

Рост интернет-торговли – следствие тех ограничений, которые были наложены на казахстанский рынок оффлайн-торговли из-за пандемии коронавируса.

По данным Комитета по статистике, общий объем розничной торговли в стране в первом полугодии текущего года сократился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время доля электронной торговли, на работу которой ограничения повлияли в меньшей степени, в общем объеме резко выросла. За шесть месяцев 2020 года она составила 9,4% всего объема (по итогам 2019 года – 3,7%). С учетом этого правительство изменило целевой показатель развития этого рынка в 2025 году с 10 до 15%.

Наиболее активно растут foodtech и pharmtech. Например, лидер рынка онлайн-заказа и доставки медпрепаратов «Биосфера» обслуживает в 5 раз больше заказов, чем в прошлом году. С начала года востребованность услуги доставки продуктов проекта Arbuz.kz выросла в 7 раз. Arbuz работает на рынке Алматы, и, вероятно, именно проекты мегаполиса вносят самый заметный вклад в увеличение доли онлайн-торговли.

Не хватает маркетплейса

Если смотреть на цифровое развитие торговли в регионах, то успехи там довольно скромные. Так, Карагандинская область занимает третье место среди регионов по объему розничной торговли (9,5% от рынка всей страны). Однако доля онлайн-продаж этого региона в прошлом году составляла лишь 0,8% (8,1 млрд тенге при годовом обороте 1012,5 млрд тенге). До конца года интернет-торговля должна вырасти до 2,4%. Такой прогноз дает управление предпринимательства Карагандинской области.

Почему в регионе такие низкие показатели онлайн-торговли? Одна из причин – отсутствие маркетплейса, где местные предприниматели могли бы представлять свои товары. «Курсив» опросил продавцов карагандинских рынков. 90% из опрошенных предпочитают работать через Instagram. При этом в Караганде есть пример успешного развития интернет-магазина. Это Flip.kz, который открылся в 2007 году и осуществляет поставки по всему Казахстану и миру, пункты выдачи которого находятся в 31 населенном пункте РК.

«Объемы наших продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличились на 60%», – говорит директор Flip.kz Александр Соколов, не раскрывая абсолютные данные.

Но этот магазин работает в формате, который невыгоден мелким продавцам. Flip.kz приобретает товары оптом и продает их в розницу по всему Казахстану, используя собственную службу доставки.

«Мы готовы предоставить свою площадку предпринимателям, которые в силу ограничений не могут торговать офлайн, но для этого они должны отвечать ряду условий», – поясняет менеджер по развитию ассортимента Flip.kz Алтын Бесимбаева.

Решение о партнерстве Flip.kz принимает после изучения ассортимента, схемы ценообразования, сертификатов соответствия на продукцию. Также важно, чтобы у компании была точная система учета складских запасов. Сейчас интернет-магазин сотрудничает с 200 крупными компаниями.

В период карантина Flip.kz начал доставку продуктов питания. Соответствующий раздел на сайте появился еще в прошлом году, но был неактивен. До Flip.kz такую услугу в Караганде уже предлагали торговые сети «Космос» и «Аян». Данные о сервисе эти игроки не раскрывают.

Виртуальная полка дороже

Северо-Казахстанская область –один из аутсайдеров показателей розничной торговли. В первом полугодии 2020 года объем розницы зафиксирован на 107,7 млрд тенге. Это 86,2% от первого полугодия 2019 года.

По наблюдениям корреспондента «Курсива» по СКО, проникновение онлайн-торговли и таких услуг, как заказ продуктов на дом, очень слабое. Спрос на эти услуги, по данным игроков рынка, вырос на этапе жесткого карантина, но с послаблением ограничений люди вернулись к формату самостоятельных покупок в магазинах.

И тому есть причины: в Петропавловске цена одного товара, выставленного в онлайн-магазине, часто оказывается выше, чем в торговом зале. Да и присутствие его в приложении или на интернет-странице не гарантирует наличие на складе.

В период карантина борьбу за клиентов в онлайн-пространстве развернули две торговые сети города – «Северный» и «Семейный». Каждая выбрала свою линию продвижения в интернете.

Торговая сеть «Семейный» – это 13 супермаркетов, два гипермаркета и онлайн-магазин, который организует доставку заказов, полученных через собственное приложение или через сайт. Также в активе компании имеются распределительный центр, фабрика-кухня и линейка продуктов под собственной торговой маркой.

Торговая сеть «Северный» – второй по величине игрок регио­нального розничного рынка, опирающийся на три супермаркета. В период карантина «Северный» сделал ставку на сотрудничество с интернет-площадкой TUTA.SHOP, имеющей собственную службу доставки.

Ассортимент и цены на товары в обеих сетях одинаковы, а вот условия доставки разные. Например, курьеры TUTA.SHOP везут продукты «Северного» в самый отдаленный уголок Петропавловска бесплатно при сумме заказа от 2,5 тыс. тенге. Бесплатная доставка курьерами сети «Семейный» доступна при сумме заказа 15 тыс. тенге. При этом ожидание клиента «Северного» может затянуться до глубокой ночи, а курьеры «Семейного» закрывают доставку в течение 2-3 часов. Платная услуга доставки в обеих сетях одинакова – 500 тенге.

На выходе из режима ограничений обе сети отчитались, что доставка помогла удержать розничные продажи на привычном уровне. Директор торговой сети «Семейный» Андрей Исаков сказал, что в период карантина продажи через приложение выросли на 120%. Руководство онлайн-магазина TUTA.SHOP заявило, что число активных пользователей этой площадки в период карантина увеличилось в 1,5 раза.

Но когда ограничения ослабли, стало ясно, что обращения в службы доставки было временной данью обстоятельствам. Сейчас пользование приложением «Семейный», свидетельствует Андрей Исаков, упало до уровня, существовавшего до карантина, аналогичные данные приводит сеть «Северный».

Как выжил «Чунга-Чанга»

Объем розничной торговли Западно-Казахстанской области за шесть месяцев 2020 года зафиксирован на уровне 149 млрд тенге. Это 90,6% от аналогичного периода прошлого года.

Как следует из опроса «Курсива», компании региона, которые сделали ставку на онлайн-торговлю и организацию доставки товаров до покупателя... прогадали.

«Мы давно занимаемся доставкой продуктов и лекарств на дом, принимая заказы по телефону, и можем сравнивать. Это парадокс, но в период карантина заказов у нас стало меньше», – говорит совладелец сети магазинов и аптек «Назэль» Альбек Кусаинов.

Основной площадкой для мелких предпринимателей стал Instagram. Компании с крупными оборотами обратились к теме создания собственных интернет-магазинов. Тему перевода бизнеса в интернет-магазин изучил владелец магазина сувениров и мелкой бытовой техники Азамат Тайкенов. Он столкнулся с дефицитом специалистов в области. В итоге свой выбор Тайкенов сделал в пользу иностранных фрилансеров: разрабатывает техзадание и ищет добросовестного исполнителя на виртуальных биржах труда.

Как ни странно, лучше иных ограничения в торговле пережил супермаркет детских игрушек «Чунга-Чанга». Руководство компании вовремя оформило разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Изменение формата позволило продолжить торговлю в период ограничений. «Даже если продукты составляют 5% всего товара, по закону мы считаемся продуктовым супермаркетом», – комментирует директор ТД «Чунга-Чанга» Дархан Сариев.

Способы развития

Для развития рынка электронной торговли в регионах правительство планирует организовать обучающие семинары для местных предпринимателей. Опытом развития бизнеса с ними поделятся лидеры рынка – Аrbuz.kz, Chocofood.kz, другие компании.

Серьезным стимулом для развития обещают стать налоговые послабления для рынка электронной торговли. Министерство торговли и интеграции предлагает освободить от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей, чьи доходы от электронной торговли составляют не менее 40% совокупного годового дохода.

9-полоса_Доля-электронной-коммерции-в-объеме-розничного-товарооборота_млрд-тенге.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg