Перейти к основному содержанию

14828 просмотров

Как в Казахстане создают и реализуют беспилотные летательные аппараты

Генеральный директор ТОО «СП РобоАвиа» рассказал «Къ», как реализуется проект единственного отечественного производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Как в Казахстане создают и реализуют беспилотные летательные аппараты

Как в Казахстане создают и реализуют беспилотные летательные аппараты

Генеральный директор ТОО «СП РобоАвиа» Николай Пажитнев рассказал «Къ», как в Шымкенте реализуется проект единственного отечественного производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

– Назовите причину, по которой завод было решено открыть в Шымкенте?

– Идея выпускать БПЛА зародилась в 2014 году. К тому времени мы изучили рынок и выявили, что беспилотная авиация активно развивается по всему миру и за ней – большое будущее. Прежде чем решиться на строительство завода, конечно, мы тщательно взвесили все «за» и «против». Плюсов оказалось больше, в первую очередь, это отсутствие в Казахстане собственного производства БПЛА. Выбор места в основном был связан с тем, что в Шымкенте благоприятный климат. На юге тепло, можно 220 дней в году проводить испытания и выполнять летные задания, имеются различные природные ландшафты – горы, пески, степи и т. д.

За четыре года мы практически с нуля наладили производство казахстанских беспилотников. Разработанные нашим конструкторским бюро БПЛА прошли все испытания, получили ГОСТы, сертификаты. Недавно мы публично представили последнюю нашу модель – Sapsan-3000. Это событие мы считаем открытием завода.

– Сколько моделей беспилотников вы выпускаете и в каких объемах?

– На сегодня мы разработали три модели. В июне 2016 года на военной выставке KADEX-2016 мы показали Samruk 3M и Samruk 5M, это БПЛА аэродромного базирования с двигателем внутреннего сгорания. Затем взялись за разработку Sapsan-3000 – беспилотника с аэродинамической схемой «летающее крыло», который имеет бесшумный двигатель, не нуждается во взлетной полосе и в целом более прост в эксплуатации. С начала этого года он был запущен в серийное производство, на сегодня произведено более 30 штук. На данный момент задействовано меньше трети нашей реальной мощности: при спросе мы можем производить до 200–300 беспилотников в год.

– Насколько самостоятельны разработки компании и, в целом, производство?

– Аналогов наших аппаратов нет: мы их сотворили с нуля. Все процессы, начиная от разработки моделей до их выпуска – полностью самостоятельное производство. Мы не сборочный цех и не российская «дочка», как думают некоторые. Многие до сих пор не верят, что в Шымкенте делают собственные беспилотники. Чтобы развеять все сомнения и неверные сведения, после презентации мы устроили посещение цехов завода для всех желающих.

– Но «мозг» компании, то есть технологи, инженеры, все же не местный?

– Да, вначале это было так. Мы активно привлекали для работы и обучения наших сотрудников зарубежных специалистов – из России, Украины, Узбекистана. Но из нынешних порядка 40 работников завода сегодня всего несколько иностранцев, которые в основном трудятся у нас вахтой. Наши казахстанские кадры обучились и полностью освоили всю технологию, фактически они полностью сами вытягивают более 90% производства. Да, конечно, еще возникают какие-то вопросы и нюансы, поэтому мы и обращаемся за помощью к зарубежным инженерам и технологам, в основном для консультаций и тестирования. То есть мы еще немного перестраховываемся. В перспективе мы все будем делать сами, зачем нам кому-то переплачивать?!

– Ваша компания учреждена как совместное казахстанско-российское предприятие. Какова доля участия в проекте российской стороны и, в целом, каково казахстанское содержание?

– Один из учредителей компании – уроженец Шымкента, сейчас является гражданином России, ему принадлежит 30% доли уставного капитала. Часть нанятого персонала – из России. Как в России, так и в других странах, обучались наши сотрудники. В России мы закупаем платы, а программное обеспечение пишут наши специалисты. Также в России заказываем аккумуляторы, так как в Казахстане необходимые нам модификации не выпускают. Электроника, которой по желанию заказчиков дополнительно оснащаются БПЛА, идет из Германии. Таким образом, сегодня казахстанская составляющая – в пределах 70% и выше, и она будет увеличиваться. Но, повторюсь, идея, технология и разработки – все полностью казахстанские.

– Какова сфера применения ваших беспилотников?

– Она очень широкая. Их можно использовать для нужд сельского хозяйства, нефтяной промышленности, геодезии, мониторинга объектов и т. д. Хотел бы отметить, что многие путают и ошибочно называют наши беспилотники дронами, но это разные вещи. Наши БПЛА – это фактически легкие мини-самолеты, которые летают со скоростью до 100–120 км в час. У нас более профессиональный подход. В отличие от дронов, нам требуется разрешение гражданской авиации. Каждый взлет регистрируется, нам указывают нашу полосу, «коридоры», точное время.

– Есть ли у ваших беспилотников какие-то конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными аналогами?

– По цене они не дешевле зарубежных. Но наши более современные и усовершенствованные. Например, по сравнению с российскими аналогами, Sapsan-3000 имеет большую площадь крыла и продвинутую аэродинамику, что позволяет ему летать дольше, при этом поднимая больший груз, также он ведет себя крайне устойчиво даже при сильном ветре.

– Какова стоимость проекта? Когда, по вашим расчетам, завод выйдет на прибыль?

– В завод вложено больше $1 млн. «Отбить» вложения предполагаем до конца следующего года. К 2019 году БПЛА планируют оснаститься нефтегазовые компании, пограничники и другие госструктуры, которым предписано к этому сроку, в связи с цифровизацией, максимально избавиться от человеческого фактора. Предварительные переговоры с ними уже ведутся, обсуждаются технические задания. Кроме того, мы также планируем зарабатывать на предоставлении услуг, так как не все могут себе позволить покупку беспилотников, но нуждаются, к примеру, в аэрофотосъемке, видеосъемке, наблюдении, патрулировании и прочем

– Каковы планы на будущее?

– Расти и расширяться. Сначала мы должны покрыть затраты на проект. Ближайшие три-четыре года сосредоточимся на выпуске и совершенствовании Sapsan-3000. Параллельно будем разрабатывать новые модели с учетом спроса и тенденций рынка. В проекте – разработка беспилотника вертикального взлета (Sapsan-3000 взлетает с катапульты – «Къ».). Возможно, начнем делать те же дроны, но не любительские, а более мощные и усовершенствованные, так как этот вид летательных аппаратов сейчас пользуется большим спросом. Есть планы по созданию сети дилерских участков в Казахстане и других странах, первый уже открыт в Воронеже, еще один предполагаем скоро открыть в Туркестане. Наша амбициозная задача – утвердить Казахстан в качестве надежного производителя современных БПЛА.

510 просмотров

Прощайте, инфлюенсеры!

Основатель концепта Lulu и Meta Body о главных правилах успешной интернет-торговли

Фото: Depositphotos/4pmphoto@gmail

Всего 15% из ныне существующих интернет-магазинов в США являются успешными. Такие данные приводят исследователи из Boston Consulting Group.

Успешность небольшой доли американского онлайна определяется правильными настройками и современными подходами к виртуальному шопингу. Компания BCG совместно с Ipsos провела исследование, которое помогло выявить три главных правила этого подхода.

Первое – экономьте время покупателя; второе – предоставляйте скидки (87% глобальных покупателей ответили, что им важно знать, что они получили выгодную сделку); третье – подбирайте правильный ассортимент, не заставляя потребителя искать товар. Люди в наше время хотят получать удовольствие от покупок.

Эффективность интерактива

В целом, поведение потребителей еще пару лет назад начало переживать революционные изменения. Главная причина – это развитие интернета, проникновение его в мелкие города и появление все новых технологий, которые изменили не только способ приобретения товаров и услуг, но и всю коммуникацию в области покупки и потребления в целом. Сегодня мало кто осуществляет покупки без предварительного поиска и изучения их во всемирной сети, а интернет-магазины или маркетплэйсы – это сейчас самый быстрорастущий канал покупки.

Изменился и сам потребитель, для которого приобретение товаров или услуг все больше становится способом самовыражения и идентификации. Он ищет не товар вообще, а свой товар, свой бренд. При этом покупатель хочет приобретать не только надежные и качественные бренды по умеренным ценам, но и желает получить все здесь и сейчас, в удобное для него время и в удобном месте. Покупки становятся более обдуманными, избирательными и целенаправленными. И «в один клик». Так называемая usability – удобство и интуитивная простота в использовании технологий – становится важнейшим потребительским требованием.

Эпоха мультиканальности

Тем временем офлайн-магазины пока лидируют с большим отрывом от онлайн-площадок. Согласно данным GTC, 86% розничных продаж в США по-прежнему осуществляются в физических магазинах, но 53% всех решений о покупке в настоящее время «находятся под цифровым влиянием». Более того, исследовательская компания Forrester сообщает, что к 2022 году интернет будет оказывать еще большее влияние на процесс покупки покупателя, что отразится на более чем 40% продаж в магазине. Та же самая тенденция прослеживается и у нас – в Казахстане.

Еще один из последних трендов в потребительском поведении говорит нам о том, что эпоха покупки через один канал закончилась. Определение того, как и где покупатели совершают покупки, всегда являлось приоритетом для ритейлеров, и теперь мы знаем, что большинство потребителей проверяют несколько каналов, прежде чем совершить покупку. С психологической точки зрения это напоминает некий квест, который приводит к победе (поиск материалов и мнений в интернете, изучение цен и характеристик конкурентов, поиск лучшей цены, опрос среди близких и знакомых и уже сама покупка). В связи с этим меняются и медиапредпочтения людей. Рекламодатели в Казахстане уже третий год подряд сокращают бюджеты на ТВ-рекламу, перераспределяя их в диджитал, где активно усиливают свое присутствие и расширяют каналы размещения.

Серьезную роль в этом процессе играют новые каналы продаж. Кстати, касательно новых каналов: еще не так давно рекламодатели с удовольствием использовали для сотрудничества вайнеров и блогеров, например. Но в последнее время потребители, заметив эту ярко выраженную рекламную концепцию, начали легко замечать, что инфлюенсеры продвигают товары, которыми не пользуются, и, как следствие, терять доверие к ним. Я, как инфлюенсер, вижу, что наша «эра инфлюенса» идет к закату. Нужно общаться глубже и откровеннее.

Доверие к лидерам мнений

Потребитель сегодня ожидает искренности, честности от брендов. Так, один из известных косметических брендов Ipsy быстро уловил этот момент, и если с 2011 года бренд платил значительные суммы за рекламу своей косметики «лидерам мнений» в Instagram, то теперь предпочитает нанимать своих постоянных покупателей, которые готовы рекламировать бренд бесплатно.

Сохраняется тренд персонализации. Причем, если раньше под этим подразумевалось только добавить имя в email-рассылке, то сейчас этот метод значительно эволюционировал: потребитель желает не просто купить вещь, а приобрести ценный опыт, меняющий образ его жизни. Сегодня уже сами потребители ожидают персонализации от брендов: скидки, программа лояльности, использование бонусов, открытость потребителя к сбору данных для определения их привычек и поведения, создание качественного персонализированного контента в сети – это только основные инструменты.

Становится очевидным, что потребители хотят получить более богатый, более персонализированный опыт покупок, будь то лично в магазине или с помощью мобильного телефона. Меняются гендерные роли, что влияет на то, кто и как принимает решение о покупке. Сегодня мужчины все чаще ходят в магазины за товарами повсе­дневного спроса, или начинают приобретать косметику для себя самостоятельно, а женщины выбирают автомобили. Поскольку привычки потребления и модели принятия решения могут отличаться по гендерному признаку, производителям и ритейлерам приходится это учитывать.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif