Как развивается рынок доставки еды в Казахстане?

Опубликовано (обновлено )
Как развивается рынок доставки еды и каковы вкусовые предпочтения в фаст-фуде у казахстанцев, рассказали эксперты рынка

Рынок доставки готовой еды – достаточно новое, но вместе с тем быстро набирающее популярность направление. Как развивается этот сегмент и каковы вкусовые предпочтения в фаст-фуде у казахстанцев, рассказали эксперты рынка.

На мировом рынке основные игроки по доставке еды – сервисы-агрегаторы. Есть две модели доставки – платформы, которые генерируют заказы, передают их в рестораны и уже сами рестораны занимаются приготовлением и доставкой. Второй тип игроков – сервисы, которые не только генерируют заказы, но и занимаются доставкой.

«Рынок доставки еды движется в ногу со временем и трансформируется с изменением образа жизни. Сейчас последние два поколения – миллениалы и Z, для которых самый ценный ресурс – свободное время. Поэтому такси стало привычнее, чем вождение авто, сервисы аутсорса уборки набирают популярность. А чтобы продукты доставки попадали под ожидания новых потребителей, еда должна быть быстрой, вкусной и доступной», – считает директор, акционер компании «Chocofood» Николай Щербак. При этом он отметил, что поколение Z может стать первым, которое откажется от приготовления еды дома.

Вкусовые предпочтения в мире разнятся. Например, в Англии наиболее популярной доставляемой едой являются гамбургеры и чизбургеры, в США новый тренд – pop-kea (салат из тунца с овощами с различными соусами), в Германии популярностью пользуется азиатская пища, в Голландии любят заказывать фреши и салаты, в России и в Казахстане самая популярная еда – суши и пицца.

Чтобы сократить время доставки, западные игроки вкладываются в технологии и уже давно перешли к заказам через мобильное приложение, а не по телефонным звонкам и двигаются к использованию роботизированных курьеров.

«Самые дорогие косты в доставке – плата курьеру. Поэтому на западе все больше внимания уделяется технологиям, способным заменить человека. На казахстанском рынке немного другие условия. У нас люди – консервативны, у нас нет прогрессивного общества, технологии медленно развиваются и внедряются. И поход в ресторан, и заказ еды для наших людей не рутина, а больше праздник. В Европе и на западе это стало уже рутиной», – отмечает он.

Вместе с тем в Казахстане активно развиваются мобильные приложения, которые и позволяют сократить время от поступления до доставки заказа: большая часть заказов (67%) делается через них.

«По нашим оценкам, емкость рынка доставки – $30 млн в год, растет он на 20% в год. При этом рынок доставки составляет 3% от рынка посадки. Среднестатистический казахстанец заказывает еду четыре раза в год, а англичанин – три раза в месяц», – отмечает Николай Щербак.

Судя по количеству выполненных компанией заказов, рынок действительно растет быстрыми темпами: с августа 2013 года по 2016 год через сервис было сделано 300 тыс. заказов, в 2017 году – 300 тыс. заказов, а за шесть месяцев 2018 года – 225 тыс. заказов.

«Наш сегмент (бургеры) растет на 35–40% в год – быстрее, чем остальные сегменты фаст-фуда», – отметил территориальный управляющий Burger King Казахстан Равиль Юскаев.

Говоря о тенденциях, Николай Щербак отметил, что необходимо выводить фаст-фуд вместе с сервисами доставки в регионы и спальные районы.

«Нужно охватывать регионы – они отстают от развития столицы. Запусти продукт в регионы – он точно стрельнет, там своя «социальная сеть» и жителям в отдалении от столицы тоже хочется чего-то нового. Кроме того, в мировой практике хорошо работает доставка в спальных районах – рестораторы часто в таких местах устанавливает кухню, работающую только на доставку или же точки, где люди могут купить готовую еду с собой по пути домой. Если раньше клиенты были готовы ждать и два часа, то сейчас больше часа ждать никто не хочет, и это время будет сокращаться», – заключил он.

Фото: Олег СПИВАК

Читайте также