Перейти к основному содержанию

4306 просмотров

Казахстанские игроки e-commerce нацелились на Центрально-Азиатский регион

Возможность роста за счет поглощения более мелких компаний и экспансии на соседние рынки становятся главными трендами развития сектора электронной торговли

Казахстанские игроки e-commerce нацелились на Центрально-Азиатский регион

Казахстанские игроки e-commerce нацелились на Центрально-Азиатский регион

Казахстанский рынок e-commerce все настойчивее рассматривает перспективы своего дальнейшего развития с прицелом на страны Центрально-Азиатского региона. На местном же рынке крупнейшие игроки постепенно забирают большую часть клиентов, а некоторые покупают смежные бизнесы. Таким образом, возможность роста за счет поглощения более мелких компаний и экспансии на соседние рынки становятся главными трендами развития сектора электронной торговли.

Найти свою нишу

На протяжении последних двух лет основным ньюсмейкером в том, что касается сделок по покупке и объединению и продаже бизнеса выступал холдинг Chocofamily. Как пояснил его сооснователь Рамиль Мухоряпов, сделки заключались, исходя из приоритетов развития бизнеса и желания сосредоточиться лишь на тех сервисах, в которых позиции компании достаточно сильны. Именно этим было продиктовано решение отказаться от Chocomart, а также готовность продать Lensmark. «Для такой страны, как Казахстан, с относительно небольшим рынком и невысокой маржинальностью бизнеса в e-commerce, консолидация – единственная возможность выйти на безубыточность. В результате сделки по объединению Chocotravel и Aviata мы впервые за долгие годы получили прибыль, а главное, ресурс для того, чтобы наращивать эту прибыль и планировать выход на рынки других стран. Впервые за годы существования компании появилось понимание, что потенциал для роста рынка находится не внутри страны, а за ее пределами», - прокомментировал г-н Мухоряпов.

Катализатором, запустившим реакцию по расширению сферы влияния казахстанского e-commerce на рынки соседних регионов, стали перемены, происходящие в экономике Узбекистана - одной из самых интересных для развития бизнеса стран Центральной Азии. По мнению президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константина Горожанкина, стремление казахстанских игроков не ограничивать поле деятельности масштабами локального рынка легко объяснить: в странах Центральной Азии проживает в общей сложности более 70 млн человек, и хотя доля городского населения, то есть потенциально наиболее активных потребителей рынка электронной коммерции в среднем составляет 37% (лишь в Казахстане этот показатель недавно пересек отметку 50%), перспективы дальнейшего развития эксперты видят в оптимистичных тонах.

«На долю трех самых крупных городов Центральной Азии - Ташкента, Алматы и Астаны, - приходится 26% всего городского населения, проживающего в регионе, города с численностью населения свыше 500 тыс. человек обеспечивают еще 20%. То есть, подключив один только этот ресурс, игроки рынка e-commerce получают возможность забрать практически половину городского рынка Центральной Азии», - считает Константин Горожанкин.

Государства ЦА пока не могут похвастать высоким уровнем проникновения интернета: по данным АКИБ, в среднем по региону этот показатель составляет 40%, более низкий показатель зафиксирован только в странах Африки (29%) и Южной Азии (27%). В этом эксперты видят как позитивные моменты, так и повод для негатива. С одной стороны, когда пользователь поймет преимущества покупок в интернет-магазинах и массово придет в e-commerce, рынок скорее всего покажет динамичный рост. Негативные моменты сегодня более очевидны и выражаются главным образом в нехватке аудитории. Именно по этой причине, считают в АКИБ, ежемесячно вынуждены сворачивать бизнес 15-20 интернет-магазинов при том, что за этот же период 20-25 игроков только начинают свой бизнес. Выход казахстанских интернет-магазинов на рынки соседних государств будет способствовать увеличению стоимости компаний и более динамичному росту рынка соседних стран, считает Константин Горожанкин. «Рынок Узбекистана сегодня напоминает казахстанский рынок образца 2011-2012 года, когда бурное развитие электронной коммерции у нас только начиналось, когда активно росли нынешние лидеры. Одна из проблем заключается в том, что пока в Узбекистане покупки в интернет-магазинах можно оплачивать исключительно картами местных платежных систем. Но как только этот барьер будет устранен, на рынок Узбекистана хлынут казахстанские игроки. Этот шанс для расширения своего бизнеса нельзя упускать», - уверен президент АКИБ.

Гонка с барьерами

Говоря о динамике роста карточных транзакций на казахстанском рынке, эксперты отметили рост доверия к безналичным платежам. Согласно озвученным АКИБ данным, количество карт, находившихся в обращении по данным на апрель 2018 года, на 20% превысило показатель соответствующего месяца 2017 года. Апрель нынешнего года ознаменовался для казахстанского рынка e-commerce еще одним важным событием: впервые сумма транзакций в интернете превысила сумму транзакций по pos-терминалам. По данным компании Processing.kz, в интернете пользователи заплатили 170 млрд тенге, или 47,2% от общего объема платежей, а через pos-терминалы – 167 млрд, или 46,4%.

Развитию сегмента безналичных платежей мешает то обстоятельство, что некоторые казахстанские банки до сих пор по умолчанию закрывают карты для оплаты в интернете. Отказ от оплаты в интернете в пользу наличных платежей может быть продиктован и спецификой бизнеса. Исполняющая обязанности гендиректора Lamoda.kz Мольдер Рысалиева сообщила, что у данного игрока доля онлайн-платежей не превышает 2%. «Поскольку мы предоставляем возможность доставки товара с примеркой и частичным выкупом, многие клиенты сначала хотят убедиться, что товар им подходит, а уже потом принять решение о покупке. Такой подход действует даже в отношении косметики и аксессуаров, которые не требуют примерки», - рассказывает г-жа Рысалиева. В целом по Казахстану доля клиентов Lamoda, оплачивающих покупки картой, составляет 20%, в Алматы и в Астане этот показатель выше, чем в регионах.

Сегодня на долю рынка электронной коммерции в Казахстане приходится всего 1,9% от общего объема рынка торговли. Это очень мало, если учесть, что в Великобритании, например, этот показатель оценивается в 17%. В соответствии с планами правительства, к 2021 году на e-commerce будет приходится 2-3% рынка ритейла, но по признанию участников рынка, стремиться следует к более высокой планке. Казахстанские интернет-магазины работают в условиях жесткой конкуренции с коллегами из России и Китая и надо сказать, что пока не выигрывают в этой борьбе. Из 21 400 посылок из-за рубежа, поступивших в сентябре прошлого года в отделения «Казпочты», львиная доля пришлась на зарубежные интернет-магазины. В том же месяце по Казахстану было отправлено всего 12 400 посылок. Сегодня любая покупка находится на расстоянии одного клика, и если пользователя не устраивает качество работы казахстанских интернет-магазинов, он уйдет в российские и китайские, благо сроки доставки посылок из того же Китая, например, удалось сократить до двух недель.

Еще один негативный момент заключается в том, что казахстанские игроки рынка электронной коммерции не могут воспользоваться льготами, которые декларировало государство. «В прошлом году много говорили о том, что интернет-магазины освободили от уплаты КПН. Но для того, чтобы воспользоваться этой льготой, магазин должен проводить через интернет 90% транзакций. Таких показателей нет даже у самых успешных компаний», - прокомментировал Константин Горожанкин. Практически никто из игроков рынка не смог воспользоваться и преференциями, обещанными резидентам Парка инновационных технологий «Алатау». Из 120 компаний, которые зарегистрированы в парке, лишь две представляют сегмент e-commerce, но и они не пользуются преференциями, опасаясь однажды быть обвиненными в неправильном использовании льгот.

Заместитель акима Алматы Алмас Мадиев, признав справедливость многочисленных нареканий в адрес ПИТ, сообщил, что вопрос планируется решить, передав ПИТ «Алатау» под управление акимата. «Сегодня мы проводим анализ текущей ситуации, и если парк передадут нам, мы постараемся сделать все, чтобы предприятия, работающие в сегменте электронной торговли, получили освобождение от КПН и в полной мере воспользовались всеми доступными для них налоговыми льготами», - сообщил г-н Мадиев.

835 просмотров

E-commerce вызвала бум на рынке складских помещений в Нью-Йорке

В 2019 году сделки в сфере складской недвижимости достигли объема $1,7 млрд

Фото: David ‘Dee’ Delgado For The Wall Street Journal

Склады становятся наиболее популярным видом недвижимости в Нью-Йорке, и темпы роста числа сделок по продаже этих центров дистрибьюции для сегмента e-commerce в 2019 году превышают темпы продаж офисов и многоквартирных домов.

На фоне спада активности на рынке недвижимости Нью-Йорка продажи складских помещений за первые девять месяцев текущего года достигли почти $1,7 млрд. По данным инвестиционной брокерской компании B6 Real Estate Advisors (В6), этот показатель более чем в 2 раза выше аналогичного за 2016 год.

Основная причина бума – растущее число компаний, стремящихся ускорить процесс доставки онлайн-заказов городским клиентам.

«Технологии и желание бизнеса решить проблему «последней мили» повлияли на рост интереса к этим зданиям самым радикальным образом», – говорит исполнительный директор компании B6 Пол Мэсси.

скачок роста.jpg

Еще 10 лет назад складские помещения ценились в основном за то, что их можно было трансформировать во что-то другое. По словам Мэсси, покупатели часто перестраивали эти промышленные объекты под жилые дома или здания смешанного назначения, например одновременно под офис и торговый зал.

Для обеспечения возможности расширения жилой застройки целевое назначение многих городских районов было пересмотрено, что позволило девелоперам реконструировать объекты промышленной недвижимости или снести их совсем с целью более выгодного использования.

В последнее время рост сегмента e-commerce сделал использование складов в качестве центров дистрибьюции более выгодным. В III квартале текущего года средняя цена складской недвижимости составила $414 за квадратный фут (около $4500 за квадратный метр. – «Курсив»). Для сравнения: в аналогичном периоде 2016 года цена была на уровне $281. Согласно отчету за истекший квартал, сделки такого рода происходили главным образом в таких районах Бруклина, как Флэтбуш и Бедфорд-Стайвесант.

По оценкам B6, средний размер сделки с недвижимостью на Манхэттене, в Бронксе, Бруклине и Куинсе составил по меньшей мере $1 млн.
Рост стоимости складских помещений и усилившаяся конкуренция между инвесторами за эти объекты в Нью-Йорке отражают рост объема инвестиций, а также спроса как в США, так и в мире в целом.

В октябре крупный игрок на рынке складской недвижимости компания Prologis Inc. объявила о сделке по приобретению за $12,6 млрд компании-конкурента Liberty Property Trust, которая владеет 107 млн квадратных футов (около 10 млн квадратных метров. – «Курсив») логистической недвижимости. Кроме того, в текущем году фонды группы компаний Blackstone Group Inc. заключили сделки по приобретению складской недвижимости в США и Канаде на сумму не менее $25 млрд.

В то же время объем инвестиций в офисную недвижимость в первые три квартала 2019 года сократился до $7,9 млрд, что на 58% меньше, чем было за аналогичный период 2016 года ($18,9 млрд). В сегменте розничной торговли, где офлайн-магазины переживают не лучшие времена, объем продаж зданий к сентябрю текущего года упал с $2,2 млрд в 2016 году до $1,1 млрд.

Также снизились продажи зданий со сдаваемыми в аренду квартирами, которые когда-то были популярным сегментом рынка. Это связано с тем, что инвесторов отпугнули новые правила аренды жилья (послабления для арендаторов по выплате арендной платы, введенные с 14.07.2019. – «Курсив»). Объем продаж обычных жилых зданий при этом сократился более чем вдвое и составил $4,9 млрд.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance