Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Казахстанцы, участвовавшие в исследованиях компании «Лаборатория проектов», считают технологию даунсайзинга необоснованной и неправомерной

Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Часто ли вы, приобретая товар, обращаете внимание на данные, указанные на упаковке, а потом, придя домой, вдруг обнаруживаете, что на деле купили не совсем столько, сколько предполагали? Вместе с тем, технология даунсайзинга применяется на вполне законных основаниях. Производитель вправе изменять массу своего продукта, главное - правильное указание данных на упаковке. Защитники прав потребителей призывают потребителей, прежде чем покупать что-либо, внимательно ознакомиться с информацией о товаре.

То, что происходит в наших магазинах, называется английским словом «даунсайзинг». Это когда внешний вид уменьшенной упаковки практически неотличим от той, что содержала в себе больший объем. Обычно в супермаркетах такие товары стоят на общих полках рядом со стандартными, так что покупатели очень часто понимают что случилось только дома.

Даунсайзинг – это уменьшение массы продукта в упаковке без изменения стоимости

В условиях непрекращающихся волн глобального экономического кризиса, когда у большинства населения каждый тенге на счету, многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали более внимательнее смотреть на цены. Впрочем, как показывают исследования компании «Лаборатория проектов», к такому тщательному подходу при выборе продуктов пришли еще не все.

Компания «Лаборатория проектов», специализирующаяся на собственных и коммерческих социологических и маркетинговых исследованиях, провела обзорный опрос общественного мнения на тему «Исследование по продуктам питания», в ходе которого выяснялась степень осведомленности казахстанцев о данном методе искусственного сдерживания цен на продукты, а также их отношение к технологии даунсайзинга.

В опросе приняло участие 300 казахстанцев от 18 лет и старше. В ходе исследования выяснилось, что 96% наших соотечественников покупают продукты питания самостоятельно, 91% респондентов обращают внимание на вес продукта при покупке. Однако для 42% респондентов изменение веса или объема отдельных продуктов со стороны производителей стало новостью.

С точки зрения представителей организаций по защите прав потребителей, применяемый производителями прием, является хорошим маркетинговым решением. «Еще два года назад у нас был случай. К нам обратился человек, обративший внимание на то, что в 5-литровой емкости подсолнечного масла на одних емкостях указано 5 литров, а на других 4,7 литров. Мы провели свое исследование, закупили «Российское солнышко», «Богатовское золото», и мы наткнулись на точно такую же продукцию. Только при внимательном изучении мы увидели, что это разные производители. Наклейка один в один. Только на одном написано «5 литров», а на другом просто стояла цифра «5» и рядом маленькими цифрами – 4,7 л. Сейчас это такой маркетинговый ход. А народ просто привык, поэтому приобретая товар какой-то одной марки, никто не обращает внимание на то, что масса товара или объем его гораздо меньше, чем мы брали ранее», - рассказал «Къ» президент Общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева.

Данное наблюдение подтверждают и исследования «Лаборатории проектов», согласно которым производители массово снижают объемы производимой ими продукции. Так, объем упаковки молока и соков у ряда производителей сейчас составляет 900 мл вместо 1 литра, вес упаковки круп варьируется от 700 до 900 граммов в упаковке, а банка/бутылка пива содержит 0,45 литра вместо привычных 0,5.

Сравнительная таблица некоторых казахстанских производителей по 4 категориям продуктов с указанием объема:

«Да я и сама с этим постоянно сталкиваюсь. К примеру, до недавнего времени я покупала сметану в упаковке по 250 г, а теперь такая же продается, но в ней уже 180 г. При этом никого не осудишь, потому что маркировка соответствует всем техническим стандартам: указывается название, объем, масса. Или раньше в упаковке молока всегда был 1 литр, а сейчас часто сталкиваешься с тем, что там не литр, а 900 мл. Разница, конечно, небольшая. Но цена-то одна и та же. И потом, представляете сколько выигрывает производитель на этой разнице?», - говорит Артык Сейткалиева.

Между тем, на основе данных мониторингового агентства Energyprom.kz, специалисты «Лаборатории проектов» спрогнозировали получаемую сверхприбыль в случае применения технологии даунсайзинга игроками ряда отраслей в экономике РК. К примеру, если говорить о молочной отрасли, то в 2017 году в стране было произведено 804 млн литров молока. Так, средний «недолив» в отрасли может составлять 10% от общего объема, что эквивалентно 80,4 млн литрам молока. Если данный объем распределить в упаковки по 0,9 литра по средней цене 200 тенге, а это свыше 89,3 млн упаковки, то производитель получает прибыль в размере 17, 9 млрд тенге в год.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынках пива и круп. По данным агентства EnergyProm, в 2017 году в Казахстане было произведено 517,4 млн литров пива. Исследования «Лаборатории проектов» показали, что использование технологии даунсайзинга в пивной отрасли может принести 206,96 млрд тенге при средней цене 180 тенге за банку/бутылку пива объемом 0,45 литра. Производители круп, использующие технологию обмана и недовеса, могут заработать более 2,6 млрд тенге при средней цене 300 тенге за упаковку в 800 грамм. Если исходить из данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, то согласно данным, в стране было произведено свыше 70,5 млн кг крупы.

Впрочем, стоит отметить, что казахстанский потребитель, уставший платить за несуществующий товар, все же порой проявляет бдительность. Как показали исследования компании «Лаборатории проектов», больше половины опрошенных респондентов (55%) считают решение со стороны производителей об уменьшении веса продукции при прежней стоимости неправомерным и необоснованным. 41% казахстанцев категорически не согласны с тем, что снижение веса и объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. При этом 41% респондентов считает обязанностью производителя уведомлять потребителя об изменениях веса упаковки путем публикаций в СМИ.

А вот игроки рынка по-разному оценивают происходящее. Продавцы и маркетологи объясняют уменьшение объема заботой о людях. Мол, литровый объем для небольших семей избыточен, и производители, предлагая продукты с меньшей массой или объемом, идут навстречу потребителям, учитывая предпочтения последних.

Защитники прав потребителей напротив уверены, что предпринимаемые производителями ходы можно классифицировать как намеренное введение потребителя в заблуждение.

«Конечно, с одной стороны, потребитель сам виноват в невнимательности. С другой - это введение в заблуждение, - заметила в комментариях «Къ» глава «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская. – Поэтому сейчас мы в рамках Консультационного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ, Координационного совета при ЕЭП готовим предложение для правительства, суть которого заключается в том, что производители помимо реального объема указывали, какова цена товара за 1 литр или за 1 кг товара. Это необходимо, чтобы человек понимал сколько и за что он платит».

По словам эксперта, правозащитники обсуждали данную инициативу с депутатами парламента, с предпринимателями. Но пока она все еще находится на уровне переговорного процесса. Поэтому и специалисты «Лаборатории проектов», и защитники прав потребителей из общественных организаций советуют людям, прежде чем приобрести товар, внимательно ознакомиться с информацией, которая указана на его упаковке.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg