Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3575 просмотров

Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Казахстанцы, участвовавшие в исследованиях компании «Лаборатория проектов», считают технологию даунсайзинга необоснованной и неправомерной

Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Даунсайзинг – реальная экономия или маркетинговый ход?

Часто ли вы, приобретая товар, обращаете внимание на данные, указанные на упаковке, а потом, придя домой, вдруг обнаруживаете, что на деле купили не совсем столько, сколько предполагали? Вместе с тем, технология даунсайзинга применяется на вполне законных основаниях. Производитель вправе изменять массу своего продукта, главное - правильное указание данных на упаковке. Защитники прав потребителей призывают потребителей, прежде чем покупать что-либо, внимательно ознакомиться с информацией о товаре.

То, что происходит в наших магазинах, называется английским словом «даунсайзинг». Это когда внешний вид уменьшенной упаковки практически неотличим от той, что содержала в себе больший объем. Обычно в супермаркетах такие товары стоят на общих полках рядом со стандартными, так что покупатели очень часто понимают что случилось только дома.

Даунсайзинг – это уменьшение массы продукта в упаковке без изменения стоимости

В условиях непрекращающихся волн глобального экономического кризиса, когда у большинства населения каждый тенге на счету, многие из нас, выбирая продукты в магазинах, стали более внимательнее смотреть на цены. Впрочем, как показывают исследования компании «Лаборатория проектов», к такому тщательному подходу при выборе продуктов пришли еще не все.

Компания «Лаборатория проектов», специализирующаяся на собственных и коммерческих социологических и маркетинговых исследованиях, провела обзорный опрос общественного мнения на тему «Исследование по продуктам питания», в ходе которого выяснялась степень осведомленности казахстанцев о данном методе искусственного сдерживания цен на продукты, а также их отношение к технологии даунсайзинга.

В опросе приняло участие 300 казахстанцев от 18 лет и старше. В ходе исследования выяснилось, что 96% наших соотечественников покупают продукты питания самостоятельно, 91% респондентов обращают внимание на вес продукта при покупке. Однако для 42% респондентов изменение веса или объема отдельных продуктов со стороны производителей стало новостью.

С точки зрения представителей организаций по защите прав потребителей, применяемый производителями прием, является хорошим маркетинговым решением. «Еще два года назад у нас был случай. К нам обратился человек, обративший внимание на то, что в 5-литровой емкости подсолнечного масла на одних емкостях указано 5 литров, а на других 4,7 литров. Мы провели свое исследование, закупили «Российское солнышко», «Богатовское золото», и мы наткнулись на точно такую же продукцию. Только при внимательном изучении мы увидели, что это разные производители. Наклейка один в один. Только на одном написано «5 литров», а на другом просто стояла цифра «5» и рядом маленькими цифрами – 4,7 л. Сейчас это такой маркетинговый ход. А народ просто привык, поэтому приобретая товар какой-то одной марки, никто не обращает внимание на то, что масса товара или объем его гораздо меньше, чем мы брали ранее», - рассказал «Къ» президент Общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева.

Данное наблюдение подтверждают и исследования «Лаборатории проектов», согласно которым производители массово снижают объемы производимой ими продукции. Так, объем упаковки молока и соков у ряда производителей сейчас составляет 900 мл вместо 1 литра, вес упаковки круп варьируется от 700 до 900 граммов в упаковке, а банка/бутылка пива содержит 0,45 литра вместо привычных 0,5.

Сравнительная таблица некоторых казахстанских производителей по 4 категориям продуктов с указанием объема:

«Да я и сама с этим постоянно сталкиваюсь. К примеру, до недавнего времени я покупала сметану в упаковке по 250 г, а теперь такая же продается, но в ней уже 180 г. При этом никого не осудишь, потому что маркировка соответствует всем техническим стандартам: указывается название, объем, масса. Или раньше в упаковке молока всегда был 1 литр, а сейчас часто сталкиваешься с тем, что там не литр, а 900 мл. Разница, конечно, небольшая. Но цена-то одна и та же. И потом, представляете сколько выигрывает производитель на этой разнице?», - говорит Артык Сейткалиева.

Между тем, на основе данных мониторингового агентства Energyprom.kz, специалисты «Лаборатории проектов» спрогнозировали получаемую сверхприбыль в случае применения технологии даунсайзинга игроками ряда отраслей в экономике РК. К примеру, если говорить о молочной отрасли, то в 2017 году в стране было произведено 804 млн литров молока. Так, средний «недолив» в отрасли может составлять 10% от общего объема, что эквивалентно 80,4 млн литрам молока. Если данный объем распределить в упаковки по 0,9 литра по средней цене 200 тенге, а это свыше 89,3 млн упаковки, то производитель получает прибыль в размере 17, 9 млрд тенге в год.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынках пива и круп. По данным агентства EnergyProm, в 2017 году в Казахстане было произведено 517,4 млн литров пива. Исследования «Лаборатории проектов» показали, что использование технологии даунсайзинга в пивной отрасли может принести 206,96 млрд тенге при средней цене 180 тенге за банку/бутылку пива объемом 0,45 литра. Производители круп, использующие технологию обмана и недовеса, могут заработать более 2,6 млрд тенге при средней цене 300 тенге за упаковку в 800 грамм. Если исходить из данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, то согласно данным, в стране было произведено свыше 70,5 млн кг крупы.

Впрочем, стоит отметить, что казахстанский потребитель, уставший платить за несуществующий товар, все же порой проявляет бдительность. Как показали исследования компании «Лаборатории проектов», больше половины опрошенных респондентов (55%) считают решение со стороны производителей об уменьшении веса продукции при прежней стоимости неправомерным и необоснованным. 41% казахстанцев категорически не согласны с тем, что снижение веса и объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. При этом 41% респондентов считает обязанностью производителя уведомлять потребителя об изменениях веса упаковки путем публикаций в СМИ.

А вот игроки рынка по-разному оценивают происходящее. Продавцы и маркетологи объясняют уменьшение объема заботой о людях. Мол, литровый объем для небольших семей избыточен, и производители, предлагая продукты с меньшей массой или объемом, идут навстречу потребителям, учитывая предпочтения последних.

Защитники прав потребителей напротив уверены, что предпринимаемые производителями ходы можно классифицировать как намеренное введение потребителя в заблуждение.

«Конечно, с одной стороны, потребитель сам виноват в невнимательности. С другой - это введение в заблуждение, - заметила в комментариях «Къ» глава «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская. – Поэтому сейчас мы в рамках Консультационного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ, Координационного совета при ЕЭП готовим предложение для правительства, суть которого заключается в том, что производители помимо реального объема указывали, какова цена товара за 1 литр или за 1 кг товара. Это необходимо, чтобы человек понимал сколько и за что он платит».

По словам эксперта, правозащитники обсуждали данную инициативу с депутатами парламента, с предпринимателями. Но пока она все еще находится на уровне переговорного процесса. Поэтому и специалисты «Лаборатории проектов», и защитники прав потребителей из общественных организаций советуют людям, прежде чем приобрести товар, внимательно ознакомиться с информацией, которая указана на его упаковке.


1835 просмотров

Kcell начал продавать телефоны через собственный маркет-плейс

Компания усиливает позиции на розничном рынке

Фото: Shutterstock

Казахстанский рынок телекома находится в интересной ситуации: впервые за много лет – с 1999 года, когда в стране появились первые GSM-операторы –  отрасль испытала серьезные изменения в расстановке сил.

Речь идет о покупке «Казахтелекомом» оператора Kcell. Сделка сопровождалась яркими публичными дебатами операторов, общественных организаций и наблюдателей о целесообразности покупки. Тем не менее сделка состоялась. И Beeline, и Kcell, и Tele2 сегодня являются лидерами в том или ином сегменте бизнеса, однако абсолютного лидера пока нет – это новая парадигма, в которой живут игроки рынка. О том, как меняется Kcell в компании нового основного акционера – АО «Казахтелеком», – рассказал главный исполнительный директор АО «Кселл» (бренд Kcell) Каспарс Кукелис.

Дизайн без названия (1)_0.png

– Каспарс, еще во время сделки часто упоминался эффект синергии от того, что Kcell получает возможности своего нового основного акционера АО «Казахтелеком». Бизнес любит планы, но живет все-таки цифрами. Расскажите о последних финансовых показателях АО.

– Синергия есть потенциальная, сейчас объемы сотрудничества пока сильно не влияют  на наши показатели. При этом хочу обратить внимание, что мы - единственный сотовый оператор в Казахстане, кто делает полное раскрытие своих финансовых показателей. Последние итоги – за III квартал 2019 года: чистый объем продаж компании вырос на 6,1% и составил более 41 млрд тенге. Доход от услуг увеличился на 8,4%, до 36,2 млрд тенге. По другим основным финансовым показателям мы также в «зеленой зоне»: услуги голосовой связи выросли на 2,7%, доход компании в корпоративном сегменте увеличился на 18,1%, а доход от услуг передачи данных вырос на 18,6%, почти до 13,5 млрд тенге.

В последнем квартальном отчете Kcell мы отмечаем, что количество проданных нами девайсов продолжает расти, однако доход от реализации мобильных устройств в денежном выражении снизился на 8,2%, до 4,9 млрд тенге. Произошло это из-за расширения линейки предложений и усиления позиций Kcell в среднем ценовом сегменте, компенсирующем снижение спроса в премиальном. В итоге чистая прибыль общества выросла до 10,9 млрд тенге. За последние несколько лет компания падала в выручке со 185 млрд тенге до ниже 150 млрд. Сегодня мы на пути к возвращению некогда сильных позиций.

– Как и где оптимизировались?

– Расходы на маркетинг сократились на 40%, до 500 млн тенге, общие и административные уменьшились почти на треть, до 2,2 млрд тенге. На 4,5% (до 27,4 млрд тенге) снизилась себестоимость продаж.

dsgerhg45g.png

– А что у вас происходит с базой абонентов и какова у вас динамика по среднему доходу на одного активного абонента (ARPU)?

–  Этот показатель у нас растет: если в июле – сентябре 2018 года ARPU у нас была 1 189 тенге, то за июль – сентябрь 2019 года – уже 1 415 тенге. Это вовсе не рост стоимости обслуживания – для большинства абонентов ничего не изменилось. На сегодня у нас 8,44 млн абонентов.

Сегодня мы не занимаемся привлечением абонентов с предсказуемым коротким сроком жизни в компании. К примеру, таких, которые тратят до 200 тенге в месяц. Их доля в Kcell ранее была заметной, сейчас убывает, что позитивно влияет на среднее значение по каждому абоненту, соответственно – на рост ARPU.

Низкомаржинальные абоненты с одинаковой частотой прибывают и выбывают – покупают симки из-за бонусов или пакетов для первых пользователей. Если у него трафика хватает на неделю, то у одного человека в год теоретически быть может 52 сим-карты. Это, конечно, экстремальный пример, но и такое бывает. Много этого «ротационного трафика» в торговле: когда человек продает что-то крупное и не хочет показывать основной номер, то покупает новую сим-карту, с которой потом легко расстается.

– Некоторые ваши абоненты в частных беседах говорят, что связь у Kcell ухудшается. Наследие прошлого?

– В настоящее время ведутся проектные работы по улучшению нашей сети. Планирование, бюджетирование, заказ оборудования, его производство, доставка, установка, тестирование.… Это свойство всего телеком-сектора последних 15 лет – когда ожидания растут быстрее, чем за этим поспевает качество сетей. Посмотрите на международную статистику удовлетворенности абонентов мировых брендов – она показывает снижение лояльности, несмотря на то, что физические сети постоянно строятся, и все больше новых технологий задействуется во всех процессах отрасли.

– Вы активно продвигаете свой новый онлайн-магазин. На сайте написано, что оформить заказ могут абоненты Kcell и Аctiv. Одобрение заявки на рассрочку телефона происходит в течение нескольких минут. Расскажите об этом подробнее.

– Начну с того, что растет потребление, при этом роль сотового телефона в жизни человека усиливается и уже занимает в ней заметное место. Порой мы видим свой мобильный телефон чаще, чем близких нам людей.

Далее. Около 80% казахстанцев покупают сотовый телефон в кредит или в рассрочку. Для многих покупателей это одна из основных покупок в году. То есть это маржинальный поток спроса с серьезным потенциалом роста. Чтобы продавать больше телефонов, можно было бы увеличить физические точки продаж. Однако сегодня вряд ли кто-то сможет убедить инвесторов в необходимости расширения сети оффлайн-магазинов. Поэтому мы пошли в онлайн.

Соглашусь с тем, что в какой-то момент компания упустила эту возможность. Хотя у Kcell весьма зрелая собственная скоринговая система и антифрод, которые не уступают большинству систем казахстанских банков. У нас почти 8,5 млн абонентов, которых мы уже знаем: как долго они у нас в компании, какие траты в месяц и другое. Это движение на внутреннем потенциале нашей абонентской базы. Правда, есть определенная специфика скоринга по переносу из оффлайна в онлайн.

– Пример можете привести?

– Разумеется, нет. Наш откровенный разговор о логике нашего скоринга станет настольной книгой для мошенников.

– Что предлагаете в своем онлайн-магазине?

– Контрактные телефоны – когда сам аппарат вы покупаете уже с контрактом по связи и с дополнительными гаджетами типа powerbank. Покупку можно забрать самому, а можно дождаться, когда вам ее привезут – доставка курьером от 90 минут в 18 крупных городах Казахстана.

– Когда сможем услышать о новой стратегии развития компании?

– Пока ничего обещать не могу, но надеюсь, что в первом квартале следующего 2020 года мы, возможно, сможем поделиться с общественностью нашими планами. Ничего обещать не могу – мы публичная компания.

hgrfgh.jpg

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций