Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


13411 просмотров

Смогут ли Казахстан и Россия «поделить» рынок Юго-Восточной Азии?

С точки зрения экспертов Къ, Казахстан может нарастить экспорт угля на такие перспективные и востребованные рынки, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Малайзия и Филиппины, при этом такой объем экспорта не должен создать конфликта интересов с российскими экспортерами

Смогут ли Казахстан и Россия «поделить» рынок Юго-Восточной Азии?

Смогут ли Казахстан и Россия «поделить» рынок Юго-Восточной Азии?

В Союзном договоре Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было прописано только условие о транзитной перевозке угля через РФ по внутрироссийским ставкам, а вот вопрос по размеру квот на перевалку казахстанского угля через российские порты так и остался нерешенным. Исправление этого «недогляда» со стороны казахстанских переговорщиков теперь и предлагается решить на майском заседании межправительственного совета ЕАЭС.

10 апреля российский Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал результаты исследования по вопросу транзита казахстанского угля через российскую инфраструктуру. По мнению специалистов ИПЕМ, транзит дополнительных 14 млн т угля – а именно такой объем был взят в расчет – из Казахстана по российской территории приведет к совокупным потерям в ВВП РФ вследствие ограничения добычи угля в РФ в 10 млрд рублей. Это произойдет на фоне замещения объема российских углей на казахстанские при возможном транзите угля из Казахстана через порт Усть-Луга (Ленинградская область), порт Мурманска и порты Дальнего Востока.

При этом отдельные участники российского рынка все-таки выиграют от перевозки дополнительных объемов казахстанского угля. В частности, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) получит дополнительную выручку в размере 13,4-15 млрд рублей в год в зависимости от направления перевозок. Дополнительный доход от транзита казахстанского угля получится в том числе за счет наращивания дальности перевозок, поскольку РЖД будет принимать грузы практически на казахстанско-российской границе.

Когда допуск невозможен

Особое ударение в своем исследовании в ИПЕМ сделали на опасности транзита казахстанского угля в порты Дальнего Востока.

«Как показал расчет ИПЕМ, допуск транзита угля из Казахстана в порты Дальнего Востока на текущий момент невозможен с технологической точки зрения. Данное направление полностью загружено и включение грузовой базы из Казахстана возможно только за счет замещения существующих объемов перевозок российского угля», – считают в ИПЕМ.

В ИПЕМ предлагают направить транзит казахстанского угля в Европу. «Более целесообразным, по оценкам ИПЕМ, является направление транзита угля из Казахстана в сторону портов Северо-Запада – в Мурманск и Усть-Лугу. Допуск новой грузовой базы создаст дополнительную нагрузку на инфраструктуру (для перевозок потребуется дополнительно 2 858 поездов в год и 13,9–15 тыс. грузовых вагонов). Доля угля в структуре перевозки грузов ОАО «РЖД» вырастет на 1 п.п. – до 29,5%», – сообщается в исследовании.

Кому и куда вкладываться?

«На данный момент существенных выгод от транзита угля из Казахстана для России нет, но будет создана дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру. Допуск транзита угля по территории России должен сопровождаться ответными шагами со стороны Казахстана в части инвестиций в развитие железнодорожных путей и портовых мощностей. При этом, в случае разрешения соответствующего транзита, крайне важным является обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для обеих сторон», – сообщил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян.

Экспорт казахстанского угля через балтийские порты РФ республике менее интересен, чем возможность поставки его через российские дальневосточные порты на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), полагает исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.

Он отметил, что казахстанской стороне действительно предложили вкладываться в ОАО «Порт Восточный» на Дальнем Востоке, но эти условия неприемлемы.

«Нам предложили вариант вхождения в долю там – в Восточном. Но там неприемлемые условия», – сообщил он «Къ».

Вопрос по квотам на перевалку транзитного казахстанского угля через российские порты Николай Радостовец предлагает решить на ближайшем заседании межправительственного совета ЕАЭС, который, по его информации, пройдет в мае.

При этом Николай Радостовец отмечает, что в РФ работают поставщики угля, в частности кузбасского, которые, в случае наращивания экспорта казахстанского угля через дальневосточные порты, выступают прямыми конкурентами казахстанским поставщикам. В данном случае против поставщиков Казахстана будет играть ограниченная пропускная способность Транссибирской магистрали и нехватка грузовых вагонов.

По подсчетам АГМП, через порты Дальнего Востока казахстанские угольные компании могли бы поставлять в страны АТР 7–10 млн т угля в год.

«Я считаю, что это не такие большие объемы», – полагает исполнительный директор АГМП. Он отмечает, что в случае одностороннего прекращения перевалки казахстанского угля через российские порты отечественным экспортерам придется продавать уголь прямо возле порта и вдвое дешевле. Поэтому, по его словам, сначала надо договориться о квотах в портах, а уж потом говорить о возможности вложений в портовую инфраструктуру.

«По российскому законодательству, мы сами ничего не можем построить вблизи, потому что существуют ограничения, а то, что нам предлагают выкупать там – это как бы увод разговора в сторону, потому что надо двигаться по решению межправсовета, а уже потом, имея соглашение, имея какую-то уверенность в будущем, прорабатывать какие-то вопросы о совместной собственности», – сказал Николай Радостовец.

Варианты решения

В настоящее время экспорт казахстанского угля через дальневосточные порты РФ уже идет, но исполнительный директор АГМП считает, что у казахстанской стороны «нет никакой уверенности» и ее «в любой момент могут подвинуть и сказать: мы не будем продвигать эти грузы». В этом случае Казахстану придется спешно искать другие рынки сбыта и другие транспортные маршруты.

Николай Радостовец отметил, что казахстанская сторона уже готовит соответствующие документы для майского межправсовета и готова отстаивать интересы на самом высоком уровне.

«Мы, конечно, будем просить главу государства, чтобы подключиться, потому что он в курсе и в таких вопросах всегда помогал, потому что у нас этот вопрос имеет стратегический характер. У нас контракты не могут быть на месяц на экспорт угля. Контракты годовые, а то и более», – сказал он, отметив, что в Союзный договор нужно будет добавить 2–3 абзаца.

Николай Радостовец при этом напомнил, что на экспорт в АТР идет уголь мелкой фракции, то есть практически пыль, которая используется в производстве косметики и фармацевтики. Эти поставки жизненно важны, поскольку крупную фракцию традиционно для бытовых нужд покупает население РК, а мелкую тоже нужно продать. «Население берет крупную фракцию. Если мы сокращаем объемы, то, естественно, мы и крупной фракции меньше будем выдавать. Поэтому продажу угля на экспорт точно нужно стимулировать, и не надо думать, что это плохой экспорт. Это очень хороший экспорт сейчас. Пока мы нашли рынок и пока это востребовано», – считает он.

Перспектива есть?

В свою очередь президент АО «Шубарколь комир» Андрей Сафронов сообщил «Къ», что в 2017 году через российскую станцию Находка в Японию было отгружено более 89 тыс. тонн угля. По его мнению, дальневосточные порты являются одним из перспективных направлений экспорта в связи с растущим спросом на уголь в странах Юго-Восточной Азии.

«В дальневосточном направлении АО «Шубарколь комир» может на 3,2 млн тонн в год нарастить экспорт угля на такие перспективные и востребованные рынки, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Малайзия и Филиппины. Такой объем не создаст конфликта интересов с российскими экспортерами. Однако доступ к услугам перевалки в порту АО «Порт Восточный» для казахстанских экспортеров отсутствует ввиду полной загрузки мощностей российской экспортной продукцией и приоритетности перевалки российских грузов», – отметил он.

Вместе с тем, добавляет Андрей Сафронов, ввиду загруженности мощностей действующих угольных терминалов на Дальнем Востоке, а также дефицита мощности российских железных дорог на дальневосточном направлении, шубаркольскому углю сложно конкурировать с кузбасскими производителями в вопросах получения доступа на рынки стран АТР через дальневосточные порты РФ.

Всего «Шубарколь комир» планирует экспортировать в 2018 году около 7,1 млн тонн угля. Для сравнения, в 2017 году на экспорт было направлено 5,8 млн тонн. По итогам первого квартала текущего года было экспортировано более 1,7 млн тонн. В 2018 году компания планирует добыть более 12,1 млн тонн. За первый квартал текущего года добыто 2,9 млн тонн.

В целом АО «Шубарколь комир» заинтересовано в расширении реализации продукции через все российские угольные порты. Так, важным для экспорта шубаркольского угля является вопрос гарантированного доступа к балтийским портам РФ.

«Перевалка экспортируемого в этом направлении угля уже несколько лет осуществляется через крупнейший на Балтике специализированный угольный терминал АО «Ростерминалуголь». Однако в европейских странах потребление угля сокращается. Это устойчивый тренд, который прежде всего связан с ужесточением экологического законодательства в странах Европейского союза и увеличением в них доли генерации энергии из возобновляемых источников», – сказал Андрей Сафронов.

В этой связи компания пытается диверсифицировать направления экспортных поставок, в частности через краснодарский порт Тамань. «Одним из направлений расширения транзита угля через РФ является выход на строящийся угольный терминал в порту Тамань», – сообщил Андрей Сафронов.


214 просмотров

Қазақстанда ІТ алыптары неге шықпады?

Жағдайды өзгерту үшін не істеу керек?

Фото: Shutterstock.com

Жалпы, ақпараттық технологиялар нарығы үш сегментке бөлінеді: аппараттық жабдықтау, («темір»), бағдарламалық қамтамасыз ету және ІТ-қызметтер. 

IDC мәліметтеріне сүйенсек, Қазақстанда аппараттық жабдықтау бүкіл нарықтың 78% құрайды. Бағдарламалық қамтамасыз ету  және IT-қызметтерінің үлесі –10 және 12%. Яғни, қазақстандық нарықтың сыйымдылығы $1,6 млрд болса, IT-қызметтердің табатын пайдасы 200 миллион доллардан да аз. 

Десе де, ресми статистика Қазақстандағы бағдарламалық қамтамасыз ету нарығының мүмкіндігін оптимистік тұрғыда бағалайды. Мәселен, Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің мәліметтері бойынша, 2017 жылы ол шамамен 7% өсім көрсетіп, 105 млрд теңгені (271 млн доллардан астам) құраған.

Салыстыру үшін айтсақ, Ресей IT нарығының құрылымында «темірдің» үлесі – 61,5%, бағдарламалық қамтамасыз ету – 14,6%, ал IT-қызметтер 23,9% құрайды.  IDC дерегі бойынша,  Ресей IT нарығының сыйымдылығы 2018 жылы 22,6 млрд долларға жеткен.

Егер Forrester Research деректеріне сүйене отырып,  әлемдік нарық тұрғысынан қарасақ, консалтинг және әртүрлі интеграциялық қызметтердің үлесі –19%, жабдықтауға – 23,3%, бағдарламалық қамтамасыз етуге 21% тиесілі (қалғаны телекоммуникациялық қызметтер, телекоммуникациялық жабдықтар). 

Бұл бағыттардың нарықтағы үлесіне қарап, қаншалықты пісіп-жетілгенін бағамдауға болады. Осы көрсеткіш бүкіл нарықтағы салмағы мен қолдан келетін шаруаға сұраныс қандай екенін айқындайды. 

Басқаша айтсақ, ірі жобаларға деген сұраныс пен оларды жүзеге асыру құзіретінің арасында  өзара байланыс бар деп тұжырымдауға болады. Қазақстанда бұндай жобалар жоқ деуге болмас. Бар, әрине, бірақ бірді-екілі ғана. Яғни, осындай жобаларды жүзеге асыру үшін жергілікті компаниялардың мүмкіндіктері мен құзыретін арттыру экономикалық тұрғыда тиімсіз тірлік, бұндай бірді-екілі сұраныс импорт есебінен-ақ қанағаттандырылады. 

Не істеу керек?

ІТ-қызметтердің ірі тапсырыс берушілері –мемлекеттік органдарда  севистік қызмет көрсетуді енгізу жағдайды өзгертерді деп күтілген-тұғын. Бұндай жағдайда мемлекеттік органдар аса қымбат ІТ-жүйелерін өздері құруды қойып, сервис-провайдерлер ұсынатын қызметті тұтынушыға айналуы тиіс. 

Сервистік үлгіні қолдану қазіргі кезде ең қажетті дүниенің пайда болуына, яғни осы қызметті ұсынатын компаниялардың көптеп құрылуына ықпал етуі керек еді. Ең бастысы – бәсеке пайда болуы тиіс. Мемлекеттік органдарды автоматтандыруда сервистік қызметті енгізудің тағы бір мақсаты – мемлекеттің экономикаға шамадан тыс араласуын азайту еді. Оның үстіне ол осы жүйелерді қолдауға кететін шығынды жабу мәселесін де шешуі тиіс.

Осындай оптимистердің қатарына Нұр-Сұлтан қаласының жанынан дата-орталық салған Intarget Solution компаниясының бас директоры Серікжан Құнанбаевты жатқызуға болады. Бұл дата-орталық былтыр K-Tech Technology форумында 2017 жылдың үздік IT-жобасы деп танылған. Серікжан Құнанбаев «Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы Қазақстанның IT нарығындағы сапалы өзгерістердің драйвері болуы керек деп пайымдайды. Ал жеке дата-орталықтардың сөресін өз серверлерімен толтыратындардың қатарында мемлекеттік органдар да табылмақ.
 
Анықтама үшін айта кетсек, Цифрлы Қазақстан бағдарламасы авторлары бағдарламаны жүзеге асырудан туындайтын жиынтық әсер 2025 жылға қарай 1,7 ден 2,2 трлн теңгеге дейін көтерілуі тиіс деп болжам жасайды. Ал салынатын инвестиция көлемі – 310 миллиард теңге.

Әділдігін айтар болсақ, біз аппараттық жабдықтауда да, софтта да бәсекеге түсе алмаймыз. Сондықтан отандық ІТ нарықтың болашағы шарықтау мен шаттықсыз, бірқалыпты болмақ. Бәлкім мұның да өз мәні бар шығар, өйткені, бекерге үміттенуді қойып, шындыққа, нақты өмірге жақындай түсеміз.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций