Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4383 просмотра

Программа по управлению недрами не нашла нужный градус?

Пока полных данных о том, какие правила предоставления прав недропользования будут действовать для той или иной территории, нет

Министерство по инвестициям и развитию РК (МИР) разрабатывает программу по управлению государственным фондом недр (ПУГФН). Но пока полных данных о том, какие правила предоставления прав недропользования будут действовать для той или иной территории, нет. МИР не может собрать данные от других ведомств, чтобы создать точную карту.

Вице-министр МИР РК Тимур Токтабаев и глава департамента недропользования Руслан Баймишев на встрече 18 мая представили ПУГФН недропользователям и участникам Общественного совета. Основная часть презентации состояла из слайдов с картами. На них были размечены блоки (площадь каждого – 2,3 кв. км), которые ведомство намерено выставить для предоставления права недропользования.

Также на одном из слайдов была карта с территориями, которые по различным причинам не могут быть предоставлены для недропользования (заповедники и ООПТ, земли для нужд обороны и т. д.). Еще один слайд представлял собой карту с нанесенными на нее границами действующих контрактов.

В презентации были данные, предписанные ст. 67 Кодекса о недрах. Но информация на картах, ее методические основания и полнота данных с учетом переходных положений вызвали у присутствующих вопросы и критику.

У МИРа не сошлись карты

Во-первых, карты на слайдах были представлены в разных масштабах, а карты со сводными данными не было. Нет ее и в полном тексте ПУГФН. Из-за отсутствия сводной карты невозможно точно увидеть взаимное расположение территорий, входящих в разные категории. Также непонятно, какие территории не включены ни в одну из категорий (по ним государство не имеет права предоставлять права недропользования).

Например, участки недр для аукционов по ТПИ представлены на карте отдельными точками. Но в Кодексе о недрах (ст. 268, п.3 пп.1) отмечается, что месторождения, потенциально представляющие коммерческий интерес, участки недр, содержащие ресурсы и запасы промышленных категорий, а также участки в 30-километровой зоне от горных отводов, принадлежащих градообразующим предприятиям, будут предоставляться через аукцион до 2028 года. Исчерпывается ли список территорий для аукционов по ТПИ теми точечными объектами, которые нанесли на карту разработчики ПУГФН, неизвестно. В соответствии с Кодексом о недрах (ст. 268), полный список территорий (с их координатами) для проведения аукционов должен быть.

Во-вторых, нет методологии для отнесения участка к той или иной категории. Например, критерием для выставления участка по принципу первой заявки, по словам разработчиков, стал предварительный интерес действующих недропользователей.

Такой подход вызвал недоумение у участников. «На вопрос, почему так отвели площади, ответ: «Потому что!». Очень большие территории запланированы под государственное изучение недр. Возникает вопрос: а у государства есть бюджет эти территории освоить? Расчеты есть? Пока что это выглядит, как территории, заблокированные для тех принципов, которые заложены в Кодексе: «первый пришел – первый получил», – возмутился депутат Мажилиса Альберт Рау, который входит в Общественный совет (должен выдать заключение по ПУГФН).

Впрочем, количество участков для государственного геологического изучения недр (ГГИН) может измениться, если бюджет на него не будет согласован или сократится. Пока в тексте программы приведен список работ с объектами, площадью и сроком их проведения. Предполагается, что площади, отведенные для ГГИН, будут доступны для предоставления прав недропользования по принципу первой заявки после 2019 года.

В-третьих, разработчики не дали информацию в динамике. Только по блокам для предоставления прав недропользования по принципу первой заявки известно, что они будут выставлены в 2018–2019 гг. Заявки будут приниматься с 15 сентября 2018 года. В презентации также отмечается, что «в 2020–2023 гг. будет выставлена большая часть территории для геологоразведочных работ», но о каких именно блоках идет речь – непонятно.

В МИРе признали, что пока ПУГФН не включает все территории для проведения разведки по принципу «первой заявки», так как необходимо завершение работ, в которых задействованы двадцать госорганов, в том числе акиматы, МСХ, МО, МЭ, МНЭ. К примеру, на республиканском уровне не полностью систематизированы сведения по географическому расположению объектов, где недропользование запрещено, в том числе координаты населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, территорий земель водного фонда и т. д. Все эти сведения собирает Минсельхоз, создавая проект по Национальной инфраструктуре пространственных данных. Однако создаваться он будет до 2022 года, а ПУГФН должна заработать с июля нынешнего года. В том числе по этой причине ПУГФН будет обновляться и постепенно включать отработанные территории и участки, где завершается ГГИН. Когда заработает Национальный банк данных по недропользованию, эта работа должна упроститься.

Недропользователи в своих комментариях отметили, что комитет геологии тем самым расписался в своей беспомощности. В ведомстве сейчас нет геологов, которые могли бы объяснить административному персоналу, что необходимо сделать.

Недра для государства или недропользователей?

Будет ли ГГИН действительно «государственным» – тоже непонятно, так как в тексте самой ПУГФН информация противоречива.

В начале документа говорится, что «необходимо совершенствование государственной системы геологического изучения недр с учетом усиления роли государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных региональных и поисковых стадий геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье и подземные воды».

Но в следующем абзаце отмечается, что «нормативно-правовая и техническая база должна обеспечивать равноправную конкурентную среду, реализацию механизмов государственно-частного партнерства путем привлечения ведущих мировых геологоразведочных, горнодобывающих и нефтедобывающих компаний для участия в реализации проектов государственного геологического изучения недр».

Из сопоставления двух абзацев возникает вопрос: кто же именно должен финансировать геологоразведку на ранних этапах – государство или все же частные компании?

В МИРе, впрочем, заверили, что ГГИН будет проводиться только за счет бюджетных денег. Возможно, текст программы будет скорректирован.

Корректировки действительно нужны. Например, в тексте есть определение: «Развитие инфраструктуры геологической отрасли – огромные не до исследованные территории, перспективные на различные виды полезных ископаемых, разнообразие поверхностных и горно-геологических условий» (орфография оригинала сохранена. – «Къ»). Оказалось, что фраза эта в искаженном виде взята из «Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года». Там «развитие инфраструктуры» – одна из задач.

В целом, основная часть текста программы – это пересказ сведений о состоянии минерально-сырьевой базы Казахстана и об объектах, которые по разным причинам (чаще экономическим) до сих пор не введены в эксплуатацию.

Но пока в ПУГФН нет главного – полной информации о том, где и как правительство РК намерено предоставлять права недропользования по еще свободным площадям, учитывая уже занятые.


1667 просмотров

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций