Алия Бисимбаева, гендиректор сети CINEMAX: «Объем казахстанского рынка кинопроката имеет потенциал для роста в 2–3 раза»

Опубликовано (обновлено )
О перспективах, особенностях и сложностях казахстанского рынка кинопроката рассказала «Къ» генеральный директор сети кинотеатров CINEMAX Алия Бисимбаева

В последние годы в Казахстане появляется все больше кинотеатров, растет количество зрителей. При этом кинорынок, в отличие от других рынков, имеет очень много специфических особенностей. В целом его можно поделить на две самостоятельные части: рынок кинопроката и рынок кинопроизводства. О перспективах, особенностях и сложностях казахстанского рынка кинопроката мы поговорили с генеральным директором сети кинотеатров CINEMAX Алией Бисимбаевой.

– Алия, давайте, пожалуй, начнем наш разговор с текущих тенденций и перспектив казахстанского кинорынка.

– Объем казахстанского рынка кинопроката имеет потенциал для роста в 2–3 раза в среднесрочной перспективе. Во многом за счет расширения присутствия сетевых игроков в регионах. Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к цифрам.

Я не могу говорить за всех кинопрокатчиков, но, по данным нашей киносети, в прошлом году поступления от продажи билетов выросли на 61%, что в денежном выражении составило 1,9 млрд тенге, а количество зрителей – на 64% и достигло 1,36 млн человек. Так вот, во многом это связано с запуском кинотеатра CINEMAX Shymkent Multiplex в конце 2016 года.

За первый квартал 2018 года мы собрали уже 608 млн тенге. То есть тенденция роста налицо. Правда, здесь надо четко понимать, что рост отрасли зависит не только от развития регионов, но и от развития культуры посещения кино. Мы это очень четко поняли в Шымкенте. На развитие трафика посещаемости кинотеатра у нас ушел практически весь год, но при этом трафик продолжает значительно прирастать. Сейчас по сборам мы видим, что развитие кинотеатра в Шымкенте идет семимильными шагами. За 2017 год количество зрителей в нашем кинотеатре в Южном регионе составило 488,5 тыс. человек, что составляет 60–65% рынка региона. Для сравнения: в Алматы эта цифра составляет 872 тысяч человек.

– Кстати, об общих цифрах, разве нет данных по рынку кинопроката в целом?

– Нет. И это проблема, о которой мы говорим уже в течение последних трех лет. Для нас абсолютно важным инструментом стала бы прозрачность в целом в индустрии кино. К примеру, как в Голливуде или в Европе, где киноиндустрия развита больше, чем у нас. Отсутствие полных данных по сборам того или иного фильма, в первую очередь, отражается на тех, кто снимает кино. Объем рынка имеет потенциал к существенному росту, но чтобы это прозрачно оценивать, понимать в какую сторону двигаться, всем участникам стоило бы раскрывать данные по кассовым сборам, продажам билетов и количеству посетителей.

Я не говорю о том, что надо раскрывать маркетинговые стратегии или какие-то иные коммерческие тайны. Но знать кассу друг друга – важно, как минимум, чтобы оценивать потенциал самого фильма. Сейчас эта информация закрыта и не публикуется, что негативно влияет на развитие кинопрокатного бизнеса в целом по стране. И это отражается на кинотеатрах, кинопрокатчиках, и самое главное – на отечественных производителях кино. Потому что они не видят реального рынка и не могут оценить перспективы сборов и возврата инвестиций. Мы призываем всех коллег и партнеров по рынку работать над раскрытием данных. Это позволит повысить конкуренцию, качество управления и оценить полный потенциал данной отрасли экономики.

– Возможно, здесь дело не только в кинопрокатчиках. Многие создатели кино не готовы озвучивать цифры по прокату.

– Совершенно верно. Но в результате получается замкнутый круг.

– А как сейчас обстоит дело с отечественным контентом. Какое место он занимает в прокате?

– Доля отечественного кино в прокате за последние годы значительно выросла. Для сравнения: в 2016 году в прокат вышло 16 отечественных фильмов, в 2017 году – уже 27, а в 2018 планируется выпустить не менее 50. Есть большой скачок в развитии: в Казахстане стали снимать больше качественного кино во всех жанрах. Если в 2017 году в нашей сети кассовые сборы казахстанских фильмов составили 225 млн тенге, то за первый квартал текущего года они собрали уже 167 млн тенге, что составляет порядка 75% от всех прошлогодних сборов.

– Как Вы думаете, с чем это связано?

– Как раз с тем, что, наконец, появились фильмы в разных жанрах. Раньше все зрители шли на один фильм, сейчас могут выбирать из нескольких. Благодаря этому идет прирост аудитории. Только в марте в прокате одновременно находилось восемь картин казахстанских режиссеров.

Кстати, те цифры, которые я озвучила по сборам отечественных фильмов в нашей сети, это 12% от всех наших сборов. Мы предполагаем, что в 2018 году этот показатель увеличится до 20%. Так что мы надеемся, что в этой сфере мы будем еще прирастать и прирастать.

– Можете сказать, какой фильм стал лидером проката вашей сети?

– Это стало приятной неожиданностью, но абсолютным лидером за 2017 год в нашей сети стал фильм «Бизнес по-казахски в Америке» режиссера Нурлана Коянбаева. Он собрал в прокате 68,2 млн тенге, тем самым побив рекорды «Тора», который, насколько я помню, собрал около 50 млн тенге. И, кстати, именно за счет кинотеатра в Шымкенте.

В Алматы же лидером проката стал «Форсаж-8», а «Бизнес по-казахски в Америке» занял 10-ю строчку.

– То есть получается, что предпочтения алматинских и шымкентских зрителей рознятся?

– Да. Причем значительно. Особенностью южно-казахстанского рынка является то, что там очень популярны именно отечественные картины. Они там собирают полные залы. Кстати, сборы того же «Бизнеса по-казахски в Америке» в CINEMAX Shymkent Multiplex стали рекордными по всей стране.

– Это как-то влияет на репертуарную политику?

– Конечно. В течение года мы досконально изучили зрительские предпочтения. И если раньше роспись в Шымкенте и Алматы была одинаковой, то сейчас они отличаются.

– Раз уж мы заговорили о репертуарной политике, скажите, чем она обусловлена? По каким критериям вы берете или не берете фильмы в прокат?

– В первую очередь мы ставим в прокат то, на что есть спрос, и что интересно зрителям, выбирающим сеть Cinemax. То есть нашу аудиторию. Кроме того, все доступные фильмы перед прокатом мы просматриваем сами и неважно, кто режиссер, какой жанр. Отслеживаем интерес аудитории. Разумеется, смотрим на маркетинговую поддержку. Все эти составляющие – успех фильма. Если о фильме говорят, он затрагивает актуальные темы, заставляет задуматься или посмеяться – то люди на него пойдут.

– Вы говорите, что при принятии решения оцениваете интерес аудитории. Как понять, будет ли интересна аудитории эта картина?

– Смотрим рейтинги, жанры. Правда, с казахстанскими фильмами спрогнозировать будущий спрос пока сложно. Поэтому тут, при оценке, мы берем на себя определенные риски. В целом основная аудитория в наших кинотеатрах – это семейные люди с детьми, в возрасте 30 лет и старше, которые ходят в кино по выходным. Соответственно, подбирая репертуар, мы ориентируемся на эти аспекты. Кроме того, у каждого кинотеатра есть какой-то свой наработанный прайм-тайм, время эфира и так далее. Мы составляем расписание, которое будет удобно для нашей целевой аудитории, и чтобы все фильмы были максимально доступны к просмотру.

– Любопытно, при этом вы учитываете, к примеру, погодные условия? Насколько знаю, март – особый месяц для кинопроката. Во-первых, в связи с праздниками у людей много расходов, а во-вторых, на выходных люди предпочитают не сидеть в залах кинотеатров, а уехать на несколько дней за город.

– Когда выпускать фильм в прокат, зависит исключительно от производителя. И если он принимает решение выпустить фильм в марте, то выпускает в марте. И здесь надо отметить, что удержать людей в кинотеатре может не погода, а действительно качественные и интересные фильмы. К примеру, в прошлом году на мартовские праздники была отличная погода, но в прокат вышли хорошие семейные фильмы, и люди пошли в кино.

В целом, у нас всегда есть планы на месяц вперед. Мы смотрим, какие факторы могут стать ключевыми: каникулы, праздники, погода – это все влияет на сеансы. Поэтому каждый месяц и все его составляющие рассматриваются в индивидуальном порядке.

– Бывают ли у вас показы фильмов на языке оригинала?

– На данный момент нет. Раньше у нас такие сеансы были, но мы от них временно отказались. Сейчас мы исследуем этот момент, выбираем подходящее время, чтобы было удобно всем и не мешало основной аудитории. Ведем переговоры с кинопрокатчиками по наличию контента и в ближайшем будущем они появятся вновь. Возможно, уже в мае этого года.

– У вас есть какой-нибудь минимум проданных билетов, чтобы начался сеанс?

– Нет. Даже если будет продан всего один билет, показ состоится. Важен любой зритель – потому что это наш гость.

– Один из трендов современного мира – цифровизация бизнес-процессов. Говоря о кинотеатрах, билет можно купить на сайте. Но затем все равно необходимо приехать заранее в кинотеатр и получить бумажный билет, что не всегда удобно. Это как-то решается?

– Разумеется. И это очень важный процесс. Доля продаж билетов онлайн в 2017 году в среднем составила 10%. И этот показатель будет расти. Поэтому для развития онлайн-продаж наша сеть запустила собственную платформу, через которую можно выбрать сеанс и купить билет, оплатив его банковской картой. Причем билет можно купить за минуту до начала сеанса. Сам билет с QR-кодом придет в качестве СМС на ваш телефон. И придя в кинотеатр, больше не нужно менять его на бумажный аналог. Просто подходите к своему залу, СМС сканируют на 2D-принтере, и вы проходите на сеанс. Мы планируем минимизировать продажи бумажных билетов и максимально оцифровать посещение кинотеатра. Это удобно, комфортно и практикуется во всех крупных мировых сетях кинотеатров. В Европе, к примеру, зайдя в кино, встретишь очень мало людей у билетных касс.

Сейчас кинотеатры у нас полностью привязаны к ТРЦ. В последнее время, после трагических событий в Кемерово, всех волнует вопрос безопасности. Расскажите, как с этим обстоят дела в сети CINEMAX?

– Мы не экономим на технике безопасности. Особенно пожарной. Ведь, по сути, это разовые вложения. На самом деле все кинотеатры Казахстана – не только Алматы, и не только нашей сети – закупают отделочные материалы для своих залов из негорючих веществ. Они пропитаны определенным составом с определенным индексом распространения пламени. И почти все эти материалы закупаются у одних и тех же зарубежных поставщиков.

Наши кинозалы и торговые центры, в которых они расположены, спроектированы и построены ведущими мировыми архитектурными фирмами с учетом самых высоких требований к вопросам безопасности. У нас в каждом кинозале есть собственный аварийный выход, который ведет прямиком на аварийную лестницу. Весь ТРЦ снабжен современным противопожарным оборудованием – средствами обнаружения задымления, сигнализацией, системами дымоудаления, орошения. Все оборудование регулярно проверяется. Проверку проводят компании, которые сертифицированы и имеют все необходимые лицензии на деятельность в этой области.

Мы регулярно проходим пожарный аудит, который, согласно регламенту, возможно проводить раз в три года. Предыдущий аудит проводился у нас 2 года назад.

И, конечно же, ни в коем случае в кинотеатрах во время сеанса не закрываются двери на входе. Если вы обратите внимание – в течение сеанса 2–3 раза заходят администраторы, контролеры, проверяют все ли в порядке в кинозале.

Кстати, вы планируете расширять сеть? Где откроется следующий кинотеатр?

– Расширение планируется. Куда конкретно – пока не решено. Но могу сказать, что мы рассматриваем весь Казахстан.

В ваших планах есть открытие отдельных кинотеатров?

– Я поделюсь личным наблюдением, мы во многих вещах движемся в ту сторону, куда развились более развитые страны. Например, за рубежом сейчас имеются отдельно стоящие мультиплексы, в которых предусмотрены зоны с ресторанами. Я думаю, в ближайшее время мы тоже можем пойти в эту сторону. Это культура посещения кино. Но пока об этом говорить рано.

Вы не думаете сами стать кинопрокатчиками?

– Лично я об этом задумываюсь каждый раз, когда подписываю счета с выплатами в пользу кинопрокатчиков (смеется).

Фото: Олег Спивак

Читайте также