Стоковый бизнес: Мы практически не имеем прибыли от проекта, но все меняется

Опубликовано (обновлено )
По словам предпринимателей, стоковый бизнес прежде всего строится на доверии и слишком многое зависит от порядочности партнеров

Люди с каждым годом меньше тратят на одежду – это общемировая тенденция. На ее фоне заметно и ухудшение покупательской способности среднестатистических казахстанских покупателей. Как ритейлеры выходят из сложного положения и чем заманивают потребителей, «Къ» рассказали крупнейшие казахстанские стокисты.

Казахстанские бизнес-леди Жанар Сулейменова и Алия Абдибаитова предложили рынку интересный тандем стокового масс-маркета с доступными ценами Red Park и шоу-рума дизайнерской одежды Fashion Park. При этом оба концепта даже по отдельности новы для Казахстана.

«Это достаточно сложный бизнес, потому что во многом зависит от порядочности европейских партнеров. В стоковом бизнесе ты не оперируешь напрямую с брендами и магазинами, а работаешь со стокистами. Бизнес строится на доверии. Бывает, что поставщики присылают некачественный товар. Кроме того, бизнес требует и больших финансовых вложений – необходима большая площадь, минимум 800 кв. метров. Есть маленькие дисконт-центры, но они ограничиваются 100 «квадратами», и, как правило, это магазины «ни о чем». Для того чтобы быть интересным потребителям и разместить ассортимент, нужны большие площади и объем. Например, европейские магазины нашего сегмента, на которые мы равняемся, имеют площади в 2 тыс. и более кв. метров», – отмечает Жанар Сулейменова.

Как правило, в Европе закупаются стоковые коллекции годичной или более давности, соответственно цена покупки на них совершенно другая, за счет этого покупатель может купить в сезон товар со скидкой от 50 до 70%. Стоковый бизнес – затратный, поскольку идет постоянное пополнение ассортимента магазина и требуется большая арендная площадь.

«Инвестиции серьезные, вложены сотни тысяч долларов, если учитывать объем закупа. В месяц у нас порядка 10 поступлений – товар постоянно обновляется, поскольку хорошо продается – закупаем большими лотами, бывает, что в одном и летняя, и зимняя коллекции представлены, на месте мы уже сортируем и выставляем сезонный ассортимент. У нас есть товар премиум-класса, но наш основной конек – товар, рассчитанный на среднестатистическую казахстанскую семью с детьми, с большим количеством домашних расходов. Можно купить 1 тыс. единиц среднего ценового сегмента или всего 10 единиц люксового товара. В Европу мы ездим примерно пять раз в год. С проверенными поставщиками, кого знаем в лицо и доверяем, работаем онлайн. А так постоянно посещаем специализированные шоу-румы, выставки, склады, которые продают именно стоковую одежду. Там особенно не выбираешь – хорошие лоты разбираются быстро – и там важно оперативно купить. Что касается ценовой политики, то дешевле только на барахолке, но там совершенно другое качество. В крупных магазинах по интересной цене вещи можно «поймать» только на скидках», – делится опытом Алия Абдибаитова.

По ее наблюдениям, в Алматы есть небольшие магазины, которые возят стоковый люксовый товар. Масс-маркетом практически никто не занимается.

«Любой бизнес – человеческий труд. Если сам хозяин бизнеса не будет участвовать не только в бизнес-процессах, но и бегать «с тряпочкой в зубах» и таскать коробки перед открытием магазина, то это не будет работать. Только вложить деньги – мало, нужно вложить самого себя, тогда бизнес будет работать и есть шанс на успех. Конкурировать на рынке сегодня очень тяжело – предложений больше, чем потребитель может «съесть», мы как предприниматели ищем лазейки. Мы пришли к такому бизнесу, видя, как сократились затраты наших потребителей – если раньше женщина покупала по два платья, то теперь только одно, и так далее. Сокращается потребление, и мы предлагаем альтернативу покупать больше, но за меньшие деньги. Сегодня средний чек казахстанского потребителя – 20–25 тыс. тенге», – отмечает она.

Сократить стоимость аренды позволяет переход из крупных ТРЦ в сегмент стрит-ритейла.

«В торговом центре плюс – большая проходимость, но часто это клиент, проходящий мимо, и коэффициент, который используют ритейлеры, намного ниже. В стрит-ритэйл мы получаем клиента, который приходит непосредственно к нам, и каждый второй не уходит без покупок. Проходимость меньше, но эффективнее. Что касается Fashin Park, то мы содержим магазин в «Достык Плаза», но это дорого и не все дизайнеры могут себе это позволить – аренда просто нереальная и она повышается каждые полгода, а отечественного товаропроизводителя никто не стремится поддерживать», – рассказывает Алия Абдибаитова.

Вообще, что касается концепта магазина товаров казахстанских дизайнеров, то он развивается и в Астане, и Алматы. В нем представлены коллекции 70 дизайнеров из Казахстана, Кыргызстана и Грузии.

«После девальвации нам захотелось сделать что-то особенное, поскольку для экономики Казахстана важно поддерживать отечественного производителя. У нас много дизайнеров талантливых, людей, которые живут этим, но зачастую у них нет площадки. Мы предоставляем им площадку и занимаемся продвижением отечественного товаропроизводителя. Дизайнеров поддерживаем во всем: они получают хорошие условия, проводим фотосессии. Мы практически не имеем прибыли от проекта – все уходит на содержание магазина, поскольку бизнес сложный, но он меняется. Меняется и отношение к одежде – люди хотят получить нечто неординарное, особенное, но оно не должно стоить бешеных денег. Пошив за два года, которые мы работаем, изменился в лучшую сторону, качество портних, мелких цехов значительно подросло. Надеюсь, что есть и наша заслуга в этом. Дизайнеры полностью предоставляют свои коллекции нам на реализацию, мы получаем просто комиссию. Вещи не выкупаем, цены выставляют сами дизайнеры», – рассказала Жанар Сулейменова.

Фото: Офелия ЖАКАЕВА

Читайте также