Как чувствует себя бизнес под знаком «халаль»

Опубликовано
Исламский стандарт ведения бизнеса становится своеобразной маркой качества при производстве товаров и услуг во многих странах

В современном мире халал (или халяль) с некоторых пор принято считать религиозным понятием, которое с каждым годом увереннее входит в сферу деловых отношений. Исламский стандарт ведения бизнеса становится своеобразной маркой качества при производстве товаров и услуг во многих странах. В последние годы бренд «халаль» активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика, образование, здравоохранение и сектор услуг.

К концу второго десятилетия мировой рынок халяльных товаров вырастет на 10,8% и будет оцениваться в $3,7 трлн. Об этом говорилось на проходящем в Дубае Всемирном исламском экономическом саммите.

Халаль в переводе с арабского – «то, что разрешено Аллахом». За пределами исламского мира термин относится, в основном, к продуктам питания. Но халал не ограничивается этим.

Маркировку «халал» сегодня дают множеству продуктов и товаров, но как они соответствуют канонам ислама – это вопрос, который чаще всего остается без ответа.

С обретением нами независимости народ стал активно погружаться в религиозность. В стране резко возросло количество мечетей. Соответственно увеличилось число так называемых «истинных» мусульман, придерживающихся радикальных взглядов и отвергающих традиционный ислам. Однако основная часть продолжает следовать именно ему.

Согласно ГОСТу

В связи с этим в государстве начал активно пропагандироваться стандарт «халал», а магазины стали наполняться «халяльными» продуктами. Только вот законодательно это до сих пор никак не регламентируется, несмотря на то, что необходимость стандартизации приоритетных направлений развития халал-стандарта в Казахстане обсуждалась неоднократно.

Стоит сказать, что Государственный стандарт Республики Казахстан, регламентирующий общие технические условия для вареной колбасы «халал» (СТ РК 1353-2005), поясняет, что продукция должна быть выполнена из сырья, подготовленного в соответствии с ритуальными обычаями, и только при соблюдении всех установленных норм должна быть допущена к реализации в торговой сети.

Наряду с ДУМК, выдачей сертификатов халал в Казахстане занимается Ассоциация Халал Индустрия Казахстана, которая работает с 2005 года на основе лицензии, выданной Министерством юстиции РК.

Нужно отметить, что начинала ассоциация совместно с бывшим руководством муфтията, но нынешние представители ДУМК считают деятельность ассоциации, мягко говоря, неэффективной.

В последние годы слово «халал» стало служить приманкой у тех, кто хочет поднять продажу своих товаров и услуг. Известно, что в Казахстане сейчас можно лечить зубы в халал-стоматологии, делать покупки в халал-магазинах и заниматься халал-фитнесом, тогда как Техническим Комитетом разработаны стандарты по «халал» и сертификаты выдаются только по двум видам: по производству колбасной продукции и по оказанию услуг в сфере туризма.

В Ассоциации халал-индустрии Казахстана считают это вполне допустимым. К примеру, гостиница может быть «халал», если имеет комнаты для чтения намаза и в ней запрещены интим-услуги. Может быть и халал-СТО, если в ней есть намазхана и специализированное кафе.

Вместе с тем, отмечает уполномоченный представитель Технического комитета «Халал» по Алматы и Алматинской области, процедура получения сертификата достаточно проста. Предприятию необходимо подать заявку, в ходе рассмотрения которой на производство выезжает экспертная комиссия. Представители надзорного органа проводят тщательную проверку и анализ процесса изготовления продукции – конечно, на предмет ее соответствия стандарту халал. Если разрешение дано, владельцы предприятия подписывают договор с комитетом и получают свидетельство сроком на один год.

Халяльному биткоину быть

Мусульманские ученые уже несколько раз пытались определить, согласуется ли использование цифровых валют с религиозными нормами ислама. В декабре один из мусульманских священнослужителей заявил о том, что биткоин соответствует нормам исламских денег, однако ведущий египетский священник запретил мусульманам владеть биткоинами.

В частности, в научной работе говорится, что криптовалюты не противоречат запрету шариата на банковские операции с частичным покрытием. Однако в ней сказано, что проведение ICO очень неопределенно и не рекомендуется мусульманам. Также говорится, что криптовалюты признаются исламскими деньгами, если местное правительство не запрещает их использование.

Мэтью Дж. Мартин, основатель Blossom Finance, объясняет, что, хотя интерес к криптовалюте продолжает расти, среди мусульман, которые составляют почти четверть населения мира, на эту тему присутствует большое недопонимание и путаница. Многие люди спрашивали Мартина, соответствуют ли биткоины и другие криптовалюты набору правил, которым следуют мусульмане, руководствующиеся принципами Корана.

«Несколько недавних фетв, выпущенных видными мусульманскими учеными, предлагали неполные или противоречивые мнения по этой теме. Учитывая путаницу в этом вопросе, мы хотели бы предложить четкое руководство, подкрепленное солидными исследованиями, которые принесут пользу как мирянам, так и практикам исламских финансов».

«Многие спрашивают меня: «Биткоин халал или харам?» и честный ответ здесь: «это зависит [от разных факторов]». Биткоин – это не только валюта, но также транзакция и платежная сеть. А сам блокчейн – это целая категория технологий с широким спектром применения», – говорит Мартин.

Спрос формирует предложение

Пищевая промышленность – это сердце индустрии халал, которая благодаря этому факту процветает даже во время кризиса. Такие крупные мировые компании, как МсDonald's и Nestle, постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90% мирового халяльного рынка.

Стоит отметить, что в Центральной Азии халал-продукцию начали производить еще во второй половине XX века. В условиях Советского Союза мусульманское население, в основном проживавшее в сельской местности, самостоятельно обеспечивало себя всем необходимым, однако после массовой миграции в города проблема обострилась.

По словам предпринимательницы в сфере халал-индустрии Дианы Мырзахметовой, сейчас растет спрос на халяльные торты. «Свою продукцию под названием Cakeland я пеку на дому с 2015 года. По поводу сертификации могу ответить, что у меня ее нет. Люди заходят на мою страничку и просто заказывают, потому что им нравится. Отмечу, что даже поступают заказы не от мусульман. В неделю бывало, что пекла около 20 тортов. Так как многим уже известно, что халяльный торт – это, в первую очередь, торт без вредных добавок. Очень часто торт заказывают для детей, еще и потому, что в халяльных тортах не бывает алкоголя», — говорит Диана Мырзахметова.

При этом, по ее словам, бизнес этот довольно доходный и в ближайших планах она намерена вложить дополнительные средства в оборудование своей собственной кондитерской.

Совсем недавно, по сообщению некоторых СМИ, в Казахстане началось производство халяльной питьевой воды. Суть в том, что жидкость очищается и разливается в бутылки под чтение сур Корана.

Между тем, отмечают другие игроки пищевого рынка халал, издержки на производство подобной продукции выше. И это понятно. В таком производстве запрещается использовать вредные вещества, жиры животного происхождения и различные вредные добавки и разрыхлители. Обычно натуральные продукты стоят дороже. Примером также может послужить колбасная продукция. Халяльная колбаса дороже обычной, потому что курдючный жир на порядок дороже свиного сала.

Компании сферы услуг, выстраивающие бизнес по нормам шариата, пока не столь многочисленны, однако исламские принципы работы с каждым годом охватывают все больше секторов. В Казахстане в согласии со стандартом «халал» работают гостиницы, SРА-салоны, автошколы, банки, медицинские учреждения. Основной принцип предоставления услуг в этих заведениях заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, в строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также в наличии намазханы – помещения для чтения молитв.

Читайте также