Перейти к основному содержанию

3286 просмотров

Число сделок купли-продажи жилой недвижимости в РК за год снизилось на 5%

Более неохотно казахстанцы вкладываются в частные дома

Число сделок купли-продажи жилой недвижимости в РК за год снизилось на 5%

Число сделок купли-продажи жилой недвижимости в РК за год снизилось на 5%

В марте казахстанцы совершили 16,8 тысячи сделок купли-продажи жилья - это на 4,6% меньше, чем годом ранее.

Наибольшая активность зафиксирована в Астане - 16% от всех сделок по РК, 2,7 тысячи - на 1,4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Еще 12,9% пришлось на Алматы (2,2 тыс. сделок, сразу на 16% меньше, чем год назад) и 10,9% - на Карагандинскую область (1,8 тыс. сделок, на 4,8% меньше, чем в марте 2017).

Впрочем, сокращение активности на рынке недвижимости произошло в основном за счет падения интереса к частным домам, в том числе - вследствие нарастающих процессов урбанизации и агломерирования.

Так, количество сделок купли-продажи квартир в многоквартирных домах практически не изменилось за год (всего минус 0,1%) и осталось на уровне 12,3 тыс. за март 2018. В то же время, количество сделок по индивидуальным домам упало год-к-году сразу на 14,9%, до всего 4,5 тыс. - это лишь 27% от общего количества сделок, против 30,3% годом ранее.

Квартиры в новых многоквартирных домах подорожали в среднем по РК на 5,6% - до 263,1 тыс. тг за кв. м.

Вторичное благоустроенное жилье немного подешевело - на 1,3%, до 185,8 тг за кв. м. Любопытно, что неблагоустроенное жилье на вторичном рынке подешевело не так сильно, как благоустроенное - всего на 0,2% а год, до 115 тыс. тг за кв. м.

Элитное жилье на вторичном рынке увеличилось в цене на 2,6% за год, до 211,1 тыс. тг за кв. м.

Дороже всего «квадрат» нового жилья стоил в Астане - 330,6 тыс. тг, на 5,6% больше, чем годом ранее. Примечательно, что в прошлом году самые высокие цены были в Алматы.

На вторичном рынке самые высокие цены - в южной столице (340 тыс. тг за кв. м, на 0,9% больше, чем год назад).

1509 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance